На главную сайта

Что такое студия „Корчак“?

Елена Макарова. Образование, искусство, литература и другие факторы выживания в концлагерях Проект «Я – блуждающий ребенок» – уроки 
на тему подпольной детской литературы в концлагере Терезин, 1941 -1945 «Я ПРОДОЛЖАЮ ЖИЗНЬ» Терезинский проект

Первая встреча в Ашдоде
 К оглавлению раздела

Форум пректа

17.01.2007 ребята-участники гуманитарных программ ашдодского центра "МЕЙТАР" под руководством Михаила Кипниса принимали гостей из Иерусалима: сотрудников проекта по изучению наследия узников концлагеря-гетто Терезин. Писатели-историки-педагоги Елена и Сергей Макаровы и руководитель иерусалимского Дома Корчака Михаил Польский рассказали ребятам о новом проекте, суть которого заключается в изучении и осмыслении опыта жизни их сверстников в условиях Терезина и несении этих знаний в массы в виде некоей творческой продукции, созданной современными ребятами под руководством взрослых. Я сознательно выражаюсь столь туманно, потому что сами взрослые участники проекта пока не знают точно, что же может получиться в результате встречи современных ребят с обстоятельствами, творчеством и судьбами их свертников, не переживших Холокост. И даже настоящего названия у этого проекта не было. >>>

Елена Макарова, Сергей Макаров и Михаил Кипнис
Елена Макарова, Сергей Макаров и Михаил Кипнис

Ребята посмотрели рисунки (эти рисунки уже объехали весь мир в виде выставок, организованных Еленой и Сергеем), послушали рассказ Петра Гинца, который в 14 лет в Терезине стал главным редактором подпольного рукописного журнала "ВЕДЕМ", а в 16 погиб. И тут произошло маленькое чудо: прозвучала фраза, которая отныне станет названием проекта:
"Я ПРОДОЛЖАЮ ЖИЗНЬ"
. Посмотрите и вы материалы детского и юношеского терезинского творчества, с которыми предстоит ознакомиться ашдодским ребятам. Они частично опубликованы на нашем сайте здесь.
>>>

Руководитель проекта "Я продолжаю жизнь" Михаил Польский рассказывает...
Руководитель проекта "Я продолжаю жизнь" Михаил Польский рассказывает...

Ниже фрагмент из книги "Я - блуждающий ребёнок, прозвучавший на этой встрече.

Пётр Гинц

Гинц стал главным редактором в четырнадцать лет, а в шестнадцать был убит. Он оставил нам в наследство романы, рассказы, стихи, философские эссе, рисунки, литографии… Большая часть написанного им в Терезине опубликовано в «Ведеме».
Он много писал о кораблях. Они бороздят моря и океаны в рассказах «Безумный Август», «Путь капитана Камаро» и «Капитан Аарон». Даже сочинение о происхождении ругательств завершается плаваньем на корабле: «…Я поплыл бы домой на корабле «Пацифик» и уснул бы, убаюканный гулом гребного винта. Я бы уснул, всем на свете довольный, и в спящей голове крутились бы винты — гекзаметры Гомера: «И проспал он так целую ночь, в сладкие грезы видений укутан» .
Копию рисунка Гинца «Вид Вселенной из космоса» взял в полет израильский космонавт Илан Рамон. Его космический корабль «Колумбия» взорвался — как и корабль самого Петра из рассказа «Безумный Август»: «…и в огне взрыва Петр увидел блеск Великого Сплава». >>>

Елена и Сергей Макаровы и их книги
Елена и Сергей Макаровы и их книги

Безумный Август

Воздух был сырым и холодным. Обрывки стального тумана нависали над волнами, почти касаясь их. Скверная погода. На расстоянии примерно ста ярдов зеленая масса воды растворялась в туманной мгле.
Август сидел в каюте «Бонифация». Его прозвали Безумным Августом, но молодой матрос Петр его уважал. «Он не сумасшедший, — говорил Петр, — он просто другой, немного странный. Похоже, у него какая-то великая тайна, которую вы не понимаете, да и не можете понять». «Ты становишься таким же, как он, — говорили матросы. — Если будешь с ним все время общаться — свихнешься как пить дать». >>>

Мейтаровцы слушают...
Мейтаровцы слушают...

«Они ничего не знают...» — говорил Август, и в тот момент Петру казалось, что глаза его смотрят как будто с огромной горы, укрытой облаками. Нет, Август не был безумным — разве может безумец рассуждать столь убедительно? И Петр любил Августа, этого психа с глубокими глазами, и верил ему, хотя Август говорил очень странно. «Никто во всем мире так не говорит, — думал Петр. — Никогда в жизни не слышал, чтобы кто-нибудь — капитан, рулевой, юнга или народ на пристани — говорил так странно». Так он думал, ибо таков он был. >>>

Михаил Польский
Михаил Польский
Елена Макарова
Елена Макарова
Была ночь. Все спали, только на палубе слышались шаги сторожевой собаки. Петр тоже задремал, мышцы его расслабились, сделались мягкими и податливыми. Казалось, все его тело стало свободным и легким, а вместе с телом освободилась и душа, и все его мысли растворились в голубом тумане сна. Он потерял сознание.
Внезапно он ощутил легкое прикосновение, как слабый электрический разряд. Петр с трудом сел в своей корабельной люльке, огляделся и увидел склонившуюся над ним фигуру Безумного Августа. «Пойдем со мной!» — сказал он. Петр приподнялся и потянулся. «Пошли скорей!» — подгонял его голос Августа. Петр молча встал, хотя под одеялом ему было тепло, а снаружи холодно. >>>

Во время встречи. Фотографирует Михаил Кипнис.
Во время встречи. Фотографирует Михаил Кипнис

Он безмолвно следовал за Августом. Они спустились в трюм. Август зажег свечу. Свет от фитиля еле освещал тьму, гнездившуюся в щелях и углах. Они подошли к маленькой каюте. Безумный Август вошел туда, Петр за ним. Ключ звякнул в замке и исчез в кармане Августа. Он поставил свечку перед собой, сел на бочку с порохом и обхватил голову руками. Петр сел на корточки, ему было холодно. Август поднял голову. Его выразительное лицо засияло в свете свечи, маленькие огоньки заплясали в глазах. Время шло. Мелкие комары кружили вокруг пламени. Август заговорил. Его голос нарушил гробовую тишину. >>>

Рассматриваем рисунки ребят из Терезина. Что можно узнать о человеке по его рисунку?
Рассматриваем рисунки ребят из Терезина. Что можно узнать о человеке по его рисунку?

«Жизнь. Что такое жизнь? Она как пламя этой свечи, которым глупые комары обжигают свои крылья».
Опять наступила тишина, нарушаемая лишь треском фитиля. «Бедные комары... Почему они с таким упорством роятся вокруг этого пламени? — Пауза. Август медленно рассуждал сам с собой, как бы раздумывая. — Инстинкт... Стремление к независимости и... неизвестность». Он опять обхватил голову руками и процедил сквозь зубы: «Они летают, привлеченные пламенем, пока оно не сожжет их и они не упадут на землю, мертвые. Дураки! Дураки? Инстинкт слишком силен, а неизвестность слишком притягательна, они не могут с этим совладать. Бедные насекомые!»  >>>

Чем они могут помочь нам? Чем мы можем помочь им?
Чем они могут помочь нам? Чем мы можем помочь им?

Они сидели в тишине. Петр недоумевал — зачем он сидит здесь, вместо того, чтобы спокойно спать в своей каюте.
«Подумай о жизни, мой мальчик, — сказал Август. — Гляди: она как это пламя. Ты видишь? Ты понимаешь? По привычке мы кружимся вокруг него и должны умереть. Мы хотим самоутвердиться и ради этого готовы пожертвовать всем!»
Он протянул руку и загасил свечу. Темнота заполнила комнату. Было слышно, как улетают комары, не привлекаемые больше пламенем. Какое-то время они пищали, но вскоре писк прекратился, должно быть, вылетели в какую-то щель.
«Видел? Видел?! — прозвучал в темноте голос Августа. — Теперь ты все понял, парень?» — спросил он опять и открыл крышку пороховой бочки. >>>

«Еще по одной, Фламмарион,» — донесся откуда-то издалека голос капитана. Он играл в карты.
«Освобождение...» — прошептал Август, поднял руку и бросил горящую спичку в бочку с порохом.
Помещение озарилось ужасающе ярким светом, и в пламени взрыва Петр увидел блеск Великого Сплава.

12 сентября 1943 года. >>>

А вот стихотворение Петра Гинца.

Шабат

Шабат. Шепот молитв
Смешан с густой полумглою
В еврейской семье под вечер.
Горят две свечи,
И воск исходит слезою.
Так плакать умеют
Лишь старики и свечи.
Страницы шуршат.
Тора — открытое сердце.
Дыханье молящихся
Тише тихого ветра:
Приди, день мира,
Здесь мы единоверцы —
Евреи,
В которых какое столетье
Не угасает вера
В то, что вернемся домой…
 >>>
 

Вот ещё один отрывок из книги о детях и воспитателях в Терезине.

Хана Поссельтова-Ледерерова . Встреча с Ганушем Гахенбургом

«18.6.1943... Поздним вечером я увидела на улице мальчика. Потрясающий ребенок! В его огромных темных глазах была такая неземная мудрость, что дух захватило. Он не обратил на меня внимания. Естественно. Мимо него проходило столько чужих людей! Разве всех заметишь? Но может быть, и, скорее всего это так, ему нельзя было вечером быть на улице. Столько указов и приказов, не знаешь, какому следовать. Но глаза его притягивали как магнит, и я решила к нему подойти. Я задала ему глупый вопрос, куда он идет. Он остановился, взглянул на меня удивленно и сказал, что ищет друга, который ушел без разрешения, и никто не знает, где он. «Сколько ему лет», — спросила я его. «Как мне, четырнадцать». — «Можно я помогу тебе его искать»? — «Пожалуйста, но думаю, нам его не найти. Скорее всего он у мамы, но я не знаю, в каком блоке она живет». — «А где живет твоя мама»? — «У меня нет мамы, и отца нет» . И я сказала сама себе: идиотка, ничего ни у кого не спрашивай, здесь все хуже, чем можно себе представить… Не знаю, но почему-то мне подумалось, что вот и черешня созрела, а у мальчика ничего нет, ни мамы, ни черешни, ни отца. Голова шла кругом, я еле сдержалась, чтобы не обнять его и не расплакаться… >>>

Звали его Гануш Гахенбург. Тихий-претихий мальчик, за которым простиралось море печали. В свои четырнадцать он уже понял, что такое смирение. И что такое мудрость, купленная тяжелой ценой. Душой он был старше меня, хотя я была старше на десять лет…
Мы побродили немного, но друга его не нашли. Постепенно мальчик стал разговорчивее, и спросил: «Хотите послушать стихотворение, которое я написал?» — «Конечно, хочу, тем более твое. Ты давно пишешь стихи?» — «С того времени как потерял маму и папу и оказался в Терезине». — «А как называется стихотворение?» — «Терезин». — «Так читай, а потом перепиши мне на память, ладно?» >>>

Он начал читать:

Терезин

На стенах грязных грязи пятно.
Колючая проволока. Окно.
30 тысяч уснувших навеки.
Однажды проснутся они и увидят
Собственной крови реки.
>>>
 


Я был ребенком назад два года
Мечтал о дальних мирах.
Теперь я взрослый, узнал невзгоды,
Я знаю, что значит страх,
Кровавое слово, убитый день.
Не рассмешит меня дребедень,
Не напугает чучело на огороде.
>>>
 


При этом верю — все это сон,
Колокол вздрогнет — и окончится он,
Проснусь и вернусь я в детство,
Оно, как дикая роза в шипах.
Ребенок ущербный у матери на руках —
Она его нежит больше детей других.
Дни моей юности — что ожидает их?
Враг да удавка.
>>>
 


Юность страшна. Страшен ее приговор:
Вот — зло, вот — добро, а вот твой позор.
Там, вдалеке, где детство уснуло сладко,
На узеньких топках Стромовского парка
Кто-то смотрит из дома. Но в том окне
Одно лишь презренье осталось ко мне.
В ту пору, когда сады набирали цвет,
Мать подарила мне Божий свет,
Чтобы я плакал.
>>>
 


Я сплю на досках при свете свечном.
Но время придет, и увижу в упор,
Что был я всего лишь маленьким существом,
Таким же крохотным, как этот хор
Из тридцати тысяч жизней,
Замолкших тут.
Однажды воскреснут на милой Стромовке они,
Подымут холодные веки
Глянут во все глаза на текущие дни
И снова уснут
Навеки.
>>>
 

И он умолк. Спустя какое-то время я сказала: «Прекрасное стихотворение. Спасибо. Только очень печальное. До слез. Но здесь, наверное, не место веселым стихам, да и мог бы ты их писать?» — «Нет, у меня бы не вышло. Да и зачем?» — «Ты любишь писать?» — «Мне легче, когда я пишу стихи. В это время мне хорошо…» >>>

И напоследок один из терезинских рисунков. Но это не детский рисунок, а работа педагога художника Фридл Дикер-Брандейс, убитой в Освенциме.

Ф.Дикер-Брандейс. Лицо ребенка. Терезин, 1944
Ф.Дикер-Брандейс. Лицо ребенка. Терезин, 1944

Проект поддержан благотворительными фондами "Клеймз Конференз" и Михаила Черного.
По всем вопросам обращайтесь к руковдителю проекта Михаилу Польскому через эту почтовую форму:
 

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:

 

 

Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Фотографии Михаила Кипниса и Михаила Польского

Книга Е.и С. Макаровых "Я - блуждающий ребёнок" на книжной бирже
Обложка книги Е.и С. Макаровых "Я - блуждающий ребёнок" из терезинской тетралогии "Крепость над бездной". Эта книга - документальная и литературная основа проекта.

См. также:

Сайт независимой творческой группы Иерусалимская Терезинская Инициатива"


НОВОСТИ независимой творческой группы Елены Макаровой «Иерусалимская терезинская инициатива»

Книга "Я блуждающий ребёнок" на книжной бирже


Ещё о Елене и Сергее Макаровых на нашем сайте:

Из новостей: Писатель Елена Макарова награждена медалью общества Дом Януша Корчака в Иерусалиме  >>>>

Медаль общества "Дом Януша Корчака в 
      Иерусалиме" работы Марка Сальмана
Медаль общества Дом Януша Корчака в Иерусалиме "За вклад в дело защиты детства" работы Марка Сальмана

Предлагаем материалы по теме Холокост (Катастрофа, Шоа), имеющиеся на нашем сайте:

  • ОТРИЦАТЕЛЯМ ХОЛОКОСТА. Айзеншарф Алла, 6 лет. Стихи.
     

  • Анатолий Кардаш (Аб Мише) «У чёрного моря» ~ Художественно-документальная книга об одессаких евреях, их истории, их Катастрофе, их спасении неевреями. И повествование об обычной еврейской семье. 
     

  • Анатолий Кардаш (Аб Мише) «ХОЛОКОСТ» УБИЙСТВО ЕВРЕЕВ В 1933 - 1945 гг. Антология

  • Тамара Ростовская "Тетрадь из сожженного гетто" (Каунасское гетто глазами подростков)
     

  • Научно-информационный бюллетень "ХОЛОКОСТ" №1 (25) Февраль, 2004 г.
     

  • Елена Макарова и компания "Крепость над бездной" Дневники узников концлагеря "Терезин"
     

  • Елена Макарова и компания "Крепость над бездной" «Я – блуждающий ребенок. Дети и учителя в Терезине»
     

  • Конкурс школьных сочинений "ХОЛОКОСТ и Я"

    1. Андрусик Александра "Почему Холокост стал возможен"

    2. Яна Коваленко "К фашизму и антисемитизму: взгляд сквозь призму школьного курса литературы"

  •  <<На главную  

    <<Что такое студия "Корчак"?
        

      вверх

    Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня