Лена Макарова о детях Терезина:
Что нужно было сделать взрослым, чтобы дети не сошли с ума? Чтобы они жили
полноценной жизнью? Чтобы могли после гетто продолжить прерванную на
долгие годы учебу?
Взрослые надеялись, что дети вернутся к нормальной жизни. Но если бы
детский врач Д-р Шаффа знал, что те дети, которых он носил на руках ночами
напролет, чтобы не застаивалась мокрота в больных легких, дети, которых он
вылечивал ценой огромных жертв, будут отправлены в Освенцим и умерщвлены,
разве он перестал бы их лечить? Если бы великий педагог Ирма Лаушерова
вместе с Руди Орнштейном знали, что те дети, которых они обучали по
учебнику для чтения, созданному ими для семилеток, вскоре превратятся в
пепел, разве отказались бы они от этой работы? Если бы те воспитатели
детских домов, бодрствующие днями и ночами (разбудить ночью Евичку, чтобы
она не промочила постель, дать лекарство Руте, поменять компресс Петру,
промыть глаза Марте, положить ладонь на лоб перепуганного ребенка, чтобы его
плач не пробудил остальных детей, достать талоны на стирку и ремонт обуви
и т. д.), знали что за 15 минут можно истребить пять тысяч человек, разве
перестали бы они учить детей?!
Известны два факта: узнав о предстоящем истреблении детей, покончили с
собой Фреди Хирш и Адам Черняков. Фреди Хирш был главным воспитателем в
Терезинском семейном лагере в Освенциме. Когда ему сообщили, что назавтра
всех отправят в газовую камеру, в том числе и 256 детей до десяти лет, он
принял яд. Ему было двадцать шесть. Адам Черняков возглавлял юденрат в
варшавском гетто. Когда он понял, что будет с детьми, он тоже отравился.
Корчак прошел с детьми до конца. Фридл Дикер-Брандейсова тоже. Мы не
вольны судить ни тех, ни других. Они были жертвами. Они были героями.
Врачи, учителя, воспитатели, медсестры, нянечки — благодаря их
подвижничеству, самопожервованию дети не умирали с голоду, были заняты
делом, главное из которых — учеба, «подпольное» образование.
Товарищество взрослых и детей, уникальный климат любви и понимания, —
неужели это возможно лишь на грани жизни и смерти?! Ирма Лаушерова,
педагог и воспитатель детского дома девочек, вспоминает: «В стесненности,
скученности росла и крепла солидарность, а вместе с вынужденными
препятствиями возрастала ответственность. Пока существовала жизнь,
существовала и «надежда». Наше стремление выжить было непоколебимо».
Голод, холод, болезни, унижения и вечный страх транспортов... В любую
минуту могли принести повестку на транспорт. Как жить, как противостоять
всему этому безоружным людям? Когда, кажется, уже не стоит вопрос, как
жить, а стоит вопрос, как умереть достойно.
И здесь нам остается одно: разгрести пепелище и найти то, что не горит и
не плавится, что остается, когда не остается ничего. Это задача всякого
свободного человека, думающего одновременно о вечности и вещности.
«Вещного» после гибели детей осталось: 5000 рисунков, журналы «Ведем»,
«Бонако», «Рим Рим Рим», «Камарад», «Голос чердака», «Новости», дневники,
тетрадки с пожеланиями, пригласительные билеты на вечера поэзии, на лекции
и спектакли, да куклы для кукольного театра.
|
Елена Макарова, Сергей Макаров
«Крепость над бездной» – серия из четырех книг о Терезине
Совместный проект творческой группы «Иерусалимская терезинская инициатива»
и издательства «Мосты культуры»
Об общем проекте
Цели проекта: В отношении своей собственной истории Россия пока не пришла
к консенсусу, но при этом она продолжает возлагать вину на чужаков.
Ксенофобия и антисемитизм – испытанные средства для разжигания ненависти,
не изжитые в нынешней России. А вот что писал еврейский мальчик в
нацистском концлагере:
«Затравленные, униженные злобой мира, мы не станем наполнять злобой свои
сердца. А любовь к ближнему, уважение к другим нациям, народам и религиям
будут отныне и присно нашим наивысшим законом!» (Вальтер Рот, 14 лет, 1943
г.)
Рассказ о «лагерной культуре» (как это стало очевидно после выпуска 1-й
книги серии) вызывает интерес и активное сопереживание читателя – в России
чуть ли не в каждой семье – жертвы, если не гитлеровского, то сталинского
геноцида. С ним познакомятся как члены еврейских общин, так и широкий
читатель в Москве и других городах России, Украины и стран СНГ. Идеализм –
хоть и наивный – самопожертвование во имя тех, кому «еще хуже», жажда
просвещения и просветительства – эти черты роднят терезинских узников с
лучшими представителями русской интеллигенции.
Уникальность проекта – в его личностном подходе к освещению людей и
фактов. В большинстве случаев герои книг говорят о себе сами – в интервью
с теми кто выжил, в рисунках, дневниках и мемуарах узников. Иногда авторы
ведут свой, писательский рассказ об этих достойных людях – но всегда на
строгой основе фактов. История Холокоста показана здесь через судьбы его
жертв, которые впрочем вовсе не выглядят жертвами – в этой мрачной
крепостной тюрьме они думают, спорят, творят и смеются – как свободные
люди.
Задачи проекта: 1) Подготовить и выпустить издание из четырех книг под
общим названием «Крепость над бездной»: 1. «Терезинские дневники
1941-1945». 2. «Я – блуждающий ребенок. Дети и образование в Терезине». 3.
«Терезинские лекции». 4. «Эпоха Перикла в концлагере: театр, музыка и
искусство в Терезине». Рамки программы – 4 года, с 2002 по 2006 г.
Творческая группа: Елена Макарова, известный педагог и историк, автор 28
книг, переведенных на 12 языков, и куратор 24 международных выставок на
тему истории Катастрофы; Сергей Макаров, писатель и переводчик; Галина
Блейх – художница и оформитель книг; Юрий Вайс – редактор.
Немного истории. Транзитный лагерь-гетто был создан фашистами в крепостном
городке Терезинштадт (Терезин) неподалеку от Праги. Заключенные могли
находиться там от нескольких дней до двух с половиной лет перед
депортацией в лагеря истребления. Через Терезин прошло 152 000 евреев из
Протектората Чехии и Моравии, Австрии, Германии, Голландии и Дании. 33 500
человек умерли в самом Терезине от голода и болезней, 80 000 было
депортировано.
К лету 1944 года Терезин был превращен в «потемкинскую деревню» для обмана
мирового общественного мнения. Эсэсовская уловка сработала: посетив
лагерь, комиссия Международного Красного Креста написала отчет о
замечательной жизни евреев в Третьем Рейхе. Вскоре после отъезда комиссии
и съемок пропагандистского фильма 20 000 евреев были депортированы в
Освенцим. Терезин освободила Советская Армия, советские врачи и сестры
помогли подавить страшную эпидемию тифа, за что многие из них заплатили
жизнью.
Вопреки тяжелым условиям и непрекращающимся депортацям, евреи Центральной
и Западной Европы проявили огромную силу духа, они учили детей, что было
запрещено нацистами, читали лекции о Платоне, Сократе, Бубере и Герцле,
писали музыку, ставили спектакли, они делали все, что было в их силах для
сохранения человеческого достоинства.
Среди заключенных Терезина были философ В. Франкл и главный раввин
Германии Л. Бек, глава венского еврейства Д. Фридман, первая в истории
женщина-раввин Р. Йонас, семитолог Й. Палахе, композитор В. Ульманн,
художница Ф. Дикер-Брандейс и другие. Именами этих людей ныне названы
институты и городские площади. А 5000 детских рисунков, оставшися после
гибели детей, стали символом духовной победы над злом и разрушением.
Ход проекта. Первая книга – «Терезинские дневники 1941-1945» вышла в свет
в мае 2003 г. Книга получила высокую оценку российских и израильских СМИ
(«Новая газета», «Иностранец», «Книжное обозрение», «Знамя», «Новости
недели», «Вести» и др.).
«Работа авторов по созданию этой книги, снабдивших ее обширными
комментариями, справочным отделом, рисунками и фотографиями, заслуживает
высокой оценки, – пишет, например, А. Каратеев («Знамя» 2004, № 3). – Им
удалось передать то, что обычно всего сложнее донести до читателя – воздух
эпохи, его противоречивость, невольно заставляющую задуматься, чем была
непростая история Терезина для каждого его узника — торжеством духа или
крайней степенью его деградации?
И все-таки то, что «духовная свобода оказалась сильней телесного рабства»,
– и есть главный итог всей книги и главный итог жизни тех, кто нашел в
себе мужество день за днем писать терезинскую летопись, и тех тысяч и
тысяч, от кого не осталось даже имени».
Вторая книга издания - «Я – блуждающий ребенок» выходит в июле 2005 года.
Третья – в конце 2005, а четвертая – в 2006 г.
Контакт: Елена и Сергей Макаровы: 92305 רח' מטודלה 6\19 ירושלים
+972-2-5633023, lmarak@012.net.il. |
Вид из кафе
Это кафе – прекрасное место для жалкой натуры,
Стаканчик чаю добудешь наверняка.
Фальшивит музычка. Взираю я свысока
На колючую проволоку немецкой комендатуры.
Девушки кофе разносят – улыбка как на заказ –
И мне вполне хорошо сейчас.
Хорошо развлекаться и делать хорошую мину.
(А внизу катафалк толкая, везут мертвеца
Старики-доходяги, свою торопят кончину, –
Сил уже нет, недалеко до конца.
А за спиною – зеленая богадельня,
Где от тифа десятками мрут еженедельно).
С какой это стати сидим мы в тепле сейчас
Когда молят о крошке хлеба бессильные многотерпцы?
От всего, что творится вокруг сжимается сердце.
Кафе аплодирует – музыканты лабают джаз.
Джаз доносит рыданье кошачье да крик вороний
Над равниной снежной. А я, всему посторонний,
Чувствую, что лечу, как от стакана стекло,
В бездну могилы, где не бывает тепло.
И обнял я дольний мир времени, вьюжного ветра,
Мир голода и нужды, простертый на километры
Я здесь в гостях, я солнца цветок, я забрел случайно
В сей мир, который есть тайна.
Гануш Гахенбург, 14 лет
Терезин, 1943 |