2. Антисемитизм. История и право.
Первые пять частей Торы записали вавилонские
евреи в 6 в. до н.э. В мир она вышла
грекоязычной Библией (Библиа – книга по-гречески) в 240 г. до н.э.,
в пору
сближения эллинской и еврейской мысли, и первых еврейских погромов…
(3, с.68,
86)
Египетские греки (речь о
древнегреческих городах в Египте, 4-1 вв. до н.э.) были
очарованы еврейской концепцией Бога, еврейским гуманизмом,
опередившим
греческий, отвращением к войне и к убийству. Культукные греки не
видели
препятствий на пути к иудаизму. Но одни греки становились иудеями, а
другие греки
убивали иудеев. Почему? Да потому, что евреев и любили и ненавидели
– как всегда
ненавидели чужестранца, остающегося чужим. Евреи не желали
ассимилиролвать.
Возможно только благодаря этому они и смогли сохраниться как народ,
не имея
собственного государства на протяжении 2000 лет. Но их отказ стать
частью
языческого мира, в котором они жили (всё то же единобожие), их
зажиточность – не
всегда, но достаточно часто, их обособленность, многим казавшаяся
надменностью,
их отказ носить оружие – всё это вызывало появление особого вида
ненависти,
которую мир знает как антисемитизм.
Ещё за двесть лет до н.э. эта
ненависть начала извергаться уничтожающими
действиями греческой толпы против евреев: те самые первые еврейские
погромы.
Римляне не далеко ушли от греков. Разница лишь в том, что для
латинских наролдов
иудей (еврей) был предметом отвращения и презрения, а не ненависти.
Юлий
Цезарь, искренне удивлявшийся мужеству и независимости, с которыми
иудеи
держались вдали от всякой идолопоклоннической лести, пригласил их
поселиться в
Риме. С этого времени евреи становятся постоянной мишенью для злобы.
Их
субботы, обрезания, отвращение к свиному мясу,форма платья, лампады
и
торжественные праздники были предметом ядовитых насмешек и служили
для
римлян признаком крайне отвратительного еврейского суеверия. Таким
было
римское гостеприимство. (5, с.842-844)
Иерусалим умер после последнего
рывка евреев к свободе – восстания под
руководством Бар-Кохбы в 132-135 гг. – 580 тыс. убитых евреев. (1,
с.42) С того
времени евреям оставалось только чужеземное гостеприимство: римское,
египетское,
и всякое другое доступное, но ненавистное.
«Когда в Египте начиналась
засуха, мудрехы вспоминали о существовании евреев,
приглашали их, резали и кропили замлю свеженькой еврейской кровью.
Конечно,
это не могло заменить дождя, но всё же давало некоторое
удовлетворение. Впрочем,
и тогда были люди осторожные, воззрений гуманных, говорившие, что
зарезать
несколько евреев, разумеется, полезно, но землю окроплять их кровью
не следует,
потому что кровь ядовита и даст вместо хлеба белену…
В южной Италии, при землетрясениях, люди
сначала убегали на север, потом
осторожно, гуськом шли назад поглядеть – трясётся
ли ещё земля. Евреи тоже
убегали и тоже возвращались домой позади всех.
Разумеется, земля тряслась или потому, что евреи захотели этого, или
потому, что
замля не захотела евреев. В обоих случаях было полезно отдельных
представителей
этого племени закопать живьём, что и проделывалось. Что говорили
люди
передовыве? Ах, да, они очень боялись, что закопанные окончательно
растрясут
землю.» Х.Хуренито (герой одноимённого романа
И.Эренбурга; 12, т.1 с. 85)
Гостеприимства не было нигде.
Евреев гонят ото всюду. Когда король Ричард
Львиное сердце в 1189 г. издал декрет об изгнании евреев из Англии,
парламент
выразил благодарность королю за эту меру. Кровь ли крестоносца
взыграла в нём, но
только евреев выгнали. Кстати, о крестоносцах, они ведь к евреям
вообще
неравнодушны. 15 июля 1099 г. крестоносцы взяли приступом Иерусалим.
Перебив
всех мусульман, они загнали живших в Иерусалиме евреев в одну
синагогу и
подожгли её. Все евреи погибли в пламени, а имущество их было
разграблено. (13,
с.22)
Правда, когда в 1291 город Акко
(последнее владение крестоносцев) был взят
штурмом египетскими войсками, наравне с христианами-крестоносцами
египтяне
перебили и евреев. Рравенство, что ни говори.
Французских евреев тоже никто не
щадил. В начале лета 1317 г. на страну обрушился
голод, усеявший города трупами. Вскоре над всей Францией пронёсся
вихрь безумия.
Какой-то слепой, полумистический порыв и вместе с тем крайняя нищета,
неистовая
жажда уничтожения побудили внезапно деревенскую молодёжь, пастухов,
гуртоправов, свинопасов объединяться в бродячие банды. Предлогом для
этого
послужила некая туманная идея крестового похода. К этим бандам
присоединились
священники-расстриги, вероотступники, разбойники, воры, нищие,
гулящие девки.
Сотни тысяч путников в лохмотьях, входя в какой-нибудь город, чтобы
попросить
там милостыню, попросту пускали его на разграбление. Иоанн 22
пригрозил
отлучить от церкви этих лже-крестоносцев. Но им нужны были жертвы.
Они
набросились на евреев. И жители городов стали брататься с
разбойниками,
приветствуя тут кровавые погромы. Были разгромлены гетто Лектура,
Овилара,
Кастельсарадэна… И не было города в Лангедоке, где бы ни истребляли
евреев.
Евреи Верден-сюр-Гаронн сначалак бросали, словно метательные снаряды
своих
собственных детей, а затем перерезали друг друга, чтобы не попасть в
руки
одержимых. В Шиноне евреи всей округи были брошены в огромный,
объятый
пламенем ров. В Париже сожжены на том самом злосчастном острове,
который
носил их имя, напротив королевского дворца. (14, с.258-261)
За страшным для евреев 13 веком
шёл 14 – ещё стращнее, век разгула инквизиции,
потогм 15 – не лучше. Не известен фактический повод, но именно в 15
веке во
многих местностях, а особенно в Германии, евреи были поголовно
истреблены.
Инквизиция вообще нашла сильную опору в лице обыкновенных мелких
крестьян и
буржуазии для кровавой расправы над евреями. С определённого времени
жизнь для
них в просвещённых странах стала невозможной. Многие бежали на
восток – в
Польшу, Украину, Турцию. В этих так называемых варварских странах
они были
терпимы именно потому, что это были варварские» страны, нуждавшиеся
ещё в
городском населении. Хотя терпели их недолго и не везде. Одним из
немногих мест,
где евреев никогда не пренследовали, был Китай.(3, с.184) Честно
говоря, найти
объяснение этому я не могу. Возможно дело в высокой нравственной
культуре
китайцев, возможно, в религии, философии, ментальности. Возможно
причины
следует искать в чём-то другом. Но можно лишь восхищаться их
гуманизму и учиться
у них толерантности.
Не скажешь этого про азиатских
соседей китайцев – татар. Впрочем, сначала татары
показывают себя совсем не антисемитами. Слова «…христиане почитают
Иисуса,
Христа, сарацины – Магомета, жиды – моисея, у язычников самый высший
бог –
Саганомархан, а я почитаю всех четверых и молю о помози себе того,
кто в самом
деле выше всех из них»- принадлежат Мангу, великому хану
татаромонголов.
Оказалось, он слегка лицемерил: во всех странах, повластных татарам,
служители
всех религий, исключая еврейских раввинов, были освобождены от
податей. (15,
кн.2, с.159)
По-своему вторя татарам, русский
государь 16 века «не преследовал и не ненавидел
за веру никого, кроме жидов… их он либо сжигал живьём, либо вешал и
бросал в
воду». Опять костры… (16, с.376)
Недозревшей России далеко ещё
было до неистового антисемитизма передовой
Европы. А когда нужно было… Дед Ивана Грозного Иван 3 через еврея
Ходу Кокоса
искал дружбы с крымским ханом. Письма Ивану 3 из Кафы писал Хода на
еврейском
– великий князь московский долго тем не гнушался. Недосягаемо
высокий,
требовавший к себе беспрекословного повиновения и преклонения, он,
тем не менее,
передавал кокосу поклоны и извинения. Вот такой русский прагматизм.
Другой царь-прагматик Пётр Великий много позже, привлекая евреев
писал: «По
мне, будь крещён или обрезан – едино, лишь будь человек добр и знай
дело». И
служили ему евреи и крещёные и некрещёные: барон Шарифов, братья
Веселовские,
аптекарь Абрам Рут, первый петербуржский обр-полицмейстер Дивьев и
другие.
Но вот уже дочь Петра, императрица Елизавета, на просьбу города Риги
разрешить
выгодную торговлю с евреями отвечала твёрдо: «От врагов Христовых не
желаю
интересной прибыли». А говорят, что яблоко от яблони недалеко падает.
Очень
далеко, оказывается, с размахом непостижимой русской души.
А что юго-восточная соседка?
Живёт себе поживает, развивается, борется. Речь,
разумеется, об Украине. В 15-16 вв. южно-русские города (то есть
собственно
украинские) превратились в обычные для европы торгово-ремесленные
поселения,
охваченные соперничеством разноплеменных общин на экономической и
правовой
почве. Происходит организация наций в отдельные замкнутые общины,
евреи идут в
ногу со всеми.
В начале века вражда к вереям
здесь ещё не достигла своего апогея. Евреев можно
встретить и среди горожан, и среди крестьян, и даже среди казаков.
Но и сюда уде
докатилось…(17, т.1, с.365). впервые насилие и погромы нажд евреями
предпринимаются казачеством с обобрения рады в 1628 г. На раде по
предложению
гетмана Бородавки казакам было предоставлено грабить евреев по
Украине, «что они
и выполняют добросовестно» - по замечанию присутствовавшего на этой
раде
королевского агента Обороницкого. Добросовестность казаков
впечатляет. К 1654 г.,
по окончании народно-освободительной войны под руководством
Хмельницкого
«…не одного поляка, не одного еврея нет в огромной стране» (18, т.7,
с.113) Сбылась
народная мечта!
Некоторые историки, в их числе и
М.П.Костомаров, считали, что евреи вполне
заслужили постигшую их участь. Изучая труды этого киевского историка,
Аб Мише
пришёл к выводу, что грех евреев согласно его работам –
экономическое и
религиозное (!) притеснение украинцев, а православные войска
Хмельницкого –
лишь орудие Божьего суда. Ладно, допустим: хоть несоразмерно
расправе, но
виноваты евреи в 17 веке. А что 18-ый? Какие
причины? Местечковое еврейство и
крепостное украинское крестьянство – одинаково нищие и бесправные,
разделённые
только религией и этнографией. И вот уже восстание гайдамаков и
резня евреев в
Умани в 1768 г. тогда трупы убитых евреев десятками тысяч валялись
по городу.
Людей повергали мучительным истязаниям: рубили, кололи, колесовали.
«Кровь
зарезанных (3000 человек стояла в синагоге повыше порогов… Евреи
плавали в
собственной крови без рук, без ног, обнажённые и сами просили, чтобы
их убивали»
(18, т.51, с.213, 222).
И не только в Умани. В Тетиеве,
Липовце убиты евреи многоми тысячами. И не в
религии, видно, дело, если «в городе Погребище некоторые изменили
своей вере и
должны были зарезать на глазах извергов жену и детей своих в
доказательство
искреннего перехода в христианство, но затем всё-таки их самих
убивали» (18, т.51,
с.6) Потом, позже, во время Катастрофы, фашисты найдут довольно
болдьшую
поддержку в центральной и восточной Европе в уничтожении евреев. В
Польше, в
Украине, Румынии, Венгрии, Прибалтике. Это всё позже, но уже в 17
веке
московские правители в ноте полякам писали: «богоубийц жидов всем
христианским
людям ненавидеть должно». (15, кн.5, с.579) И они ненавидели и
громили, правда,
чаще не за богоубийство.
Начало 20 века. Человечество на
пороге великих открытий и великих войн.
Человечество на пороге Катастрофы. В 1903 году Короленко писал, что
людей, не
заражённых гадостью антисемитизма, почти нет. Царское правительство
в те
времена очень поощряет выход различных книг, правда с определённой
окраской
шовинистического цвета. 1905 год – в Москве выходит книга под
названием
«Великое в малом. Антихрист как близкая политическая реальность».
Автором был
некий Сергей Нилус, чиновник синодальной канцелярии. К 12-ой главе
имелось
приложение, озаглавленное «Протоколы сионских мудрецов». Это
приложение
содержало «отчёты» о тайных собраниях вождей всего еврейства,
которые будто бы
съехались осенью 1897 года в Базель всвязи с первым сионистским
конгрессом и где
выработали директивы для ктверждения мирового владычества евреев.
Как
сообщалось, протоколы были написаны на францу3зском языке и
переведены на
русский. Книжечку читали, правительству нравилось, но особого
внимания она не
привлекла. (19, с.451-452)
Наступил 1918 г. Страшные годы
гражданской войны в России. Для революции –
евреи – белые. Для контрреволюции – красные. Для атаманов – просто
жиды.
Первые ли побеждали, вторые ли, третьи, но только побеждённым всегда
оказывался
еврей. На украине 1918-20 гг. их распинали на крестах, закапывали
живыми в землю,
жарили над огнём головой вниз. Такой-то город взят – погром.
Такое-то местечко
потеряно – погром. По дороге наступления – погрм, по пути
отступления…
В это время в Германии развал и
хаос, параллельно вырастает мощь американского
капитализма. Социальлные катаклизмы, неспокойные времена всегда
сопровождаются поиском образа «врага». И среди русских и немецких
революционеров, и среди американских капиталистов был высокий
процент евреев.
Смахивает на заговор. И тут с запылённых полок достают одну
небезызвестную
книгу – вспомнили о «Протоколах сионских мудрецов». Враг найден –
евреи.
Вначале книжку перевели в Германии, потом в Англии, потом во франции
с
английского. И многие поверили. О.Минц в своей статье «Судьба
идей»
рассказывает, что в 1920 г. даже уважаемая британская газета «Таймс»
посвятила ей
целую редакционную статью под заголовком «Еврейская опасность. Мы
требуем
расследования.». Серьёзная английская пресса
всегда отличалась осторожностью. Но
во многих странах эта книга стала просто библией антисемитизма. И
хотя сегодня
она запрещена практически во всех демократических странах, её без
труда можно
купить в России, Украине, арабских странах. А тогда был настоящий
бум. Тем не
менее, у критически мыслящмих людей возникли сомнения в полинность
протоколов. Первым их выразил французский аристократ граф Александр
де Шейла,
который обратилвнимание на несуразицы и стилистический разнобой в
текте.
Главный же удар по протоколам был нанесён безвестным российским
эмигрантом в
Турции. Он указал английскому журналисту Филиппу Грейвсу на
удивительные
«совпадения» между протоколами и памфлетом против Наполеона 3,
написанного в
1864 гову неким Морисом Жоли и опубликованном в Брюсселе под
названием
«Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». Он демонстрировал, как
император
и его окружение овладевали всеми рычагами управления французским
обществом –
на уровне политики, экономики и культуры. За тот памфлет Жоли
поплатился двумя
годами тюрьмы. А если заменить в его сочинении Францию на мир, а
Наполеона 3 и
его окружение на евреев, получается практически дословно «Протоколы
сионских
мудрецов».
Уже в 1921 году для людей, не
ослеплённых ненавистью к евреям, стало ясно, что
протоколы – всвего лишь фальшивка, к тому же плагиат. Но проблема
авторства
протоколов была актуальна вплоть до 2000 года. Только сейчас двое
ученых из
России по архивам и украинец В.Скуратовский, по филологическому
принципу
сравнения текстов выяснили, что автором подделки является некий
журналист
Головинский. Его ужасному творенью хватило года славы для того,
чтобы
укрепиться во многих усах. Особенно в Германии.
А что Германия? Германии
тяжело, экономическая депрессия, беспорядки, разочарование в
демократии,
пробуждение крайнего национализма, как реакция на поражение в первой
мировой.
Всё это влечёт развитие дикого антисемитизма в немцах. На этой волне
общего
неудовлетворения, экономических проблем и выплывает Адольф Гитлер.
Своими
выступлениями он укрепляет расистскую теорию,открыто выступая против
евреев.
Сначала евреи с его стороны подвергались нпадкам как агенты
финансового
капитала, которые стали причиной поражения Германии. Когда в 1919
году вышла
«первое политическое сочинение» Гитлера планомерная борьба с евреями
их
«устранение вообще», было оправдано именно необходимостью мести за
разгром
Германии. Но вскоре аккрды меняются. Гитлер обвиняет евреев в
распространении
коммунизма, появаляется идея «еврейского большевизма» - желание
евреев
уничтожить все демократические устои Европы. Почему же произошли
такие
перемены? Возможно, всё объясняется просто. Гитлер прочёл «Протоколы
сионских
мудрецов». Ужасная цепочка совпажений, ряд реакций, который привёл к
невиданным последствиям. Антисемитизм царского правительства России
рождает
«Протоколы». Они в свою очередь несут большую долю отвественности за
мировоззрение антисемита невиданного массштаба, за привитие ему
ненависти к
«еврейскому большевизму», а, значит, и идеи необходимости разрушения
СССР как
очага «еврейского большевизма» и в целях завоевания для Германии
жизненного
пространства.
Гитлер считал себя мессией,
который должен спасти мир от «еврейского засилья». И
нашлось много олюдей, которые верили, что он действительно должен.
Поверили и
помогли. Просто его идеи ложились на столетиями подготовленную почву.
Сравнивая силу с правом, Гегель
говорил, что справедливость нужно доказывать,
тогда как сила всегда очевидна. К.Г.Юнг, известный последователь
Фрейда,
создавший позднее свой собственный вариант психоанализа (аналитическую
психологию) в период своего сближения с нацистами, говорил про
повышенный
интеллектуализм евреев, как про результат их социальной слабости.
Последнее для
нацистов было весомым аргументом в пользу уничтожения евреев.
Осознание силы,
её верховенства, полностью искореняет всё, что хотябы отдалённо
похоже на
чувство вины, являющееся личностным по своему характеру. Гитлер
опёрся на эту
общую государственную силу и смог придушить чувство вины, а значит и
гуманизм,
сочувствие, толерантность, смог развить жестокость,
запраграммировать людей на
ненависть.
В 33 нацисты пришли к власти… «Совесть
– это еврейская выдумка». Гитлер (20,
с.100)
Уже в апреле колесо закрутилось.
Первый общенациональный еврейский погром
произошёл именно тогда, в апреле 1933 г. Нацисты пикетировали
магазины,
конторы, прдприятия, принадлежащие евреям. В результате многие евреи
бежали из
Германии, но в целом бойкот не достиг поставленной цели. Нацистские
лидеры
поняли, что антиеврейская политика требует более тщательной
разработки. С этого
момента они пытаются заручиться либо активной поддржкой населения,
либо, по
меньшей мере, его молчаливым согласием. (21, с.21) Нацисты должны
были
полностью увериться в своей безнаказанности. Действовать они начали
в трёх
направлениях. Первое – законы, второе – пропаганда, третье –
постоянные
антиеврейские акции.
10 мая
1933 года в Берлине произошло сожжение «вредных книг»,
организованное
министром пропаганды Геббельсом. Вместе с книгами классиков мировой
литературы: Томаса Манна, Э.М.Ремарка, Лондона, Эмиля Золя, схигали
и
произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга и многих
других
писателей еврейского происхождения. (21, с.20)
я не была в Берлине, но мне рассказывали, что сейчас на этом месте,
на той площади
перед университетом находится очень интересный памятник. Это проывал
в земле,
закрытый стеклом. А внизу – пустые книжные полки… Смотришиь на них и
понимаешь, что такое жизнь без книг.
Сожжение книг стало одним из
первых шагов на пути к нацификахии немецкой
культуры. Германию стеной отделяют от внешнего мира, демократии,
создают
вакуум информации – все условия для развития вирусов
человеконенавистничества
и антисемитизма.
В 30-е годы в Германии было
принято более 400 законов, последовательно
ограничивающихз евреев в их гражданских и экономических правах.
14 июля 1933 года национал-социалистичесукая рабочая партия Германии
становится единственной разрешённой партией. Рождается тоталитарное
государство. Тогда же приняты законы об обязательной стерилизации
цыган,
инвалидов и цветных жителей Германии. Чуть позже нацисты дошли до
такой
глубины падения, что рейх кабинет внёс предложение о стерилизации
даже
полуевреев.
Через год, 3 июля 1934 года,
были приняты законы запрещающие браки между
немцами и представителями «иной расы», а также «неполноценными»
гражданами
«немецкой крови». Конкретика в отношении евреев началась в 1935 году,
в сентябре
на съезде нацистской партии. Знаменитые Нюрнбергские законы
запретили евреям
вступать в брак с лицами немецкой крови и иметь с ними сексуальные
отношения.
Евреев лишили гражданства и не разрешили заниматься рядом професиё.
Кроме того,
фашистское правительство приняло ряд законов, ограничивающих право
передвижения евреев. В принудительном порядке они были лишены
владения всех
акций и паёв, запрещалось проддавать и покупать золото и драгоценные
камни.
Последний из Нюрнбергских законов, касавшийся
евреев в Германии, ставил их вне
закона.
С 5 октября 1938 года в
паспортах немецких евреев ставится штамп с красной буквой
«J» - от «Jude» (еврей). И в Германии, и в Австрии еврейские учителя,
врачи,
адвокаты, профессоры, предприниматели лигились работы, а вместе с
тем и
возможность содержать сетью. Еврейских детей выгоняли из школ, а
студентов
выживали из университетов. (21, с.23)
Параллельно с антиеврейскими
акциями и законами шло массовое оболванивание
населения с помощью пропаганды. Государственная и партийная
пропаганда
стремились создать образ еврея как существа, которое не имеет
людскихз начал,
одержимого желанием нести зло. Эта идея вкладывалась в сознание
людей с
рождения – с детских книг, например. В книжке с картинками «Ядовитый гриб» среди
прочих есть утверждение: как трудно бывает иногда отличить
несъедобные грибы от
съедобных, так и непросто разгадать, что все евреи мошенники». А в
детской игре
«выгони еврея» надпись на игровом поле гласит: «Если вам удалось
прогнать
шестерых евреев, вы одержали чистую победу». А в школах проводились
уроки
нацистской идеологии. Отдельное место занимает «Гитлерюгенд». «Этих
молодых
людей учат только одному – думать и поступать по-немецки. В
десятилетнем
возрасте эти мальчики и девочки вступают в наши организации, где,
часто, впервые
в жизни получают глоток свободы. Затем, после 4 лет пребывания в
пионерах, они
присоединяются к гитлерюгенду, где проводят ещё четыре года, после
чего они уже
никогда не смогут быть такими, как были прежде, никогда!» - это
отрывок из речи
Гитлера от 02.12.1938 года. (21, с.21-24)
А это из совсем другой речи: «Нас
систематически дрессировали ненавидеть с
детских лет. Если бы моих сверстников послали доля совершения акций,
то ужасы
Холокоста померкли бы по сравнению с ужасами гитлеровского молодняка».
Говорит это Рудольф, его отец, гестаповец, потерял рассудок на почве
кошмаров,
преследовавших его – свидетеля массовой резни евреев. А сам Рудольф
– один из
интервьюируемых для книги «Унаследованное молчание – беседы с детьми
Третьего
Рейха». Особенно же он отмечает атмосферу эйфории в Гитлерюгенде как
результат
причастности к достижению «великой цели», атмосферу опьянения силой,
превращения людей в хладнокровных убийц – садистов. А было в членах
организации 8 млн. человек… (22, с.27)
Для взрослых немцев бжла другая
программа – фильмы, пресса (особенного успеха в
деле пропаганды достигла нацистская газетка «Дер Штюрмер»), работа (немецкий
трудовой фонд состоял из 23 млн человек). Интересно, что и членство
в
Гитлерюгенде и в НТФ было обязательным.
По мере серегации евреев стали
изменяться и настроения в обшестве: большинство
немцев либо поддержали попытки правительства очистить Германию от
евреев,
либо остались к ним безразличными. Почва для уыасныж злодеяний
гестапо была
подготовлена. Дрожащих евреев вытаскивали из постелей среди ночи,
отправляли в
концлагеря без какого бы то ни было намёка на обвинения в чём-то.
Германия
созрела для нового общенационального погрома.
Утром 7 ноября 1938 года
семнадцатилетний польский еврей Гершель Гриншпан
застрелил в Париже немецкого дипломата Эрнста фон Рата. За неделю до
этого
родителей Гриншпана с другими 17 тысячами польских евреев выслали из
германии.
Условия жизни между Германией и Польшей были невыноситы, и юноша,
узнав об
ужасающем положении своих родных, в приступе ярости, в знак протеста
разрядил
пистолет в немецкого дипломата. Фон Рат умер от полученных ран, и
гитлеровский
министр пропаганды Йозеф Геббельс дал инструкцию прессе развернуть
кампанию
против немецких евреев. Эта кампания привела к самому
крупномасштабному
погрому в современной европейской истории.
Вечером и ночью с 9 на 10 ноября
1938 года по всей Германии катилась волна
насилия. Вспыхнули костры, запылали разгромленные синагоги, полетели
камни в
витрины магазинов, принадлежащих евреям, надругательствам
подвергались
еврейские кладбища, тысячи семей лишились кормильцев и крова,
десятки тысяч
еврейских мужчин были арестованы и отправлены в лагкря смерти.
Об итогах два дня спустя докладывал Герингу начальник полиции и
слцжбы
безопасности Р.Шейдрих: «Подожжена 191 синагога, 76 полностью
разрушены.
Кроме того, подожжены 11 общинных домов, кладбищенских молелен и
тому
подобных заведений. Схвачено 20000 евреев». Верх цинизма заключался
в том, что
нацистское правительство обвинило во всём самих евреев и еврейским
организациям в германии прнишлось выплатить государству «компенсацию
в
размере миллиарда марок. Все страховые выплаты пострадавшим были
конфискованы, а еврейским торговцам было приказано «произвести
уборку и
восстановить внешний вид улиц».(21, с.23-25)
Очень скоро Геринг приказал
Гейдриху выработать план «полного разрешения
еврейского вопроса…». Гейдрих давал гестапо указания об убийстве
всех евреев,
которых нельзя использовать для рабочего труда. Под руководством
Эйхмана
гестаповцы сумели согнать всё еврейское население Европы в
концлагеря и в пункты
уничтожения. От геринговского «полного разрешения» к гитлеровскому
«окончательному разрешению» нацисты перешли с неменьшей жестокостью.
По всей
Европе, оккупированной немцами, душили евреев газами, а трупы
уничтожали в
печах.
К концу войны в Европе
недоверчивый мир с чувством отвращения отвернулся от
этого преступления – преступления, которое никогда не сможет быть
полностью
понято, полностью объяснено и должным образом наказано. Но и это
было ещё не
всё, нацисты влили расовый и религиозный яд в сознание значительной
части
населения мира. Потоки клеветы из канализационных труб нацизма
слишком долго
оскверняли человеческие души. Бациллы ненависти и нетерпимости
отравляли их
чувства. Многие поколения, и мы тоже, нуждались и будут нуждаться в
нравственном и идейном оздоровлении. |