2.2. Т.Манн «Марио и фокусник»
Новелла «Марио и фокусник» - была
написана в 1930 году, накануне развития фашизма. И, начиная с этой
новеллы, тема фашизма, жестокости и издевательств всегда
присутствовала в произведениях талантливого писателя Томаса Манна.
Это произведение написано во время бурного развития злокачественных
фашистских идей, в час появления молодой нацистской идеологии.
Каждый герой произведения что-то олицетворяет. Так, начать нужно с
главного героя – Чиполлы, который является в полной мере «деятелем
искусства». Сразу можно догадаться, какие идеи несёт Чиполла, если
сам автор отождествляет его со злом: «Фигуру Чиполлы писатель
воспринимал как знаменательное явление периода 20-30-х годов, как
символ порождённого ею монструозного срастания профашистских идей,
темного мистицизма» (4, ст.12).
Самое первое, на что хотелося бы
обратить внимание – это образ главного героя, Чиполлы, которыё, как
будто бы, носил печать демонизма: «Человек неопределённого возраста,
но безусловно, немолодой, с резко очерченным осунувшимся лицом,
колючими глазами, крепко сжатым морщинистым ртом, подкрашенными в
чёрный цвет усиками и так называемой «мушкой в ямке между нижней
губой и подбородком, он был одет в элегантный, но химерический
костюм» (3, ст.180); «Причёска его была омерзительна: на почти голом
черепе от темени до лба тянулись узенькие, словно приклеенные,
покрашенные в чёрный цвет космы с пробором посередине, а волосы на
висках, также подчернённые, были зализаны от боков до угоглков глаз»
(3, ст.184). Не напоминает ли этот образ ешё одного человека?
Жестокого и фанатичного, который считал, что имеет право на всё?
Можно сказать, что это был прообраз самого Гитлера.
Сюжет произведения заключается в том,
что фокусник Чиппола будет демонстрировать всего один вечер свои
исключительные способности. Он подчиняет своей воле многих людей и
заставляет их исполнять свои капризы. На сцене Чиполла держится
гордо, независимо, свысока. Он чётко отдаёт приказы и с помощью
нагайки (символ силы) заставляет людей покоряться. Во время
представления он постоянно употребляет алкоголь, будто пополняя
запас демонической силы. Чиполла сознательно манипулирует людьми, он
их просто гипнотизирует. Присутствующие в зале остолбенели от ужаса,
никто не имеет сил ему противоречить, хотя некоторые храбрецы и
пытались: «Демонизм гипнотизёра Манн последовательно связывает с
идейной подоплёкой фашизма. Демонстрируя возможности загадочной
власти над толпой и моральную вседозволенность экстраординарной
личности, Чиполла, по сути, проводит политику «культа вождя»,
который на глазах автора «Марио» материализовался в ужасающих
воплощениях итальянского дуче и немецкого фюрера. (4, ст.12).
В Чиполле олицетворена также
профашистская часть идеологии – «идея нации». Так например, когда
когда он заставляет парней, вышедших на сцену писать, а они не
умеют: «Позор… Каждый умел писать в Италии, её величие несовместимо
с отсталостью и темнотой. Это плохие шутки – провоцировать на себя
клевету перед интернациональной публикой, которая не только
принижает нас самих, но бросает тень на наше правительство и на нашу
страну.» (3, ст.185).
Следовательно, можно сказать, что
сеанс его гастрольной программы есть установление своей тирании и
власти над публикой, он сламывает сопротивление зрителей, уничтожает
их самостоятельность и индивидуальность, а главное – хочет утвердить
свой индивидуализм путём тотального господства над людьми. Он не
допускает никаких проявлений воли и свободы.: «Есть свобода и есть
воля, но свободы воли не существует, потому что воля, которая
стремится к свободе, превратится в ничто» (3, ст.189).
Движение Сопротивления в новелле
есть, его проявляет Марио. Это простой парень, который вовсе не
кажется героем, он также не принадлежит к тем людям, которые
пытались бунтовать против Чиполлы. На первый взгляд он кажется
лёгкой добычей, прривык исполнять желания клиентов (работает
официантом), мягкий и мечтательный человек, который, кажется, не
способен к отпору чужой воле. Но не смотря на такие черты, он
всё-таки сделал то, чего никому не удавалось - восстал,
отомстил. Выйдя из-под гипноза, Марио убивает «фокусника», даёт
отпор могучим силам зла. Произведение заканчивантся словами:
«ужасный, фатальный конец. А всё-таки он принёс освобождение – так
чувствовал я тогда, так чувствую и теперь и не могу иначе!». Это
слова человека, который вздохнул с облегчением.
Марио – это как еврейский народ,
который не боролся, не хотел поднимать оружие, который, на первый
взгляд, был не способен к борьбе. Он молча терпел длительное время,
но всё же у него появились силы для протеста. Этот народ отомстил за
всё человечество, сумев пережить ужас фашизма.
Всё произведение пронизано ошушением
духоты, нестерпимой жары, палящего солнца. Автор хочет показать
положение в Германии, когда к власти пришли фашисты, дух угрозы. В
произведении освещено насколько случаев, когда показано, что
итальянская нация является господствующей, наивысшей. Так было и с
немецким народом – верхушка провозгласила его господствующим,
наивысшим, одним из всех имеюшим право на существование.
В новелле автор показывает
господствующую силу жестокости, которая подчиняет людей. Но в конце
произведения автор всё же верит в человечность, здравый смысл и его
победу. Томас Манн предостерегает нас об угрозе и возможных
фатальных последствиях.
По итогам анкеты, (см. Приложение
№3), которую я провела, видно, что для читателей Чиполла
олицетворяет Гитлера и зло вцелом. Люди отождествляют и черты
внешности и взгляды. Мы видим, что итальянскую нацию «фокусник»
возносит как Гитлер немецкую. И уже то, что люди знают о чём
предупреждает их автор в новелле – очень хорошо. Поскольку,
возможно, благодаря таким произведениям, люди научатся делать выводы
не только о прошедшем, но и о современности и о будущем.
|