БИБЛИОТЕКА | |
Жерар Кан ПЕДАГОГИКА ЯНУША КОРЧАКА И ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ 7 | |
III. ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СРЕДЕ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА
Как пишет один из исследователей современных идейных
течений, возникших в недрах восточно-европейского еврейства, одним из самых
распространенных заблуждений является то, будто еврейство представляет собой
замкнутое и единое целое44. В действительности мы сталкиваемся с
"многообразием еврейской мысли и дела", поэтому анализ тех или иных элементов
различных течений неизбежно не полон и субъективен: "Тот, кто намеревается
описать основные идеи различных течений, вынужден выбирать - выбирать из
многообразия традиции те идеи, которые данному исследователю кажутся наиболее
репрезентативными", вынужден расставлять личные акценты и отражать личные
оценки45. В описании восточно-европейского еврейства есть еще одна трудность:
"приходится восстанавливать картину, живой прообраз которой был уничтожен"46. До самого XIX столетия еврейство развивалось по четко предначертанному пути: законы Торы и их интерпретация в Талмуде были незыблемыми ориентирами. Другие, прежде всего мистические, течения оказывали ограниченное влияние на еврейский мир. Ситуация изменилась в эпоху еврейского Просвещения, когда возникли различные течения, в том числе противоречащие друг другу. Э. Эрлих сравнивает еврейство на этом этапе с деревом со множеством ветвей. Другой исследователь - Э. Мендельсон различает в польском еврействе два основных типа: западно-европейское и восточно-европейское47. Если западно-европейские (или так называемые западные) евреи жили в развитых польских регионах (Познань, Поморье. Силезия), то восточно-европейские (или так называемые восточные) евреи - в основном в Галиции, Литве и в тогдашнем Королевстве Польском. Западные евреи, пропитанные идеями Просвещения, отворачивались от ортодоксального иудаизма и хасидизма. Они искали контактов с нееврйским окружением; многие даже стремились - вопреки первоначальному замыслу просветителей (маскилим) - к ассимиляции, отрекаясь от еврейства во имя равноправия. Эта позиция выразилась, в частности, в большом числе смешанных браков. Западные евреи в основном были представителями среднего сословия, а их семьи отличались низкой рождаемостью. Восточные евреи, напротив, чаще были выходцами из низшего сословия или из беднейшей части среднего сословия. Смешанные браки среди них были редкостью, детей в семьях было много. Они были сторонниками ортодоксального иудаизма или хасидизма (последнего - особенно на юго-востоке Польши). Тех и других можно было легко отличить по платью. В конце XIX в. в связи с возрастающей пролетаризацией еврейских масс и требовавшим неотложного решения, но остававшимся открытым "еврейским вопросом" получило развитие еврейское социалистическое рабочее движение, а также весьма привлекательный для многих сионизм. Еврейский мир и Польша начала XX века не отличался единством. Более того, и в нём шла ожесточенная борьба между ортодоксами и просветителями, сионистами и социалистами, а также внутри отдельных течений. По это лишь доказывает, что еврейская жизнь, несмотря на возрастающую угрозу извне, ни в коей мере не ослабевала.
Ортодоксия в качестве четко определенного феномена оформилась как ответ на те изменения, которые произошли в еврейской жизни в XIX в. Реформаторская деятельность маскилим была тем главным стимулом, под влиянием которого усилилось самосознание ортодоксов как хранителей и подлинных носителей еврейской религиозной традиции. Тору они рассматривали как данную Богом, а содержащиеся в ней законоположения как незыблемые. Они категорически отклоняли любые попытки приспособиться к духу времени: учение "неизменно и не исправляемо ни при каких обстоятельствах"48. Не столь строги были представители консервативного иудаизма (например, Захария Френкель). Придавая человеку как носителю божественного откровения большее значение, они не отрицали необходимости приспосабливаться к своему времени. Ортодоксы считали изучение Торы, как и неукоснительное соблюдение передаваемых из поколения в поколение законов, высшим долгом, в связи с чем раввины и законоучители были в общине носителями высшего авторитета. Ортодоксальные общины открывали школы, в которых языком обучения и общения был древнееврейский, В эти школы, как и в школы высшей ступени (в которых изучали Талмуд), - был большой приток учащихся. Последние были центрами противостояния идеям Просвещения, а также - и даже в первую очередь - хасидизму с его восторженной интерпретацией еврейской веры. Однако противоречия ортодоксов с хасидами исчерпали себя вскоре после смерти в 1797 г. Виленского Гаона Элияху бен Шломо Залмана (Гаон - на древнееврейском языке означает "величие" и является почетным эпитетом, которым отличают знатока и толкователя Закона), который стоял во главе противников хасидов (митнагдим). Митнагдим объединились с отдельными хасидскими группами, чтобы вместе противостоять Просвещению, которое они долгое время недооценивали, не видя в нем угрозы для еврейства49. Центрами ортодоксального иудаизма были прежде всего Литва - Вильно даже именовали "Литовским Иерусалимом" - и Восточная Галиция. Ортодоксы жили замкнуто в своих общинах, они не искали контактов с нееврейским окружением, избегали отношений даже с еврейскими общинами, если те в своей ориентации не соответствовали их ортодоксальным представлениям. Будучи крайне консервативными, ортодоксальные общины боролись с любыми попытками решить еврейский вопрос мирским путем, как, например, путем создания еврейского государства на нерелигиозной основе. Это привело к их ожесточенной борьбе с сионистами.
Истоки религиозно-мистического движения хасидизма связаны с именем Исраэля бен Элиэзера (называемого Баал-Шем-Тов; 1700-1760), хотя подобные мессианские и мистические идеи появились в иудаизме еще в древности. Со временем они стали основой тайного мистического учения (так называемой Каббалы, которое в XIII в. было зафиксировано в "Сефер ха-зохар" ("Книге сияния"), главном произведении древней Каббалы. В XVI в. Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (1534-1572), известный как Ха-Ари, создал так называемую Лурианскую Каббалу. Согласно его учению, душа человека должна освобождаться от нечистого духа, изгоняя его. Библейскому тексту он придавал магическое значение. Однако движение, возникшее как следствие его учения, не отвечало чаяниям еврейской массы, вынужденной вести борьбу за существование. Два движения, характеризуемые некоторыми исследователями как предшествующие хасидизму: движение саббатианцев (мессианское движение, названное по имени его основателя Саббатая Цви, 1626-1676; после обращения Саббатая Цви в ислам, движение пришло в упадок) и движение франкистов (возникло после кризиса саббатианства; названо по имени основателя движения Яакова Лейбовича Франка, 1726-1791), - в конечном счете, способствовали ослаблению раввинизма и упадку традиционного еврейского общинного сознания. Кризис внутри еврейской общины в конце XVII - начале XVIII вв. способствовал развитию движения религиозного обновления -хасидизма, но одновременно подготовил почву и для распространения просветительских идей. Хасидизм, по сравнению с движениями, которые считаются его предшественниками, имел более долговременное значение. К 1730 г. после многих лет странствий и уединения, начал свою деятельность Баал-Шем-Тов. Исполненый мистического опыта общения с Богом, он был чудотворцем и целителем и вскоре собрал вокруг себя группу сподвижников. Он был, если так можно выразиться, "связан одновременно и с высшей сферой, и с обществом"50 - хасидский цаддик (то есть праведник, духовный вождь хасидской общины) подобен лестнице, которая своим основанием стоит на земле, а вершиной касается неба. Центральным пунктом учения Баал-Шем-Това была идея двекут (на древнееврейском языке буквально - прилипание; беспредельная преданность Богу, единение с Богом, искренняя привязанность к Богу): новым в учении было то, что каждый человек, и простой, и образованный, может беспредельно приблизиться к Творцу, достичь тесного контакта с ним 51. Каждый, выполняя заповеди, может в любое время войти с Богом в непосредственный контакт. При этом последний достигается не только с помощью молитвы и выполнения заповедей, но также - и прежде всего - в повседневных делах, выполняемых с "молитвенной интенцией" (каввана). (С таким же настроем на Бога, который характерен для молитвы, должны совершаться и мирские дела, что, согласно учению Лурии, вызволяет рассеянные по вселенной искры святости). Такая переоценка светских дел (земная радость как предпосылка духовности и служения Богу) и популяризация основ мистики поставили хасидизм в явное противоречие с ортодоксальными воззрениями раввинистических авторитетов. Раввины превращались в простых учителей, а цаддики наделялись высшим авторитетом: находясь между обществом и сферами небесными, они становились посредниками в общении с Богом. Хасидское движение зародилось в юго-восточной части Польши. По мере распространения внутри него формировались различные независимые группы, которые, однако, не выходили за пределы Восточной Европы. Лишь в результате эмиграции в конце XIX - начале XX вв. последователи хасидизма появились в Палестине, в Соединенных Штатах и в некоторых других западных странах. В XVIII в. на базе немецкого Просвещения развивается еврейское просветительское движение - Хаскала. Его поборники, маскилим, пытались освободить евреев от исторически сложившихся социальных и религиозных связей.
Требуя расширения светского образования, они открыто выступали против ортодоксальных взглядов, согласно которым высшей обязанностью в еврейском образовании являлось изучение Талмуда. В основанных ими школах (как, например, "Еврейская вольная школа"; открыта в 1778 г. в Берлине) они воплощали в жизнь свои идеи, уделяя больше внимания светским, нежели специфически еврейским дисциплинам, ввиду чего занятия в таких школах проводились на местном языке. Первым евреем, который в своем произведении "Иерусалим, или о религиозной власти и еврействе" (1783) выразил идеалы Просвещения, был друг Г. Э. Лессинга Моше (Мозес) Мендельсон (1729-1786). Имея в виду эмансипацию (достижение евреями политического равноправия), он требовал, чтобы евреи, не отрекаясь от своего вероисповедания, приспосабливались к местному населению в языке, одежде и обычаях, а также проявляли лояльность к государству. С этой же целью он перевел на немецкий язык Пятикнижие Моисея. Маскилим требовали использовать местный язык не только в школах, но и в богослужении. Знание этого языка облегчало и деловые, и социальные связи евреев с партнерами-неевреями. Хотя по инициативе маскилим в разных странах официально принимались меры против использования идиша (так было и в Польше), но все же для распространения своих идей они были вынуждены пользоваться именно этим языком - многие журналы просветителей выходили на идише. Маскилим считали, что для того, чтобы добиться эмансипации, необходимо изменить существовавший устойчивый образ еврея. Наряду с требованием изучать местный язык, они ратовали за изменение структуры трудовой деятельности евреев: поощрялось приобретение производственных профессий, например, применяемых в сельском хозяйстве и ремесленничестве. В некоторых школах можно было даже получить подобную специальность. (Позднее эти идеи были подхвачены сионистами). Идеи Хаскалы достигали разных стран Восточной Европы, в первую очередь благодаря посредничеству еврейских торговцев, врачей и студентов из Берлина. Там новые идеи подхватывала прежде всего еврейская городская интеллигенция, у которой они находили отклик и которая делала все возможное для их распространения. Но если в Германии просветительские идеи находили среди еврейского населения многочисленных сторонников, то в Восточной Европе, хотя они получали официальную поддержку и официальное поощрение, - а может быть, именно поэтому - их чаще встречали скептически, а порой даже с неприкрытым сопротивлением. Но в целом Хаскала имела огромное влияние. Один из исследователей характеризует направление, заданное М. Мендельсоном, как столь исключительное и решительное, что все последующие направления были лишь вариантами его идей52. Вследствие развития этих идей была создана значительная светская литература на идише и иврите, подъем пережила и еврейская пресса. Наконец, еврейское Просвещение подготовило почву для последующих реформ: без Просвещения не было бы (нео)ортодоксального иудаизма, консервативного и реформистского иудаизма. (Здесь необходимо пояснить, что консервативным иудаизмом в США называют то явление, которое в Англии именуют реформистским, в то время как то, что в США именуют реформистским иудаизмом, в Англии называют иудаизмом либеральным или прогрессивным). Без Просвещения немыслимо было бы также появление сионизма и других политических течений. В связи с темой нашего исследования особенно важны два течения: сионизм, идеи которого находили у Корчака отклик в последние годы жизни, и реформизм, о созвучии с которым свидетельствует хотя бы оригинальная корчаковская трактовка молитвы. Реформизм представляет собой первую современную концепцию иудаизма. Начавшись с эстетической реформы богослужения на заре XIX в., он завершился переориентацией в идеологии, а затем и организационной перестройкой. Внутри самого реформизма возникли различные течения, однако общим для них было то, что изменения в иудаизме признавались законными, а формулировки - не вечными, не раз и навсегда данными. Реформисты отказывались от всякой духовной узости, всякой монополизации знания, которая приводит к притязаниям на единственную, спасительную истину. Это означало, что существовавшие представления подлежат переосмыслению, что диалог с божественным словом не является чем-то застывшим. И хотя идеи реформизма, как уже было сказано, едва ли были популярны среди польских евреев, для Корчака диалог с Богом, постоянные сомнения - черты, крайне характерные. К этой теме мы еще вернемся53.
46)E. L. Ehrlich, R. Gradwohl Religiose Stromungen im Judentum heute. Zurich,
1973, s. 7. 46) R. Gradwohl Progressives Judentum./ E.I Ehrlich, R. Gradwohl
Religiose Stromungen..., s. 13. M. Brocke(Hrsgb.) Beter und rebellen. Aus 1000
Jahren Judentum in Polen. Frankfurt a. M. 1983, s. 8 | |
К ПРОДОЛЖЕНИЮ 8 | |