<<На главную

БИБЛИОТЕКА
ЗАВТРАШНЕЙ
КНИГИ

Библиотека завтрашней книги

Студия «Корчак»: Наши программы

Михаил Садовский

Михаил СадовскийОб авторе:
Михаил Садовский – член Соза Писателей (СП) и Союза Театральных Деятелей (СТД) России, союзов и клубов писателей других стран. Широко известно его творчество для детей: книги стихов и прозы, пьесы для театра, песни, хоры, мюзиклы, оперы, написанные на его стихи и либретто многими выдающимися композиторами. После падения советской власти и ликвидации коммунистической цензуры стала возможной публикация его произведений для взрослых на родине. Вышли в свет книги стихов писателя “Завтрашнее солнце”(1992), “Бобе Лее” (1993), “Доверие” (1998), “Унисоны” (2001), роман “Под часами” (2003). C 2000 Михаил Садовский живёт в Америке, в Нью Джерси, широко печатается в периодике разных стран мира. В ноябре 2004 года в США появилась в продаже книга его рассказов в переводе на английский “Stepping into the blue”, в декабре писатель стал Лауреатом “Всеросссийского конкурса на лучшую книгу о животных для детей”, организованного издательством “ОЛМА-ПРЕСС” совместно с Союзом писателей Москвы и Российским отделением Международного Совета по детской литературе в России за повесть “Бяша”. В январе 2005 вышла из печати в том же издательстве стихотворная книга для детей “Дорожная азбука”.
В настоящее время готовятся к печати новые книги Михаила Садовского: в России сборник размышлизмов “Шкаф, полный времени”, о  соавторстве и дружбе со многими выдающимися деятелями искусства и в Америке - книга прозы в переводе на английский “Before it`s too late”.

См. также:
"Stepping into the blue" and "Those were the years" by Mikhail Sadovsky
.

Михаил Польский, 19.07.05

РАССКАЗЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ЖАВОРОНОК

Во влажный запах прибрежных мостков умещалось теперь всё Мишкино детство. Он сбегал поутру с пригорка по тропинке между деревьев, осторожно ступал шага два по чёрным скользким доскам и смотрел сначала под ноги: как в щели между ними внизу блестела вода, а потом — вдаль, где эти доски начинали расплываться в тумане, поднимающемся от озера. Что-то кричал ему дрозд с берега, воробьи дрались на песке, но он не обращал никакого внимания — стоял, замерев, ждал и впитывал запах: втягивал воздух ноздрями, казалось даже, самой кожей. Туман запутывался в его волосах, майка навлажнялась невидимыми капельками, и холод пробегал по телу, проверяя, куда ещё не пробрался, в каком уголке не застрял, хоть ненадолго, чтобы погреться...
Затем он сразу сбрасывал штаны, рубашку и осторожно ступал по скользкому, чтобы не упасть, доходил до середины мостка, поворачивался лицом к воде и плюхался в неё. Сначала казалось, что дыхание остановилось, а когда голова показывалась над поверхностью, телу становилось тепло-тепло и долго не хотелось вылезать...
Плавать Мишка не умеет, поэтому и не идёт до конца мостков — там с головкой и дна не достанешь, а тут можно стоять на гладком песке, большим пальцем выкапывать в нём обкатанный камешек и, замерев, слушать: по воде далеко звук летит... Сначала тонкий скрип, будто чайка, когда ссорится "кри-и, кри-и", потом еле-еле слышно "пыл-плыл, пыл-плыл" — это плицы вёсел по воде шлёпают, потом уж совсем близко вода по щекам лодки возле носа: "плюх-плюх-плюх-плюх"... ходко идёт... И вот она вдруг разом выросла метрах в пяти, а Мишка — раз и головой под мостки — чуть колени согнул и стой себе сколько хочешь... наблюдай... голова между водой и досками.
Лодка бортом по мостику "ширк-ширк ", потом днищем по песку — и встала... а Мишка с другой стороны настила вылез и смотрит ей в спину... Тольваныч ноги за борт и прямо в воду — штанины до колена закатаны... Сперва вёсла вынес, на попа у дуба поставил, за садком вернулся, а улов в ведре... Мишка сложил ладонь лодочкой и плюхнул по воде — очень гулко получается. Обернулся рыбак и смотрит:
— Ты что ж, мил человек, меня ожидал, позволь спросить?
— Не-а... я зарядку делаю... — улыбается Мишка
— А! Понятно, понятно... ты бы не застыл, мил человек, потому что подведёшь меня страшенно... сказать тебе даже не могу, как. А если насчёт рыбы — пожалуйста, пойдём посмотрим, какова нынче...
Но Мишка не идёт к Тольванычу, потому что не может смотреть на грустную рыбу в ведре... однажды он так весь улов-то и выпустил: оставили ведро рыбаки чужие на берегу на солнце — чего оставили, куда ходили... Подошёл он, да как увидел серые рыбьи глаза влажные — точь-в-точь будто они плачут там — ухватился за проволочную ручку и стал волочить по песку ведро — канаву прокопал полукруглым краем днища, а как вода озёрная подбивать стала ведро, и тащить стало легче, он его прямо на глубину заволок и притопил... Рыбы-то не поверили сразу такому счастью, толкутся глупые, в стенки тыкаются, никак понять не могут, откуда свежей струёй потянуло. Тогда Мишка чуть наклонил край ведра, и они бегом! По одной, по одной — безо всякого шума-плеска, только хвостами на прощанье раз-раз и... нету... Потом его чуть не прибили — те, когда вернулись... От матери тоже попало — нажаловались, конечно, мол, хулиганство... а он и спорить не стал... А на всякие хитрости и обманки живое-то вытягивать так, что дышать нечем — это что? Хулиганство-хулиганство...
— Ты, значит, как уговорились, слышь, Миш, не подведи... а то прошлый раз, когда мать в город тебя возила, так и вечер пустой был... вот те, честное слово...
— Какое? — интересуется Мишка.
— Ну, какое? Моё. Хошь? Мужское! Хошь? Рыбацкое...
— Рыбацкое не хочу... А уже припекает... Тольваныч, а мы как — на мотоцикле опять?
— Чего тарахтеть зря — тут пройти то с полкило`метра... Ты бы обтёрся, а то весь пошёл пупырчиками, как гусак. Голос-то беречь, мил человек, надо — это ведь от Бога дар... не всякому... А хочешь, пойдём чайку с мёдом или ушицы вчерашней с полмисочки?
— Пошли, — соглашается Мишка и идёт рядом, только не с той стороны, где ведро...
Дружба у них странная и случайная вышла. Началась она в прошлом году, когда появились тут в глухом углу мать с мальчишкой в начале лета, вроде чужие, пришлые. Остановились у Петелихи... Да тут и домов-то по пальцам пересчитать: деревня с конца двадцатых хиреть стала... Богатая была... усадьба барская на взгорке в дубах стояла. С неё начали — зачем сожгли? Ну, разграбили, растащили — ещё понять можно, а сожгли — зачем? Да и барин не злой был... но свели счёты. Потом всех раскулачили: сказали, что гнездо здесь кулаки свили... всех в кулаки записали... а тут войны одна за другой. Три войны подряд... Мужиков ушедших по пальцам сосчитать, кто вернулся... Двоих потом свои забрали, как потом ясно стало: навсегда, за то, что в плену были. За 10 лет никого не стало... После ещё бригадира Тимонина посадили... Пашу Берегового... сказали "шпионы"... На пустые места мало людей потянулось... бабы, кто выжили, к детям куда-то подались, вдовы, что смогли судьбу устроить, тоже с мест снялись... Он и сам не местный — соседский... Всё это на его веку случилось.
Бобылём жить трудно... С детства у него один глаз слепой был, потому и выжил... а жениться не успел... Вот, как стало к старости клониться время, он и решился из соседней деревни перебрался... Городок тут и недалеко, а ехать неудобно: так бы рыбки наловить да продать, а на дорогу потратишься... а здесь продать некому... аловишь, наловишь — в три горла есть не будешь. Одной соседке отнесёт Прасковьня, другой... сам он стесняется... такой человек...
Как-то вечером сидел он с баяном в избе, наигрывал, вдруг за раскрытым окном обнаружился шорох непонятный. Выглянул он и увидел мальчика. Ты чего, мол, и зазвал в комнату, стал расспрашивать, мёдом своим угощать майским — так и познакомились. А после чаю взялся он опять за баян, да просто так и сказал: ты, подпевай, мол, мне... песни то какие-нибудь знаешь? А когда мальчишечка запел, он вдруг напрягся весь и даже играть стал тише, чтоб не заглушать его. Такая пошла у Мишки линия высокая и чистая, что казалось стаканы на полке отзванивают. И чего только не знал он! И "Тёмную ночь" и "Летят перелётные птицы", и "Ой, Самара городок", а когда завёл "Ой, да ты кали-и-и-и-и-ну-ушка, ой, да ты, мали-и-и-ну-ушка...", почувствовал взрослый человек, что слёзы у него сейчас побегут из глаз, и смахнуть их не удастся — руки заняты, только что в плечо пиджака упереться на сторону да на другую и промокнуть их... Откуда такой колоколец в горле у мальчишки появиться может — ни натуги, ни трещинки! Как возьмёт звук, он у него горошком в горле катается да в другой звук так плавно перетекает — ни перерыва, ни вздоха... “Мил человек, ты дыши хоть, не забывай,” — хотел он сказать, да осёкся, — какие тут советы, когда дух захватывает... А мальчишка запыхается, наберёт в себя запасу побольше, и опять, как заведёт... Только по радио, может, и слыхал он такое душевное пение... да здесь-то живое, рядом...
— Миш, а Миш, тебе учиться надо!
— А я и пойду в школу осенью, — согласился Мишка.
— Да я не про такую учёбу говорю! Тебе надо петь учиться!
— А что, разве так нельзя? Разве петь учатся?
— Э, мил человек! А как же — это наука большая! В консерваторию тебе надо! Там и грамота музыкальная — ноты, значит, и профессор тебя учить будет... В Москву надо...
— Нет, — Мишка не согласился. — Я самолёты буду строить.
— Почему самолёты? У тебя что же, мечта такая?
— Да, чтобы они не разбивались.
— Разве так уж и бьются?
— Бьются... сильно...
— Кто ж тебе сказал такое? Да у нас знаешь какие самолёты, — учшие в мире... Может, у тебя отец самолёты строит?
— Нет. Он разбился. Построили самолёт, а он его испытывал… A я такой построю, чтоб никогда не разбивался...
— Эх, вот оно что!.. Ну, прости, мил человек, хорошая мечта у тебя. Сколько ж тебе людей спасибо скажут... И отца непременно жалко... А только голос-то редкостный у тебя... Ты мать-то, маму, мил человек, попроси — пусть тебя умным людям покажет. Они то же скажут... Вот был бы я не самоучка, и жизнь у меня была б другая, музыкальная! Да когда учиться-то было... война, да война... А сам попытался, знаешь, я и самоучитель купил... книгу такую с объяснениями и нотами, но духу не хватило... Работать надо, уставал очень, а что б по нотному играть, надо учиться много — самому освоить просто немыслимо...
Вот так и началась их дружба в прошлом году. Само собой вышло: что ни вечер — у них спевка. Сначала вдвоём были. За неделю весь запас Мишкин перепели. А тут как раз и выяснили они, что уже несколько дней, как приходят местные бабы со своими стульчиками да скамеечками. Садятся укромно за разросшейся акацией, чтоб не смущать артиста, значит, и слушают... А когда песни повторяться часто стали — запас иссякать вздумал, они приметили и начали помощь предлагать, да подсказывать... и пошла такая в деревне жизнь по вечерам, что со всех огородов, да дворов не к телевизору спешили одиночество коротать, а на Мишкин голос...
До соседнего Глухова, такой же бедолажной полупустой деревеньки, с полверсты не больше... и там прослышали про их затеи... Потянулись любители...
А на этот год и сами они: Мишка с Анатолием Иванычем стали на выходе выступать. Закроет Анатолий Иванович свой баян полный в чёрный выгнутый да скошенный футляр, ремень в ручку и на плечо... А идти по-над озером дубовой рощей — красоты наглядятся по дороге, вроде специально, чтоб потом её всю и выпеть на разные мелодии.
Никуда, конечно, мама Мишку не показала после первого лета, хотя говорили ей и в городе. Огорчился Тольваныч, когда узнал, да помалкивал — не набрался смелости чужой женщине советы давать, только погрустнел как-то: чем он Мишку подпереть мог? Петь-то славно, конечно, и душе хорошо, да пареньку бы время не упустить. Своих детей не имел он и теперь переживал за чужого, словно сказать ему хотел, что сыну бы сказал: я не смог, а ты дерзни, раз тебя Бог отметил... А такой талант всем заметен был.
"Подрастёт ещё" — думала Мишкина мамаю. Не досуг ей было заниматься этим: сыт бы был, да дом в порядке... В тридцать лет вдоветь не сладко... Но однажды, когда не оказалось сына дома, заволновалась и пошла его искать. Кто-то и подсказал ей, что там они, в Глухове, наверняка, потому что шли вместе с Тольванычем рощей в ту сторону. Она туда и отправилась. Решила наругать сына, что ушёл не сказавшись.
Музыку творили в большой комнате — не любил Тольваныч посиделок на скамеечке у забора или за околицей... Полна комната набилась, окна-двери пооткрывали от духоты... И пока шло всё знакомое, рассматривала она, как её Мишку слушают люди. А когда вдруг запел он такое, что она вроде по радио только слышала, уставилась она сама в рот ему и почувовала, что прямо трясёт её всю, особо когда до самых верхов добирается Мишка, и такая нитяная нота звенит, а баян так бархатисто под ней стелется, что, кажется, задохнётся от волнения — и ей самой тогда воздуха не хватает, сердце колотится: вдруг сорвётся с высоты такой — костей не соберёт! А он — ничего, знай себе выводит: "Не видать певца полей, где поёт так громко, над подруженькой своей жаворонок звонкий"... Просто про себя вроде поёт! И жаворонка она воочию видит в вышине где-то под синевой... И тут по-настоящему поняла она, что ей говорили и Тольваныч, и соседи в городе — не глухая же... И так ей страшно стало: отчего это всё у них в семье в вышину мужиков тянет?! Один сорвался... теперь второй в поднебесье забраться хочет... Может, не надо этого вовсе, не надо! Может, от этого беды одни, а ходить надо по земле, как все люди... не лезть... вверх... Мысли стрекотали кузнечиками и тоже рвались вверх скоро, скоро... И она почувствовала ещё, откуда этот страх... От беспомощности... Пел и пел мальчишка... Она сама петь любила, а теперь увидела, что он уже забрался туда, на самую верхотуру, где поют жаворонки, и ничего нельзя поделать, чтобы вернуть его обратно на землю.

воскресенье, 25 марта 2001 г.
 

К содержанию
 

<< К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА

На главную сайта

ЕЩЁ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Джоан Роулинг и все-все-все... Шомронская Мадонна Литературный конкурс «ТЕРРОР и ДЕТИ»
Кафе-клуб Мириам Мешель Виктор Авилов и Ольга Кабо в спектакле «Мастер и Маргарита» Игорь Губерман ~ Концерт в пользу Иерусалимского Журнала Марк Розовский в спектакле «Поющий Михоэлс»
STIHI.RU Встречи в Натании ВЛАДИМИР ЛЕВИ ... моя любимая депрессия и многое другое ... Отдых в Эйлате: наши впечатления Виртуальная выставка-ярмарка
Иерусалимские новости от Михаила Фельдмана Раббанит Эстер Юнграйс. Презентация книги «Жизнь как призвание» в благотворитьельном центре «ХИНЕНИ» в Иерусалиме Рав Адин Штейнзальц на фоне русской культуры 90-летие артиста-чтеца Александра Куцена и репортажи о его творческих вечерах
Усыновите ребёнка! Бедя (Бендржих) Майер художник Холокоста 125-летие со дня рождения Януша Корчака ГЕОРГИЙ РЯЗАНОВ: Через новую физику к новой этике и культуре
Новости культуры Иерусалима в фоторепортажах Клуб Наивных Людей

Дэн Редклифф и Эмма Уотсон(Ватсон) - Адам и Ева или Урок трансфигурации

«ХОЛОКОСТ И Я» Конкурс школьных сочинений. Председатель жюри конкурса Анатолий Кардаш (Аб Мише)
Вечер памяти рава Ицхака Зильбера Художница Меня Литвак. Наивное искусство АНТИТЕРРОР на сайте «Дом Корчака в Иерусалиме» Адвокат Лора Бар-Алон «ПОЛЕЗНЫЕ БЕСЕДЫ»

Клара Эльберт. Иерусалимская Русская Библиотека в период расцвета

Журналистка Валерия Матвеева на репетиции в студии «Корчак» Педагог-композитор Ирина Светова и юность музыки ... И МНОГОЕ ДРУГОЕ ...
 

вверх

Рейтинг@Mail.ru