РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЯНУША КОРЧАКА ПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ ПАМЯТИ КОРЧАКА Сборник статей Москва 1992 | ||
Ольга Медведева Почему Корчак? Почему "Корчак"? - так сформулировал вопрос, объясняя свое обращение к военной теме, режиссер Анджей Вайда, постановщик фильма об известном польском враче, педагоге и писателе, погибшем вместе со своими воспитанниками из еврейского Дома сирот в фашистском лагере массового уничтожения в 1942 г. Попытаемся и мы дать свой ответ на этот вопрос. Почему России сегодня нужен Корчак? Не потому ли, что страна, уставшая от трескучих лозунгов и "великих свершений", отринувшая ложь и избравшая трудную свободу, нуждается в правдивом слове и настоящем деле? Корчак же, идеалист и - одновременно - прагматик, высокие идеи облекал в простые слова и воплощал в жизнь. Утопическая мечта и здравый смысл - может быть, именно это корчаковское сочетание качеств сейчас нам необходимо более всего. Сходство в понимании насущных задач объединило людей, основавших в 1991 г. Российское общество Януша Корчака, призванное распространять, развивать и осуществлять его идеи. Имя Корчака знакомо российскому читателю - его произведения издавались у нас большими тиражами. Однако в общественном сознании он жил скорее как символ - душевной щедрости, героизма, самопожертвования. В соответствии с особой оптикой, обусловленной национальной иерархией ценностей, "русский" Корчак - это мечтатель, сказочник, "безгранично добрый человек с детскими голубыми глазами"; жизнеописание Корчака в русскоязычной литературе почти всегда начинается с конца: он становится героем в тот момент, когда становится жертвой. Однако Корчак давно вырос из этих мерок. Его личность, судьба, педагогическое и литературное наследие требуют серьезного осмысления. Предлагаемый сборник - это первая скромная попытка уйти от Корчака-символа. В нашем сборнике читатель не найдет систематического анализа той или иной связанной с Корчаком проблематики. Здесь под одной обложкой сталкиваются и мирятся разные взгляды на Корчака, обозначатся возможности применения его идей в практике, намечаются пути дальнейших углубленных исследований. Среди авторов - представители разных профессий. Есть тот, кто лично знал Корчака /варшавски* профессор Александр Левин/, и те, кто открыл его для себя недавно; одни читает его в оригинале, другим он доступен лишь в избранных русских переводах. Но все мы преданы его главному завету: совершенствуя мир, не забывать о ребенке. Все убеждены, что наследие, Корчака нельзя свести к от-дельной педагогической, медицинской или литературной проблеме, что сегодня Корчак в большой степени - проблема метафизическая. Корчак,как и мы, жил в кризисном, жестоком и кровопролитном мире, в эпоху войн и революций. Жил с мрачным предощущением, но и с неизбывной волей преодолевать его собственными поступками, в повседневном труде - отвоевывая для маленьких людей право на самостоятельность, независимость и свободу. Поэтому нам интересны его философия, мировоззрение, жизненная позиция. Корчак позволяет задуматься над актуальнейшими современными вопросами: воспитания как основы реформирования общественной системы; возвращения к Богу, возвращения не массового, а личного, индивидуального, "одинокого", как сказал бы Корчак; национальной идентичности - сохранения своей тождественности и принадлежности стране, в которой живешь, и ощущения себя частицей вселенной... Корчак заставляет размышлять и о множестве других проблем - мы смело можем делиться с ним своими тревогами и заботами. Все мы, авторы сборника, пытались уйти от стереотипов в восприятии Корчака - подчеркивая оригинальность его вклада в педагогику, близость другим великим гуманистам столетия, его роль в российской духовной жизни, отмечая продуктивность использования его достижений в воспитательной практике, наконец, анализируя его как универсально-этический и культурный феномен. Все мы старались избегать ставших расхожими цитат "из Корчака", стремились увидеть живого, сложного, противоречивого человека и мыслителя. Особо следует сказать о работах К. Сенкевич и М. Чесельской, в которых вводятся в обиход новые материалы к биографии Корчака. Работы эти совершенно разного рода. Если М. Чесельская, получив увесистую папку с автографами Корчака периода его жизни в гетто /подробности загадочной истории их обретения читатель узнает из статьи/, предпринимает нелегкий труд описания и комментирования текстов, то работа К. Сенкевич была прежде всего поисковой. Всякий, кто хотя бы раз работал в архиве, представляет себе, какой труд стоит за безмолвными цифрами, номерами фондов, описей, дел, листов, оборотников... Сколько пудов документов надо было перевернуть, чтобы найти в них упоминание об одном из тысяч участников русско-японской войны, о лекаре Генрихе Гольдшмите. Но К. Сенкевич не просто публикует документы - она бережно реконструирует образ Корчака-врача и писателя. Освобождая автора "Как любить ребенка" от привычных штампов, все мы старались услышать Корчака, понять его, вступить с ним в диалог. Нам казалось, что это едва ли не единственный способ восстановить справедливость - ведь именно диалог, взаимодействие между Я и Ты, взаимоотношение было стержнем жизненной философии и педагогики Корчака. Чем глубже мы узнаем Корчака, тем очевиднее, что его последнее, ставшее широко известным решение не было случайным. Свой последний выбор Корчак совершил сознательно , свободно - так он жил всегда. Он лишь остался верен главной ценности, которую исповедовал сам и которой учил своих многочисленных детей. 21 июля 1942 г., за две недели до трагической развязки он писал в "Дневнике": "Я хотел бы умирать, не теряя присутствия духа в полном сознании. Не знаю, что я сказал бы детям на прощание. Наверное только то, что они абсолютно свободны в выборе своего пути". Именно свобода духа и сознательность существования обеспечивают резервы человечности, единственные неисчерпаемые резервы на этой земле. *** Российское общество Януша Корчака выражает глубокую благодарность Польскому центру культуры в Москве за организацию сессии "педагогическое наследие Януша Корчака", помощь в издании настоящего сборника, за понимание и поддержку. | ||