בס''ד
СВАДЬБА В Текоа (Ткоа) фоторепортаж на ДВУХ страницах: внизу этой страницы кликните на "К ПРОДОЛЖЕНИЮ" НАЧАЛО
См. также фото-аудио репортажи по
теме: ~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~
23.01.2008 в хабадской общине поселения
Текоа (Текоа (Ткоа)) под Иерусалимом состоялась свадьба. Свадьба проводилась по традиционному
обряду: с хупой, ктубой и клезмерами. На свадьбе веселились не только хабадники,
но и представители других еврейский общин, а также нерелигиозные люди
- друзья и родственники жениха и невесты, делающих первые шаги в приобщении к
традиции праотцев.
Буду рад любым
впечатлениям, замечаниям, подписям под фотографиями, которые можно прислать
прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более двух сообщений
подряд с одного компьютера):
|
||
1. Сбор гостей. Жениху приходится помогать гостям добраться до Текоа (Текоа (Ткоа)) - уже темно и многие опасаются ехать по незнакомой дороге в незнакомое место в окружении "знакомых" арабов. |
||
Исраэль-Меир ЛАУ «ХУПА» И «КИДУШИН»
И сотворил Г-сподь человека в образе его: по
Б-жественному образу сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он людей. |
||
2. Невеста на женской половине принимает родственниц и подруг |
||
Этими словами Тора закладывает основу брака и семьи. «Основу» – потому что характер связи между мужчиной и женщиной выяснился только после дарования Торы. Хотя статус членов семьи и обычаи, с ним связанные, начали складываться на самой заре существования человечества, окончательный облик, обязательный для всех, семья получила только у горы Синай. О многих обычаях сватовства мы узнаем из истории о том, как раб Аврагама привез Ривку, жену для Ицхака, сына Аврагама (Брейшит, 24).>>> | ||
3. Гости: писатели Игорь Бяльский и Сергей Макаров. |
||
Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» подробно перечисляет законы, связанные с семейной жизнью. Этому он предваряет следующее замечание. До дарования Торы брак заключали очень просто: мужчина встречал на улице женщину и, если они нравились друг другу, он приводил ее в свой дом, и она становилась его женой. После дарования Торы сынам Израиля было приказано вести себя иначе. Если мужчина желал жениться на женщине, он был обязан приобрести ее в собственность на глазах у свидетелей. И Рамбам заключает: «И вот именно это приобретение жены и есть заповедь Торы».>>> |
||
4. Рав Зеэв-Вольф Рапопорт, "постановщик" хупы. |
, 5. Журналист Михаил Фельдман. Многие фотографии в этом репортаже - его. |
|
Рамбам разъясняет также, что есть три способа приобрести жену: при помощи денег, документа и интимных отношений: «И приобретение это называется «кидушин» («посвящение») или «эйрусин» («помолвка»). И после совершения «кидушин» (или «эйрусин») эта женщина становится замужней женой в полном смысле этого слова и запрещенной для всех остальных мужчин в мире даже в том случае, если приобретена только деньгами или документом, а интимной близости с супругом еще не было».>>> | ||
6. Текойские парни - подрастающее поколение женихов :) |
||
Иными словами, до дарования Торы брака, по сути дела, не было – было лишь случайное сожительство мужчины и женщины, зависящее единственно от их доброй воли. Появилась Тора и очертила четкие рамки семейной жизни, обязательные для всех евреев. >>> | ||
7. Володя - брат жениха. Внизу головка ангела...:) |
8. Александр - брат невесты |
|
Согласно Торе,
связь между мужем и женой – священна. Связь эта возникает, когда жена
приобретена мужем по крайней мере одним из трех способов: или муж «покупает»
жену, или пишется брачный контракт, или мужчина и женщина добровольно вступают в
супружеские отношения, причем совершенно обязательно, чтобы были минимум два
свидетеля, которые могут это подтвердить. |
||
9. Супруги-писатели Лена и Сергей Макаровы: общение через перегородку на свадьбе - это прикольно!:) |
||
1) Источником закона о том, что жена может быть приобретена при помощи интимных отношений, служат слова Торы: «Если возьмет муж жену...» Однако позже мудрецы Торы запретили такой вид заключения брака, чтобы не приучать народ к распущенности и избежать нарушения нравственности. Они нашли нужным создать такое препятствие, видя, что слишком многие злоупотребляют этим способом заключить «брак» лишь для удовлетворения своих сиюминутных влечений.>>> |
||
10. Маюша - подросшее поколение невест:) |
||
2) Источник закона о заключении брака посредством написания брачного контракта тоже заключен в Торе. Сказано: «И уйдет женщина из его дома [говорится о разводе] и станет женой другого». Поскольку там говорится о том, что развод вступает в силу, если написан специальный документ, Устная Тора проводит аналогию: как уход женщины от мужа должен быть закреплен документально, так ее вход, то есть брак, тоже должен быть закреплен документально – написанием брачного контракта.>>> |
||
11. Саша и Вова - братья навек!:) |
||
3) Возможность «покупки» жены тоже вытекает из слов Торы: «Если возьмет муж жену». Слово «взять» употребляется также, когда речь идет о купле-продаже. Например, когда Аврагам покупал в Хевроне участок земли с пещерой Меарат-гамахпела, он сказал хозяину этой земли: «Я даю тебе деньги за это поле – возьми их у меня».>>> |
||
12. Две Ларисы, одна из которых Невеста |
13. Невеста и Розалия (Рейзл на идиш), которая до сих пор не знает, что её имя есть ивритская аббревиатура "рабаним зихронам левраха" |
|
КОЛЬЦО Из всех этих способов приобрести жену решением мудрецов в силе остался лишь один – покупка за деньги. Это и есть обряд «кидушин», который совершают в наше время. Тора не говорит даже намеком, сколько денег следует дать за жену. По этому вопросу школы Шамая и Гилеля разошлись во мнениях, но в конце концов закон был установлен в соответствии с мнением последней: минимум платы – прута (или вещь, ценность которой не меньше пруты). Во времена Мишны прута равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, не подчеркивать разницу между отдельными слоями общества, мудрецы установили раз и навсегда: кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений.>>> |
||
14. Невеста и Ася |
||
Выражение кедат Моше веИсраэль («по закону Моше и Израиля») звучит только во время «кидушин». Зачем упоминаются и Моше и Израиль? Моше упоминается здесь потому, что он принес Тору, из которой мы узнаем о том, что средством совершения «кидушин» являются деньги. А обычай совершать «кидушин» именно при помощи кольца – обычай Израиля.>>> |
||
15. Лея, Невеста и Розалия |
||
В центре церемонии «кидушин» стоит передача невесте обручального кольца. Кольцо – не символ совершения брака, но оно-то и заключает брак. Поэтому кольцо это обязательно должно быть собственностью жениха, и купить его он должен на собственные деньги. В противном случае «кидушин» не имеет силы.>>> |
||
16. Стоят: Ирина Александровна, Маюша, Ася, Наташа, Розалия Мееровна, Марина, Лея. Сидят: Невеста и её мама Раиса Соломоновна. |
||
Стихотворение жениха, посвящённое невесте (из
сборника "ЖИЗНЬ
ОДНА") Женщина-тень женщина-тень женщина-моё отражение я пытался вылепить тебя из золотой россыпи радостей бытия из жемчужин надежды из рубинов и изумрудов честолюбивых помыслов из брильянтов необузданных желаний но ничего не выходило работа моя рассыпалась в прах и я не успевал вдохнуть душу свою в произведение моё и тогда я устал от всего этого и перестал тревожить небеса навязчивыми молитвами о даровании таланта ваятеля с чем же остался я что окружает меня только горячий песок разочарований только дикие камни печали только сухая глина моего безысходного одиночества зачем Ты меня оставил Господи чувствовать себя глупцом неумёхой изгоем посреди райского сада Твоего зачем Тебе это высохшее дерево от которого ни цветов ни плодов ни прохлады и тогда ко мне вернулось зрение ребёнка я увидел что из камней песка и глины можно вылепить замки и города деревья и цветы животных и птиц и даже целое звёздное небо и если выложить камни по контуру собственной тени то сразу станет ясно что нужно влить по горсти воды в лунки обозначающие глаза нужно вылепить губы из влажной глины а для волос употребить пучёк сухой травы и тогда прилетит горлинка и сядет в область сердца женщина-тень женщина-моё отражение в зеркале тихих вод на закате знойного дня я вылепил тебя из глины одиночества из песка отчаяния из камней разочарований неумелыми руками ребёнка и вот я живу в тени своей тени как плод в материнской утробе созревающий для входа в светлый весёлый мир где караулит смерть созревающий для входа в бессмертие ---- Из цикла "Жизнь Одна |
||
16а. Алла Юдина, Невеста, Злата Зарецкая |
||
Единственное, что должен сказать жених при совершении «кидушин», это: «Вот, ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Слово кадош («святой») означает также «отделенный», «изолированный». И невеста, принявшая кольцо от жениха, называется мекудешет – то есть «посвященная» только своему жениху. Это означает, что с момента совершения «кидушин» невеста становится запрещенной для всех мужчин в мире – словно вещь, которая посвящена Храму и которой нельзя пользоваться никому в мире.>>> |
||
17. Жених Миша и Иосиф Бегун |
||
«ЭЙРУСИН» В эпоху Талмуда было различие между «эйрусин» (или «кидушин») и «нисуин» – «свадьбой», то есть вступлением невесты в дом жениха. Со временем это различие исчезло: «кидушин» и «нисуин» осуществляются в рамках единой свадебной церемонии. Сегодня «эйрусин» – это взаимное обязательство жениха и невесты вступить в брак.>>> |
||
18. Маргарита |
19. Саша фотограф-любитель снимать пелефоном:) |
|
В наше время принято писать «тнаим», «условия». Так называется документ, в котором родители жениха и невесты назначают день свадьбы и принимают на себя материальные обязательства за ее проведение и за обеспечение того, в чем нуждаются молодожены. Все эти обязательства закрепляются совершением «киньяна», церемонии, подтверждающей соглашение, и подписями свидетелей – согласно тому, что говорит пророк Цфанья: «Остаток не совершит неправды и не вымолвит лжи».>>> |
||
20. Желание, загаданное между двух Ларис - непременно исполнится!:) |
||
В «тнаим», в частности, есть такая фраза: «...спросив жениха и невесту, которые ответили положительно». Фраза эта введена для того, чтобы все знали: «кидушин» не имеет силы, если нет на то полного согласия жениха и невесты. Жених и невеста должны быть знакомы: «Запрещено кому бы то ни было брать в жены женщину, которую он раньше не видел, – вдруг она станет противна ему». Так сказано в Талмуде, и Письменная Тора категорически требует: «Люби ближнего своего как самого себя». После написания «тнаим» принято разбивать тарелку – подобно тому, как жених под «хупой» разбивает стакан.>>> |
||
21. Бабушка и внучка |
||
СУББОТА ПЕРЕД «ХУПОЙ» По традиции, в субботу, предшествующую «хупе», жениха вызывают к Торе – обычно в качестве мафтира. В честь его присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения на него сыплют дождь сладостей – символическое пожелание, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой.>>> |
||
22. Свидетель Цви Юдин подписывает ктубу. |
||
Во многих общинах ведется, что невеста не присутствует в это время в синагоге и вообще последние дни перед «хупой» не встречается с женихом. Согласно одному обычаю, они не встречаются целую неделю перед свадьбой, согласно другому – три дня, согласно третьему – только в день «хупы» до самого начала свадебной церемонии.>>> |
||
23. Свою подпись ставит свидетель Аркадий Голуб. |
||
Принято также, что в эту субботу в синагоге устраивают «Кидуш» при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: он произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.>>> |
||
24. Жених поднимает вверх гартл в знак того, что условия ктубы приняты им к сведению и непреложному исполнению (совершает "кидушин"). |
||
Невеста, находясь в доме своих родителей в последнюю субботу перед свадьбой, принимает поздравления от подруг, которые приходят, чтобы веселить ее. Поэтому для невесты эта суббота навек остается Шабаш кала – «суббота невесты».>>> |
||
25. Маарив - вечерняя молитва (Аркадий, Михаил, Эфраим). |
||
ДЕНЬ «ХУПЫ» «Хупу» назначают на день, когда жених и невеста могут начать интимные отношения (см. ниже главу «Чистота семейной жизни»). Поэтому не следует при назначении даты свадьбы ориентироваться на .свободные от работы дни, на период отпуска и т. п. Лишь одно имеет значение: чтобы в день бракосочетания невеста была ритуально чиста (см. ниже стр. 437).>>> |
||
26. ..."Шма, Исраэл..." |
||
Для жениха и невесты день их «хупы» подобен Йом-Кипуру. В этот день они открывают новую страницу в жизни, поэтому им следует подвести итоги и подумать об обязанностях, которые они берут на себя. Чувство счастья и радости не должно заслонять от них сознание глубочайшей ответственности.>>> |
||
27. На женской половине. Невеста в ожидании жениха. Справа наш ангел - Лея. |
||
Галаха предписывает жениху и невесте поститься в этот день. Пост помогает им сосредоточиться и напоминает о том, что они должны войти под «хупу» новыми людьми... Постятся, как известно, ради того, чтобы Вс-вышний простил грехи.>>> |
||
28. |
||
В дне бракосочетания есть что-то от дня рождения. Сходство это находит свое отражение в двух из тех семи благословений, что произносят во время «кидушин»: оба они заключаются словами «Благословен Ты, Г-сподь, Создатель человека». Ведь человек приближается к совершенству только тогда, когда находит жену, свою «половину». Как говорит Тора: «Вот родословная книга человечества: в день, когда Б-г сотворил человека, по Б-жественному подобию Он создал его, мужчиной и женщиной Он их сотворил, и благословил их, и назвал их именем «человек» в день создания их».>>> |
||
29. Подготовка к введению жениха под хупу. Шошвиним - Иосиф и Илиягу. |
30. Чувствуется торжественность момента... |
|
Иначе говоря, лишь после того, как
мужчина и женщина находят друг друга, они достойны называться словом «человек».
До этого они не были единым целым, они были лишь половинами этого целого. Формально пост жениха и невесты в день их бракосочетания должен продолжаться до окончания церемонии «хупы». Однако если дело происходит летом, когда темнеет поздно, им разрешается перекусить сразу же после того, как стемнеет. Если же «хупу» устраивают в рош-ходеш (за исключением рош-ходеш месяца нисан), Пятнадцатого ава, в первый день после праздника Шавуот, в Хануку, в Ту-Бишват или на исходе Пурима, то жених и невеста не постятся вообще.>>> |
||
31. Под хупой. Жених в ожидании невесты. |
||
Как известно, в холь-гамоэд праздников Песах и Сукот свадьбы не устраивают – «чтобы не смешивать одно веселье с другим». И то же самое относится к дням «Сфират гаомер» и «Бейн гамецарим» – но по совсем другой причине (см. выше соответствующие главы).>>> |
||
35. Невеста в сопровождении свиты покидает женскую половину, направляясь к хупе. |
||
«Минху» в день «хупы» жених и невеста молятся так же, как в канун Йом-Кипура: к «Шмонэ-эсрэ» они добавляют исповедь в грехах («Аль хет»). А в самой «Шмонэ-эсрэ», в благословении «Внимающий молитве», они произносят «Анейну».>>> |
||
36. Невесту обводят вокруг жениха - жениху кажется, что не менее ста раз... |
||
Принято, что родители невесты в день «хупы» дарят жениху новый «талит», в который на следующее утро, к молитве «Шахарит» жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек. А жених, со своей стороны, дарит невесте «сидур», украшенный инициалами невесты, букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.>>> |
||
37. Звучит распев, под который проходили эту церемонию все наши предки, за исключением последних трёх поколений. |
||
«КТУБА» Первый этап церемонии бракосочетания – составление «ктубы», которую скрепляют подписями два свидетеля и сам жених. «Ктуба» – это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, «ктуба» подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».>>> |
||
38. Может быть так женились мои бабушка с дедушкой... Но они мне об этом почему-то никогда не рассказывали... Может быть, об этом можно было рассказать только на их родном идише? Но они боялись, что знание идиша навлечёт на всех нас гнев погромщиков, и не учили меня ему... |
||
Знатоки законов Торы разошлась во мнениях относительно происхождения «ктубы»: является ли это законом Торы или постановлением мудрецов. Рамбам, например, считает, что институт «ктубы» учредили мужи Великого собрания в начале эпохи Второго Храма, а позже Шимон бен Шетах[1], глава Сангедрина, постановил, что все имущество мужа – движимое и недвижимое – является залогом того, что жена получит причитающуюся ей по «ктубе» сумму денег.>>> |
||
39. |
||
Текст «ктубы» составлен на арамейском языке – разговорном языке евреев Страны Израиля в ту пору. В наши дни при составлении «ктубы» и при ее оглашении раввин переводит текст на иврит, чтобы содержание этого документа было ясным жениху и невесте.>>> |
||
40. Начинается отсчёт новой жизни... |
||
Начинается «ктуба» с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: «Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя – так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих женах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста – вдова или разведенная, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время». И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой».>>> |
||
41. Волнительнейшие мгновенья... |
||
В продолжении «ктубы» уточняют суммы приданого, которое невеста приносит в дом жениха, и прибавку к «ктубе», которую жених обещает ей за это, гарантируя выплату «ктубы» стоимостью всего своего имущества – как движимого, так и недвижимого, – которое есть у него сейчас и которое может появиться у него в дальнейшем. Он обязывается позаботиться о том, чтобы в случае его смерти или развода с нею она получила всю эту сумму денег.>>> К ОКОНЧАНИЮ |
||
К ОКОНЧАНИЮ | ||