Часть вторая
1919-1930
Глава 12
НЕЗАВИСИМОСТЬПольша — не просто поля, угольные шахты, леса или военные
заводы,
но и — превыше всего — ее дети.
«Забота о детях»
Мать Корчака объясняла всем, что живет только «ради дня,
когда Генрик вернется». И вот, четыре года спустя, он приехал — худощавый и
мускулистый; он даже выглядел здоровым, несмотря на все перенесенные испытания.
Его продолговатое лицо теперь обрамляла бахромка рыжеватых бакенбард, которые
переходили в усы и бородку. Налитые кровью глаза, еще не вполне здоровые,
по-прежнему поблескивали иронией. Он все еще был ее Генриком.
Немцы, правда, не покинули Варшаву, но до перемирия оставались считанные месяцы,
а тогда потерпевшие поражение оккупационные войска отправятся восвояси.
В сиротском приюте в доме номер 92 на Крохмальной улице накануне дня, когда туда
должен был вернуться Корчак, никто не мог сомкнуть глаз, даже те, кто помнил его
смутно или совсем не знал. Утром они выстроились во дворе со Стефой и учителями
в ожидании Корчака и доктора Элиасберга, председателя Общества помощи сиротам,
также только что вернувшегося с Восточного фронта. Когда во двор вошли двое
мужчин — один высокий с темными волосами и усами, а другой худощавый, лысый, с
рыжеватыми усами и бородкой, — многие сироты не разобрались, кто есть кто.
Только когда второй мужчина лукаво прищурился на них поверх очков, они
уверились, что перед ними Корчак, и с воплями радости кинулись к нему.
«Как они бросились ко мне, как теснились вокруг меня, когда я вернулся с войны!»
— сообщил он в своем дневнике. А затем с лукавым юмором в свой собственный адрес, юмором человека, хорошо
знающего детей, добавил: «Но не пришли бы они в еще больший восторг, если бы
вместо меня появились белые мыши или морские свинки?» С трудом справляясь со
своими чувствами, он обнимал детей, подбрасывал, щекотал, гладил по голове,
перешучивался с ними.
У нас нет сведений о том, как он поздоровался со Сте-фой, стоявшей там, как
всегда, в черном платье с белыми воротничком и манжетами, с короткими волосами,
причесанными на косой пробор. Только силой воли Стефа сумела сберечь детей в эти
долгие годы голода, тифа и бедствий, и теперь она стояла там, готовая
продолжать, будто он попрощался с ней только накануне.
В тот вечер четыре дочки Элиасберга бросились к дверям поздороваться с их
другом, чью лысину они перед войной раскрашивали цветными карандашами. За эти
четыре года они, конечно, изменились внешне. Хелене исполнилось восемнадцать,
Ирэне — шестнадцать, Анне — тринадцать, а Марте — девять, но их чувства к
Корчаку не изменились ни на йоту. Ожидая, что он сгребет их в объятия, как
когда-то, едва войдет в прихожую, две старшие, Хелена и Ирэна, были ошеломлены,
когда он назвал их «паннами», небрежно пожал им руки и до конца вечера не
обращал на них внимания. «Мы больше его не интересовали», — вспоминала Хелена.
Они уже не были детьми. Ночью сестры долго плакали.
Одиннадцатого ноября 1918 года сироты, как и все соседи вокруг, вывесили
красно-белые польские флаги в честь провозглашения независимости их родины.
Затаив дыхание, они слушали, как Корчак рассказывал самую волшебную из своих
сказок: после 120 лет чужеземного гнета их страна вновь свободна и Юзеф
Пилсудский, неутомимый патриот, боровшийся за эту независимость всю свою жизнь,
стал новым главой возрожденного государства.
Полагая, что некоторые родители не потрудятся объяснить происходящее своим
детям, Корчак начал писать колонку «Что происходит в мире?» для журнала «На
солнышке». Он хотел, чтобы дети постигли смысл независимости,
узнали, как их страну в прошлом пожрали три жадные соседа, что было решено на
Парижской мирной конференции, как проводились выборы и появился парламент. Он
сводил мировую политику к привычным понятиям: «Хорошо, когда у тебя есть свой
собственный ящик или чуланчик, потому что они — совсем твои собственные, место,
куда никто не имеет права заглядывать без твоего разрешения. Хорошо иметь свой
собственный садик, свою собственную комнату, а еще дом, где ты живешь со своей
семьей и где никто тебя не тревожит. Но к несчастью, является кто-то посильнее,
и входит, и забирает твои вещи, и пачкает комнату, и не желает тебя слушать».
Это был первый предназначенный для детей журнализм подобного рода. Колонка
Корчака приобрела такую популярность, что ее вскоре уже штудировали педагоги,
чтобы научиться объяснять текущие события своим юным ученикам в доходчивой для
них форме. Но никто лучше Корчака не сознавал, что он не может дать детям ответа
на все возникающие вопросы, потому что вновь собрать Польшу воедино было не
проще, чем разломанную игрушку. Более века поляки боролись за независимость, а
теперь им пришлось бороться с ней. Их страна была не только опустошена войной —
заводы и фабрики лежали в руинах, поля оставались невспаханными, инфляция
свирепствовала хуже, чем во время войны, — но и прежние разделы оставили после
себя сплошной разброд. Четыре разные законодательные системы, шесть разных
денежных систем и три разные железнодорожные сети, разноразмерные полотна
которых символизировали проблему стыковки, которую предстояло осуществить, чтобы
страна действительно объединилась в единое целое.
Только радость, что теперь они сами распоряжаются своей судьбой, мешала полякам
впасть в отчаяние при мысли об ожидающей впереди кардинальной перестройке. Из
всех УГЛОВ приюта на Корчака глядели голод и холод. Получить кредит ему было не
у кого, а денег не было совсем. Американская программа помощи — гуверовские
благотворительные посылки с рисом, мукой и ситцем — поддерживала на плаву
учреждения вроде его приюта. Но этого было недостаточно.
И тут произошло чудо. Зима еще только «осторожно поставила ногу» на их порог,
когда союз шахтеров — «да благословит Бог их грязные руки и кристально чистые
души» — пожертвовал приюту целый вагон угля. Эта щедрость, «которая растрогала
бы до слез даже камень», тем более брала за сердце, когда он думал, как бедны
были сами шахтеры. Он же внезапно ощутил себя богачом: ведь уголь называли
«черным золотом», так его было мало. Но на солнце имелась тень: уголь
требовалось забрать с товарной станции немедленно, а в его распоряжении не было
никакого транспорта. И снова чудеса. Все соседи пришли на помощь. Откуда ни
возьмись, появились конные повозки, и в их пустующий подвал посыпался уголь.
Дети увозили его на тачках, тащили в корзинах и ведрах. Даже малыши несли куски
«величиной с их головенки».
Услышав о привалившей им удаче, булочник, дальше по улице, прислал свежего
хлеба, за который можно было заплатить «черным золотом». Мальчик-сирота, чьи
ноги были искривлены рахитом, съел чуть не половину буханки, пока нес «бесценный
груз», а остальную выпачкал в угольной пыли. Он помчался назад на товарную
станцию, вопя: «Я теперь могу перетаскать хоть тысячу корзинок!» Свободных
корзин не оказалось, а нести ведро ему было не под силу, и потому Корчак снабдил
его единственным оказавшимся под рукой подходящим вместилищем — ночным горшком.
И, глядя вслед весело ковыляющему мальчику, Корчак мысленно обещал раздобыть
рыбьего жира и выпрямить эти кривые ножонки.
Вскоре после возвращения Марины Фальской в Варшаву в начале 1919 года министр
просвещения попросил Корчака организовать приют для детей польских рабочих в
городке Прушкуве, примерно в пятнадцати милях к югу от Варшавы. Он тут же
подумал, что лучше Марины директора ему не найти, а она без колебаний взялась за
руководство этим приютом, как прежде она руководила приютом в Киеве на основе
его идей.
Они отыскали небольшой трехэтажный жилой дом вблизи городской школы, но денег не
хватало даже на то, чтобы обставить его, не говоря уж о том, чтобы купить. Не
нашлось
и сочувствующей группы филантропов вроде Общества помощи сиротам, которое
поддерживало приют Корчака на Крохмальной улице.
Вместе они придумали хитроумный план поискать помощи у профсоюзов — от их
членов, погибших на войне, осталось много сирот. Рабочие так горячо поддержали
эту идею, что не только наполнили ящики для пожертвований, которые были
установлены на всех фабриках и в мастерских, но и сами отобрали первых пятьдесят
сирот для нового приюта. Взяли они на себя и заботу о снабжении приюта всем
необходимым: один знал, где приют может позаимствовать кровати, у кого-то в
распоряжении оказались столы и стулья, а третий набрал кухонной утвари.
Некоторые даже выстаивали очереди за хлебом и картофелем и сумели собрать запас
муки.
Дети поселились в приюте в морозный ноябрьский день того же года. «Наш дом», как
его назвали, был гораздо теснее по сравнению с приютом на Крохмальной. В
комнатушках, служивших дортуарами, между кроватями не было проходов, однако дети
ничего роскошнее не видывали. Не имея понятия о водопроводе, они не страдали
из-за его отсутствия и очень гордились уборной на первом этаже с деревянным
стульчаком, понятия не имея о фаянсовых унитазах со смывными бачками. Маленький
теплый сортир был несравненно лучше вонючих нужников во дворах, к которым они
привыкли, а за уборку в нем начислялись лишние очки. Несмотря на помощь
профсоюзов, добывать съестные припасы было нелегко. Марина, когда удавалось,
держала в миске на кухне маленькие квадратики хлеба, как лакомство, и один
мальчик, получая такой квадратик, всякий раз его целовал. Крестьяне доставляли
мешки картошки, но ее не хватало. Почти всю энергию Марины поглощали поиски угля
и картошки по доступной для них цене. «У нас еще не было счета в банке, —
напишет она позднее. — Не было денег ни на игрушки, ни даже на цветную бумагу,
чтобы самим их изготовлять». Но Марина Фальская не знала усталости. Годы в Киеве
научили ее иметь дело с подрядчиками и торговаться, сбивая цену за выполнение
необходимых работ, например, со стекольщиком. Она сама ходила по лавкам, ища
недорогие продукты, и на собственной спине относила их в
приют. Одевала детей она в поношенную одежду, присылаемую из Америки.
Даже если бы в прушковском приюте нашлось место для личной кровати — а его там
не было, — у Корчака все равно не было времени оставаться там с ночевкой. Он
ведь занимался не только своими детьми на Крохмальной, но и консультировал
органы социального обеспечения по организации новых приютов для тысяч военных
сирот, бродящих по улицам.
А еще он публиковал статьи-предостережения для взрослых в «Польской газете».
Польша стала свободной, но скептический доктор повидал столько страданий и
кровопролития, что не мог не опасаться за будущее. Перемирие, подписанное
одиннадцатого ноября, принесло мир, но не покончило с насилием. В хаосе,
охватившем восточные районы Польши после краха держав, их разделявших, евреи
часто становились жертвами уличных беспорядков, резни и даже погромов,
устраиваемых некоторыми частями польской армии, особенно под командованием
генерала Галлера, а также вооруженными бандами. И пока союзники в Версале
обсуждали требования Польши, желавшей вернуться на карту Европы в своих обширных
границах до разделения, Юзеф Пилсудский пробовал спорить с историей на свой лад.
На востоке учащались военные стычки с Советами, в Галиции — с украинцами, а с
чехами и немцами шли споры о территориальных правах. Можно ли было рассчитывать,
что человеческая природа стремится улучшить мир? Вот о чем размышлял Корчак. Он
предупреждал своих читателей, что долгий и прочный мир необходимо сделать одной
из общенациональных целей.
«Возможно, История — Правительница Наций, но она нечестный учитель и скверный
воспитатель и только притворяется упорядоченной и прогрессивной, — начал он одну
статью. — Необходимо править Историей, а не позволять ей править нами, иначе и
дальше все будет продолжаться по-старому — войны и насилие. Меч, отравляющие
газы и... — только дьяволу известно, что еще они наизобретают. Ведь нет никакой
хитрости в том, как пустить кровь. Пробейте дырочку, и она потечет сама. Любой
бумагомарака может нацедить целый тазик. И писать статьи недостаточно, необходимо пахать, строить, сажать леса. Необходимо, дорогие мои, кормить сирот,
дать им образование; необходимо... нужно ли мне продолжать?»
Но конечно, он продолжал, потому что все еще не дошел до самого главного: чего
бы там ни хотели польские граждане морской порт или другие границы, — они должны
научиться улаживать споры законными средствами. «Мы отвечаем перед детьми за
войны, которые были и которые будут, и за то, что десятки тысяч их погибли в эту
войну. И потому пока не время праздновать торжество Весны. Это все еще День
поминовения усопших — День замученного ребенка».
«Помните, — предостерегал он их, — Польша строится не на двадцать лет».
Объявив в марте 1919 года всеобщую воинскую повинность, маршал Пилсудский
всерьез занялся созданием вооруженных сил. Убежденный, что Польша, зажатая между
Россией и Германией, должна быть сильной, он стремился создать федеральную
Польско-Литовскую республику в союзе с Украиной и другими малыми нациями. Этот
план оказался под угрозой, когда Советы воспользовались неразберихой в Европе
для того, чтобы присоединить новые территории к своей коммунистической империи.
В апреле Пилсудский отправил войска отобрать у Советов Вильну, свой любимый
родной город, древнюю столицу Литвы. Почти не встречая сопротивления, польская
армия продолжала движение на восток, взяв в течение лета 1919 года Минск и
другие большие города, разжигая то, что получило затем название
польско-советской войны.
К концу года Корчак в чине майора был призван в новую польскую армию. Вновь
начались прощания, но на этот раз ему хотя бы не пришлось ехать дальше госпиталя
для инфекционных больных в Лодзи, промышленном городе к юго-западу от Варшавы. А
вскоре его перевели в такой же госпиталь в Варшаве.
Всякий раз, покидая госпиталь, чтобы вернуться к себе или навестить мать и своих
сирот, Корчак тщательно мылся и переодевался. Но как-то под вечер, уступив
настояниям РОДНЫХ больного лейтенанта, утверждавших, что их необоснованно
подвергли карантину вместе с ним, он подписал освобождавший их документ, а сам не принял необходимые меры предосторожности.
Через пару дней, когда Корчак проснулся, у него двоилось в глазах. Он взглянул
на стол и увидел два стола, две лампы, два стула. Он был мокрым от испарины. Его
тело горело в лихорадке. Голова разламывалась. Он хорошо знал эти симптомы. Тиф.
Родные лейтенанта, видимо, все-таки были носителями инфекции. Мать Корчака
настояла, чтобы его перевезли к ней и она бы могла за ним ухаживать. Долгие дни
он пролежал в бреду, не зная, что его мать заразилась от него. Она умерла
прежде, чем он пришел в себя. Последние ее слова были просьбой, чтобы ее гроб
вынесли через черный ход, не побеспокоив сына.
Узнав о смерти матери, Корчак чуть с ума не сошел от горя. Он чувствовал, что
убил ее. Не преднамеренно, по небрежности. Его отец был прав: он «дурак и
недотепа». Только на этот раз невинной жертвой стала его мать. Хэвлок Эллис, чья
мать умерла от скарлатины при сходных обстоятельствах, нашел утешение в мысли:
«Она не пожелала бы себе более счастливого конца — «на посту», как она и хотела,
выхаживая своего ребенка». Но хотя о матери Корчака можно было сказать то же
самое, он был на грани самоубийства, он вновь взвешивал этот исход.
«Когда моя сестра вернулась из Парижа, я предложил ей совершить самоубийство
вместе, — напишет он позднее. — Я не находил себе места ни в мире, ни в жизни».
Его сестра, видимо, не очень приветствовала эту идею. «План не материализовался
из-за разницы во мнениях», — саркастически объяснил Корчак. Но он на всю жизнь
завел привычку хранить в глубине ящика письменного стола запас каломели и
таблеток морфия, вынимая их, только когда посещал могилу матери в дальнем конце
еврейского кладбища, отведенном для жертв тифа. Возможно, что во время одного из
ранних таких посещений он проглотил какую-то дозу. «Нет ничего более
омерзительного, чем неудавшаяся попытка самоубийства, — писал он. — Такого рода
план следует разрабатывать со всем тщанием, чтобы обеспечить стопроцентный
успех». И с мрачным юмором, в котором есть оттенок достоверности, он
заканчивает: «Испробовав однажды восторги и радости совершения самоубийства,
человек доживает до преклонных лет, не испытывая соблазна вкусить их еще раз». Пока он
бредил в тифозной горячке, его посетило «видение». Он выступает с речью о войне
и голоде, о сиротах и нищете где-то в Америке, а переводчик торопливо переводит
его польский на английский. Неожиданно голос отказывает ему. Наступает тишина. В
глубине зала раздается крик. К нему по проходу бежит Регина, сирота, вышедшая
замуж и уехавшая в Америку. Она останавливается перед сценой и бросает на нее
свои часы с возгласом: «Для вас — все!» И на сцену посыпался дождь банкнот,
золота и серебра. Слушатели бросают кольца, браслеты, ожерелья. Мальчики из Дома
сирот выбегают на сцену и принимаются запихивать все в чехлы от матрасов.
Глубоко растроганные слушатели кричат, аплодируют, плачут.
И на пороге смерти Корчак был исполнен намерения обеспечить своих сирот
«неограниченным материальным богатством». И даже тогда он понимал, что у него
нет права на самоубийство, пока есть дети, нуждающиеся в нем.
«Если я откладывал и откладывал исполнение моего в остальном до конца
продуманного плана, — напишет он, — то потому лишь, что всегда в самую последнюю
минуту какая-нибудь новая мечта овладевала мной и не покидала, пока я не
разрабатывал ее во всех частностях. Иногда они становились темами для рассказов.
Я объединил их под общим заглавием «Странные происшествия».
Эти «мечты», которые занимали мысли Корчака в тяжелые минуты перед тем, как он
засыпал, были как бы рассказами в процессе сочинения. Когда он ощущал себя
слабым, они вливали в него силы. В одном он нашел магические слова — Владыка
Света. Но принятие на себя подобной власти могло быть формой хубрис, губительной
гордыни, и засыпал он в муках: «Почему я? Есть другие, моложе, умудреннее, более
подходящие для этой миссии. Позволь мне остаться с детьми. Я не социолог, я все
испорчу, опозорю — и дерзание, и себя».
Когда мечты не приносили облегчения, он обращался к Бо-гу- Он никогда не был
правоверным евреем, соблюдающим обряды, но всегда оставался верующим. Бог, в
которого ве-рил Корчак, подобно Богу Спинозы, был вольным духом,
мистической силой, пронизывающей Вселенную. «Меня не удивляет, что у Бога нет ни
начала, ни конца, ибо я вижу Его, как нескончаемую Гармонию, — однажды написал
он. — Звезды, сама Вселенная, а не священнослужитель, говорят мне о
существовании Творца. У меня своя вера. Есть Бог. Человеческому уму не дано
постигнуть Его сущности. Веди себя достойно и твори добро. Молись, но не для
того, чтобы просить у Бога, а чтобы всегда помнить о Нем, ибо его должно видеть
повсюду и во всем».
Теперь в своем горе Корчак почувствовал, что этот Бог, которому он доверял,
покинул его. Не в силах понять, в чем заключался смысл смерти матери и почему
умереть пришлось ей, а не ему, он составил сборник молитв «Наедине с Богом:
молитвы для тех, кто не молится», в которых излил свою скорбь и ощущение
покинутости. Как указал Мартин Бубер, люди, которые говорят с Богом столь
доверительно, очень близки Ему.
Всего сборник включает восемнадцать молитв, и многие написаны для других,
нуждающихся в утешении. Юная мать просит Бога не отнимать у нее младенца,
которого он ей ниспослал; мальчишка заключает с Богом сделку: «Я буду молиться,
если ты сделаешь так, чтобы отец купил мне велосипед»; старик смирился с
переходом к новым тайнам; художник предполагает, что Бог был пьян, когда Он его
сотворил (на трезвую голову художника не создашь); педагог ничего не просит для
себя, только о руководстве и благословении Бога для своих детей. Хотя каждая
молитва дана в манере выражаться, свойственной тем, кто ее произносит, в них
можно различить и собственный голос Януша Корчака. В посвящении книги через
автора говорит юный Генрик Гольдшмидт. «Моим любимым маме и папе. Мы расстались
ненадолго, чтобы встретиться опять... Из камней ваших мук и боли и таких же
камней наших предков я хочу воздвигнуть высокую башню, чтобы она послужила
защитой другим. Благодарю вас за то, что научили меня слышать шепоты мертвых и
живых. Благодарю вас за то, что помогли мне познать тайну жизни в прекрасный час
смерти».
Польша отчаянно нуждалась в особой молитве летом 1920 года, когда русские
перешли в наступление. Вынужденные
оставить Киев, который они взяли в мае, польские войска под натиском
небезызвестного Михаила Тухачевского отступали назад за собственную границу и
дальше до пригородов Варшавы. Весь мир пребывал в уверенности, что Польша
обречена.
Однако Юзеф Пилсудский, у которого, как у кошки, было, видимо, девять жизней —
уцелел же он после ссылки в Сибирь, побегов из сумасшедших домов и тюрем царской
России и даже дерзкого налета на поезд царя, когда забрал имевшиеся там золото и
серебро, — сохранил в запасе еще несколько. Когда 16 августа 1920 года
большевики подошли к воротам Варшавы, Пилсудский перехитрил врага: контратаковав
с юга, перерезал коммуникационные линии и за двое суток полностью их окружил.
Захваченные врасплох этим «чудом на Висле», русские в полном смятении
беспорядочно отступили за свою границу.
Польша была спасена. Варшава уцелела. «Грязная, исковерканная, оставленная в
небрежении, беззаботная Варшава, чье сердце бьется в ее Старом городе и чей мозг
— в каждом камне, в каждой черепице, в каждом уличном мальчишке, продающем
газеты» — так было суждено написать Корчаку. Никогда еще его город не был ему
столь дорог. «Варшава моя, а я — ее. Мы — единое целое. Вместе с ней я радовался
и горевал. Ее погода была моей погодой, ее дожди, ее почва — тоже моими. Мы
вместе росли... Варшава была моей мастерской; здесь вехи моей жизни и мои
могилы».
|