I. Дороги.
"И поверил народ. И услышал, что Господь посетил сынов Израилевых
и увидел
страдания их, и преклонились они и поклонились."
Библия, Исход, гл. 4.31
"В этот самый день (день Пасхи) Господь вывел сынов Израилевых из
земли
Египетской по сплочениям их."
Библия, Исход, гл. 12.51
"Взял Иисус (Навин) всю землю, как говорил Господь Моисею, и
отдал её Иисус в
удел Израильтянам, по разделению между камнями их. И успокоилась
земля от
войны."
Иис.Н. 11.23
В 14 веке д.н.э. Моисей после сорока лет скитаний по пустыне привёл
евреев из
Египта в Палестину - строить государство сынов Израилевых и культ
единого Бога
Ягве (Иеговы). Возвеличившись царством Соломона и храмом Иеговы в
Иерусалиме
в 10 веке, это государство затем распалось (930 г.) и переходило из
рук в руки от
ассирийцев (722 г.) и вавилонян (586 г.) к персам (537 г.), эллинам
(330 г.), к
римлянам (с 63 г. и до нашей эры). Тогда и возникло то, что сейчас
называют
"еврейской диаспорой" ("рассеянием" по-гречески). Бесчисленные войны
и
восстания обескровливали палестину 8 столетий. Текли не
останавливаясь потоки
пленных и беглых евреев в Аравию, Вавилонию, Персию, Армению, на
средиземноморское побережье, Македонию и Римскую империю. В Азию -
до
Бухары, Китая, Индии. (2, т.3, с. 44-46; 3, с. 52).
Евреи были чужими в античном мире. Они отвергали его язычество и
идолопоклонничество: Бог евреев - единый и невидимый Бог. Они
поплатились за
это - именно в античные времена появился антисемитизм - форма
массовой
рненависти по отношению к евреям. И хотя прошло уже 2000 лет, но
только мир всё
ещё не вылечился от неприятия и ненависти всего другого, чужого, не
научился
толерантности.1. Антисемитизм. Церковь.
Книга евреев - Закон (Тора по-древнееврейски) говорила, что Бог
пришлёт своего
посланца - Машиаха, Мессию, и он установит на земле Божье царство
добра. В годы
тирании римлян те из палестинских евреев, что не бунтовали и не
спасались
бегством, покорно ждали прихода обещанного Богом избавителя.
Мятежней других израильских земель была земля Галилеи, самой кроткой
- секта
назореев. Оттуда, из Галилеи, от назореев и явился Спаситель - Иешуа,
Иисус
по-еврейски. Он принёс Божью власть добра, противопоставив её земной
власти
римлян. Римляне распяли Его. Но для тех, кто мирно ждал Посланца,
Иисус стал им -
помазанником Бога, Мессией - Христом по-гречески. Всемирным разумом,
божьим
сыном, орудием единого Бога называли его. Иисус воскрес ещё одним
Богом. (4, с.20,
32, 33,70).
Евреи-иудаисты не приняли евреев-христиан: священнослужители - за
измену
единобожию. аристократы - за опасную борьбу с Римом, бунтари - за
смирение.
Римляне же видели в христианах и евреев и вольнодумхев одновременно.
Начались
невиданные казни и преследования. Ограмная, нечеловеческая сила
требовалась
новообращённым, чтобы выжить. Ещё большая - чтобы нести религию в
массы.
Он обладал такой силой. Имя ему Савл, крещёный Павлом. Он - творец
христианской религии. Выученик раввина Гамаиила, внука Гиллеля (еврейского
законоучителя, богослова, основателя фарисейства - демократического
движения в
иудействе).
Павел был побит камнями простыми провинциалами Листры, был бит
римскими
колонистами в Филиппах, преследуем греческой толпой в Эфесе,схвачен
рассвирепевшими иудеями в Коринфе, оскорблён и оклеветан
фарисейскими
учителями в Иерусалиме. В самое время очевидного успеха он
действовал среди
позора, глупости, слабости... Бездомный, преследуемый, оклеветанный,
сделавшийся
как бы сором или прахом для мира. Его жизнь была постоянно
приговорена к смерти.
(5, с.519-521)
Евреи видели, что человек добр, жизнь добра, Бог добр - вера,
которая
пронизывала еврейское существование и позволяла пережить все беды и
гонения.
Исходя из логики своей религии, евреи стали противниками насилия.
Последователи
Иисуса исповедовали любовь и мир не потому, что они были христианами,
а тоьому,
что они были евреями.
Павел проповедовал фактически другую религию. Рабби Гиллель верил,
что
главная и истинная заповедь Бога - это "Люби ближнего, как самого
себя".
Убеждение Павла - только вера в Иисуса, слепая, или какая угодно,
может дать
человеку спасение...
Павел начал разрушение фарисейской концепции всеобщей терпимости,
выраженной в кротком правиле Гиллеля: "Не делай другим того, чего не
хочешь,
чтобы они сделали тебе". Павел поставил это правило с ног на голову,
прочитав его
как "делай другим так, как ты хочешь, чтобы они делали тебе".
Небольшое, казалось
бы, изменение, но какое существенное, поворот на сто восемьдесят
градусов.
Гиллель: ты не хочешь, чтобы тебе навязывали какую-то религию, тогда
не
навязывай свою другим. Павел: крести других, если сам хочешь быть
христианином.
Правило Гиллеля верх гуманизма, а в трактовке Павла оно становится
оправданием
насильственного крешения и христианским мерилом справедливости.
Апостол Павел был не только религиозным идеологом, но и трезвым
практиком. Он
понимал, что война с Римом самоубийственна и, как говорит
А.Робертсон, "решил
проповедовать спиритуалистический мессионизм. Переместил царство
Божие из
этого мира в загробный"*. Кесарю кесарево, небо - Иисусу.Павел
облегчил
христианству шествие к окончательной победе и превращению в
официальную
государственную религию, поддерживая могущество римской империи, ей
основанный на рабстве социальный строй ("Рабы, повинуйтесь господам
своим...", -
из Послания к Ефесянам*. Но с другой сторолны, как мне кажется,
отошёл от учения
Христа, от всего тогог, что было в нём протестом против
несправедливой жизни. Он
во всех отношениях сильно сдвинулся "вправо".
Иудаисты отвергли Павла, посчитав его изменником. А он возненавидел
свой
народ: Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, то
есть,
израильтян", - из послания к Римлянам*. Павел не изобретал
антисемитизма, но его
антисемитизм был чем-то существенно другим, он был идеологическим и
религиозным. Павел заложил основы того, что обрекло его собственный
народ,
народ Иисуса, на кошмар, длящийся почти две тысячи лет...
Конечно, Павел не знал этого. Он только знал, что те, кого он более
всего любил и
ценил, отвергли его. И, поскольку они отвергли его, он, в свою
очередь, отвергал и
ненавидел их.
Павел был выдающимся пропагандистом. Именно благодаря его
блестящему уму,
огромной энергии и творчеству, христианство родилось как религия. Но
кроме всего
прочего, Павел - отец свирепого богословия, осуждающего и
предрекающего гибель
инакомыслию.
Да, христианство победило Рим. Но только никто не скажет, когда
вина Рима за
смертьь Иисуса была переброшена на враждебных иудаистов, камнем
повиснув на их
шее, когда прежняя неприязнь коренных эителей к чужаку - еврею у
христиан стала
"обоснованной" ненавистью? Когда и кто выпустил зло?
Оно поплелось по дорогам будущей Европы. Преследование инакомыслия
нуждалось в обосновании. Это обоснование появилось в трудах
Августина
Блаженного (354-430). Его концепция применения силы к еретикам,
вплоть до
физического уничтожения долго бередила умы, растила Пап и
императоров (6, с.166).
Христианство начали вводить силой. я не думаю, что император
Византии Лев
Исаврянин (714-741) знал, чьё дело продоложает. Но указ он издал.
Указ про
насильственное крещение всех евреев. Неподчинение - влечёт смерть. И
многие
умирали. (7, с.65).
Кроме смерти и крещения для византийских евреев оставался ещё один
выход -
бежать. И они бежали. Многие переселялись в Хазарское государство. В
конце 7 -
начале 8 вв. хазары под еврейским влиянием приняли иудаизм. Когда
они
завоёвывали Приднепровье, Крым, Кавказ, на будущих владениях
Киевской Руси
появились евреи. Кизляр, Тамань, Судак, Херсонес, Феодосия и другие
города были
иудейские (хазарскими, еврейскими).
У восточных славян в дохристианский период бытует представление об
еврее ка
носителе культурного начала, умном и кмелом торговце. "Яснее всех
других влияний
выступает еврейское влияниеи участие еврейских елементов в
формировании
духовного облика древне-русского народа" (Иван Франко). На Руси того
времени
сложился также эпических образ еврея-богатыря, еврея-великана.
С развитием торговли в 11 - 12 вв. Киев становится главным складом
транзитных
товаров. Здесь встретились евреи западноевропейские и византийские с
одной
стороны и хазарские с другой. С последней четверти 11 века Киев -
достаточно
крупный еврейский центр. Как и в других славянских государствах,
евреи в Киевской
Руси составляют группу свободных людей, исполняющих важные
экономические
функции: в их руках сосредоточилась транзитная торговля. Хотя в
городах они жили
преимущественно в особых кварталах, но могли селиться всюду.
Памятники русского
права вообще не щнают каких-либо законов против евреев. В 12 веке
ситуация
меняется. Усиливается влияние христианства, в худшую сторону
изменяются условия
жизни народа: развивается феодализм, многие крестьяне теряют земли.
В это время
появляется представление о "еврее-жидовине" как о враге христиан.
Образ
еврея-богатыря носит уже не ту окраску, как пять веков назад. Теперь
это - Жидовин
- могучий злодей.
Первый еврейский погром по свидетельству летописей произошёл после
смерти
князя Святополка в 1113 г. Тогда киевская толпа, взбунтовавшись
против тысяцкого
Путяты, попутно громила евреев. Это было отзвуком настроений
западноевропейских крестоносцев.
Владимир Мономах, прибыв с дружиной в Киев, покончил с мятежом и
погромами
(7с.65-166).
На Западе христианская церковь продолжала преследовать любые
проявления
инакомыслия. Причём усиление господства церкви традиционно
сопровождалось
усилением гонений. "Врагов" же меняла довольно часто. В 4-5 веках (времена
Августина) изводила ариан и насториан, посмевших выискатть в Боге
человеческую
суть. В 10-11 веках жгла богомолов - противников стяжательства.
Богослов 12 века
Пётр Абеляр поставил разум выше веры - папа Иннокентий 2 приговорил
его к
"вечному молчанию" в монастыре. Ученика Абеляра Арнольда
Брешианского
осмысление догматов христианства навело на идею передать
собственность
духовенства беднякам, объединённым в коммуны. Арнольда повесили,
труп сожгли,
пепел сбросили в Тибр. Более всего в 12 веке боролись с катарами -
они отрицали
собственность, церковную обрядность, отказывались лгать и убивать.
Их же убивали
усердно и жалостливо: без пролития крови, на кострах. (9, с.57,
71-74).
Разумеется, про евреев тоже не забывали. Эстафетная палочка в руках
папы
Иннокентия 3 (1198-1216). В своём послании христианским королям он
писал: "Все
монархи Европы обязаныпорабощать их (евреев) и держать в качестве
бесправного и
нищего сословия". Ниже рабов. (9, с. 71).
Церковь воевала огнём и мечём, еретики - библейскими текстами. Но в
Риме не
спят. 1231 г. - папа Григорий 9 запретил мирянам читать и толковать
библию.
Запахло кострами инквизиции.
Из-за запрета селиться в городской местности евреи вынужденны были
жить в
городах. Здесь многое из них занимались торговлей и весьма преуспели
в этом,
практически навязанном им деле. В 13 в. католическая церковь
нацелилась на
еврейские деньги: христианское духовенство понесло в народ ненависть
к
иноверцам. Особенно сильно это проявлялось в Испании. Король
Фердинанд 7
Святой постарался уберечь евреев и мавров - основу своей экономики,
но в 14 веке
по стране покатились волны погромов. Толедо, Валенсия, Барселона...
Только в
Севилье 6 июня 1391 г. из 20-30 тысяч евреев уничтожено более 4-х
тыс. человек.
Боясь утечки еврейского капитала,
власти запретили евреям выезд за границу.
Бесправным, гонимым со всех сторон евреям церковь подсказала
единственный
выход - креститься. Миллион евреев стали маранами или "новыми
христианами".
Это позволило им взмыть в сфере финансов, наук, торговле, (дотянулись
до
министерских портфелей, княжеских тьитулов и епископских кафедр
благодаря
новому вероисповеданию). Но многие марраны продолжали тайно
соблюдать
еврейские обряды.
Церкви были нужны деньги, нужны
они были и блестящей эпоже Возраждения...
1478 г. - в Испании введена инквизиция с целью уничтожения ереси
иудействующих новых христиан. Подземелья, пытки, костры... (10,
с.7-24, 41-68,
123-146).
Интересно, что первым великим
инквизитором был потомок старинного
маранского рода Томас Торквемада. Ещё юношей, поступив в монастырь,
Томас
приобрёл большую известность в Кастилии благодаря своему суровому
образу
жизни, непреклонному характеру, строгому благочестию и
необыкновенному
красноречию. Он отказывался от всяких титулов и почестей,
предпочитая оставаться
простым проповедником-доминиканцем. Фактически его карьера началась
в 1459
году. Тогда он, наконец, согласился принять звание приора в
монастыре св. Креста в
Сеговии – излюбленном месте паломничества всей кастильской
аристократии, не
исключая королевской семьи. Вскоре Томаса назначили духовником
инфанты
Изабеллы, будущей королевы. И даже когда она вступила на престол, он
всё ещё
отказывался от архиепископского звания и кардинальской шляпы. Однако
под
личиной скромности Томас таил скрытый план: он рассчитывал стать
выше
епископов, чтобы самостоятельно вести дело борьбы с ересью и
неверием.
Инквизиционные трибуналы в его понимании были тем магическим оружием,
которое одно было способно вырвать жало ереси и нечисти, принеся при
этом
колоссальное влияние и состояние человеку, в руках которого оно
находилось.
Торквемада попал в число первых
семи инквизиторов, которые были назначены
папой Сикстом 7 для борьбы с неверием в Испании. Томас обнаружил
необыкновенные способности организатора, удивительную выдержку, не
знавшую
границ жестокость поражавшее всвех хладнокровие в качестве
инквизитора. Но
произошла ещё одна перемена в Торквемаде. С получением звания
Великого
инквизитора прежний аскет, не евший никогда мяса и не носивший иного
платья,
кроме простой доминиканской рясы, стал жить в богатых хоромах,
окружённый
многочисленной челядью. Не смотря на запрет доминиканского ордена
обладать
какой-либо собственностью, бывший
бессеребренник не брезговал теперь
богатством осуждённых грашников и копил огромные суммы денег. Он не
был
лишён человеческих слабостей, и непреклонность его натуры выражалась
в суровом
отношении к другим, а не к собственной личности. (11, с.68-71)
Трибуналы Торквемады осудили
114511 человек, сожженных заживо – 11272,
среди них больше половины – евреи. (11, с.265) В 1484 г. папа Сикст
6 писал
Торквемаде: «мы в восторге, что Вы, обогащённый познаниями и
облачённый
властью, направили своё усердие на предметы, возвеличивающие имя
Господне и
полезные истинной вере. Мы ниспрашиваем на Вас Божье благословение и
побуждаем Вас, дорогой сын, продолжать с прежней энергией и
неутомимостью».
Торквемада умер в 1498 г., пламя инквизиции, снижаясь, унялось
только в 1826 году,
когда в Валенсии инквизиторы в последний раз сожгли еврея.
Дойное стадо инквизиции
истощилось. Евреи перестали креститься и становиться
марранами, ибо это означало переход в сословие, над которым
постоянно висел
домоклов меч обвинения в иудейской ереси. Остатки ограбленных и
растерзанных
еврейских семейств годились только на то, чтобы их изгнать. Изгнать
в короткий
срок (чтобы бросили имущество) и с запретом вывозить золото и
серебро (они
нужны казне). Что и было сделано в 1492 г.
Но страшное пламя костров ещё не
унялось. Просто перебросилось на соседню
Португалию. Только во время погрома 1500 года в Лиссабоне за три дня
было убито
около 2000 тысяч марранов и евреев. При этом на кострах инквизиции
горело
одновременно по 15-20 человек. (11, с.234-235)
Доминиканцы кроме Торквемады
дали миру ещё одного великого
схоластика-антисемита. Им был Фома Аквинский. Именно благодаря ему
рабство
евреев получило систематическое философское и теоретическое
оформление. Фома
объявил евреев врагами и светской власти и духовной. Следовательно,
обеим
принадлежит еврейское имущество. Кроме того, оно должно возвращаться
тем,
кого евреи обобрали ростовщичеством (евреи взимали ссуду 10-15%,
ростовщики-христиане – от 100 до 400%). (3, с.173)
Великий богослов авторитетно
благословил кровавый грандиозный грабёж евреев,
который с тех пор стал наиболее характерной чертой их совместной
жизни с
христианами. При этом три хозяина еврейского добра – церковь,
монархи и
дебиторы – беспрестанно конфликтовали между собой, поскольку Фома не
дал себе
труда уточнить, кто из них главнее. Церковь тягялась с монархами за
«своих евреев»
и их деньги; города изгоняли евреев, чтобы избавиться от долгов;
короли считали
своими долговые обязательства горожан евреям и требовали уплаты.
Мало того,
увидев, что за счёт изгнанных евреев обогащаются соседи, короли
отменяли декреты
об изгнании и требовали возвращения своих евреев, соседям
предьявляли иск за то,
что те получали доход от аременного пребывания евреев у них.
Нередко евреям предоставлялась «привилегия»
на выжимание из христиан жестоких
процентов и обеспечивалась защита властями, в чьи карманы потом шли
добытые
евреями деньги. А в минуты народного возмущения церковь и власть,
умывая руки,
ссылались на еврейскую жадность, превращая классовую борьбу в
религиозную и
национальную.
Церковь того времени
способствовала распространению среди верующих диких
предрассудков, страхов, воспитанию жестокости, черствости,
антигуманизма и
антисемитизма. Как замечакют многие учёные, в числе которых
И.Бондарева,
довольно несложно обнаружить преемственную связь между кострами
средневековой инквизиции и крматориями нацистских лагерей, идеей
фашизма
вообще.
И не случайно католическая
церковь 20 века поначалу поддержала фашистов (речь о
папе Пие 11). Тогда, правда, бытовало мнение, что именно фашистский
корпоративный строй является идеальным христианским порядком. Но
ведь этим
близорукость не оправдвешь. Слишком сильное религиозное оружие
попало в руки
фашистам.
На протяжении европейской
истории множество сил объединялось, чтобы
использовать и поддерживать антисемитизм. Но один факт следует
твёрдо
установить: антисемитизм в Европе был во многом детищем и идеологией
христианской церкви. Можно возразить – нельзя возлагать на неё вину
за убийство
нацистами шести миллионов евреев, церковь никогда не поддерживала
этого.
Всё гораздо хуже: церковь с самого своего появления начала
организовыывать
антисесмтизм в новейшем религиозном оформлении. И она не пожалела
усилий,
чтобы привить его католическому населению. Вместе с христианством
она дала его
германским язычникам, во многом предопределяя судьбу этого народа.
Итак, большое значение в
развитии антисемитизма сыграло первоначальное
отделение христианства от иудейства, как следствие формирования 2-х
противоположных нравственных основ – христианской и еврейской. Для
христиан
характерно равнодушное отношение к жизни. Она никогда не была целью,
не она
главная ценность мироздания. В первую очередь христианина должно
волновать то,
что ожидает его после смерти. Отношение к жизни у евреев совсем
другое. У них
жизнь, любовь, мужество – вопреки смерти. Возможно никто не выразил
этот
еврейский кодекс лучше Евгения Шварца: «Слава храбрецам, которые
осмеливаются
любить,ь зная, что всему придёт конец. Слава безумцам, которые живут
себе, как
будто они бессмертны».
Безусловно, церковь только
начало, первая порция яда. Катализаторы пришли позже,
но на уже подготовленный грунт. К религиозной нетерпимости позже
добавилась
ещё одна важная составляющая антисемитизма – зависть, потом –
жадность в
патологических масштабах. Деньги евреев стали их проклятием. Ибо
ограбить еврея
не грешно и не трудно. И их грабили, убивая на ходу.
Зеркало не разбилось. Оно отражало нашу собственную жадность и
зависть на
евреях. Да, это они, евреи, жадны и завистливы, а наши мечты об их
деньгах, наши
грабежи, убийства, - это просто Божий суд, мы себя ничем не
оскверняем, наша
совесть чиста.
Горький говорил: «…иногда
фанатизм делает человека героем, но горазо чаще –
зверем. Религия - в истинном смысле своём – должна бы являться силою,
связующей
всё человечаство в единое целое – силою стремления к совершенству.
Но благодаря
глупости и своекорыстию, люди религий Моисея, Христа и Магомета,
признавая
единого Бога, позорно враждуют между собой».
Наконец церковь в лице папы
осознала свою вину. В своих последних посланиях
(энцикликах) он призывает всех верующих к этому покаянию. В этом –
надежда.
Складывается впечатление, что в критичечский момент 20 века
произошёл
определённый церковный излом. И неслучайно, наверное, покаяние
произошло
именно в конце 20 века.
Болгарских евреев (60 тысяч
человек) во время Холокоста спасали не партизаны, и
не обыкновенные сознательные болгары. Спасли своих евреев болгарские
священники. Примеров, когда евреев во время Холокоста спасали
церковнослужители много, много праведников
мира среди них. Знаменита семья
А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в киеве, в
деревнях у
знакомых, отдавая им свои документы. Другой известный священник,
выдвинутый
на звание праведника мира, - Андрей Шептицкий,
глава греко-католической церкви
в Галичине. Но об этом чуть позже.
Раздел же я закончу на высокой гуманистической новой церковной ноте:
«…преклоняю колени здесь на Голгофе нашего времени…
преклоняю колени перед плитами Бжезинки, на которых начертано
напоминание о
жертвах Освенцима на языках: польском, английском, болгарском,
цыганском,
чешском, датском, французском, греческом, древнееврейском, идиш,
испанском,
фламандском, сербскохорватском, немецком, норвежском, гусском,
румынском,
венгерском, итальянском.
Остановимся… возле плиты с
надписью на древнееврейском.
Эта надпись вызывает
воспоминание о народе, сыновья и дочери которолго были
обречены на полное уничтожение. Это тот народ, который воспринял от
Бога Ягве
«Не убий» и который в особенной мере испытал убийство на себе.
Мимо этой плиты никто не имеет права пройти равнодушно.
Находясь здесь, надо со страхом подумать о том, где лежат границы
ненависти».
Иоанн-Павел 2 (римский папа;
богослужение на территории лагеря
Освенцим-Бжезинка 07.06.1979 г.; 1, с.217) |