|
||||||
|
||||||
Menia Litvak «My life as an artist started in 1976 when I left Kishinev (Bessarabia) for Israel. In my youth I did not have the opportunity to study an regularly, although I learned painting during some two years at the Belle-Arts Academy in Kishinev and one year in Bucarest. My youth was spent during world war 2 when Bessarabia was annexed by the Soviet Union, years of hunger and the need to work very hard to be able to survive. I worked as a retoucher of photographs in a studio. When I arrived in Israeli went to live in Jerusalem and took up painting as my only ocupation, not as in Russia where it was one of my occupations which I had to do sometimes in hiding, stealong time from my everyday jobs. Israel, its colourings, impressed me much: the blue of the sky, the turquoise of the sea, the palette of desert colours. The stones of Israel looked alive and I wished I could paint them all. In 19761 started to expose my work. Since then I participated in a number of exhibitions in groups and alone. Since 1984 I am a member of the Israeli Union of Painters and Sculptors. The last exhibition where I took part was at the Salon des Beaux-Arts in Paris together in a group of Jerusalem artists. These days I am preparing a new exhibition and hope that many more will follow.» |
||||||
... "Меня Литвак - примитив "чистой воды". ... Декоративность композиционных,линейных и цветовых ритмов, мастерское, я бы сказал - виртуозное владение выразительными средствами орнамента, удивительно развитая узорчатость составляют сильные качества дарования Мени, и пользуется она ими уверенно, свободно и раскованно. Она бесконечно далека от элементарного, плоского правдоподобия и столь нередких в работах самоучек эклектики и подражательства, ей чуждо стремление "сделать похоже, как в жизни". Её творческое воображение не знает придуманных запретов и ограничений; она отвоевала свой, лишь ей принадлежащий сад и самозабвенно возделывает его клумбы и грядки с невиданными цветами мечты. Впрочем, и другие "теории" ей не заказаны... Критики, писавшие о Мене Литвак,
подчёркивали фольклорную природу её творчества. "В картинах Мени Литвак, -
писал известный израильский искусствовед Гидон Эфрат, - я нахожу подлинный
"наив" и укоренённую русскую фольклорную традицию, воедино связанные
густым колоритом красок и мифологическими образами. В её картинах можно
найти намёки на новый иерусалимско-"русский" стиль..." К искусству художественного примитива отношение может быть разное: кто-то в нём души не чает, кто-то не понимает и не ценит; одни взирают на него свысока, как на нечто второразрядное, другие - и я в их числе - видят в нём залог "эстетического здоровья" общества, показатель его творческого потенциала. Но при всём разбросе мнений и суждений трудно не согласиться с тем, что творчество Мени Литвак - крупное, неординарное и в высшей степени своеобразное явление современного израильского искусства, а её имя стоит в одном ряду с такими именами, как Шалом из Цфата, Менаше Мессингер, Габриэль Коэн, Эли Бен-Наим, других известных художников-"примитивов", которые оказываются отнюдь не примитивны. Свою статью доктор Гидон Эфрат закончил восторженным восклицанием: "Браво, Меня Литвак! Ты меня поразила!" С удовольствием присоединяюсь." Григорий Островский |
||||||
Цветы и бабочки
|
||||||
EXHIBITIONS WITH PARTICIPATION OF MENIA LITVAK GROUP EXHIBITIONS 1979 - Immigrant artists from USSR - Jerusalem
Theatre ONE PERSON SHOWS 1980 - Beit Haomanim, Jerusalem JACQUES SOUSSANA - GRAPHICS 2001 - Gflleria Coart |
||||||
|
||||||