На главную сайта

Что такое студия "Корчак"?


Научно-информационный бюллетень "ХОЛОКОСТ" №1 (25) Февраль, 2004 г.
 

ДИСКУССИИ * ФАКТЫ * ИЗДАНИЯ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Снова о Транснистрии

 В научно-информационном бюллетене «ХОЛОКОСТ» №3 (21) за 2003 г. мной опубликована статья  «Судьба евреев Транснистрии»[1], которая вызвала неоднозначные отклики. Кроме того, вышли новые книги по теме, ставшие поводом для некоторых размышлений. Их я и предлагаю на суд читателей.

Мои друзья - бывшие узники гетто на территории под румынским контролем высказали несогласие с утверждением, что в той части Винницкой области, которая вошла в Транснистрию, не было массовых расстрелов евреев. Например, при прохождении немецко – румынских войск через местечко Томашполь в конце июля – начале августа 1941 года там было расстреляно свыше 170 евреев.

Автор знает и другие эпизоды расстрелов в Винницком регионе Транснистрии. Сюда можно отнести передачу немцам 286 браиловских евреев из Жмеринского гетто и 2 500 евреев из лагеря Печора, что упомянуто в моей статье. Кроме того, С. Я. Елисаветский [3] описывает расстрел в 1943 году в Бершади евреев – заложников (около 300), обвиненных в связях с партизанами. В работе А.И. Круглова [2] указано, что в селе Жабокрич Крыжопольского района в конце июля 1941 г. было убито 435 евреев.

Но все эти акции проходили до известного соглашения между Германией и Румынией от 30 августа 1941 г., приведшее к созданию Транснистрии.

Что же следует понимать под словом «массово» в данном случае? Под этим термином я подразумевал не единичные акции, а систематическое уничтожение еврейского населения. Здесь важен сравнительный анализ: немецкие оккупанты производили в городах и местечках Винницкой области, не вошедших в Транснистрию, тотальное (иногда - поэтапное) уничтожение еврейского населения. Сюда относятся города и местечки Винница, Бар, Казатин, Хмельник, Погребище, Браилов и другие. Сходную позицию высказал А. И. Круглов [2], рассматривая судьбу евреев Винницкой области. Он пишет: «В румынской зоне оккупации в 1941 – 1944 г.г. массовые расстрелы не проводились».

Данное утверждение никоим образом не «реабилитирует» румынский оккупационных режим. Я же писал о конкретном регионе. Как известно, румынские оккупанты безжалостно расправились с евреями Молдавии, Одессы, проводили акции сожжения евреев в Одесской и Николаевской областях. Об этом ярко свидетелеьствует и изданная в 2002 г. в Одессе книга Ю. Фишера «Транснистрия: забытое кладбище» (перевод с английского издания середины 60-х гг.) [4]. С этой книгой я ознакомился только в конце 2003 г., из – за чего материалы ее не могли быть использованы в рассматриваемой статье. Автор книги, раввин и известный еврейский общественный деятель, приводит много интересных данных, рассматривает  документы из румынских источников, рассказывает о борьбе румынской еврейской общины и руководителей еврейских общин Транснистрии за жизнь евреев. В дополнение к указанным в моей статье факторам, повлиявшим на то, что в Транснистрии выжило много евреев, должен указать еще на один важный факт, приведенный в книге Ю. Фишера. 13 сентября 1942 г. в  день Рош га – Шана Государственный секретарь США Корделл Халл (Холл) в специальном заявлении предупредил фашистов о неминуемом тяжком возмездии за совершаемые ими злодеяния. Как указывает автор книги, это заявление изменило , в частности, прежде антисемитский тон бухарестской ежедневной газеты «Порунка премий», которая стала писать о долготерпении и страдании евреев. Очевидно, что это заявление было замечено и политическим и военным руководством Румынии.

В книге Ю. Фишера еврейка - подруга короля Кароля, сбежавшая с ним еще до войны в Англию, названа Магдой Лупеску. В моей статье на основе данных отечественных авторов [5] эта женщина названа Еленой Лупеску.

В то же время, необходимо отметить явно ошибочную информацию, приведенную Ю. Фишером (с.71) о моем родном городе Бар. Там написано, что германские айнзацгруппы 20 октября 1942 г. вторглись на оккупированную румынами территорию и расстреляли за городом 12 000 евреев. В январе 1943 г. здесь оставалось якобы 1200 евреев. Их выслали в лагерь в соседнее село Болчис, из которых 500 погибло. Далее сказано, что согласно свидетельству Каца, в 1941 г. в Баре уничтожено немцами 20 000 бессарабских евреев.

В действительности же Бар никогда не входил в состав Транснистрии. Он управлялся немцами, входил в «гебитскомиссариат Бар» в составе генерал – комиссариата “Волынь – Подолия” (территориально- административная единица рейскомиссариата “Украина”). В этот гебитскомиссариат входили : одноименный город, часть Барского района на левом берегу реки Ров , Муровано - Куриловецкий и Ярышевский районы Винницкой области. Часть территории Барского района на правом берегу реки Ров входила в состав Транснистрии, о чем я писал в рассматриваемой статье, где также указал границы Транснистрии.

В село Балки, находящееся в 1, 5 км от центра города Бар на правом берегу реки Ров и входящее в состав Транснистрии, осенью 1941 г. из района Хотина пригнали около 1 500 депортированных  бессарабских евреев, которых разместили в полуразрушенных казармах. В суровую зиму 41 – 42 г. больше половины погибло от холода и голода. Небольшая часть (около 30 депортированных евреев) спустилась в город Бар, устроилась в еврейских семьях. Одна девушка жила в нашей семье. Эти люди погибли вместе с расстрелянными барскими евреями.

В самом Баре и районе до 19 августа 1942  расстрелов не было. Первая акция, унесшая жизнь свыше 3 000 евреев, в том числе моей мамы, прошла 19 августа 1942 г. Вторая окончательная акция, унесшая жизнь свыше 2 000 евреев, в том числе моего отца и 12 летней сестренки прошла 15 октября 1942 года. Примерно в эти же сроки было расстреляно свыше 2200 евреев Барского района и около 3 000 евреев Муровано – Куриловецкого и Ярышевского районов, входивших в гебитскомиссариат Бар. Итого, в городе Бар расстреляно свыше 5 000 местных евреев, в том числе несколько десятков депортированных из Хотина. В Барском районе, включая город Бар, расстреляно свыше 7 200, а во всем гебиттскомиссариате Бар расстреляно свыше 10 200 евреев[2, 5]. Такова правда о Баре, подкрепленная архивными данными и многочисленными воспоминаниями бывших узников, в том числе автора настоящей статьи. Странно, что автор интересного предисловия к книге Ю. Фишера, известный специалист по Холокосту д-р Борис Забарко не заметил эту неточность.

            В моей статье упоминается, что автор избежал расстрела благодаря тому, что сумел убежать в Транснистрию. В моих воспоминаниях [6] рассказано, как автор выживал там в 1942 – 1943 г.г. в селе Матийков Барского района. Вместе со мной проживало еще 12 евреев. 11 из них бежали с территории под немецким контролем (их семьи были расстреляны). В числе моих товарищей по скитаниям оказался вместе с отцом Бейрлом мальчик Муня, которому было около 14 лет. Автор расстался с этими людьми осенью 1943 г. после освобождения их из румынской жандармерии. О судьбе Муни и его отца до начала 2003 г. я ничего не знал.

 Весной 2003 г. в библиотеку Фонда «Холокост» поступила  книга А. Штаркмана «Новая Ушица», изданная в Израиле [7]. Илья Альтман обратил мое внимание на статью Михаила Айзена, который вместе с отцом осенью 1942 года перебежал из Новой Ушицы в Транснистрию. Некоторые эпизоды его воспоминаний совпадали с эпизодами, описанными  в моих воспоминаниях [7], где рассказано о жизни в селе Матийков, как нас забрали в жандармерию в селе Мытки и о моем побеге оттуда. Были и определенные отличия. Так, например, в статье Айзена говорится, что он со своим  отцом  – скорняком Борисом проживал в селе Матики, откуда их забрали румынские жандармы в тюрьму в местечке Копайгород. Когда я ознакомился с этой статьей, то мне показалось, что Михаил Айзен это бывший мальчик Муня, а его отец Борис – бывший скорняк Бейрл, который шил селянам кожухи. Через представителя Фонда «Холокост» в Израиле журналиста Григория Рейхмана удалось установить связь с автором указанной книги А. Штаркманом, который сообщил мне координаты Михаила Айзена. Я с ним связался по телефону, а затем по электронной почте послал ему свои воспоминания.

          Михаил оказался тем самым мальчиком Муней, вместе с которым я оказался тогда в селе Матийков. Сейчас он проживает в городе Буффало в США. Так через 60 лет, благодаря публикациям наших воспоминаний, удалось установить связь бывшим узникам гетто, которые вместе спасались.

------------------------------------------------------------------

1. Додик С. Д. Судьба евреев Транснистрии. Научно – информационный бюллетень «ХОЛОКОСТ». Москва, №3 (21), июнь 2003.

2.      Круглов А. И. Энциклопедия Холокоста. Еврейская Энциклопедия Украины. Киев, 2000.

3.      Елисаветский С. Я. Полвека забвения. Евреи в движении сопротивления и партизанской борьбе в Украине (1941 – 1944). Киев, 1998.

4.      Фишер Ю. Транснистрия: забытое кладбище. Одесса, “Друк”, 2002.

5.      Рышкован Д. Холокост в Молдове. Доклад на международном симпозиуме “Уроки Холокоста и современная Россия”. М., НПЦ “Холокост”, 6 – 8 апреля 1994.

6.      Додик С. Д. Мальчик из гетто. Рукопись воспоминаний. Иерусалим: Яд ва – Шем, архивный № 13 082; Архив Фонда «Холокост», коллекция воспоминаний.

7.      Штаркман А. Новая Ушица. - Рамат Ган, Израиль, 1999.

 

Семен Додик (Москва)

 

*                  *                   *

Священник – праведник

 

Недавно «Яд Вашем» посмертно присудил почетное звание «Праведник Народов Мира» отцу Александру Гласбергу и его брату Вилье Гласбергу. Медали и грамоты были вручены  родственнику братьев генералу Иосифу Гебе. В церемонии вручения принял участие посол Франции в Израиле и официальные лица, а также уцелевшие в Катастрофе евреи – выходцы из Франции.

Александр Гласберг родился в 1902 г. в Украине в еврейской семье, но уже маленьким ребенком родители обратили его и брата в христиан. В начале 30-х годов он вместе с братом перебрались на запад. В 1931 г. Александр прибыл во Францию, где поступил в семинарию по подготовке священнослужителей. В 1938 г., в канун Второй мировой войны, он стал католическим аббатом.

В 1938 – 39 гг., когда во Франции обострилась проблема беженцев и соответственно усилились антисемитизм и ксенофобия, Гласберг усиленно помогал беженцам – нелегалам, среди которых были бойцы интербригад, сражавшихся в рядах республиканской Испании. Евреи и неевреи находили у него в доме убежище, получали крышу над головой, горячую пищу и зачастую документы, которые ему удавалось получить для них от властей.

С образованием на юге Франции марионеточного правительства Виши аббат Гласберг устанавливает связи с его руководящими чиновниками, но не для получения прихода, а ради помощи беженцам. Он основывает Совет по организации помощи беженцам, с сетью отделений «абсорбции беженцев», которая действовала на юге Франции, которые заботились о спасении беженцев (в большинстве своем, евреев) из концлагерей и тюрем.

С лета 1942 года, когда начались массовые аресты евреев на юге Франции с последующей депортацией через Дранси в Аушвиц, Гласберг основал движение “Амити Кретьен” по помощи евреям. Вместе с друзьями он обеспечивал их поддельными документами и переправлял часть из них из одного места в другое, чтобы замести их следы. Так он спас жизни сотен евреев. В декабре 1942 года аббат, ставший для нацистов и их приспешников особо опасным преступником, подлежащим уничтожению при поимке, вынужден был скрыться. Он перешел на нелегальное положение, на время став отцом Эллия Корьоном, занимающим должность настоятеля деревенской церкви. Несмотря на смертельный риск, он продолжал спасать преследуемых нацистами людей, многие из которых были евреями.

В тот момент, когда ушел в подполье находившийся в розыске Александр, его брат Вилья возглавлял одно из учреждений по помощи беженцам. Несмотря на взятое им чужое имя и поддельные документы Виктора Вермона, на него «вышел» нацистский следователь гестапо, догадавшийся, что эта фамилия в перевод на французском означала фамилию «Гласберг» – «стеклянная гора». Он подозревал, что это и есть разыскиваемый Александр. Тот не отрицал этого, с той целью, чтобы наци не продолжали больше поисков брата. После ареста и пыток он погиб в гестапо - никто не знает, где и когда. Александру же удалось избежать преследований нацистов.

Но и после войны он не отправился на покой, сразу же установив связи с исполнителями операции, вошедшей в историю становления Государства Израиль как «Алия Бет». В ее ходе проводилась нелегальная репатриация уцелевших после нацистского геноцида евреев Европы в тогда еще находящуюся под британским мандатом Палестину. С помощью Гласберга сэда было переправлено свыше 13 000 евреев.

По материалам приложения к газете «Едиот Ахранот» «24 часа», 12 января 2004г. Перевод Григория Рейхмана (Израиль)

 

--------------------------------------------------------------------------------------

 

Пролетая над рукотворным адом...

Газетой «Маарив» опубликовано фото: концлагерь Аушвиц - вид сверху. В круге обозначена группа узников на построении, которое должно стать последним в их жизни. 19 января 2004 г. из пятимиллионного архива дигитальных фотографий в Интернете были впервые опубликованы фото британских ВВС периода Второй мировой войны и Холокоста.

 

...Явное разочарование вызывает первое впечатление от черно-белой фотографии, на которой выделяются стройные ряды побеленных прямоугольных построек, обрамленных вокруг равномерными полями – это может быть большой завод или военная база. Но в данном случае это фотография запечатлела «фабрику смерти» Аушвиц, который заснял британский военный летчик в 1944 г. На левой стороне снимка ясно различимо белое, поднимающееся к небесам дымное облако...

         Этот снимок был сделан сравнительно незадолго до окончания войны. Журналисты израильских газет «Маарив» и «Едиот Ахранот» даже приводят дату одной из фотографий – 23 августа 1944 г. В это время нацисты уничтожали венгерских евреев, их погибло не менее 437 000 человек. Лидеры Германии предвидели конечное поражение, но несмотря на это процесс уничтожения узников в Освенциме продолжался с такой интенсивностью, что в крематориях не хватало мест для сожжения всех трупов. Поэтому нацисты и решили перейти к их сожжению под открытым небом прямо на земле. Этот снимок – один из 5 миллионов аэрофотоснимков, снятых британскими пилотами во время Второй мировой войны и хранившихся в архиве дигитальных фото.

Этими аэрофотографиями пользовались войска антинацистской коалиции с целью уничтожения войск противника. Но снимки служат потрясающей иллюстрацией трагедии Аушвица. Они доказывают, что у союзников была возможность разбомбить лагерь уничтожения. Некоторые из снимков являются столь четкими, что благодаря им можно видеть изображения людей.

В «Яд ва-Шем» с большим интересом ожидают коллекцию из архива британских ВВС, говорится в комментарии Цви Зингера, опубликованном в «Едиот Ахранот», хотя это вряд ли расширит представления ученых, которые не найдут ничего нового о том, что происходило в лагере уничтожения Аушвиц. «Но в одном можно быть уверенными, - сказал руководитель совета директоров «Яд Вашем» Авнер Шалев. - Фотографии эти подтвердят лишь то, что уже было известно ранее – у британских ВВС была возможность долететь до лагерей уничтожения, и не только сфотографировать, но и разбомбить их». Шалев добавил, что фото были сделаны в середине 1944 года, когда шел процесс уничтожения в огне Катастрофы сотен тысяч евреев Венгрии. В архиве «Яд ва-Шем» уже находятся многочисленные аэрофотоснимки, которые сделаны американскими и южно-африканскими летчиками. На части снимков ясно видны дымящиеся трубы. Во многих случаях эти снимки имеют отметку о дате, месте и времени, и сопоставление с данными немецких архивов позволяет с точностью установить гибель того или иного транспорта с обреченными на смерть евреями...

   Ученые «Яд ва-Шем», все же ожидают появления британских фотографий в Интренете, потому как испытывают надежду сравнить их с уже имеющимися данными и получить некую новую информацию по вопросам, связанным с историей Холокоста.

   «Почему они не бомбили?» - этот вопрос волнует одного из постоянных авторов «Едиот Ахранот» и бывшего узника концлагерей в Польше Ноаха Клигера. «На самом деле, - пишет он, - появление этих фото в Интернете лишь вызывает раздражение, боль и обиду еврейского народа, обреченного в тот момент на гибель в одиночестве в лагерях уничтожения. Если пилоты могли производить фотосъемку, они также могли и бомбить подъездные пути к лагерям , спутать карты немцами и тем самым спасти тысячи евреев от гибели в газовых камерах, не говоря уже о том, чтобы разбомбить сами газовые камеры и крематории, о чем, собственно, не раз говорили спасшиеся из лагерей во время Второй мировой войны узники и историки.  И американцы, и британцы не проявили  к евреям ни чуткости, ни милосердия, и их решение не бомбить лагеря уничтожения – в самом деле просто скандально. Долгие годы союзники твердили, что нельзя было произвести прицельного бомбометания и сама бомбардировка лишь принесла бы «угрозу жизни узникам лагеря». Этот аргумент никогда не будет принят. Опубликованные сегодня фото подтверждают, что мы были правы...

   Тем, кто интересуется историей, стоит воспользоваться сайтом http://www.evidenceincamera.co.uk, но его владельцы предупреждают, что допуск на него в первое время будет затруднен из-за перегрузок, созданных огромным количеством посетителей.

 

                                                             Григорий Рейхман (Израиль)

-----------------------------------------------------------------------------------———————————

От "дела Еврейского Антифашистского Комитета" к "делу врачей"

 

Именно так обозначил тему своего выступления на первом в 2004 г. заседании дискуссионного клуба "Неизвестный Холокост" профессор, доктор исторических наук Владимир Наумов. Более 15 лет он является сотрудником Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ. В 1994 г. увидел свет документальный сборник "Неправедный суд", подготовленный Владимиром Павловичем на основе стенограммы судебного процесса по делу ЕАК. Эта книга была переведена в США на английский язык. А недавно престижное издательство Йельского университета выпустило новую книгу профессора В. Наумова ( в соавторстве с американским исследователем Джонатаном Брендом) "Последнее сталинское преступление: заговор против врачей". 

По мнению В.П. Наумова, между делом ЕАК и "делом врачей" существовала непосредственная связь. На первом этапе следствия сотрудникам ЕАК инкриминировали лишь "связь с иностранцами" и "сионистскую деятельность". Впоследствии их стали обвинять в шпионаже в пользу США и создании шпионского центра. только мужественное поведение обвиняемых на следствии и, особенно. в ходе закрытого судебного процесса. сорвало замысел Сталина и руководства МГБ использовать их признания для нагнетания шпиономании и антиамериканской истерии в стране. Профессор В. Наумов поделился интереснейшими данными, как в этот же период фабриковались дела об "Американском центре" ( с замыслом обстрелять Кремль из здания Посольства США), а борьба с "сионизмом" внутри СССР была перенесена в "братские соцстраны". Докладчик подчеркнул, что замысел, ход подготовки и оценка двух этих процессов над известными деятелями еврейской культуры и медиками необходимо анализировать в контексте как внутриполитических , так и международных интересов советского руководства. Не случайно, что параллельно "делу ЕАК" рассматривалось "ленинградское дело", а отношения с США особенно обострились накануне "дела врачей". 

В ходе дискуссии активно обсуждался вопрос о результатах недавних медицинских экспертиз документации в связи со смертью Сталина, проведенных российскими и американскими медиками, вопрос о предполагавшейся депортации советских евреев и возможном месте этой депортации. Сотрудник Института востоковедения РАН Александр Локшин высказал предположение, что спешная подготовка к депортации евреев именно на Дальний Восток была обусловлена возможным направлением военного противостояния СССР и США вокруг Кореи. Эта гипотеза не встретила поддержки у сотрудника Института Российской истории РАН Геннадия Костырченко, который отметил, что к этому моменту апогей противостояния по "корейскому вопросу" уже был позади.

В.П. Наумов , в свою очередь, подчеркнул необходимость дальнейшей разработки до сих пор засекреченных документов. а также максимально полному использованию свидетельских показаний. Одно из них он получил буквально на днях: в одном из семейных архивов сохранилась опись еврейских жильцов одного из ленинградских домов ( евреи и "полукровки" были указаны в нем раздельно).

Немало вопросов собравшихся в Фонде "Холокост" вызвала нынешняя деятельность Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. По словам В.П. Наумова, сейчас она последовательно добивается распространения льгот жертвам репрессий на их детей и других пострадавших родственников.

 

——————————————————————————————————————-

                                    Холокост и коллаборационизм в России

5 февраля 2004 г. в Фонде «Холокост» прошла презентация книги «Нацистская оккупация   и коллаборационизм в России 1941 -1944 гг.», выпущенной только что столичным издательством «АСТ». Книгу представлял ее автор, доктор исторических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Борис Ковалев.

В основу издания положены документы центрального и местных архивов Федеральной службы безопасности. Они позволили автору впервые рассмотреть сложную проблему различных форм сотрудничества с нацистами десятков тысяч советских людей, оказавшихся в оккупации. Применительно к территории России такое исследование проведено впервые. Борис Ковалев детально рассмотрел периодические издания  на русском языке, выходившие на оккупированной территории. Впервые в книге приведены тексты радиопередач местного радио ( примечательно, что например в Орле между антисемитскими передачами звучали цыганские романсы) . Удачно проанализирован  репертуар театров (включая кукольные, где хитом сезона был спектакль «Толстый жиденок») и концертных программ.

Несмотря на то, что тема Холокоста не выделена в отдельный раздел, автор детально проследил различные аспекты антисемитской пропаганды и привел немало ярких примеров участия местной полиции в уничтожении евреев России. По словам Б.Н. Ковалева, сейчас он работает над темой «Коллаборационизм в России и Холокост».

Участники обсуждения отметили, что проблемы коллаборационизма и судьбы людей на оккупированной нацистами территории России нуждаются в дальнейшем исследовании.  Несомненно, что книга вызовет интерес не только научной общественности, но и широкого круга читателей

        

*                                                          *                                                          * 

Одел ли король Дании желтую звезду? 

Нильс Бо Поульсен, научный сотрудник датского Центра по изучению Холокоста и геноцидов, ищет в московских архивах сведения о датчанах, добровольно воевавших в войсках СС  на Восточном фронте в годы Второй мировой войны. Об этих 6 тысячах добровольцев мало что известно за пределами Дании. Бывший сотрудник датского МИД Н. Поульсен считает, что в истории  Холокоста в Дании есть еще немало «белых пятен».

        О некоторых из них исследователь рассказал на очередном заседании Клуба «Неизвестный Холокост», состоявшемся в нашем Фонде 16 февраля. В основу доклада был положен недавно вышедший в Копенгагене сборник статей «Дания и Холокост».

Особый статус Датского Королевства, оккупированного Германией в 1940 г. -- нацистские идеологи считали датчан народом, «родственном по крови» арийцам -- предопределил относительную «мягкость» немецких карательных органов на территории Дании. Немалую роль играл и тот факт, что Дания была основным поставщиком говядины, свинины и сливочного масла для населения Германии. Король Христиан Х оставался на престоле вплоть до лета 1943 г. Датское правительство в этот период сохраняло под своим контролем армию, флот и полицию.

В Дании жили более 7 700 евреев (любопытно, что знаменитый ванзейский протокол упоминает лишь 6 500 евреев этой страны). Почти половина из них проживала здесь несколько веков и успешно интегрировалась в датское общество. Свыше 3100 евреев из России нашли приют в Дании после погромов и гражданской войны. Еще свыше тысячи были беженцами из нацистской Германии.

Между тем, в стране не были введены даже Нюрнбергские законы - едва ли не единственное исключение в оккупированной нацистами Европе. Местные нацисты после сожжения синагоги в декабре 1941 г. были преданы суду и получили 3 года тюрьмы. Осужден был на 100 дней тюрьмы и издатель местной пронацистской газеты, опубликовавший антисемитскую статью.

Основное внимание Н. Поульсен уделил событиям осени 1943 г., когда по предложению рейсхомиссара Дании Вернера Беста было решено депортировать в лагеря уничтожения евреев этой страны. К этому времени Гитлер объявил в Дании чрезвычайное положение. Датское правительство было отправлено в отставку, а парламент распущен. Король Христиан объявил себя военнопленным.

В ночь с 1 на 2 октября 1943 г. должна была состояться «антиеврейская акция». Однако она провалилась. Было схвачено лишь 194 еврея, отправленных в «показательное гетто» в Терезине. Впоследствии (не без участия датской полиции и местных нацистов) удалось захватить еще около 300 евреев. По мнению Нильса Поульсена, подавляющее большинство жертв были представителями двух последних волн эмиграции. В нацистских лагерях и гетто погибли лишь 53 еврея - почти все они были пожилыми или больными людьми. Свыше 30 человек погибли в ходе попыток бежать из страны; одну женщину застрелили в момент ареста. Более 100 человек, включая маленьких детей. были спрятаны родственниками и знакомыми. Что же помогло спастись остальным - более 7 200 евреям Дании?

Обычно в литературе большую роль отводят военно-морскому атташе Германии Георгу Дуквицу,  предупредившего о планируемой акции датских политиков. По мнению же датского историка он сделал это очень осторожно и не сыграл в этой истории главную роль. Нильс Паульсен отводит ее … все тому же Вернеру Бесту, который явно вел двойную игру, и предупредил о готовящейся акции влиятельных политических деятелей Дании.

Докладчик подробно осветил роль шведского правительства, которое предоставило суда военно-морского флота для того, чтобы датские евреи смогли пересесть с рыбацких лодок и яхт уже в нейтральных водах.

Поведение и мотивы участия в спасении евреев датских рыбаков, на лодках которых и осуществлялась переправа в Швецию, тоже далеко не однозначны. Они, безусловно рисковали - как совей свободой, так и имуществом. 57 рыбаков были арестованы и приговорены немецкими оккупантами к различным срокам наказания.

В тоже время, цена за место в рыбацкой лодке составляла 2 тысячи датских крон, что равнялось полугодовой зарплате квалифицированного рабочего.

В ходе оживленной дискуссии (докладчик ответил почти на 20 вопросов) особый интерес вызвала легенда о датском короле, надевшем желтую звезду Давида в знак протеста против депортации евреев своей страны.

Нильс Б. Поульсен считает, что эта легенда была создана датчанами, жившими в США. Кстати, впервые она появилась после событий Хрустальной ночи, которая вызвала резкий протест датской общественности. В Действительности, Христиан Х сочувствовал еврееям, выражал официальный протест против упоминавшегося выше факта сожжения синагоги в Копенгагене, но в период описываемых событий уже не обладал реальной возможностью помочь своим подданным. Не носил он звезду и еще по одной причине - оккупационные власти никогда не заставляли одевать этот опознавательный знак евреев Дании.

*                                                          *                                                          *

Презентация «Антологии Холокоста.1933-1945 гг.»

 

24 Февраля 2004 года в фонде «Холокост» состоялась первая в Москве презентация нового уникального издания . Известный правозащитник и издатель Иосиф Бегун представлял только что изданную книгу «Антология Холокоста.1933-1945 гг».

Чрезвычайна интересна сама личность Иосифа Бегуна. Из его выступления слушатели получили представление о том, с какими сложностями сталкивались в советские годы люди, прикасавшиеся к теме Холокоста. Для многих из них это заканчивалось приговором  суда по ст.70 УК РСФСР «за антисоветскую агитацию и пропаганду.» Одним из них был Иосиф Бегун. Советская «фемида» прошлась по нему несколько раз и каждый раз достаточно жестко. Последний срок он получил в начале 80-х годов прошлого века. Однако он выстоял, проявил последовательность в своих убеждениях, и уже долгое время занимается изучением этой темы. Будучи руководителем российско-израильского издательства «ДААТ» издает много книг и статей по истории еврейства. В этом издательстве выпущена в свет  и книга «Антология Холокоста».

Открывая презентацию, сопредседатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман подчеркнул, что среди ранее изданных в России книг о Холокосте еще не было тома, объединяющего философские эссе и документы, литературные произведения и мемуары, статистические источники и тщательно подобранные иллюстрации (книгу оформляла член Молодежного центра при фонде Юлия Дозорец). Одним словом, книга действительно дает возможность думающим людям больше узнать о трагедии еврейского народа, о ее причинах и последствиях.

Составитель книги – известный писатель и историк д-р Анатолий Кардаш, который долгие годы работал в «Яд Вашем». Его первая книга о Холокосте вышла в Москве еще в начале 90-х гг. прошлого века.

К сожалению небольшой тираж «Антологии» (всего 700 экземпляров), по мнению И. Альтмана, не позволяет эффективно использовать эту нужную книгу в образовательном процессе.

Выступая в ходе дискуссии президент, Алла Гербер подчеркнула значимость презентации именно в Фонде «Холокост». Она отметила достоинства этого издания как еще одной попытки противостоять замалчиванию Холокоста в нашем обществе, что созвучно целям и задачам, которые ставит перед собой наш Фонд.

Дискуссия касалась, в основном вопросов, что сделать, чтобы не повторилась эта трагедия, поднимались вопросы об особенности восприятия темы Холокоста в российском обществе.

*                                                          *                                                          *

НАША КНИЖНАЯ ПОЛКА

                                    Арон Шнеер. «Плен»

 

            Репатриант из Риги начала 90-х, сотрудник «Яд Вашем», доктор истории Арон Шнеер еще в 1997 г. опубликовал небольшую книжку «Плен». В этой работе автор впервые  обратил внимание на социально-политические  и психологические причины, в результате которых  советские  военнослужащие оказались в плену. Объяснил, почему  число пленных сознательно скрывалось советским командованием как во время войны, так и после нее.

Новое 2-х томное исследование «Плен» (Иерусалим), вышедшее из печати в декабре 2003 г., А.Шнеер посвятил «всем пропавшим без вести, погибшим в плену,

пережившим плен». Пребывание в нацистском плену показано в книге как человеческая трагедия, трагедия конкретных людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах. И речь не только о погибших и их семьях, но и об оставшихся в живых, поэтому двухтомник изобилует выдержками из взятых автором более 50 интервью и  присланных  ему воспоминаний, личных архивов, фотографиями и т.д.

«Для меня трагедия военнопленных вровень (выделено нами-Г.Р.) с трагедией евреев, хотя, вероятней всего, многие меня не поймут», - говорит Арон Шнеер.  - Это был сознательный геноцид: за полгода – с осени 1941 года по зиму 1942-го – расстреляно, замучено, в основном, голодом, 1,5 млн. советских военнопленных! Но, в отличие от евреев, у которых не было никаких шансов выкупить свою жизнь, у остальных военнопленных был выход: служба в нацистской армии, другие формы сотрудничества с нацистами...». На то, что «многие не поймут», горько сетует и один из бывших военнопленных Шмуэль Маргулис: «Плен - это не подвиг, а несчастье... Ваша книга не всеми будет встречена однозначно»...

     «Плен» -  книга не для слабонервных. Строгая и академичная по содержанию, она тем не менее наполнена зловонием выгребных ям, духотой переполненных сыпнотифозных бараков, голодными стонами солдатских шталагов и сладковато-тошнотворным смрадом расстрельных рвов. Это историческое исследование для современников и наших потомков, желающих знать, КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ...

     Уникальность трагедии советских военнопленных и, конечно же, советских военнопленных-евреев, можно понять лишь в сравнении с положением западных военнопленных, о чем почти неизвестно современному русскоязычному читателю. Об этом подробно рассказано в первом томе. Автор показал как  гитлеровская Германия готовилась к приему будущих пленных; дал описания типов  лагерей, их структуры, различий между лагерями для солдат и офицеров, анализ правил распорядка в типовом лагере для военнопленных, выполнения команд на немецком, правил личной гигиены и т.д.

Как подчеркивает автор, расстрелы западных военнопленных – скорее исключение, чем правило. Для большинства из них лагерь был передышкой от войны, возможностью остаться в живых -  из 3 млн. западных военнопленных  погибло 5%.  В то же время,  из  5,7 млн. советских – свыше 50%.

    Судьбы евреев-военнопленных западных стран-участниц антигитлеровской коалиции,  тоже далеко не однозначны. Свыше 60 тысяч польских евреев попали в плен в 1939 г., их первыми начали убивать еще в транзитных лагерях. К весне 1940 г. количество расстрелянных, погибших от голода составило 25 тысяч человек, что дает некое основание считать началом «военно-полевого Холокоста» (термин П. Поляна) не 1941-й, а  1939 год.  Остальные же позже погибли в лагерях смерти, уцелело лишь 500 человек, т.е., 0,83%.!

По-иному сложилась судьба евреев-военнопленных Британской армии, США и Канады. Особый интерес вызывает информация о положении евреев из Палестины, которые...занимались изучением иврита и даже принимали участие отдельной командой в лагерных олимпиадах (Шталаг №25 и Шталаг №383) с правом поднятия бело-голубого флага с магендовидом…

   Советские же военнопленные, не говоря уже о евреях-военнопленных – воинах Красной Армии, были лишены какой бы то ни было защиты советского правительства, они оказались отверженными – СССР не признал Гаагскую и не подписал Женевскую конвенции, что во многом предопределило их безнаказанное уничтожение гитлеровцами.

Не меньшие преступления нацизма против человечности – уничтожение больных и раненых советских военнопленных – пулей, костлявой рукой голода и тифом, доведение до потери человеческого облика, сумасшествия и людоедства, «апробация» на них «передовых» человекоубойных технологий, как, например, отравление «Циклоном «Б»» в Освенциме. Об этом рассказывает глава «Медицина смерти», представляющая интерес как для рядового читателя, так и, безусловно, для медиков-профессионалов.

            Миллионы в плену ничего не знали ни о подполье, ни о лагерном сопротивлении, единственной их задачей, смыслом существования, было сохранение самой жизни, а отсюда, во многих случаях и сотрудничество с нацистами. Одной из форм этого сотрудничества стала лагерная полиция, которой боялись больше, чем немцев - явление уникальное и свойственное лишь лагерям для советских военнопленных. Именно в книге «Плен» впервые собраны не только многочисленные свидетельства, но и дан анализ породивших его причин, прослежена судьба этого института коллаборационизма до мая 1945 г.

Особая тема книги - «женщина в плену». Количество женщин-военнослужащих, оказавшихся в плену, - неизвестно. Их судьбы складывались трагически, они нередко подвергались насилию, издевательствам как при захвате, так и позже, в лагерях. Судьба евреек-военнопленных была трагичней вдвойне – они подвергались издевательствам и как женщины, и как еврейки...

Второй том посвящен трагедии советских евреев-военнопленных. Его «стержнем» являются темы: «Особая война – война против евреев», «Спасение»,  «Судьбы». Не менее важны и главы, посвященные антисемитизму, как советскому, в предвоенные и военные годы на фронте и в тылу, так и немецкой фронтовой антисемитской пропаганде – это помогает понять условия, в которых  оказывались евреи, попавшие в плен.

    Чаще всего, спасая свою жизнь, евреи выдавали себя за  мусульман: татар и азербайджанцев, турок и узбеков... Так легче было объяснить обрезание. Однако  многие, внешне не похожие на евреев, брали русские и украинские фамилии. Порой это помогало, но жизнь, скрывающегося еврея всегда висела на волоске. Пара сигарет, пайка хлеба, сапоги, – вот цена жизни еврея в лагере. Судьба напрямую зависела от тех, кто был рядом – сослуживцев и товарищей по плену. Здесь смешалось все: и низость предательства негодяев и вершины человеческого духа, самоотверженность спасителей.

   Ученый приводит удивительные примеры,  многочисленные воспоминания спасшихся, изобилующие жуткими подробностями, надеясь,  что кто-то благодаря этому узнает о судьбах своих близких, погибших, пропавших без вести.

Двухтомная монография «Плен» - это еще одно серьезное документальное  обвинение, разоблачающее не только звериную сущность немецкого нацизма, но и тоталитарный сталинский режим, предавший обреченных нацистами на уничтожение миллионы своих сограждан. Труд ученого актуален и сегодня, когда кое-кто, как на западе, так и в современной России, скрывает правду о трагедии военнопленных.

 «Плен» взывает к памяти о тех, кто не вернулся из нацистского плена в победном cорок пятом, о тех, кто, пострадав безвинно, вернулся и был безвинно оболган преступной сталинской властью и всю жизнь носил клеймо «изменника родины».

                                                                                                Григорий Рейхман (Израиль)

                        *                                                                      *                                              *

Новости Архивного отдела Фонда «Холокост»

 

 Первые два месяца текущего года Архив Фонда пополнился новыми интересными материалами. Известный московский филателист Юлий Лурье передал несколько интересных фронтовых писем, как на русском языке, так и на идиш. Среди них – письмо одного из лучших исследователей темы еврейского героизма Ф.Д. Свердлова жене С.С. Кутник от 20 августа 1941 г.

Юлий Соломоновича передал нам копии автографов знаменитых советских ученых, писателей,  артистов. Среди них: И.Г.Эренбург, Я.В.Флиер, Ф.М.Ермлер, Л.О.Утесов, Ф.Г. Раневская и многие другие.

Не так давно мы стали сотрудничать с Ольгой Гороховой из г. Санкт-Петербурга. От нее получены  ценные и интересные документы. Это рукопись воспоминаний ее матери о судьбе семьи Костелянец - Грингауз. Все члены этой семьи оказались в числе узников Минского гетто, и за исключением Г. А. Гороховой- Костелянец, погибли. Помимо рукописей нам передали не только фотографии членов этой семьи, но и уникальные снимки партизан бригады им. В.П. Чкалова, в которой воевала Г. А. Горохова-Костелянец.

То что Архив и Музей Фонда «Холокост» располагает, зачастую, уникальными документами, столь необходимыми любому исследователю, уже давно доказано. Еще одно подтверждение этого факта - получение Фондом документов об истории евреев Дагестана на примере семьи Азизовых-Дадашевых -участников Великой Отечественной войны. Среди полученных документов: фронтовые письма и фотографии; материалы, позволяющие  больше узнать об истории и образе жизни горских евреев.

Коллекции Фонда пополнились 20 фронтовыми письмами и фотографиями офицера Красной Армии А. Л. Копелевича, погибшего в 1942 г. Невозможно равнодушно читать эти проникновенные строки, обращенные к жене и дочери и другим членам семьи от человека, чья жизнь могла оборваться в любую минуту, и каждое письмо могло оказаться последним. Так же получены  предвоенные письма родных А. Л. Копелевича, которые погибли в оккупации в Латвии.

Документы о судьбах узников гетто (тем более за рубежом) максимально приближенные к описываемым событиям встречаются у нас нечасто. Тем ценнее дар давнего друга Фонда Я. И. Соколовера, передавшего оригинал письмо своего дяди М.-Л. Рубинштейна , написанного в 1945 г. на польском языке. В нем сообщаются  страшные подробности гибели его родных и близких в Варшавском гетто.

А недавно Фонд «Холокост» получил посылку из украинского г. Шпола. Среди присланных документов и экспонатов фотография братской могилы евреев-шполян, казненных в 1942 г.. В числе жертв этой расправы был отец известного еврейского писателя Ицика Фефера.

Т. З. Анисимова передала также коллекцию редких книг еврейских писателей: Менделя Мойхер-Сфорима, Переца Маркиша, Давида Бергельсона, Ицика Фефера, Ицхока-Лейбуша Переца и других, изданных в 40-50-х годах ХХ в. на русском языке и идиш. Особый интерес представляет выпущенная издательством «Дер Эмес» в 1947 г. «Азбука в стихах» Льва Квитко.

Сотрудниками отдела ведется постоянная работа по описанию имеющихся документальных материалов и экспонатов. Регулярно проводятся выставки с использованием документов и фотографий, переданных Фонду. На базе документов Архива и Музея была подготовлена выставка о генерале В. Я. Петренко,  посвященная годовщине освобождения Освенцима, которая была представлена на площадке ЦДЛ 27 января 2004 года.

В наших ближайших планах -  филателистическая выставка из коллекции Ю. С. Лурье и выставка, посвященная обороне советского Заполярья 1941-1944 годах на базе архива Р. Л. Диамента (фронтового корреспондента).

Переданные в Фонд документы и экспонаты впервые использовались в занятиях Международных курсов школы, где изучалась тема еврейского сопротивления.

Архив готов предоставить исследователям интересующие их документы, приглашает к сотрудничеству всех желающих  и принимает на хранение документы и экспонаты у юридических и физических лиц. Технические возможности позволяют копировать документы.

Наш контактный телефон: (095) 951-67-97.

Пользуясь случаем, выражаем глубокую благодарность за содействие в формировании Архива и Музея фонда : Абковичу И.И, Азизову М.С., Анисимовой Т. З.,  Бограду П.Л., Ваксман Т.(Ростов - на- Дону), Гегелия(Копелевич) Н. А., Гехту В. И., Гороховой О.Б. (С. Петербург), Дементьеву В.А.,  Запрягаевой Л. П., Кораблевой В. М., Курносову Н. Д., Лурье Ю.С., Минкину С.М.( г.Сочи), Негоде М. А. (г. Шпола, Украина),Полевому С,С.(г.Королев) Раскину Л.З., Ривкиной И. Р. (С. Петербург), Соколоверу Я. И.

К сожалению, рамки нашего Бюллетеня не позволяют назвать всех  помогающих нам людей, но этот список будет продолжен в следующих номерах.

                                                            Леонид Терушкин, зав. Архивным отделом  Фонда

                                                                         

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ХРОНИКА

——————————————————————————————————————--

*                                                          *                                                          *

В иерусалимском Институте «Яд Вашем» с 5 по 17 января прошла очередная стажировка преподавателей еврейских школ России. В ней принимали участие выпускники Международных курсов при фонде «Холокост» Ирина Сащенко (Воротынск), Леонид Райцын и Елена Беленькая (Москва), а также Элеонора Бабич (Екатеринбург), включенная в состав участников по рекомендации Фонда. По отзыву руководителя русских программ «Яд Вашем» д-ра Ирит Абрамски, они зарекомендовали себя как одни из наиболее подготовленных слушателей.

*                                                          *                                                          *

            Руководитель Международной школы при «Яд Вашем» д-р Мотти Шалев

В специальном письме проинформировал Фонд «Холокост», что он рассматривает Фонд как основного партнера по образовательным программам в России и предложил усилить координацию работы по подготовке преподавателей и учебных пособий по теме. Стороны договорились об участии представителей «Яд вашем» в семинарах, которые Фонд «Холокост» предполагает проводить в России 2004 г.

*                                                          *                                                          *

В Министерстве культуры РФ 29 января состоялись переговоры руководителей Фонда «Холокост» с Начальником Управления музеев А. С. Колупаевой в связи с подготовкой экспозиции о Холокосте в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной Горе. Предполагается, что она будет открыта в 2006 г.

*                                                          *                                  *

В подмосковном Королеве 3-5 февраля прошла 11-я ежегодная конференция научных сотрудников и преподавателей по иудаике, которую организовал Международный центр «Сэфер». На секции «История Холокоста» (сопредседатели И.Альтман и Е. Розенблат) было заслушано 20 докладов ученых из России, Украины, Беларуси, Латвии, Литвы и Польши. Наибольший интерес вызвали дискуссии о терминологии, формах и масштабах еврейского сопротивления, археографическом уровне сборников документов и публикаций по теме.

 

16 февраля в офисе Еврейского Агентства в России прошли переговоры руководителей Фонда «Холкост» с главой ЕАР Борисом Мафциром, руководителем Московского филиала ЕАР Довом Шафеннштейном, руководителем программы «Еврейская самоидентификация» Велвлом Черниным. Стороны пришли к соглашению о совместном проведении мемориальных вечеров, семинаров и конкурсов по теме Холокоста.

 

                                    *                                  *                                  *

В Московском Институте Открытого Образования (МИОО) прошли переговоры И. А. Альтмана с проректорами МИОО А.М. Мордуховичем и Н.И. Яковлевой. Стороны договорились о пролонгации Договора о сотрудничестве, позволяющего преподавателям Москвы, занимающихся на Международных курсах, получать сертификаты МИОО по прохождению курсов повышения квалификации.

            Достигнута договоренность о прочтении сотрудниками Фонда 1 -2 исторических и методических лекций на всех потоках в МИОО, где ведется повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин.

*                                  *                                  *

В выпуске новостей государственной телерадиокомпании  «Вести - Калинград» 2 февраля был показан подробный сюжет о победительнице нашего конкурса преподавателе Светлане Горбачевой. О конкурсе и работе  учеников и преподавателей города по теме Холокоста рассказала и газета «Калининградская правда».

*                                                          *                                  *

Новый проект Фонда «Холокост»

21 января и 2 марта в помещении Фонда «Холокост» состоялись первые заседания видеоклуба «Документальный Холокост», который проводится совместно с Фондом Спилберга при поддержке Московского представительства ДЖОЙНТ. Представитель Фонда исторический видеосвидетельств «Шоа» (Фонд Спилберга) Феликс Духовный презентовал серию фильмов, подготовленных на основе интервью, собранных Фондом.

По личному выбору Стивена Спилберга 5 ведущих режиссеров Польши, Чехии, Аргентины, Венгрии и России, подготовили документальные фильмы, показанные по национальному телевидению. Первый показ в России документального фильма знаменитого польского режиссера Анджея Вайды «Я помню» состоялся именно в Фонде «Холокост». Не меньший интерес и дискуссию членов видеоклуба, среди которых были московские студенты, школьники, ветераны войны, узники гетто, вызвал и аргентинский фильм режиссера Луиса Пуансо « Только немногие уцелели».

Очередное заседание видеоклуба состоится 6 апреля в 17 -30. Будет показан чешский фильм «Земной ад» (режиссер Войчек Джасни).

                        *                                              *                                  *

Круглый стол в Академии Образования

 

            15 января 2004 г. Министерство образования РФ, Российская академия образования (РАО) и Фонд «Холокост» провели в Институте общего среднего образования РАО Круглый стол по теме: «Отражение в современных учебниках российской и всеобщей истории темы этнической толерантности и этнических конфликтов». В работе Круглого стола принял участие авторы учебников О.В Волобуев, А.А. Данилов, Е.Н. Захарова , Л.Г. Косулина, известные историки и методисты Е.Е. Вяземский, Г.В. Клокова, Е. И. Пивовар,  Д.И. Полторак, сотрудники образовательного отдела Фонда «Холокост», преподаватели московских школ, сотрудничающие с Фондом.

            Темами обсуждения были:

            1. Продуктивна ли точка зрения о том, что в преподавании истории не следует акцентировать внимание на национальных конфликтах , неоднозачных проблемах в вопросах межнациональных отношений?

            2. В каких эпохах, на каких примерах следует останавливаться авторам учебников с целью дать позитивный материал для формирования идей толерантности?

            3. В каком объеме и каким образом целесообразно включать в учебники материал о Холокосте?

            В выступлениях участников прозвучала обеспокоенность недостаточным вниманием, уделяемым в существующих учебных пособиях проблематике этнонациональных отношений. Обращено внимание на важность воспитания толерантного сознания учащихся, живущих в многонациональной и многоконфессиональной стране. Особое внимание было уделено обязательному введению в школьные курсы всеобщей и отечественной истории темы Холокоста в связи со стремлением нашей страны войти в общеевропейское образовательное пространство и включением понятия Холокост в образовательный стандарт по всеобщей истории. Точка зрения Фонда Холокост о принципиальной важности изучения данной темы для воспитания толерантного сознания у современных подростков была представлена в выступлении Д. В. Прокудина (его краткое изложение публикуется на «Педагогической странице»). Участники Круглого стола сделали общий вывод о принципиальной значимости и перспективности данной тематики. Особый интерес у авторов учебников вызвали пособия, изданные в серии «Российская библиотека Холокоста».

=================================================================================

 Тираж 999 экз.

Редактор – Илья Альтман

Выпуск подготовлен при участии Игоря Густаса

Адрес редакции:

113035 , Москва,

ул. Садовническая, д.52/45

тел/факс (095)951-5876

E-mail: holofond@mtu - net.ru

 www. holofond.ru

Издается при поддержке Claimes Conference (США)

Предлагаем материалы по теме Холокоста (Катастрофа, Шоа), имеющиеся на нашем сайте:
 

  • Анатолий Кардаш (Аб Мише)  «ХОЛОКОСТ»  УБИЙСТВО ЕВРЕЕВ В 1933 - 1945 гг.
     

  • Тамара Ростовская "Тетрадь из сожженного гетто" (Каунасское гетто глазами подростков)
     
  • Научно-информационный бюллетень "ХОЛОКОСТ" №1 (25) Февраль, 2004 г.
     

  • Елена Макарова и компания "Крепость над бездной" Дневники узников концлагеря "Терезин"

  •  Вверх

    <<На главную сайта Дом Корчака в Иерусалиме  

    Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня HotLog