Итоги. Послесловие
Холокост вошёл в мою жизнь не так давно. Говоря «вошёл» я имею в
виду тот
момент, когда он для меня пересиал существовать как оторванное
понятие. В моей
жизни было три книги, которые перевернули моё мировоззрение. Книга
Аб Мише
была третьей. Поэтому её влияние на эту работу очень сильно. Просто
работы не
было бы, если не было бы книги. Она открыла тему Катастрофы для меня.
Захотелось
понять, как это начиналось, как это вообще могло произойти, как
могла появиться
такая огромная чёрная дыра в истории и культуре человечесттва.
Понять,
разобраться в этом – такой была цель работы.
Говорят, что чем больше человек узнвёт, тем больше понимает, что не
знает ничего.
Что-то похожее произошло со мной. Шаг вперёд – три назад, но всё
равно иду.это
мои первые шаги по этой дороге, самые тяжёлые, наверное. Впереди
огромный путь,
и скажу частно, я не знаю, смогу ли его пройти., хватит ли сил,
терпения и времени.
Но пока я останавливаться не собираюсь. Вот то, к чему я пришла на
сегодня:
- антисемитизм как форма национальной ненаыисти, нетерпимости
появился в
античные времена вследствие тго, что религией евреев был иудаизм,
основанный на
единобожии и отрицании идолопоклонничества. Евреи первыми в истории
отошли
от язычества, поэтому они стали чужаками в античном мире. Не
желангие евреев
ассимилировать, их обособленность лишь
увеличивали неприязнь коренного
населения стран, где жили евреи после того,
как образовалась диаспора.
- политика христианской церкви,
направленная на подавление инакомыслия, а со
временем открыто поддерживающая антисемитизм, способствовала
распространению среди верующих неприязни и ненависти к евреям.
- законы и правовые акты на
протяжении двух тысяч лет закрепляли антисемитизм,
гонения против евреев не государственном уровне.
Вместе с тем всё это
способствовало развитию вековечной ненависти к евреям у
народов разнвх стран Европы и подготавливало почву для нацистских
идей.
- немецкий народ был унижен
Версальской системой договоров. Нации унижать
нельзя, это приводит к непредсказуемым, но всегда тяжёлым
последствиям. В
Германии это привело (с нацистской помощью)
к распространению идей расового превосходства
среди населения.
Социальные катаклизмы часто
характеризуются поисками образа врага. На
протяжении мировой истории «врагами» часто становились евреи (всё та
же
вековечная ненависть). Вполне закономерно, что немцы в 30-х годах 20
столетия
вернулись всё к тому же образу – евреям.
Совпадение ряда факторов, в
числе которых распространение идей расового
превосходства и волна крайнего антисемитизма, захлестнувшие Германию,
привели
к тому, что немцы поддержали антиеврейскую политику Гитлера. К тому,
что
впервые в истории был поднят вопрос об «окончательном решении
еврейской
прблемы».
Евреев громили всегда, но
громили попутно, когда появлялось желание уничтожать.
И только фашистская Германия пришла к уничтожению евреев как нации,
полностью.
Но в том, что Холокост произошёл,
виноваты не только немцы. Вина лежит на всём
цивилизованном мире, который позволил этому случиться, не оказал
должного
сопротивления в этом вопросе. Каждый день люди оказывались перед
выбором, и
члены различных правительств, и обыкновенные крестьяне. Молчать или
протестовать, опускаться или парить, терять человеческое лицо или
сохронять
достоинство. От выбора каждого из них зависело очень многое, но ещё
большее – от
их совместного выбора.
Пусть некоторые даже не
сопротивлялись ненависти. Впускали её в себя, вернее,
отыскивали ей в себе и давали ей выход. Так обыкновенные люди
становились
нацистами. Но, как сказала Алла Гербер: «Уничтожая людей из-за их
неподходящей
национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя. Ибо ничто так
не
разрушает человека, как ненависть».
Пусть другие не смогли подавить
равнодушия, а третьи - страха. Но ведь были же и
Люди. Только это и может удержать на краю, сохранить веру в будущее.
Мы на пороге 21 века. Многое
понято, во многом покаялись. Но слишком многое
проходит мимо нас, ничему не научив. Я не хочу, чтобы Холокост стал
таким
невыученным уроком. Программы, подобные «Урокам Холокоста»,
необходимы
особенно сейчас, когда в обществе происходят такие перемены. Рушится
очень
многое, в том числе нравственные опоры. Стыдно сказать, но даже в
своей гколе я
регулярно сталкиваюсь с различными проявлениями антисемитизма, а
иногда
вообще расизма. Хорошо, что я обращаю на это анимание, что это меня
очень
задевает, ия уже не молчу, если слышу подобные реплики в чей-то
адрес. Но другие
молчат. Иногда это просто вызывает отвращение, иногда я не могу
понять как такое
может происходить сейчас, в начале 21-го века. Хорошо, что есть
такие программы.
Хорошо, что их становится больше. Нам не выжить без уроков
толерантности в этом
мире. |