Наука, каббала и глобализация
Наука и ее предел
Что есть
причина? И что - следствие?
В чем предопределенность? И в чем системность?
Что есть наука? Что есть наша жизнь? И где она связность?
Как ни
странно, вопросы такого рода, адресуемые больше к философам и теологам
нежели к ученым звучали не так давно на конференции «Обогащение форм
научного знания в эпоху глобализации» проходившей в Москве и собравшей
лучших представителей технократической элиты России и Израиля. В начале
XXI
века, когда цивилизация столкнулась с вызовами, которые она не в силах
не предугадать, не предотвратить, когда развитие определяется
геометрической прогрессией и управлять этим процессом уже невозможно,
когда познавая все больше и больше официальная наука все чаще заявляет о
том, «как мало мы знаем», в этой ситуации ученые, политологи, экономисты
пытаются создать системы управления происходящим, ответить, наконец, на
вопрос: «В чем причина?», и найти новые методики позволяющие идти дальше
по пути цивилизационного развития.
Последнее время в разных концах планеты, представители различных научных
школ, заявляют по-сути одно и тоже. Современная наука все больше идет по
пути технологизации и развития узких направлений,
создавая сотни тысяч систем и
технологий, отвечающих на вопросы, как действовать в том или ином
конкретном случае, но никак не создающие целостной картины. А жизнь
требует именно целостности. Ведь не случайно основные открытия конца
XX
начала
XXI
века происходили на стыке наук, именно там, где ученые пытались обобщать
и выходить за рамки узких, привычных представлений.
И как бы
торжественно и значимо не выглядели ряды нобелевских лауреатов, какая бы
впечетляющая картина технологических достижений не поражала наше
воображение, ученые не устают повторять: «Сейчас мы меньше, чем во
времена Сократа, в состоянии ответить на вопрос: «Что есть знание?». И
эпоху нашу технократическую в сетях тотальной глобализации не смотря на
весь технический прогресс следовало бы назвать эпохой обогащения
представлений человечества о собственном НЕЗНАНИИ.
Глобализация в научном познании
Научные
доклады звучавшие на заседании Круглого стола в Центральном Доме ученых
17 января были посвящены прежде всего поискам новых форм
междисциплинарного взаимодействия представителей различных направлений
научного знания. Дефицит конструктивных идей в этой области сейчас
проявляется со всей очевидностью, и почти повсеместно признается тот
факт, что современная наука, для того, чтобы оставаться действенной в
эпоху глобализации и невиданного прежде стирания границ, должна выйти за
свои формальные пределы.
Именно поэтому в научном
диспуте выдающихся представителей российских академических кругов, таких
ученых с мировыми именами как С. П.Капица, В. И. Аршинов, П.Б. Баум, С.
П Курдюмов, П.П.Горяев, В.Н. Катасонов, Л.П.Буева, М.В. Ковальчук и др.
приняли участие ученые-каббалисты, и доклад Мхаэля Лайтмана редакора
26-томного издания "Наука Каббала" был встречен с небывалым интересом.
Еще в
конце 2003 года, академик Сергей Капица вместе с членом-корреспондентом
РАН Сергеем Курдюмовым и заместителем директора Института прикладной
математики им. Келдыша Георгием Малинецким получили премию правительства
РФ за работу в области прогнозирования будущего с использованием
современной методологии нелинейной математики и синергетики. Как
выяснилось, эта чисто академическая работа имеет непосредственное
отношение к разговору о древнем каббалистическом учении, которое, как
считают ученые, никак не связано с мистикой и оккультизмом, но
представляет собой науку, имеющую собственный предмет и методологию.
На
определенном этапе, выйдя к естественным границам общепризнанного
научного знания, российские ученые поняли, что дальнейшее развитие лежит
в области взаимодействия с надматериальным описать которое, языком
технологического мира, языком силовых полей и логики физического
взаимодействия можно с помощью Каббалы.
«Для
выживания человечества необходимо научиться думать не только системно,
но и междисциплинарно», - утверждает академик Капица. – «Скажем, все
действующие политико-экономические модели необходимо пересмотреть с
точки зрения строгой математики. XXI век принесет серьезные изменения в
интеллектуальной традиции и потребует синтеза исторического,
технологического и духовного знания. Поэтому я совсем не исключаю, что
рядом будут стоять 10 томов теоретической физики Ландау и 26 томов
классической каббалы. Человек, как говорят не поэты, а физики, это пепел
погасших звезд. Все химические составляющие нашего тела сформировались в
результате ядерных реакций во время образования Вселенной. А ведь 95%
материи Вселенной находятся в неизвестном нам состоянии. В эпоху
глобализации становится общим местом то, что наука уже не может
развиваться без понимания целостности мира».
В своем
докладе «Глобальная демографическая революция и будущее человечества»
академик Капица указал на тот факт, что исторический период, когда
население планеты, составляющее 10 миллиардов человек (ранее эта
демографическая сумма охватывала десятки тысячелетий), ныне максимально
сжался - до продолжительности жизни одного человека. «Мы переживаем
величайшую демографическую революцию и тесно связанную с ней
глобализацию современного мира. Сегодня мало кто станет возражать, что
последние 30 лет в мире происходили кардинальные изменения, охватившие
не только сферы хозяйства, экономики и политики, но и фундаментальные
основы воспроизводства человека как биологического и антропологического
типа, а вместе с тем практику науки, образования и мышления.
В новом глобальном
пространстве время ускоряет свой бег. То, на что раньше уходили месяцы и
годы, можно сделать за считанные дни. Процесс глобального взаимодействия
интенсифицируется, приобретает невиданную ранее динамику. Пространство
общественного бытия уплотняется и перемешивается, становясь более
однородным. И поэтому
сейчас историческое, технократическое, духовное развитие - результат
коллективного взаимодействия всех людей на планете. Ни одну страну, ни
одно событие нельзя рассматривать в отрыве от всего мира, от целостной
картины».
Каббала
и научный дискурс
Именно
необходимость целостного видения мира объединяет ученых, вышедших на
передовые рубежи современной науки, и каббалистов, развивающих
собственную методологию познания Вселенной. Не случайно именно сейчас в
США государственный грант в 27 млн долл. выделен профессору Дэниелу Мэту
из Стэнфорда на перевод с арамейского языка книги "Зоар" с комментариями
ученых-каббалистов.
В своем
докладе «Каббала как объяснительный принцип мироздания», Михаэль Лайтман
пояснил, что по мере развития цивилизации наука Каббала не меняя сути
видоизменяла лишь форму описания в соответствии с исторической эпохой.
На протяжении многих столетий она оставалась метафорическим изложением
принципов управления высшего информационного слоя нашим миром, каждое
событие в котором является следствием определенного сигнала. Задача же
человека состоит в изучении этого информационного слоя и позитивном
применении этих знаний в жизни.
Борис
Пастернак говорил, что метафора – это колоссальный ускоритель сознания.
Метафорический язык объясняющий суть духовного учения близок к
идеальному. Именно поэтому в предшествующих Ари каббалистических
источниках, знания излагаются в метафорическим виде, языком сказаний,
притч и аллегорий. Но, начиная с книг Ари, родоначальника лурианской
школы, каббалистическое учение описывется уже вполне научными понятиями,
языком цифр, графиков, схем.
Сегодня же Михаэль Лайтман
продемонстрировал ученым наиболее современную систему описания
каббалистической методологии познания мира и управления его законами, с
соответствующим предметом изучения, языком, понятиями. Выступление
вызвало огромный интерес присутствующих и серьезное дальнейшее
обсуждение.
Заведующая сектором Института философии академик РАО академик Людмила
Буева считает, что «Каббала
– это не только особая система языка, приспособленная для того, чтобы
описывать явления и формулировать идеи, но и
специфический код, который на столетия превратил Каббалу в «сокрытое
учение» для узкого круга достойных и избранных. Именно по этой причине,
разошлись пути каббалистов и Платона, который долго занимался каббалой,
но брал в обучение и «недостойных» учеников. Соотношение рационального и
иррационального в науке будет расширяться - утверждает Людмила
Пантелеевна - И, может быть, Каббала знает о человеке больше, чем
официальная наука».
«Со
времен Ньютона ученые расходились по разным направлениям, - говорит
ученый секретарь Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям
член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. - Но сейчас ученые из атомов
складывают новые материалы с заданными свойствами - кто скажет, где
физик, где химик, а где геолог? Изменяется научная парадигма, вновь
наступает век синтеза знания - в том числе и духовного, а значит век
новых форм и методов познания».
В свою
очередь академик Капица провел параллели каббалистической теории с
современной физико-математической моделью, которая является открытой
системой мировосприятия. Теория, предложенная М.Лайтманом, по мнению
С.П.Капицы могла бы быть названа «новой теорией познания», адекватной
реалиям 21 века.
В этой
связи участники круглого стола единодушно решили вернуться к обсуждению
возможности соединения современного официального научного знания и
древней каббалистической традиции постижения и продолжить дискуссию на
более широком общественном и научном уровне. Что же касается первых
выводов, то необходимость поиска новых форм научного познания не
вызывает сомнения ни у кого.
Эпоха
новых форм научного познания
Наступает
новая эпоха. Пространство частной и публичной жизни обретает третье
измерение, меняющее привычную систему координат. Из плоскостного оно
становится сферическим, позволяющим прокладывать новые пути, быстро и
легко налаживать коммуникации между различными частями земного шара.
Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером Тейяром де
Шарденом в формулировках типа "мир, который свернулся" (un monde, qui
s’enroule). Мир действительно лишается границ, утрачивают былое значение
территории и расстояния, пространство взаимодействия начинает обретать
иные очертания, требуя от ученых нового видения.
Вопреки
утверждениям позитивистов и неопозитивистов, фундаментальные научные
концепции формируются не на основе опыта, а на основе умозрительных
конструкций – как метафизические категории. Умозрительные
метафизические основоположения, лежащие в основе всякого научного
знания, ныне нуждаются в смене парадигмы и расширении границ, смене
методов получения знаний.
Глобализация подрывает основы
"островного сознания" как в политике, так и в науке.
В этой
связи Каббала описывающая причинно-следственные связи и общие законы
мироздания безусловно относится к сфере наук фундаментальных. С
давних времен было известно, что тот, кто занимается постижением этого
«сокрытого учения», открывает глобальный мир, преодолевая узость
собственной психики, племенных предрассудков, временных и
пространственных ограничений. Каббала - это методика постижения скрытой
от человека, но управляющей всем области мироздания. Эта методика
позволяет понять общую структуру мироздания, законы его
функционирования, его цель, причинно-следственные связи.
И в
качестве науки, Каббала тем выгодно отличается от современных
академических дисциплин, что видит мир в системной целостности и дает
цельное мировосприятие, помогающее понять себя в этом мире, найти свой
путь и приоткрыть врата пока еще недоступного знания.
Каббала –
не является достоянием только еврейского народа. Выражение Торы: «Тора
ло оверет бе еруша» - «Тора не передается по наследству» - по отношению
к сегодняшнему развитию Каббалы, звучит как никогда актуально. Именно
эта наука способна стать общемировой, объединяющей методологией
современного научного знания.
В эпоху
смены миропредставлений, новые подходы к научным исследованиям, в том
числе такой как наука Каббала, представляют безусловный интерес для
выявления законов, определяющих тенденции современных глобальных
процессов, пути развития научного познания и цивилизации.