БИБЛИОТЕКА | |||||||||
Жерар Кан ПЕДАГОГИКА ЯНУША КОРЧАКА И ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ 12 | |||||||||
"Мы не даем вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение - это труд,
огромный труд, который каждый должен предпринять сам". Обратимся к этим словам
из напутствия Корчака своим воспитанникам еще раз, ибо они характеризуют его
отношение к раскаянию: любовь может познать только тот, кто умеет прощать, а
прощание дорогого стоит ("Истина рождается в муках" - "Как любить ребенка"). Спустя годы после работы в летней колонии Корчак воплощает идею прощения в форме товарищеского суда, который был введен им в Доме сирот. Суд заседал один раз в неделю и обсуждал жалобы, поданные детьми или воспитателями на себя или на других детей и взрослых. В Кодексе товарищеского суда отражается корчаковская идея прощения: если человек поступил плохо, лучше всего простить его - в Кодексе 99 оправдывающих статей. Вот некоторые из них:
"Статья 11. Суд благодарит, что А сообщил суду о своей вине. Наряду с этими оправдывающими параграфами в Кодексе были десять карающих параграфов: например, в соответствии со 130 статьей 100 суд не говорит, что человек виновен, не выносит ему порицания, не сердится на него, но, полагая статью 100 минимальным наказанием, включает это наказание в кривую судебных приговоров. Статья 200 гласит: Он поступил неправильно. Ничего не поделаешь. Это уже случилось. С каждым может случиться. Просим его больше так не делать. Статья 600: Суд вывешивает приговор на доске сроком на одну неделю и публикует его в газете. Статья 700 - о содержании приговора извещают семью. Статья 800: Суд дает виновному неделю на размышление. В течение этой недели ни он не может подавать на кого-либо в суд, ни на него никто не будет подавать. Статья 900 гласит, что суд потерял всякую надежду, что виновный сам может исправиться и что он может остаться в Доме сирот только в том случае, если кто-нибудь готов за него поручиться. Последняя статья 1000 исключает виновного из учреждения, однако на практике это случалось крайне редко. Хотя эффект от работы суда не вполне соответствовал ожиданиям Корчака, и он был вынужден, не добившись желаемых результатов, приостановить его работу, Кодекс и многочисленные примеры, которые Корчак приводит в судебной газете, отражают направление его педагогических действий: надо понимать ребенка и прощать его. Товарищеский суд узаконивает право ребенка на уважение, здесь каждый ребенок сам может защищать свои права. Суд - это "место равноправия и защиты", "место понимания и прощения" и, наконец, "место, где требуют самоопределения и самодисциплины"133. Все это связано с еврейской традицией: стоя непосредственно перед Богом, каждый еврей призван принять решение. Ответственность лежит на нем., но ему предоставлена и возможность раскаиваться и прощать (по отношению к ближнему). Грех - личный грех - можно искупить только личным раскаянием. Главным условием примирения с Богом (в Иом Киппур) является примирение с ближними - в частности, путем признания своих ошибок перед другими, как это сделал Корчак в летней колонии. В Кодексе товарищеского суда в Доме сирот отражено стремление Корчака примирить спорящих, простить их, дать им еще один шанс. В этом смысле Кодекс соответствует духу Торы, согласно которой мир может быть спасен только с помощью самих людей.
Письменное слово, учение и знание Учение занимает в иудаизме центральное место; оно не ограничивается и никогда не кончается. Поскольку здесь не существует обязательного мнения, решающим являеется знание состояния дискуссий на тему чакона, на базе которого находят свой подход и формируют свою точку зрения. При этом большое значение придается как раз критическому рассмотрению самых разных мнений. (Возникновение различных направлений в школьной системе восточно-европейского еврейства объясняется, в частности, необязательным характером толкования Торы). В Талмуде друг с другом соседствуют итоги дискуссий, которые велись на протяжении столетий, и не для того, чтобы слепо принимать написанное, а для тою, чтобы пополнить арсенал аргументов и облегчить собственное понимание сути закона. Из этого с очевидностью следует вывод о значении письменного слова, и ему придается такое большое значение отнюдь не только потому, что дискуссия разворачивалась в течение столь длительного времени. После разрушения храма в Иерусалиме и изгнания евреев, чтобы получить мнение эксперта по каждой новой, не затронутой в Талмуде проблеме, надо было преодолеть огромное расстояние. Мнение эксперта не было безошибочным, но, пользуясь своим знанием Писания, он находил ответ, соответствующий духу Торы. Так возникла обширная литература вопросов и ответов - так называемые респонсы. Она была настолько разнообразна, что позднее возникла необходимость упорядочить ответы на различные вопросы. Созданные кодексы, такие, как "Мишне Тора" Маймонида и "Шулхан Арух" Иосефа Каро, помогали решить проблему, но и они не были (и не могли быть) окончательными. В иудаизме речь идет не о знании самом по себе, а о примененном знании или, как мы уже видели, о поступке. Поступок же, праведная жизнь всегда - лишь условия для размышления. Так замыкается круг: недостаточно соблюдать мицву - еврей должен с раннего детства и до глубокой старости учиться понимать свои действия и мысли (согласно лексикону мидрашей раввина Натана: "Если вы в детстве не хотите изучать Тору, как вы собираетесь достичь этого в старости?")134. В каком отношении с этой традицией был Корчак? Исследователи полагают, что для его деятельности в Доме сирот весьма
показательны два момента: наряду с товарищеским судом это письменное слово.
Назовем лишь некоторые из форм письменного общения: стенная газета в школе и в
интернате, газета "Малое обозрение". "Доска объявлений, доска объявлений и
кривой приговоров суда, почтовый ящик, дневники детей к воспитателей были в
Доме сирот существенными элементами педагогики. ...Они несли информацию и
должны были побуждать ребенка ставить вопросы. Работа в газете, ведение
дневника помогали выразить свой внутренний мир и понять самого себя. ...Много
позже, в тяжелейших условиях жизни в гетто, эта возможность самовыражения на
письме для многих еврейских детей "Почтовый ящик учит детей:
1. Ждать ответа: не сразу, не по первому требованию.
Таким образом, почтовый ящик был как чисто организационной, так и
педагогической мерой: дети учатся дифференцировать, они вынуждены думать и
обосновывать, хотеть и мочь. Так Корчак воплощает в жизнь - скорее всего,
бессознательно - еще один еврейский принцип: любое дело должно быть пронизано
собственной мыслью. Корчак никогда не хотел забивать "знания, а точнее, их
бессвязные обрывки в головы детей, как забивают ветошь в ко-ты бумажной
фабрики: как можно больше иностранных языков, как можно больше книжных знаний,
фактов, деталей и даже...талантов" ("Дети и воспитание"). Корчаковская форма
суда свидетельствует о том, как важны были для него различные мнения и
связанный с этим критический подход. В своих рассуждениях о запретах он
отмечал и их положительную роль: запрет развивает силу воли и фантазию,
вырабатывает способность уклоняться от контроля и пробуждает способность к
критике. Критика же - в позитивном смысле - позволяет более глубоко проникнуть
в существо проблемы. "Исследовать, чтобы знать? Корчак много писал: дневники, статьи, размышления, молитвы, пьесы, повести для детей и взрослых, письма, отчеты и многое другое. При этом главным для него было не столько знание, сколько постоянные размышления по поводу своего опыта, поиск собственного пути, поиск, которого он не мог и не хотел лишать своих детей. И дети, которые и так хотят все знать, должны сами найти свой путь: "Мы не даем вам Бога, ибо вы сами, собственным трудом должны найти его в своей душе". Письменное слово и полемика с письменным словом занимает у Корчака - и в еврейской традиции - важное место. И в том, и в другом случае речь идет о поиске собственного пути. Однако в традиции этот путь предписывается заповедями, которые стремится понять учащийся, а у Корчака этот путь совершенно открыт: "Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести Родину и Любовь". Итак, мысль Корчака и в этом
случае отличается от традиционного понимания толкования заповедей, но в ней
нет принципиального отличия от еврейской традиции учения: и для него значимо
не столько знание, сколько учение и поступок. Каждый должен найти свой
собственный путь; никакая догма никому его не предписывает. Дети вольны
интерпретировать свою жизнь, вольны сами выбирать ее направление - в
определенном, формальном, смысле можно провести параллель между такой свободой
интерпретации и талмудическими дискуссиями.
133) Е. Heimpel- JanuszKorczak als Erzieher Nachwon..., s. 350. | |||||||||
К
ПРОДОЛЖЕНИЮ 13
<<НАЗАД |
|
|
| |