Вступление.
"Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда
против всех."
Михаил Яковлевич Гефтер
Можно не соглашаться, но
жизнь каждого из нас часто напоминает череду
счастливых и несчастливых случаев и их последствий. Ничто не
проходит даром.
Маленькое зло, которое когда-то недоглядели, скитаясь по дорогам
истории. обрастая
другими случайностями, в какой-то момент приобретает уничтожающую
силу,
разрушает, казалось бы, наприступные бвстионы добра. И как же быстро
их
разрушает, калеча и уродуя вчерашних защитников цитадели. Нам не
отмолить их
грехов, нет искупить их преступлений. Мы можем сто раз умирать,
когда голову
разрывает мысль о муках их жертв, можем захлёбываться в слезах,
можем давиться
словами оправданий, можем сходить с ума от ненависти и стыда. Но мы
можем ещё
одно - помнить, бороться, говорить, пробивать стены непонимания,
пусть и своим
лбом. Можем сделать всё возможное, чтобы их потомки, да и мы сами,
наконец
поняли и приняли, что достоинство имеет каждый человек и любой народ,
независимо от того, ка мы оцениваем его качества.
Национальное пренебрежение перерастает
в национальную нетерпимость, затем -
в национальную ненависть и раждает те деяния, когда молчит рассудок,
каменеет
сердце, торжествует яростная жестокость и победно шествует зло.
Антисеметизм - самая глкбокая, самая постоянная форма неприязни к
человеку,
межэтнической ненависти, межнациональной нетерпимости. И сто раз был
прав
Сартр, говоря, что "антисемитизм - не еврейская проблема, это наша
проблема".
Наша, потому что зеркало наше, общее. И совесть и зло тоже. И
Катастрофа.
Холокост - Катастрофа не только евреев. Это Катастрофа нашей истории,
культуры,
катастрофа человеческих наячал вообще.
Катастрофа узаконенного в массовом сознании разрешения на убийство,
уничтолжение другого человека или людей. Поэтому рядом с вопросом "Почему
евреи?" стоит ещё один не менее правомерный вопрос: "Почему это
делали не евреи?
Почему они МОГЛИ это делать?". Я надеюсь, что эта работа хоть на шаг
приблизит
меня и вас к ответу.
|