На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
РЕДКОЙ
КНИГИ

Злата Зарецкая

ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА
Взгляд в историю и современность

ПРОДОЛЖЕНИЕ 2

<<НАЗАД

В 1965 г. режиссер Шмуэль Буним поставил там вместе с актерской семьей Бурштейн спектакль "Мегила" по Ицику Мангеру. Современная интерпретация идишистской культуры как основы израильской (текст исполнялся в стиле "идишпила") предопределила необыкновенный успех спектакля, который был переведен в большой зал на 3000 человек.

Однако несмотря на отдельные успехи, попытку идти в ногу со временем, театр "Эль Хамам" распался в том же 1965 г. Ностальгия не могла про­должаться долго - Чизбатрон остался недовоплощенной легендой, частицей сионистской театральной мечты, характерной для 50 гг. как романтическо­го периода начальной государственности.

Международное признание Израиля открыло пути для открытой (не тай­ной, как при англичанах) репатриации. В поисках сближения с наплывом новых "олим", во имя их духовной адаптации был создан театр "Телем" (театрон лс-маабарот - театр для "переправ" - лагерей репатриантов), просуществовавший с 1953 по 1966 гг.

Его основатель Зеев Иосифов ставил двойную цель - показать на легком иврите в каждом центре абсорбции спектакли репертуарных театров и в то же время подвигнуть профессионалов на творчество об алие. Представления сопровождались брошюрами с синопсисом пьес на иврите, арабском, фран­цузском, идиш. Зрителям предлагалось разыграть вместе с актерами "Леген­ду о Мессии" З.Йосифона, "Яков и Рахель" А.Крашенинникова...

Под влиянием театра "Телем" в 1954 г. возникли спектакли "Соф олам" - "Конец света" Моше Шамира в 1954 г. в "Охел" и "Казаблан" Игаля Мо-синзона в "Камери" - самостоятельные художественные произведения, по­священные болевым темам врастания евреев разной ментальности в жес­токую реальность нового Израиля. С окончанием эпохи палаток в 1966 г. "Телем" был реорганизован в союз "Аманут ле ам" - "Искусство - народу", субсидирующее творческие работы в любой части страны.

Начало государственного периода И.Т., предопределившее поиски новых театральных идеалов, синтеза стилей Востока и Запада, отмечено еще од­ним характерным фактом: рождением в 1952 г. ансамбля "Инбал" Сары Леви, театрализующей на основе музыки и танцев выходцев из Йемена об­щееврейскую мифологию. Спектакли: "История Рут", "Песня Деборы", "Пустыня", "Безумная Роза", основанные на объединении фольклора и те­атра, способствовали формированию образа новой Средиземноморской культуры Израиля.

Конец Британского мандата и рождение страны означало не только от­крытые границы, но и свободный творческий обмен с Америкой и Европой. И.Т. формировался не только внутрь, за счет самоидентификации с собст­венными традициями, но и вовне, преобразуя на ивритской основе, психо­логии сабр - эксперименты мирового театра.

Труппа "Зира" (Арена) 1948-1959 гг. была первым примером израиль­ского авангарда. Ее руководитель Михаэль Алмаз - режиссер, актер, драматург, журналист, издававший журнал "Кнааним" (Ханаанеи), исповедовал крайние взгляды на евреев Израиля как особую нацию, отделенную от мирового еврейства. Это принесло ему скандальный успех в театре.

Свои пьесы он впервые поставил в квартире, в кругу "зрителей, как на арене цирка. В 1950 г. М.Алмаз показал "Второе детство" - сатиру на неприветливый суровый репертуар официальных театров, чем спровоцировал вторжение цензоров. "Зира" боролась за свою неортодоксальность. В 1951 г. он поставил "За границей" - сочинение еврея об арабе с позиций психологического реализма. Впервые араб был изображен израильтянами как Человек, образ больной совести. До 80гг. - 30 лет не было более этой темы в И.Т. В 1953 г. театр впервые на иврите открыл для публики пьесу Ж.-П.Сартра "За запертой дверью", в 1955 г. - С.Беккета "В ожидании Годо" (шла под названием "Мар Эль" - "Господин Бог"), в 1957 г. Ж.Рене - "Поль Де Каре".

Под влиянием "Зиры" была создана первая пьеса абсурда в Израиле: "Зе ха-адам" - "Это Человек". Ее автор Амос Кейнан показал ее сначала в Париже в "Театре Сезонов" в 1957 г. на английском, где она была успешно принята. В Тель-Авиве в театре "Зира" она была поставлена в том же году, но публика ее проигнорировала из-за неготовности принять "новый синтез хореографии, слова, светоживописи, представлявших жизнь, - по замыслу А.Кейнана, - во всей ее целостности".

В мае 1957 г. были сыграны пьесы Э.Ионеско: "Урок" и "Лысая певица". Публика не выдержала окончательно, назвав театр "безнадежно нигилистическим - декадентским". Чисто коммерческая комедия 1959 г. М.Алма­за "Мойше-вентилятор", несмотря на кассовый успех, не спасла театр - актеры разошлись.

Первый авангардный театр "Зира" создал известных деятелей израильского искусства: Йегуда Фукс - ныне актер театра "Камери"; Эдна Шавит -актриса, режиссер, педагог актерского мастерства в Тель-Авивском университете; Игаль Тумаркин - скульптор с мировым именем начинал в театре "Зира" как дизайнер сцены.

Поиск ивритского авангарда продолжил театр "Завит" ("Угол") 1958-1968 гг., основанный профессионалами И.Т., не удовлетворенными состоянием официальной сцены. Это были Пнина Гери - выпускница Нью-йоркской академии искусств; Захарира Харифаи - актриса "Камери" и Шмуэль Ацмон - актер "Хабимы". Их цель была не кассовая, но чисто эстетическая: дать творческий выход молодым талантам.

Первый спектакль 1958 г. "За закрытой дверью" по Ж.-П.Сартру, поставленный Джозефом Кристофом в оригинальной манере - "драматургии в зале" - среди стульев публики, имел неожиданный успех. После 100 представлений появилась возможность обрести собственный театральный дом. Им стало здание "Мифаль ха-Паис" на улице Хофман в Тель-Авиве, где "Завит", помимо гастролей, давал спектакли регулярно около 10 лет.

За это время были поставлены авангардные пьесы, как израильские: Э.Кишона "Имя его - впереди" (Шмо холех лефанав), А.Илана "Ха-дибук из Неве-Шеанан", М.Шамира "Хороший дом" (Байт ба мацав тов); так и европейские: С.Мрожек "Стриптиз", В.Сарду "Давай разведемся", У.Бэти "Остров дураков", Я.Кохоута "Такая любовь". Хотя "Завит" был менее радикальным, чем "Зира", его софистический сложный репертуар, профессиональная отточенность получили закономерное признание в кибуцах, городах развития и университетах.

Принципиально неавангардным был в эти же годы театр "Зута" (Пустяк) 1957-1967 гг. Его руководитель Зигмунд Турков до войны был актером и режиссером идишистского театра в Варшаве ("Ха-замир", "Литерарише группе", "Централ", в 1926 г. основал "ВИКТ" - "Варшевер Идишер Кунст Театер"). В 1940 г. бежал из оккупированной Польши в Италию, затем в Португалию и Аргентину. Он приехал в Израиль в 1952 г. из Рио-де-Жанейро, где также руководил драмколлективом при библиотеке им. Шолом-Алейхема.

Театр "Зута" был его последним даром Родине. Он создавал намеренно старомодные маленькие постановки на общееврейские темы - простой репертуар об иммигрантах и для них и действовал на окраинах Израиля. На фоне негалутного И.Т. Зигмунд Турков с его чисто еврейским репертуаром, изображавшим мифологию израильского общества, был в эти годы Дон-Кихотом.

Его постановки "Блуждающих звезд" по Ш.-Алейхему, "Четыре глаза и карандаш", "Первоначальная цена" по Н.Шахаму, его же "Оскар" были дороги публике как ностальгические воспоминания. Однако голос театра "Зута", несмотря на искреннюю "галутную" художественную цельность, был слабее па фоне рационального профессионализма авангардных коллективов: он не выдержал конкуренции, просуществовав чуть более 10 лет.

Конец 50-х и 60 гг. остались в истории И.Т. не только как эпоха расцвета, но и как время начала деградации. Ведущие театры, перешедшие от помощи общественных фондов на субсидии Министерства культуры, испытывали финансовые затруднения в связи с ограниченностью ресурсов молодого государства, вынужденного тратить огромные суммы на оборону и новых репатриантов.

В тяжелом положении оказался "Камери": в 1958 г. его покинул основатель Йосеф Мило, пытавшийся спасти театр своим единоначалием и отвергнутый за это актерами. "Камери" однако укрепил свои позиции за счет молодой израильской драматургии и режиссуры в лице Х.Левина, Ш.Хасфари, Г.Мительпункта, Н.Алони, И.Хацора, М.Лернера "Хабима" прошла через мучительный процесс перестройки, в результате чего, наоборот, было ликвидировано коллективное управление основателей и в руководство вошли более молодые режиссеры. Тогда театр был этим снова спасен, и в 1958 г. ему было присвоено звание "Национальный". Наиболее серьезными были последствия перемен для театра "Охел". В 1954 г. Хистадрут прекратил субсидии для своего театра, считая, что после создания государства он в нем больше не нуждается. И хотя "Охел" пережил еще несколько взлетов, после ряда героических усилий театр "халуцим и цадиким" - пионеров и святых, - по выражению Х.Н.Бялика, - пал в 1969 г. [34].

Первые десятилетия государства отмечены не только заимствованием прогрессивных достижений, но и минусов мирового шоу-бизнеса: неприкрытой коммерциализации творческого процесса, снижающей его художественный потенциал.

"Коммерция - мера выживания для талантов, которых не поддерживает государство", - заявил Гиора Годик, организовавший театр своего имени "Годик" (1961-1967 гг.), основанный па системе Бродвейских звезд [35]. В 1961 г. он в качестве импресарио привез в Израиль американскую "Вест-саидскую историю" Л.Бернстайна. Израильтяне приняли ее с энтузиазмом. Тогда Г.Годик решил то же самое сделать с ивритскими актерами.

6.02.64 г. в зале театра "Хабима" был показан мюзикл "Моя прекрасная леди", где играли популярные комики Шайке Офир и Бомба Цур. Началась американизация культурной жизни Израиля. За 6 лет Годик показал не­сколько зрелищ, имевших большой успех у зрителей, но не у критиков.

1965 г. - "Босой в парке" Н.Симона, 1966 г. - "Скрипач на крыше" (по Ш.-Алейхему) Д.Стейна - копия с американского шоу, оцененный Дов Бар Ниром как "иудаизм по дешевой цене" [36].

Коммерческий театр как большой бизнес успешно процветал и в "Теат­рон Амами" (Популярный театр), организованном в 1965 г. группой друзей из бывшего театра "Бацаль Ярок". Во главе фирмы, располагавшейся па улице Дизенгоф 108 в Тель-Авиве, стал Аврахам Деше (Паша). Маленькая компания комедиантов представляла до дюжины зрелищ за вечер. "Популярный театр" специализировался на скандальных развлечениях, шокировавших зал. "Мой секрет - дать публике то, что она любит. Мы - коммерческий театр, мы делаем шоу для денег" [37]. С уходом Ури Зохара в религию в 1974 г. "Театрон Амами" распался. Но традиция собирать деньги самым дешевым и легким способом осталась в И.Т.

Коммерциализму как "болезни роста" И.Т. противостояли поиски самоидентификации - оригинального облика новой культуры, духовного соответствия изменившейся реальности. Появившаяся в конце 50-х - начале 60 гг. драматургия Нисима Алони, Йосефа Мунди, Йошуа Собола, Ханоха Левина апеллировала к мифам нового общества, его коллективному подсознанию, выражению израильского экзистенциальною мироощущения. Критичность, бесстрашие анализа прошлого и настоящего, диалогичность еврейской истории, закономерность и абсурдность ее развития, поэзия жизни и смерти преображенных государством - свободных иудеев отличают в и   "Всех безжалостнее - царь (Ахзар ми коль ха-мелех), "Новый на ряд короля" (Бигдей ха-мелех ха-хадашим) Н.Алони; "Комната около моря" (Хедер леяд ха-ям), "Кулак против кулака" (Эгроф муль эгроф), "Это возвращается" (Зе мистовев) Й.Мунди, "Ты, я и будущая война" (Ат, ани ве ха-мильхама ха-баа), "Соломон Грипп", "Якоб и Лейденталь" Х.Левина; "Дни грядущие" (Ха-ямим ха-баим), "Наше селение" (Ха мошава шелану), "Гетто" Й.Собола.

Первым экспериментальным театром, основанным на постановке только оригинальных израильских пьес был театр "Эшнав" (Форточка) 1959-1960 гг. Хилеля Неемана, поставивший пьесу Н.Алони "Трус Лукас" (Лукас ха-пахдан) - сатиру на нового мещанина, ограниченного, эгоистичного, не желающего "отдать кровь армии".

В 1962 г. драматург создает свой собственный "Театрон Онот" (Театр сезонов), который был основан на группе друзей: актерах Авнере Хизкияху, Йоси Банае, сценографе Йоси Бергнере и самом Нисиме Алони. (Все они - участники спектакля "Хабимы" 1961 г. "Новый наряд короля" по Н.Алони.)

В 1962 г. "Театрон Онот" выпускает "Американскую принцессу" (Несиха америкаит) - аллегорию общества, где электронные голоса и концентри­рованный слэш заменяют подлинную коммуникацию. В 1963 г. Н.Алони выпускает осовремененную адаптацию старинных итальянских источников "Арлекино"; в 1964 г. - пародию на примитивы гангстерской комедии "Сами умрет в шесть" (Сами холех ламут ба шеш), инсценировку но книге Шабтая Тевета "Не трогайте Ноймана" (Аль тигу ба Нойман) - универсальную картину израильского пессимистического мироощущения. Однако изощренное артистическое руководство не подкреплялось разумным бизнесом, что привело к закрытию "Театрона Онот" в 1965 г.

Яков Агмон - известный организатор и руководитель многих израильских театров в 1966 г. открыл театр "Бимот" (Сцены), основанный специально для поддержки оригинальных израильских постановок. Там группа Нисима Алони продолжила свою деятельность, поставив в 1966 г. интерпретацию Дана Бен Амоца по пьесе М.Шисгаль "LUV" - ивритскую параллель американскому юмору - сатиру на псевдокультуру.

Эпохальным был там спектакль 1968 г. "Он был праведником" (Иш хасид хая) по тексту Дана Альмагора, в режиссуре Йоси Израэли. Революционность заключалась здесь в стиле, совместившем религиозное содержание и свободную светскую форму, утверждавшую, а не уничтожавшую (как прежде в сатирах на "Ха-дибук"), суть иудейекой веры. Он воспринимался как знак новой израильской ментальности и прошел в странах Европы и Америки более 1000 раз.

1969 г. - авторская постановка А.-Б. Йехошуа "Ночь в мае" (Лайла ба май) - картина реальной жизни в Иерусалиме накануне Шестидневной войны, цена которой оказалась столь высока. 1970 г.- мюзикл Н.Алони "Наполеон жив или мертв?" (Наполеон хай о мет?) прошел всего 30 раз - это разрушило "Бимот", закрывшийся в 1972 г. В 1990 г. Яков Агмон открыл театр "Бимот 2000" с целью возрождения старой идеи - поддержки талантов, продуцирования новых идей. Однако это не привело к сценическим открытиям.

Достаточно оригинальным для своего времени был и театр "Бимат ха-Шнайм" (Сцена для двоих) 1959-1967 гг., представленный только двумя актерами, - Йосефом Леви и Ханой Розовской. Они брались за презентацию

неконвенциональных пьес, с трудом пробивавших дорогу на подмостки, та­ких, как "Стулья" Э.Ионеско, "Мост открыт" Й.Мунди. В 1967 г. добави­лось несколько новых актеров, и "Бимат ха-Шнайм" преобразился в "Теат­ром Дорот" (Театр поколений), просуществовавший до 1969 г. Он остался в истории И.Т. знаменательным спектаклем, написанным Й.Леви и постав­ленным А.Ниньо, - "О девушках-парашютистках" (Аль банот-цанханиот) 1968 г., посвященном эйфории строительства нового государства.

Главным событием 1960-70 гг. стало открытие муниципальных город­ских театров на окраинах с целью развития художественной инициативы. В 1961 г. Йосеф Мило (после разрыва с "Камери" в 1958 г.) возродился вновь. Он основал Хайфский драматический театр. Как и прежде, в каждом сезоне он стремился показать оригинальную местную пьесу: или написанную ив-ритским автором, или адаптированную из еврейского фольклора, или изра­ильский авангард. За семь лет руководства театром (1961-67 гг.) И.Мило показал восемь спектаклей такого рода: "Ночь для человека" (Ха-лайла ле иш) М.Шамира, реж. И.Мило; "Глаз левый - глаз правый" (Айн ямин - айн смол) - авторская работа Д.Левина; "Наследник" М.Шамира, реж. Д.Берг-ман; "Бар-Кохба" Ш.Галкина, реж. Ш.Исраэли; "Золотые дни" (Йамим шел захав) Ш.Шва, реж. И. Мило; "Хершеле Острополер" Я.Орланда, реж. Я.Ротбаум; "Менахем Мендл - мечтатель" (Менахем Мендл - бааль ха-хало-мот) Ш.Алейхема, реж. Ш.Бупим.

Спектакль "Золотые дни" о ранних днях Тель-Авива начала века был от­мечен Бен-Гурионом и имел успех, равный спектаклю "Ху халах ба садот" - "Он шел по полям" М.Шамира - И.Мило 1948 г. в "Камери".

В истории И.Т. Й.Мило остался и как создатель оригинального стиля израильской режиссуры, основанной на единстве еврейской самоидентифи­кации и остранененной, безэмоциональной игры, направленной на осмыс­ление действительности - во имя суда над пей (израильский вариант брех-товского эпического театра).

Его постановки по пьесам: Ф.Канина "Расемон", М.Фриша "Андора", Б.Брехта "Кавказский меловой круг", В.Маяковского "Клоп", В.Шекспи­ра "Ричард Третий", Софокла "Антигона", П.Вайса "Марат Сад" оказались пророческими для И.Т.

Битва за Иерусалим 1967 г., присоединение еврейских святынь Старого города и расширение границ преобразили и театральную жизнь древней столицы. Существовавший с 1964 по 1966 гг. любительский англоязычный театр "Маагаль" под руководством Филиппа Дискина добился признания спектаклями "Служанки" Ж.Женэ, "Король Убю" А.Жарри, "Лысая певица" Э.Ионеско как "авангардный интеллектуальный театр, обладающий боль­шими возможностями в малом пространстве" [38].

Клуб "Бахус" на ул. Ха-арец 5, где располагался театр, сгорел вместе с декорациями в 1966 г. "Маагаль" получил новое здание на пл. Ремез 2, полуразрушенное войной на бывшей израильско-иорданской границе. Это был акт не формальный, но глубоко символичный. Крепость, построенная в 16 в. крестоносцами, служила сторожевым постом, пристанищем для пи­лигримов, искавших истины и спасения. В конце 19-20 вв. турки превра­тили все в "хан" - постоялый двор. Ф.Дискин - режиссер и Жак Коэн -первый актер театра "Маагаль" с помощью Тэди Колека - мэра города, мецената Хани Гестетнер преобразили это место в "Иерусалимский театр "Хан" - первый профессиональный театр в вечном городе через 2000 лет после рассеяния, рупор времен и культур всех слоев населения Иерусали­ма: евреев, христиан, мусульман. Синтез модернистских поисков и нацио­нальных традиций, связь с народной праздничной "шутовской" культурой -таков был изначальный замысел Филиппа Дискина, Жаклин Кронбсрг, Арье Закса - первых теоретиков и практиков "Хана" как израильского сце­нического феномена - символа возрождения Иерусалима.

Многоязычность - присутствие в репертуаре на фоне иврита пьес на английском, арабском, русском с целью духовного единения людей разных убеждений - ориентация на синтез культур; стремление к нонконформизму, эксперименту, поиску "истоков новоеврейского стиля режиссуры и испол­нения" [39]; модернизация библейской классики и открытая политичность

-   стремление к соучастию в "болевой" современной драматургии - отличают
постановки "Иерусалимского театра Хан" со дня его открытия 28.10.67.

"Йосефус" Д.Штайна, реж. Ж.Кронберг, "Ноах" А.Убю, реж. Ф.Дискин, "Каждый - человек!" (Коль адам) авторская работа по средневековым тек­стам А.Закс; "Мой Иерусалим" Д.Альмагора, реж. Я.Зильберг; "Протоко­лы персов" И.Элираза, "Единый город" М.Голана и Д.Маргалита - все реж. М.Альфреде; "Западня 22" Дж.Хеллера, "Хад-Гадья" Э.Сидона, "Чер-ли-ка-Черли" Д.Хоровица, "Вперед, Бейтар!", "Иудейские войны" Й.Собола

-   все реж. И.Ровен; "Семеро нищих" по р. Нахману из Брацлава, "Слава"

по Ш.Агнону, "Ха-дибук" Ан-ского, - все реж. Й.Израэли; "Ночь в мае" А.-Б.Йехошуа и "Восхождение Акавии" по Й.Бурла - реж, Р.Ниньо; "Дай мне любить тебя", "Любовь к Смерти" А.Гов - реж. Э.Зив; "Ромео и Джуль­етта" В.Шекспира - коопродукция па арабском и иврите, реж. А.Фуад и Э.Баниэль - эти спектакли остались в истории "Иерусалимского Хана" как театра малого, но многоликого, ищущего новый синтез на грани времен и культур.

Однако коммерциализация творческого процесса, проблема кассы и борьбы за зрителя неоднократно снижали его постановочный уровень. "Продажность", эстетическая слабость отличают многие его работы. "Хан" - символ противоречивой системы профессионального И.Т.

Война Судною дня 1973 г., чуть было не стоившая потери независимос­ти страны перед лицом наступавших Сирии и Египта, пробудила и отрез­вила общественное сознание от эйфории предыдущего семилетия. Раздвижение государственных границ (завоевание Голан и Синая, который был возвращен в 1978 г.), привели к ощущению зыбкости мира в Израиле, крушению имиджа его непобедимости, развенчанию комплекса самодостаточности.

Отрицание "духовного гетто" отметили в 70 п. по-своему все театры: "Хабима" постановками: "Смерть Дантона" Д.Бюхнера - И.Мило, "Враг па­рода" Г.Ибсена - Й.Израэли, "Пропасть" Х.Мительпункта - О.Ницана; "Ка-мери" - спектаклями: "Жизнь Калигулы" Я.Шабтая - Э.Шавит, "Все были мои сыновья" А.Миллера - Х.Кайлоса; Хайфский - спектаклями: "Спаси­те" Э.Бонда - О.Котляра, "Кризис" И.Вайнгартена - П.Челтон, "Крылья" И.Элираза - Л.Соколова.

Открытие в 1973 г. в столице Негева театра "Бимат Беер-Шева" под руководством Гери Билу, ориентированного только на вершины мирового (не израильского) репертуара обозначило образ бунтарских 70 гг. Основа­тель беер-шевской профессиональной сцены родился в Китае в 1944 г. и в 1948 г. вместе с родителями приехал в Израиль. Воспитанник И.Мило, он участвовал в создании первых спектаклей Хайфского театра. В 1965-70 п. он - в Лондоне в Академии Искусств изучает науку театрального руковод­ства. Британская пунктуальность, основательность и стремление к "звездной драматургии и режиссуре" Европы отличало позже всю его деятельность (в особенности на посту руководителя школы "Бейт-Цви" и учебного театра "Сифрия" в Рамат-Гане с 1981г.)

За восемь лет его руководства "Би­мат Беер-Шева" (1973-1981гг.) появились спектакли, зеркально отражавшие современную нееврейскую сцену: "Сотворившая чудо" У.Гибсона, реж. М.Сол, "Девственный лес" (Мilk Wood) Д.Томаса, реж. Д.Ронен, "Семеро" О.Хариса, реж. Ц.Пинес, "Андора" М.Фриша, реж. Т.Леви, "Трехгрошовая опера" Б.Брехта, реж. О.Гольдштайн, "Харольд и Мод" К.Хиганса, реж. Т.Тома, "Тень" Е.Шварца, реж. И.Ми­ло, "Гроза" А.Островского, реж. В.Миродан, "Мир, в котором мы живем" К.Чапека, реж. И.Мило.

Последующие руководители театра Ципи Пинес (1981-1993 гг.) и Гади Рол (с 1993   г.)  являются   последователями Г.Билу, что приводило к неоднократным спорам с сионистски настроенным муниципалитетом, не желающим в достаточной мере субсидировать театр, который не соглашается быть "мелко провинциальным".

Однако постановочный уровень, отсутствие ансамблевости, система приглашенных "звезд", создающая актерскую кастовость и режиссерский волюнтаризм, часто демонстрируют - при широте взглядов - отсутствие вкуса, сценическую слабость даже в таких интересных постановках как "Дьявол в Москве" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", реж. Ц.Пинес, "Мефисто" Х.Мительпункта, "Зингер" П.Фланери - оба реж. МЛевинсона, "Митхазе" Т.Мидлтона, "Еврей Зюсс" по Л.Фейхтвангеру -оба реж. Р.Вудрофа.

В противоположность "Бимат Беер-Шева" как элитарной сцене израиль­ской провинции был создан в 1978 г. в большом Тель-Авиве, на ул. Вайцман 34, театр "Бейт-Лесин". Его основатель Яков Агмон, как и Гери Билу, не творец, но только менеджер творческого процесса, противопоставил своему коллеге принципиально иную театральную модель. Она была обращена не к мифам мирового театра, но к самой публике - среднему человеку современного Израиля. Созданный на средства Гистадрута, демократичный "Бейт-Лесин" был призван "обновить связь с рабочим движением".

С этой целью должны были быть на основной сцене - израильская или классическая еврейская драматургия диаспоры; в нижнем зале - экспериментальные постановки молодых; регулярно - "длинный театральный день" с лекциями, встречами и обсуждением спектаклей. Помимо этого -дискус­сионный молодежный клуб в кафе, где предполагалось проводить фестивали рока, гитары, поэзии, просмотры кино с "общественно-политическим посланием"; создание мобильных передвижных спектаклей; продуцирова­ние подобных центров развлечений в городах развития.

Многое удалось осуществить. Постановки П.Алони "Взбесившийся покойник" (Ха-нифтар митпареа), "Последний из рабочих" Й.Собола, реж. Н.Челтон, "Дядя Артур" Д.Хоровица, "Дети большого юрода" Д.Альмагора - оба реж. Ц.Царфати, "Между звонками" Д.Альмагора, реж. М.Левинсон, "Его танец с Кохеном" по Р.Гери, реж. М.Кахане, "Нума эмек" (Дремлющая долина) Й.Гефена, реж. Э.Зив, "Беседы с отцом" Х.Гарднера, реж. Х.Кайлос, трилогия Ш.Хасфари: "Кидуш" (Благословение), "Хамец" (Недостойный), "Шива"  (Траур),  "Мухамад-Мендель"  И.Вайнгартена,  "Завоеватель" Х.Левина, "Наследство" Г.Агмона (все авторские работы) - очевидные достижения театра "Бейт-Лесин".

Вопросы национального генезиса, образ первостроителя, связанного со своей Землей, первенство в изображении Катастрофы, критическое осмысление недавней истории, духовные проблемы современного израильтянина -  в центре его внимания. Апелляция к непосредственной реакции зрителя как сотворца - принцип работы театра, на сцене которого создается национальный метафорический театр абсурда. (Однако коммерция, жажда быстрого кассового, а не художественного успеха отразилась на уровне многих спектаклей "Бейт-Лесина", не сохранившего во времени многие свои достижения.)

60-70 гг. вошли в историю и как движение "театра па обочине" - "театрон ба шулаим", противопоставившего свои эксперименты центральным городским театрам.

"Бимат ха-Сахканим" - "Актерская трибуна" (1966-1967 гг.) была орга­низована Одедом Котляром и Амноном Мескиным с целью поиска ново­го тина актерской игры, объединяющего гражданственное мироощущение сабр, рожденных уже в свободном государстве, и достижения мировой психологической школы в лице американца Ли Страсберга - последователя К.С.Станиславского. Не драматургия, не текст, но его интерпретация - оригинальный взгляд на события любой пьесы интересовал создателей ак­терского театра. Главным была диктатура индивидуального творчества, про­тивопоставленного режиссерской власти.

Так возникли постановки "Кто спасет юношу?" Ф.Гилроя, "Короткие пьесы" Т.Уильямса, "Маленький Малькольм" Д.Халовея, "Приключения Те­лемаха" Д.Карлино, "Оглянись во гневе" Д.Осборна. Спектакль "История Урии" Б.Галая был характерен: он представлял из себя три переплетав­шихся слоя: подлинный рассказ из Танаха об Урии - муже Бат-Шевы, которого царь Давид, полюбивший его жену, отправил на верную смерть; миф ацтеков на аналогичный сюжет и настроения актерской компании, которая хочет сделать из всего этого спектакль.

"Бимат ха-Сахканим" создавал израильский вариант "театра в театре", однако достаточно сложный для обычной аудитории. Через два года он за­крылся, но борьба за свободу самовыражения - демократия коллектива, примат актера над режиссером как характерные черты, остались в структу­ре И.Т., определяя его достоинства и недостатки.

Противоположным замкнутой "Актерской трибуне" был эстрадный коллектив "Ха-Тарнеголим" - "Петухи" (1964-1966 гг.), созданный Наоми Полани - хореографом, режиссером, музыкальным аранжировщиком одно­временно. Она выстраивала зрелище как театрализацию песен, сопровождая исполнение аутентичным улице комментарием, создавая живой диалог с залом. Успех был огромен, что предопределило преобразование группы в "Детский театр". Это был конец "Ха-Тарнеголим".

Блеск актерского мастерства, рожденного единством с публикой, демонстрирует до сих пор выделившееся из "Ха-Тарнеголим" в 1965 г. трио "Ха-Гашаш ха-Хивер" - "Бледнолицый следопыт" в составе Габриэль Банай, Шайке Леви, Исраэль Поляков. Комик Шайке Офир и актер Йоси Банай - его продюсеры. Выступления "хагашашников" основаны прежде всего на первенстве творца - актерской саморежиссуре как личной реакции на происходящее (цели "Бимат ха-Сахканим" были достигнуты здесь за счет "текстов из зала"). Хотя ансамбль был создан в 1965 г., его подлинный успех начался в 1967 г. с программами, написанными Н.Алони: "Синема гашаш" и "Кантата ле шуарма". Они стали шлягерами, а группа - символом настроений общества. В ее репертуаре 12 программ, воссозданных Н.Алони, Д.Альмагором, Й.Банаем, Д.Бен Амоцем, Й.Гефеном. Они были использо­ваны в израильских фильмах, многие их выражения стали достоянием израильского фольклора.

Другой вариант искусства "на обочине" представлял открывшийся в 1969 г. в Иерусалиме театр "Паргод" - "Ширма". Его основатель Арье Марк - актер, режиссер и импресарио множества коллективов. Идея "карманного театра-кафе", открытого на равных для любого творца и зрителя, зародилась у него в Лондоне в 1968-1969 гг. в "British Drama League", где А.Марк работал как актер по направлению Хайфского театра. Он отказался от продолжения карьеры и открыл спой авторский театр, который действовал сначала (1969-1971 гг.) в районе Нахлаот в Иерусалиме. В 1969 г. он устроил там фестиваль артистов и художников, чем превратил весь район в уличный театр. В 1971 г. он снял здание бывшей городской водосборной цистерны на ул.Бецалель 94 и преобразил его в достопримечательность Иерусалима.

"Паргод" приветствовали своими авторскими вечерами звезды И.Т.: Ме-ир Маргалит, Шимон Финкель, Шмуэль Ацмон. На его сцене А.Марк поставил сам "Мертвые без погребения" Ж.-П.Сартра, "Крылья у всех детей Бога" Ю.О'Нила, "Белые обманы" П.Щефера, "Последний раунд" по его собственной пьесе. Многие режиссеры блеснули своим искусством на его сцене: Р.Моргаи - "Я всегда ищу глаза" Й.Амихая - Н.Заха, "Великий турист" Х.Хазаза; Н.Экерман - "Кабаре" И.Морали. В 1970 г. здесь показал авторскую премьеру "Зе мистовев" - "Это вертится" Йосеф Мун-ДИ.

В 1975 г. А.Марк создал проект для моноспектаклей "Театров шел ехид" (задолго до фестиваля "Театронетто" 1989 г.), в рамках которого были показана монотрилогия Одеда Теоми: "Меаль у меэвер" - "Сверх меры" реж. А.Тамир, "Отот ве мофтим" - "Знамения и чудеса" реж. Я.Раз, "Аль хаим ве ха-мавет" - "О жизни и смерти" реж. Ш.Хасфари; пластический театр Нетты Плоцки "Хаим бейн ха-цурот" - "Жизнь между формами"...

В 1971 г. А.Марк создал впервые израильский джаз-бенд "Джерузалем Паргод", в 1973 г. - фольклорный этнический ансамбль "Ха-брира ха-тивъит" - "Естественный выбор" под управлением Шломо Бара, в дни тра­гедий поддерживающий израильтян своей безыскусственной, беспощадной к самим себе импровизацией.

А.Марк родился в семье раввина. Он продолжает отцовскую традицию: "Паргод - моя синагога..." [40] Автор непризнанного истеблишментом развлечения А.Марк продолжает борьбу за свою концепцию И.Т. как открытого демократичного публичного ритуала.

Подъем гражданственного самосознания, апелляция к историческим корням 70 гг. привели к созданию двух театров, связанных впрямую с иудаизмом. В 1970 г. Адам Шапиро организовал "Ла Мама Тель-Авив", в 1982 г. в его продолжение Габи Лев - "Квуцат ха-Театрон ха-Иерушалми" - "Группа Театр Иерусалима".

Каждый из них по-своему воплотил идею современного Танахического театра. А.Шапиро на основе синтеза движения, музыки и текста, Г.Лев - на примате Слова, обсуждаемого вначале со зрителями и лишь затем иллюст­рируемого в вокально-визуальном ритуале - как собственное толкование известного сюжета. "Театрализованная лекция" Иерусалима противопостав­лялась с самого начала "Магическому театру" Тель-Авива. >>>>

К ПРОДОЛЖЕНИЮ 3 >>

<<НАЗАД
<<К НАЧАЛУ

На главную сайта

Напишите Злате Зарецкой!

ЕЩЁ НА НАШЕМ САЙТЕ:

Джоан Роулинг и все-все-все... Педагог-композитор Ирина Светова и юность музыки  
<<Студия "Корчак" Наши программы
Кафе-клуб Мириам Мешель Виктор Авилов и Ольга Кабо в спектакле «Мастер и Маргарита» Игорь Губерман ~ Концерт в пользу Иерусалимского Журнала Клара Эльберт. Иерусалимская Русская Библиотека в период расцвета
STIHI.RU Встречи в Натании ВЛАДИМИР ЛЕВИ ... моя любимая депрессия и многое другое ... Отдых в Эйлате: наши впечатления Виртуальная выставка-ярмарка
Иерусалимские новости от Михаила Фельдмана Раббанит Эстер Юнграйс. Презентация книги «Жизнь как призвание» в благотворитьельном центре «ХИНЕНИ» в Иерусалиме Рав Адин Штейнзальц на фоне русской культуры 90-летие артиста-чтеца Александра Куцена и репортажи о его творческих вечерах
Усыновите ребёнка! Бедя (Бендржих) Майер художник Холокоста 125-летие со дня рождения Януша Корчака ГЕОРГИЙ РЯЗАНОВ: Через новую физику к новой этике и культуре
Клуб Наивных Людей „КаНаЛ“ Марк Розовский в спектакле «Поющий Михоэлс»

Дэн Редклифф и Эмма Уотсон(Ватсон) - Адам и Ева или Урок трансфигурации

«ХОЛОКОСТ И Я» Конкурс школьных сочинений. Председатель жюри конкурса Анатолий Кардаш (Аб Мише)
Новости культуры Иерусалима в фоторепортажах

... И МНОГОЕ ДРУГОЕ ...

 

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня