«Золотая середина»
Размышляя над темой и планом своей
работы и перечитывая произведения, я обнаружила несколько
произведений, которые нельзя отнести ни к первому ни ко второму
разделу. Автор описывает реальное («Айвенго») отношение к еврейскому
народу и положение этого народа. В романе одни
антисемитские настроения, но сам автор чётко демонстрирует своё
мнение, своё отношение, раздумывает над этим и не воспринимает эти
взгляды. Комедия Вильяма Шекспира тоже неоднозначна: с одной
стороны образ еврея – трагикомичный, с другой – многогранный.
Поэтому чёткий вывод сделать нельзя.
Поэтому эти два произведения я
отнесла в отдельный раздел.
IV.1.
Вальтер Скотт. «Айвенго»
Это всемирно известный роман, который
должен быть знаком всем. В произведении рассказывается про молодого
сакса, разлученного с любимой. Он попадает в различные приключения
и, в частности, однажды был спасён еврейкой и старым евреем.
Итак, два образа, которые нас
интересуют в этом романе – это ростовщик Исаак и его красавица-дочка
Ревекка.
В первый раз
встречаем Исаака в замке Седрика, куда он попросился переночевать: «Впущенный
без всяких церемоний, в зал боязливой и нерешительной поступью вошёл
худощавый старик высокого роста… Черты его лиа были тонкие и
правильные; орлиный нос, проницательные черные глаза, высокий лоб,
изборождённый морщинами, длинные седые волосы и седая борода…» (8,
ст.62). его внешность уже заслуживает уважения, еслибы некоторые
черты не так ярко выдавали принадлежность к еврейскому народу. Как
видно, предубеждения как в «Оливере Твисте» и «Тарасе Бульбе» нет
хотябы по отношению к внешности. Но отношение людей, как и в
предыдущий произведениях настолько ненавистное, что в него не
хочется верить. Хотя это отношение и является правдивым, не
выдуманным: «В конце 12 в. соплеменники Исаака были изгнаны из
Британского королевства. В течении последующих веков их
существование в Англии являлось не только унизительным, но и
полузаконным» (8, ст.467). Первое, что поражает – это отношение
людей духовного сословия к Исааку. Такие выражения как «нечестивый
пёс» или «проклятый лгун» не являются редкостью в романе. Еврейский
народ считают даже ниже собак, с них можно только драть деньгь и
издеваться. Айвенго относится к наму с пониманием и сочуствием, но
даже ему «не подобает» сближаться с ним больше, чем того требуют
обстоятельства.
Евреев считают неверующими,
обдиралами, пауками, которые высасывают кровь, но «пауков терпят,
пока они смирно сидят по углам, а как только они вылезут на свет –
их давят» (8, ст. 88). Для богатых – это
народ, который является финансовой помощью: они заступаются за него
только в минуты необходимости. И хотя законы защищают евреев, но это
только на бумаге, а на самом деле – это беззащитные люди. А когда
дворянам нужны деньги, они уничтожают всех: «… принцы и дворяне
безжалостно расправляются с твоими собратьями, когда хотят выжать из
них деньги» (8, ст.78). Поэтому не удивительно, что Исаак всегда
чего-то боится и перед свсеми преклоняется, ведь «в те времена не
было на земле, в воде и в воздухе ни одного живого существа, только,
пожалуй, за исключением летающих рыб, которое подвергалось бы такому
всеобщему, непрерывному и безжалостному преследованию, как еврейское
племя» (8, ст. 78). Их обвиняли во всём, разные народы находили
общий язык только в вопросе ненависти к ним.
Автор, как будто бы описывает
действительность, но в то же время он им сочуствует устами Айвенго и
Ровены. Айвенго заступается за Ревекку в бою, а Ровена хочет ей
помочь, уговаривая сменить веру.
Всегда в истории евреев отождствляли
с деньгами: «Ты говорить о еврее: да они не расстанутся с золотом,
как сухой песок в пустыне с кружкой воды…» (8, ст.126). А поборы с
этого народа не считаются противозаконными: «Если збойники грабили
только вас, всесветных грабителей, я бы считал, что они честнейшие
люди!» (8, ст.87). А иногда можно увидеть и настоящий антисемитизм:
«Что ты стар, это верно, - ответил рыцарь, - тем более стыда тем,
кто допустил тебя дожить до седых волос, погрязшего по уши в
лихоимстве и плутовстве… но что ты богат, это известно всем» (8, ст.
210).
С одной стороны Исаак показан как
жадный и эгоистичный еврей, с другой – как любящий отец и просто
добрый человек. Он любит деньги, но не жалеет их на освобождение
дочки и на помощ в нужный момент Айвенго. Следовательно, в этом
образе не все плохое, что только хотели видеть в них другие люди. Их
народ хорошо знает медицину и помогает как людям своей
национальности, так и другим. Они не ненавидят людей за их отношение
к себе.
В романе также главное место занимает
Ревекка, дочка Исаака, краса которой, затмевала многих: «… глаза
блестели, тонкие брови выгибались горделивой дугой, белые зубы
сверкали как жемчуг, а густые чёрные косы рассыпались по груди и
плечам…» (8, ст.180). Она вылечила Айвенго и лечила ещё многих людей.
Ревекка любит своего отца, хотя и не признаёт его преклонения перед
другими людьми и от своего народа отказываться тоже не хочет: «Не
могу я менять веру отцов моих, как меняю платье в зависимости от той
страны, где собираюсь поселиться» (8, ст. 462). Её образ у многих
читателей вызвал сочуствие, они признали её «более продвинутой» по
сравнению с Ровеной(8, ст.15).
Следовательно, Вальтер Скотт призывал
людей к национальной и религиозной терпимости. И он отразил проблему
гонений еврейского народа в этом произведении: ведь во внимание
берётся реальность – антисемитизм и взгляд автора – осуждение его.
Анкетирование по роману «Айвенго» очень интересное. Некоторые
читатели хотели бы заменить окончание романа – видеть всех
счастливыми, а некоторые нет – считают, что и так всё закончилось
хорошо. Для большинства лучшим женским образом является Ревекка,
которая заслуживает уважения за свою доброту, гордость и твёрдость
характера. Очень хорошо уже то, что современные люди (хотя бы
некоторые) не обращают внимания на национальность и осуждают
дискриминацию, а к смешанным бракам относятся как и надлежит – с
пониманием, толерантностью. Если бы на свете было больше таких людей,
то, возможно, он бы стал лучше.
|