2.3. Франц Кафка «Превращение»
На предыдущие произведения эта
новелла не похожа тем, что не содержит открытых раздумий и примеров
фашизма, написана она задолго до проявления расистских идей (в 1912
г.). Но в этом произведении можно увидеть актуальные проблемы
человеческих взаимоотношений даже и в наше время. Эту новеллу можно
рассматривать с психологической точки зрения и увидеть проблемы
межнациональных отношений. В произведении освещается подавление
человека неведомыми силами, которые распоряжаются его жизнью и
судьбой.
Главный герой новеллы – Грегор Замза,
«маленький человек», который проснувшись как-то утром «увидел, что
он превратился в страшное насекомое» (3, ст.60). Он утрачивает
«человеческий вес», что ставит его в положение катастрофического
отторжения от общества, он выпадает за его пределы. Для своей семьи
он был единственной опорой, но когда несчастье пришло к Грегору, они
его покинули. Единственное, о чем они думали – это, чтобы Грегор
скорее умер. Это превращение ни в ком не вызвало сочуствия. Члены
его семьи открыто демонстрировали корыстолюбие, эгоизм, отвращение,
готовность отректись от него.
Грегор чувствовал, что он стал чужим,
но хотя и утратил человеческий вид, но внутренний свет человека
сберёг. И это было наибольшим препятствием. Чтобы не «мучать» своих
родных, он решает умереть от голода.
Эта новелла наводит на множество
мыслей. Ведь вопросы, поднятые в произведении встают и в наше время.
На мой взгляд, можно отождествить (в некоторой степени) Грегора
Замзу с еврейским народом. Им всегда доставались проклятия и
обвинения, но в
XX веке уровень развития
человечества поднялся на большую высоту и открытой масштабной
ненависти не проявлялось до 30-х годов. В наше время, если человек
не такой как все, то считают, что тут что-то не так. Так было и с
еврейской нацией. Для всех она была не такой, а значит чужой. Их
внешность нехарактерна для других, но каждая нация имеет свои
особенности. Их культура, традиции непонятны мноигм. Если по внешним
признакам ты не соответствуешь, то это уже даёт повод тебя в чём-то
подозревать. М.Е.Салтыков-Щедрин сказал: «…нельзя же в самом деле,
серьёзно преследовать людей за то, что они носят пейсы и
неправияльно произносят русскую речь!...» (2, ст.92). почему для
многих людей большое значение имеют внешние признаки? А как же
внутренний свет людей? Ведь они остаются людьми с ткими же чувствами
и эмоциями. Во время горя от евреев отвернулась большая часть
«ближних», поверивших клевете и особенно не раздумывающих над
правдой. Они были брошены, непоняты. Так же как семья не хотела
принять Грегора в новом виде, так и другие нации были к ним
непримиримы.
Но одной чертой характера этот народ
всё-таки отличается от главного героя. Он не хотел погибнуть, а тем
более добровольно пойти на смерть. Даже страшно себе представить,
чтобы случилось, если бы евреи потеряли надежду. Исчезла бы нация,
которая многом странам «помогла стать на ноги».
Следовательно, можно сказать, что эта
новелла очень актуальна в наше время и заставляет нас задуматься над
человеческими ценностями, которые, чем далее, тем более
утрачиваются.
По данным анкеты, (см. Приложение
№4), люди не оправдывают изменение отношения семьи к сыну. Ведь
чтобы там ни было, Грегор все-же остался их сыном. Внешностть, как
говорят, не всё, но главное – это душа, а она у Грегора осталась. И,
как написали в анкетах: даже те люди, которые больны СПИДом
отчуждены от других, ибо на своё горе имеют то, что их отличает их
от всех. Поэтому можно сделать вывод, что сегодня не обязательно
иметь отвратительную внешность, чтобы быть отторгнутым. |