БИБЛИОТЕКА | |
Жерар Кан ПЕДАГОГИКА ЯНУША КОРЧАКА И ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ 8 | |
Сионизм
Понятие "сионизм" впервые появилось в конце XIX в. в журнале "Selbstemarrzipation" ("Автоэмансипация") Н.Бирнбаума (1890). Под "самоосвобождением" понималось стремление еврейского народа вернуться в Эрец-Исраэль - на Землю Израиля. Хотя идея возвращения существовала и до 1890 г., раньше ее высказывали лишь немногие (например, раввины Иехуда Алкалай или Цви Хирш Калишер, ведомые религиозными мотивами). За возрождение национальной жизни в стране Израиля еще в 1862 г. выступал Моше Хесс в своем сочинении "Рим и Иерусалим". Характерно, что сионистские идеи стали возникать после постепенного достижения эмансипации в большинстве стран, го есть после 1860 г. Выступать с требованием национальною самоопределения ранее - означало бы лить воду на мельницу противников эмансипации. Поэтому некоторые исследователи даже видят в сионизме логическое продолжение эмансипации. Возникновение и распространение сионистских идей следует рассматривать на фоне реальной политической жизни. После погромов, имевших место в России в 1881-1882 гг. вслед за убийством Александра II, погромов, которым не только не противодействовали, но даже содействовали как правительство, так и либералы и радикалы-революционеры, многие просвещенные евреи поняли, что заблуждались. Этот кризис привел значительную часть маскилим к убеждению, что только возвращение к собственным национальным корням, может решить проблему ненависти к евреям. Отражая именно такую точку зрения, русский врач и писатель Леон Пинскер, ранее активно выступавший за усиление акультурации (культурной ассимиляции), опубликовал в 1882 г. (анонимно) труд под названием "Автоэмансипация. Напоминание сородичам от русского еврея". Он выдвинул тезис о том, что евреев невозможно ассимилировать и что каждый из них в отдельности будет принят только тогда, когда все они будут признаны как нация. В связи с этим он призывал евреев к автоэмансипации, то есть к тому, чтобы конституироваться как государство -это позволит развиться уважению к самим себе и добиться уважения их человеческого достоинства со стороны других. Предложения Пин-скера не снискали особого признания - особенно среди западных евреев. Крупная еврейская буржуазия видела в его идеях в лучшем случае неплохой способ "пристроить" восточных евреев-переселенцев54. В Восточной Европе, где чувство национальной идентичности все еще оставалось сильным, идеи Пинскера нашли больше понимания. Реакцией на погромы в России было создание различных объединений, которые ставили своей целью репатриацию евреев в Палестину. Самым известным из них было образованное в 1880-1881 гг. движение Хиббат-Цион ("Любовь к Сиону"). Однако вскоре среди сионистов появились разногласия относительно того, каким путем следовать. По одну сторону были приверженцы прагматического решения вопроса, ратовавшие за постепенное переселение. Этому филантропически-практическому направлению сионизма противостояло направление, имевшее четкую политическую концепцию. Самым известным представителем политического направления был австрийский журналист Теодор Герцль (1860-1904), которого называют отцом сионистской идеи. Он полагал целью не поощрение отдельных поселений в Палестине, а получение гарантий относительно создания где-либо в мире еврейского государства. В поисках земли для этого государства он вел переговоры с правительствами разных стран, в частности Великобритании и Турции. При этом, как и Пинскер, он использовал аргумент о том, что евреи не поддаются ассимиляции: еврейский вопрос может быть решен единственно путем создания нового отечества. На первом всемирном сионистском конгрессе, состоявшемся в Базеле (Швейцария) в 1897 г., эта цель была четко сформулирована. Затем были созданы инструменты для ее достижения (организация финансирования, информационные органы и т. д.). Этy политику многие подвергали резкой критике: так, например, Ахад-ха-'Ам (Ашер Гинцбург; 1856-1927) считал Израиль духовным центром еврейства, используя притягательную силу которого следует добиваться единства евреев всего мира; однако он не выдвигал на передний план идею создания государства55. После смерти Герцля Хаим Вейцман (1874-1952) в своем тезисе "синтетического сионизма" в 1907 г. свел воедино два главных направления внутри сионистского движения. В дальнейшем сионизм развивался и как культурно-практическая, и как политическая деятельность. Сионисты стали придавать больше значения "работе в настоящем", больше работать с еврейскими общинами. В частности, сионисты создавали светские школы, в которых преподавали иврит, спортивные клубы, молодежные организации. Все более активной становилась деятельность и самих сионистских партий в странах, где имелась еврейская диаспора. Во время первой мировой войны положение сионистских организаций оказалось щекотливым: евреи находились по обе стороны противоборствующих сил. Согласно Декларации Бальфура 1917 г., евреи получили право на создание национального государства в Палестине, однако в их сегодняшнем положении это ничего не меняло. Чтобы усилить свою позицию на мирных переговорах, евреи объединились в Еврейский легион, который сражался на стороне союзников за освобождение Эрец-Исраэль от турецкого владычества. (Этот легион стал основой для действовавшей в 30-е годы в подмандатной Палестине полулегальной еврейской организации самообороны "Хагана" ("Оборона"). На Парижских мирных переговорах еврейские делегаты представляли различные позиции: западные евреи требовали равных гражданских прав, восточные настаивали на соблюдении национальных прав в рамках вновь образованных государств. Сионисты же настаивали на соблюдении Декларации Бальфура. Признав необходимым соблюдение прав евреев в качестве меньшинств там, где еврейские общины сами того желали, в конце концов консенсус был найден, и это должно было определить еврейскую политику на ближайшие десятилетия. Различные мировоззренческие позиции внутри еврейства выражаюсь в многообразии еврейских партий и группировок. К важнейшим из них наряду с сионистским движением относился социалистический Бунд ("Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве. Польше и России"), который поддерживали прежде всего низшие слои и который боролся вместе с социалистами за изменение существующего общественного строя, партия еврейских коммунистов, религиозное ортодоксальное движение Aгуддam Исраэль, а также формально не объединенные группы ассимилированных евреев. Все они выступали против сионизма, ибо одним (социалистам и коммунистам) казалось, что в бесклассовом обществе не будет самой проблемы антисемитизма, другие же (религиозные) не могли представить себе светское еврейское государство, а третьи надеялись на решение еврейского вопроса в данной стране. Само сионистское движение было не менее пестрым: от левых сионистов Ха-Поал ("Рабочий"), до центристских партий, таких как Общие сионисты (либеральное крыло в мировом сионистском движении, возникшее в 1907 г. в рамках Всемирной сионистской организации из подавляющего большинства ее членов, не принадлежавших ни к одной из фракций - прим. Ред.), и религиозно-сионистской партии Мизрахи ("Духовный центр"). Основные споры в сионистском движении вызывали: вопрос территории для создания еврейского государства (Палестина либо какая-то иная территория), вопрос языка (иврит, идиш или язык какой-либо другой страны), вопрос, каким образом должно проходить переселение, постепенно или массово (практический или политический сионизм), а также вопрос о будущем государственном устройстве (религиозное или светское государство, социализм). Различные партии имели свои молодежные организации, целью которых была подготовка молодых евреев к aлие (репатриации). Некоторые воспитанники Дома сирот Корчака участвовали в деятельности подобных организаций. С 1882 г. Палестина пережила несколько волн репатриации, не носивших идеологический характер. В большинстве случаев причиной переселения была угроза безопасности людей в странах, где они жили, - Палестина была спасением. Все названные течения в той или иной степени были значимы в жизни восточно-европейского еврейства при жизни Корчака. Какое же из них оказало на него наибольшее влияние? Начнем с наименьшего - это был ортодоксальный иудаизм. Он был распространен в основном в Литве и в Восточной Галиции и ограничивался ближайшим окружением раввинов ортодоксальных общин. Ортодоксы выступали против сионизма, так как видели в нем недопустимое - светское - предвосхищение мессианского будущего. Ортодоксальное движение было в известной степени реакцией на Хаскалу, движение, привлекавшее в XIX в. польских евреев, особенно относившихся к среднему сословию (и в том числе, как мы помним, и Гольдшмитов и Гембицких). Корчак безусловно унаследовал от родителей просветительскую традицию. Его сильное самоотождествление с польским языком, гордость, с которой он носил мундир польского офицера (майора, лекаря запаса), с одной стороны, и его забота об удовлетворении религиозной потребности детей в Доме сирот, и его собственная своеобразная интерпретация еврейской веры, с другой, - яркие тому свидетельства. Несомненен и контакт Корчака с сионизмом: он поддерживал отношения с друзьями в Палестине, как и его соратница Стефания Вильчиньская, несколько раз побывал там, останавливаясь в киббуце Эйн Харод. Следует напомнить и о том, что детская газета Корчака "Малое обозрение" было еженедельным приложением к ежедневной сионистской газете "Наше обозрение", выходившей на польском языке; Корчак был также автором произведений, написанных в сионистском духе и т. п. В этой связи уместно возразить исследователю, который считает, что, "несмотря на поездки в Палестину, в глубине души Корчак оставался чужд сионизму в любой его социальной или политической ипостаси"56. Возможно, к тому времени он не имел в распоряжении всех ныне доступных источников, ведь некоторые из этих текстов Корчака до 1978 г. существовали только на иврите. Хотя в то же время можно согласиться с тем же исследователем в том, что "Корчак не намеревался вступить ни в одну из многочисленных еврейских организаций, которые содействовали политическому и культурному обособлению евреев в Польше... Его мало интересовал как консервативный "чистый" ортодоксальный иудаизм, так и те из ортодоксов-сторонников размежевания, настаивавших на выходе из общин, в которых преобладали "реформаторы", и создании собственных структур. Его не привлекала и Фолькспартей - партия еврейских "фолькистов" ("народников"), отвергавшая идею репатриации и видевшая свою цель в достижении национально-культурной автономии еврейского "народа" в Польше. Даже "Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России" ("Бунд") не привлек Корчака на свою сторону, хотя его убеждения отчасти совпадали с социалистическими идеями "Бунда". Что касается общественных воззрений, то Корчак черпал их в творчесгве таких остро чувствующих социальную несправедливость писателей, как Болеслав Прус и Мария Конопницкая, других деятелей польской культуры, а социалистические идеи, в частности, у Марины Фальской. Впрочем, до восстановления независимости каждый недовольный существующим порядком мог быть назван социалистом 57.
Отношение Корчака к хасидизму - напротив, скорее всего, было неосознанным.
Такое предположение позволяет сделать, например, непосредственный характер его
диалога с Богом, сходство некоторых его художественных образов с хасидскими
представлениями.
54) J. Bunzl Der lange Arm der
Erinnerung. Wien, 1987, s. 52 | |
К ПРОДОЛЖЕНИЮ 9 | |