БИБЛИОТЕКА | |
Жерар Кан ПЕДАГОГИКА ЯНУША КОРЧАКА И ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 | |
<<НАЗАД | |
Предисловие к немецкому изданию Один из самых своеобразных педагогов XX века, Януш Корчак был врачом, писателем, общественным деятелем, заметной фигурой в Варшаве 20 - 30-х годов. Педагогом он был вначале "по совместительству", но затем - по основному роду занятий и главному делу жизни. Мученическая смерть Корчака беспримерна по своему величию, и его память высоко чтят в мире. Однако его наследие лишь изредка становится объектом беспристрастного, научного изучения. Объективность как-то не идет к его образу, к его жизненной истории. Пожалуй, он единственный педагог нынешнего столетия, идеи которого не ставятся под сомнение и не подвергаются критике - его личность и его дело говорят как бы сами за себя. Исследование, однако, не может этим ограничиваться — нельзя обойти вниманием обаяние личности Корчака, но необходимо объяснить, какие обстоятельства привели к тому, что он стал легендой. Обстоятельства во всей их совокупности - это цепь жизненных событий, но это и та культура, в которой данная история жизни обретает свое значение и место. Корчах был врачом и писателем, педагогом и общественным деятелем, но, прежде всего, он был евреем. Книга Жерара Кана - первая, в которой предпринята попытка высветить роль этого фактора. Автор рассматривает личность и дело Корчака на фоне самобытной еврейской традиции, вместе с тем учитывая, что влияние этой традиции для самого Корчака было поводом для размышлений на протяжении всей его жизни. Но ведь культурная обусловленность - не просто сознательный процесс. В большей степени воздействие культуры отражается в мыслях и поступках человека опосредствованно: через символические взаимосвязи, само собой разумеющиеся вопросы или нормы, которые определяют уровень занимающих его проблем. Жерар Кан убедительно показывает, что все основные педагогические идеи, вся педагогическая теория, которая содержится в поэтической педагогике Корчака, связаны с еврейскими традициями и, более того, представляют собой их вариации. Воспитание в настоящем, известная идея, отличающая Корчака от христианских педагогов, присутствует и в еврейской традиции - равно как и этический принцип безусловного уважения к ребенку или признание его права быть самим собой. Сказанное вовсе не ставит под сомнение оригинальность Корчака. Напротив, эта оригинальность вписывается в соответствующий контекст, получает историческое объяснение, что позволяет ответить на вопрос, почему Корчак сумел создать и воплотить в жизнь педагогику, которая столь радикально отличалась от других. Здесь встает более общий вопрос, касающийся христианской традиции в современной педагогике. Последняя почти исключительно порождена протестантством и, хотя как наука педагогика добилась автономии, она все еще до конца не освободилась от этого мышления. Корчаковская теория воспитания содержит в себе вызов, ибо она не стремится сделать ребенка совершенным, не морализирует и в то же время не отказывается защищать его права, вести его, воздействовать на него - и именно в этом смысле - "воспитывать" его. В этом - не протестантском - смысле, ведь речь идет не о той душе, которая, дабы быть "правильной", должна быть сформирована Богом. Заповедь уважения - абсолютна, и она касается не будущей, а уже сегодняшней "формы" души. Миссия Корчака состоит в том, чтобы тем не менее говорить о воспитании, но о воспитании без права на насилие. Задача современной педагогики - развивать и критически анализировать эту идею. Юрген Олкерс | |
ПРОДОЛЖЕНИЕ 2 | |