<<На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
ЗАВТРАШНЕЙ
КНИГИ

 
<<Что такое студия «Корчак»?

Михаил Польский
(Зиновий Каменев)

ОГЛАВЛЕНИЕ
СБОРНИК  "ЖИЗНЬ ОДНА (1988-2003)"
Новые стихотворения, появившиеся после сборника

Цикл Урок в студии "Корчак"
Переводы из Ури-Цви Гринберга
Переводы из Аделины Кляйн
ПЕРЕВОДЫ С ИВРИТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Переводы с русского на иврит
Страница Михаила Польского на сайте Стихи.ру

Напишите автору!

К оглавлению раздела "Библиотека завтрашней книги"

ЖИЗНЬ ОДНА*
стихотворения 1988-2003

Моей маме Маре-Этель
 посвящаю эту книжку

"АРБАТСТВО, РАСТВОРЕННОЕ В КРОВИ"

Я тоже бродил и бредил Арбатом, когда великая антиоктябрьская революция свершилась, и новые ломкие песни вырвались из раскрепощенного горла… Там среди встрепанных неформалов вырос из прошлого кровавого абсурда советской истории странный гибрид-псевдоним Зиновий Каменев - "поэт спекулянт". Навстречу надвигающемуся на Россию стозевному чудищу рынка он вышел с надеждой и словом , которые даются даром, а расплачиваться приходится , порою, жизнью…

Где бы не родился Михаил Польский, поэт и режиссер, автор этой книги ,- Арбат его "отечество", и "религия", и "призвание" - все, как у Окуджавы.

Но большая была толчея на Арбате, и мы с ним разминулись. Разминулись и во времени (возраст, знаете ли), и в пространстве. Зато встретились, как нам было завещано, в Иерусалиме. Там нет, как на Арбате, дня сегодняшнего и вчерашнего. Там века и даже тысячелетия текут рядом, как воды одной реки. И если на улице Яффо взрывается автобус, значит попрежнему делят отцовское наследство сыновья от библейских матерей: Сарай и Агари…Здесь режиссер Михаил Польский остался самим собою, такой же площадной, заводной зрелищный театральный, но поэт Михаил Польский стал помудрей и поспокойней, хотя остался по-арбатски головокружительно смелым . Только раньше он смело глядел в глаза советским бонзам Трусову и Зайкову, а теперь двум другим не менее опасным субъектам - Жизни и Смерти. Здесь у нас с Богом разговаривают "на ты". И я рад, что муза Миши Польского, арбатская девчонка, потолкавшись у Яффских ворот, чернокудрой библейской красавицей возвращается на Арбат этой книгой. А мы ждем в Иерусалиме. Земля всего лишь маленький шарик. Стихами ее облететь, вообще, ничего не стоит. Когда поэзия крылата!

Марк Азов

Член Союзов Писателей Москвы и Израиля

Предисловие 2001 года

  Я недавно в Израиле, но ситуация для меня не совсем нова. Когда-то я уже проходил абсорбцию. Это было в 1973 году, когда после службы в рядах СА и непродолжительной работы слесарем на Днепропетровском заводе приехал в Москву «по лимиту» и поступил в Московский институт культуры. То есть, раздвоился. С одной стороны, стал презираемой москвичами «лимитой», с другой – вполне уважаемым иногородним дарованием, студентом (пусть и заочником) творческого ВУЗа.
С тех пор я никак не мог выйти из этой ситуации раздвоенности, постоянно страдая от этого и понимая, что «успешная абсорбция» в этой жизни – это когда человек всё же приходит к цельности, что в общем-то и делает его личностью.
  Увы...

  Так оно и пошло с тех пор. Днём я был нормальным русским плотником, делящим с такими же русскими плотниками из моей бригады все горести и радости плотничьей жизни, а вечером на сцене Красного уголка общежития занимался постановкой праздничных «театрализованных представлений», написание сценариев и постановку которых требовала от меня институтская программа. Т.е. в вечернее время я превращался в нормального советского «культурника», которому, конечно, вовсе не возбранялось быть евреем.
  Через 10 лет, заработав на стройке квартиру и имея диплом режиссёра «клубных и массовых представлений», я ушёл работать в культуру в погоне всё за той же лакомой цельностью. Но – «все говорят нет цельности на дне, но нет её и выше». Ибо кто такой советский служащий-блюститель партийно-государственных интересов с непременной фигой в кармане – объяснять не приходится. А о личной жизни промолчу.

  Перестройка грянула как гром среди ясного неба.
  Срочно потребовались обе руки, фига поневоле обнажилась и разжалась – много ли ею наработаешь. А работы открылся непочатый край для человека, коллеги которого располагаются в широчайшем спектре от какого-нибудь тамады на свадьбе до Ильича на броневичке или Ельцина на танке. Всё это – специалисты по массовым представлениям. И вся Перестройка с самого начала воспринималась именно как грандиозное массовое представление, какой-то советский карнавал, следом за которым должны последовать нормальные, хорошо ещё если не лагерные, будни.

  Что ж, - думал я своим раздвоенным, растроенным и т.д. умом советского человека. – Пусть это наваждение, искушение – всё, что угодно. Но от кого это исходит? От Горбачёва, Яковлева, Коротича и т.д., и т.п., то есть от людей со столь же разжиженным самосознанием. Значит, эта вечная ситуация «бесцельности» и их достала, значит и они взалкали того же, что и я. А как быть на уровне повседневного быта? Я же не на Луне живу. Ещё когда работал на стройке в 1977 году меня приняли в КПСС.

  А было так. Говорит мне как-то Володя Сычёв, секретарь парткома Краснопресненского ремстройтреста: вступай. Всё равно ты в институте культуры учишься. Т.е., пока ты плотник, тебя даже пятая графа не ограничивает. А потом, когда захочешь пойти в культуру с этой своей графой и без партбилета – серьёзно ли это будет?
  Ну, из всего этого монолога он в действительности сказал только «вступай». Остальное подразумевалось.

  А у меня был, да и есть, товарищ, поэт Жданов Иван, мнения которого я считал едва ли ни пророческими. Я и спросил у него как-то, чтО он об этом думает. Он сказал: этой партии ещё на тридцать лет хватит. Всего на 20 лет ошибся. А я вступил.
  Но, шутки в сторону, вернёмся к быту. К началу Перестройки я работал худруком в маленьком ДК при одном ВУЗе в центре Москвы. Имея зарплпту 130 р., двоих детей и жену-учительницу, я конечно же в свободное время помогал людям в обустройстве жилья, и в 1988 году у меня был такой «объект» на Зубовской площади рядом с Арбатом.

  В то время тот, кто хоть проездом оказывался в Москве, тут же летел на Арбат, потому что это было, быть может единственное место в СССР, в которое можно было ткнуть пальцем на вопрос «Где же ваша Перестройка?!».
  Присмотревшись, прислушавшись и «причитавшись» к тому, что там происходило, я испытал профессиональный азарт. Этому народному театру явно не хватало режиссёра. Вернее, режиссуру пытались осуществлять дилетанты, хоть они и числились профессионалами по ведомству КГБ.

  Вобщем, я решился.
  Я придумал образ, персонаж, который должен был как бы обобщить творчество горланяших коллег. Т.е., максимально точно и лаконично обнажить максимум существующих в советском человеке пустых иллюзий, надежд и комплексов – следствий всё того же раздробления личности на имперской, партийной, национальной и прочих почвах. Какое имя должно быть у этого персонажа? Вот задача: придумать имя и фамилию, травмирующие слух советского человека с одной стороны своей явной национальной принадлежностью, с другой – укоризненным напоминанием о невинно загубленных «врагах народа». Так появился на свет Зиновий Каменев. 

Зиновий Каменев, 1985 год, Москва

    Для моей пишмашинки наступили напряжённые дни, так как эра ксероксов тогда наступила ещё далеко не для всех. Для глотки тоже: спасибо, хоть акустика на Арбате неплохая. Несколько раз меня, как и коллег, «свинчивала» с Арбата милиция и ОМОН. Т.е. жанр представления требовал этого. Представьте: выдуманный Зиновий Каменев свирепо обличает в низости и трусости вполне реальных, выступающих под своими фамилиями Трусова и Зайкова, весьма ответственных руководителей, а глотка у него лужёная, а вокруг толпится сотня-другая москвичей и гостей столицы, которые буквально рвут из рук экземпляры машинописного самиздата, протягивая потные трёшки, и тут какая-то рука в штатском выхватывает всю пачку. З.К. орёт, что без дарственной надписи автора экземпляры считаются ворованными и что воровать грешно, на него наваливаются уже в форме, и под известные непечатные выражения отнюдь не безмолвствующего народа волокут в «чёрный ворон». Дверцы захлопываются, артисты, т.е. я и омоновцы, утирают пот со лбов и угощают друг друга сигаретами. За кулисами можно расслабиться.

  Далее следует ещё несколько театрализованных представлений: вечер арбатской поэзии на сцене родного ДК, партсобрания и заседания парткомов разных уровней, где меня просят разъяснить, например, что значит «ставить реку раком»? И причём здесь грек? (т.е., Гаврила Попов, повидимому. Ну, действительно, ни при чём.). Или кем подослан? Т.е. на какую разведку работаю? При этом я постоянно твердил: товарищи, не мешайте работать. Я режиссёр массовых представлений, вы же видели мой диплом. Любое ваше собрание – это именно массовое представление. И как бы вы себя ни вели, и что бы мне ни говорили – всё равно вы играете в моём спектакле, по моему сценарию. Любая ваша попытка заставить меня сыграть по вашим нотам целиком укладывается в мой сценарий. В этой области вы дилетанты, вы же не учились в Институте Культуры!

  Или вызывают меня на административную инспекцию, где судят всяких хулиганов и спекулянтов, давая 15 суток. Сидя там в очереди, я пишу стихотворение «Исповедь поэта-спекулянта», и, когда меня вызывают, выхожу в образе З.К. и в своё оправдание произношу этот текст весьма громко и с пафосом. После чего суд, недолго посовещавшись, желает мне дальнейших творческих успехов.

  Ну, а из партии меня всё-таки исключили весной 1989 года за «подрыв авторитета КПСС». Но с работы А.Н.Яковлев не дал уволить, дай Бог ему здоровья. (Всю эту историю вкупе с моей статьёй о мерзостях второго съезда РСДРП, «Злопыхалками» и секретным (без кавычек!) протоколом Октябрьского райкома партии г. Москвы о моём исключении см. в одном из номеров самиздатовского журнала «Демократ» Стаса Дергунова за этот период). И дай Бог здоровья и долголетия в культуре Е.С.Гудкову, бессменному и по сей день директору того ДК, где я чудил в Перестройку, и которому из-за этих чудачеств приходилось подставлять грудь отнюдь не под медали.

  Впрочем, тут же Илюша Заславский ангажировал принять участие в избирательной компании районного уровня, баллотируясь от Института физики Академии Наук СССР, где много лет работал Андрей Дмитриевич Сахаров (видимо, стихотворение "Моисей" сыграло свою роль). Предложение было принято, были побеждены 4 конкурента и до самого конца Советов в 1993 году я честно ездил на метро бесплатно, предъявляя депутатское удостоверение.
  Вобщем, было весело. В этот период вышли несколько моих статей в журналах «Клуб и художественная самодеятельность», «Культурно-просветительная работа», в многотиражке по месту работы «Текстильщик», письма в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская культура». Всё это без всяких псевдонимов.
  Так получилось, что когда улеглась перестроечная буча, я оказался за бортом общественной жизни, чему причиной в основном мои личные обстоятельства. Жизнь не стала легче, но стала честнее, и это главное, чего в меру сил добивались я и многочисленные коллеги. Обретя свободу слова, Россия как бы вернулась в мировую историю. Это значит, что каждый человек в ней, понимает он это или нет, принимает личные решения на этом историческом фоне. И когда в прошлом году ко мне пришли «крепкие ребята» и сказали, что теперь, для того, чтобы работать, я должен вступить в их «партию», т.е. платить взносы и все свои решения согласовывать с их «парткомом», мне это показалось знакомо до боли. Опять пришли времена, когда какая-то банда предлагает тебе ради куска хлеба отказаться от своей ответственности не только перед партнерами по производству или жизни, но и перед Богом. Иначе они ни к какой серьёзной работе не подпускают. А работать несерьёзно в моём возрасте уже поздно.
  Вот тут и пришёл конец главным моим раздвоениям. Похоронив Зиновия Каменева, я, как мне кажется, обрёл всё-таки то состояние души, в котором стала возможна простая человеческая лирика. И вот результат: написанный в последние годы цикл «Жизнь одна», где имеется ввиду не только то, что невозможно выбросить что-либо из собственного прошлого, и поэтому вся жизнь человека – ОДНА жизнь, но и то, что расставшись с иллюзорной надеждой «на лучшее», человек обретает взамен уверенность в том, что ЖИЗНЬ одна, т.е. нет этому понятию антонимической пары.
    Такова логика моей алии.

  Михаил Польский
 13.02.2001 Иерусалим.
 

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ "ЖИЗНЬ ОДНА":

Марк Азов "АРБАТСТВО, РАСТВОРЕННОЕ В КРОВИ"

ПРЕДИСЛОВИЕ 2001 ГОДА

Часть 1. Зиновий Каменев. ИСПОВЕДЬ ПОЭТА-СПЕКУЛЯНТА

Часть 2. ИЗБРАННЫЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Часть 3. ЖИЗНЬ ОДНА

Часть 4. НЕВАЖНО, ГДЕ И КАК ЖИВЁШЬ...
(стихи последних дней)

*Книга издана. По вопросам презентаций и приобретения сборника обращаться к автору:
mich.polsky@gmail.com

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня