Ужасная экранизация, но прекрасный фильм
И вот настало 4 июня и свершилось
предсказанное шоу-миром третье явление Гарри Поттера народу, и вой
девочек-подростков прокатился смерчем по миру, собирая прокатные денежки
во всех уголках его. И погас в зале свет, и зажегся снова – под
простыней Гарри («во многих отношениях очень необычного мальчика») в
доме номер четыре по улице (на этот счет существует несколько вариантов)
и начертал на сером небушке грозою титул
Фильм,
который вышел
Готовить к потрясению, как водится в
таких масштабных акциях, народ начали загодя. Не успели Рон с Гарри
слезть с летающей машины, как в сети появились лица будущих актеров и
споры по поводу участия уже имеющихся. К вящей радости столь навязчиво
подготовленного зрителя, продукт усилий Альфонсо Куарона оказался вне
всех этих дискусов по поводу грядущей отставки главных юных героев.
Говоря по чести, «Узник
Азкабана» оказался вообще вне всей поттерианы.
«Так вот ты
какой, северный Дурмштранг!»
Что Куароновское творение не в пример
Коламбусовским грязно и мрачно не по-детски, предупреждали многие. В
регулярных утечках кадров ГП-3 и глубокомысленных пророчествах про
трудный мир прыщавых подростков с неустойчивой волшебной психикой
недостатка тоже не замечалось. Но одно дело – скупо подглядывать в
скважину за мухой и совсем другое наблюдать ее повадки по «ту сторону».
Поправ мыслимые оптические законы, распахнувшаяся дверь явила зрителю
слона.
Фильм всю дорогу (2 с лишком часа)
напоминает пародию на авангард Жене-Каро. Серо-коричневые тона, ракурсы
с подвывертом, стремительная смена кадров с веселой кельтской музычкой…
не Хогвартс, а город потерянных детей масштабом один в один. Понятия не
имею, чем следующий режиссер собирается возвращать положение взад на
место. Как оно в кинематографических трэшах и водится, поставленный
таким кощунственным образом с ног на голову несуществующий мир прочно
обрел естественность и реальность. Лубок «Оксфорд -
как-мы-его-себе-представляем», со всей этой форменной атрибутикой,
чрезмерно строгими учителями и старинными традициями навсегда рассыпался
под напором отвязной школы с безбашенными учениками и только что не
провонявшими коноплей коридорами, понятия не имею куда подевались
групповые сексуальные игрища в мальчишеских дортуарах, им там самое
место. Генералитет на страже соответствующий: нью-Дамблдор - сумасшедший
неряшливый старик, с неумытой бородой и хипповскими речами - не
реанимирует Дедушку Мороза, как ни восклицай «зажгись!».
Несоответствие общего антуража
исконно-бумажному подчеркивается пробелами в до сих пор безупречном
кастинге. Люпин с отвратительными тонкими усиками (один к одному Боба
Касторский из "Неуловимых"), никакой тебе изможденности и русых волос,
разве, что одет точь-в-точь по книге, то бишь максимально отталкивающе.
Правда, что касается моды внешней, посоперничать ему есть с кем,
телесный антураж не только у вервольфа, но и у прочих учителей, включая
элегантную Мак-Гоннагал, словно извлечен из тюков «Армии спасения».
Явный пошиб на моду лишенных роскоши подмастерьев средневековья.
Дети от наставников ушли недалеко и
являются даже на уроки возмутительно расхристанными, Гермиона с
неряшливо выпущенной рубашкой из юбки, вопреки умственной эрудиции как
встарь «у мамы дурочка». Приблизился к оригиналу лишь Гарри, впервые
оправдавши авторское описание («я ненавижу тебя лохматый!!!»), волосы у
него в кои-то веки торчат в разные стороны, засученные рукава, галстук
на боку, никаких лишних вещей типа жилетов-шарфов, цвета колледжей
угадываются в одеянии с трудом, идентифицировать однообразно грязные
полоски галстуков проблематично. Вообще, вид пубертатного населения
школы навязчиво приучает к мысли, что все они упали не далее как пять
минут с сеновала, где черт знает чем занимались. Учитывая реальный и
предполагаемый возраст героев, предположение ложится в масть и здорово
украшает все подряд сцены.
Чрезвычайно нелепо в таком
великовозрастном антураже смотрится откровенно мультяшное тамошнее
назгулье (приведения с моторчиком в рваных лохмотьях) и оборотень Рэмуса
(хотела бы я знать, почему киноиндустрия представляет верфольфов
человекоподобными? Нельзя, что ли, остановиться на простом волке, ну
разве покрупнее масштабом?!). Похоже, режиссер во избежание толков и
пересудов просто пожертвовал ими в пользу совкового лейбла «фильм
детям». Дабы, так сказать, не забывали, на что пришли.
Мера сколь излишняя,
столь и тщетная.
«Осторожно:
занос 1 метр!»
Если рассуждать о собственно
корреляции «Узника» Роулинг с «Узником» Каурона, не потребуется большой
проницательности, чтобы признать - от первоисточника не осталось ничего.
Все это аккуратно последовательное, чрезвычайно поминутно погрязающее в
деталях изложение наивноватым стилем приключений «мальчика, который»
заменилось триллеровским рваным наездом камеры в непредсказуемых
положениях. Дух умер весь, что касается буквы, ее положение тоже
незавидно. Все ало-мальски концептуальные сцены типа впервые выигранного
Гриффиндором квиддичного кубка, явления Всполоха народу, раскрытие
истоков Снейповой ненависти к юному Поттеру (и прочая, прочая), пошли из
сценария Запретным лесом, ни малейшим образом не обеднив видеоряда. По
поводу первых фильмов много спорили о том, как лучше их смотреть - с
предварительной читкой или без оной, теперь же остается лишь завидовать
всем, кого миновала чаша сия – откровенно глючного качества полный сюр
увидишь даже сейчас не часто.
В общем, что и говорить
– лучший фильм поттерианы!
«Другой мир»
Пожалуй, что не только поттерианы.
Думаю, можно смело сказать, что «Гарри Поттер» обставил всех. И
предыдущие-то две части на фоне революций матричных терминаторов
смотрелись по меньшей мере добротно. Грубо реалистичный в своей
неправдоподобности третий «Узник» по следам окончательно смылившейся
кинематографической версии недавнего Толкиена вызывает животную радость,
сравнимую со вкусом маринованного огурца после засахаренной диеты.
Отсутствие запредельных спецэффектов только добавляет плюсов (ну, нельзя
же, в самом деле, считать за спецэффект полет группы рваных простынь и
вырастающие ногти-клыки Люпина!), как и нормальная операторская работа,
поднявшаяся, наконец, над горизонтальной поверхностью с должным
изяществом.
Новый компьютерный ракурс
высокобюджетных иллюзий большого кино, родившийся, вопреки концепции,
как раз в тот момент, когда Нео решил шагнуть в реальность путем запитой
пилюли, порядком поднадоел своими многочисленными бессмысленными
клонами. Все эти «Другие миры» с вампирическими Тринити, расплодившиеся
самурайки, мстящие подряд за всех родичей до последнего колена,
замедленные съемки вскинутых ног, масштабности батальных сцен с
Леголасами в Трое и деревянными конями в Гондоре смотрятся как один
нескончаемый клип, восхваляющий работу не столько режиссера, сколько
дизайнера. И все время, пока бесчисленные расплодившиеся Смиты вершили
захват аудитории, традиция альтернативного кино, предполагающая
существование начинки под оболочкой, жила себе на другой половине
города.
Но вот
пришел Альфонсо и все опошлил.
Прилизанного до скучноты героического
мальчика в очках выставил обычным пацаном, отобравши все мыслимые
регалии и Квиддичный Кубок. Грустного интеллигента а-ля «сельский
учитель» Люпина - опухшим, но «не книжным» наставником, каких вокруг нас
в детстве, нелепых, было десятками, Хогвартс, наконец - далеко не
элитной, почти стандартной школой. А весь мир – необыкновенно живым.
Это, конечно, пока еще не Бог знает какой высокий ракурс и смысл, но
для, да уж, давайте вспомним про это, детского фильма, столь мощно
поставленного на поточные рельсы финансовой прибыли, и такой отход от
темы уже большой шаг вперед. Учитывая количество оставшихся для
экранизации частей, к финалу зрелище станет окончательно не для тупых
пожирателей рекламы.
Правда, говорят,
режиссер опять сменится. Вот так всегда - на самом интересном месте.
09.06.2004
Алина Мангутова
|