|
На презентации
книги мемуаров
Татьяны Алексиной
"НЕУЖЕЛИ ЭТО БЫЛО?"
в иерусалимкой Русской библиотеке |
11
февраля 2007 г. в Иерусалимском
Русской библиотеке состоялась презентация книги мемуаров
Татьяны Алексиной "НЕУЖЕЛИ ЭТО БЫЛО?" Презентация прошла с огромной теплотой при
полном зале. Открыла этот вечер поэтесса,
издатель Зинаида Палванова. Вела его писательница Дина Рубина. Спешу
донести до посетителей сайта фотографии с места события, а также рассказ
Анатолия Алексина о Татьяне Алексеевне.
Имеется
аудиозапись всего вечера (скачать
файлы:
1,
2.).
Буду рад любым
впечатлениям, замечаниям, фотографиям, подписям под фотографиями, которые можно
прислать прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны):
Свои фотографии
шлите на адрес:
mich.polsky@gmail.com |
"УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?.."
Это единственная глава моих
воспоминаний, жанр которой не определен. Написать "Из блокнота" не могу, потому
что вернее было бы написать: "Из души". Обозначить главу словами "С голоса"?
Надо было бы уточнить: "С голоса сердца".
"Тоже из жизни"? Вновь неточно. Потому что не просто "из жизни", а из самых
значительных и прекрасных ее лет. Эти годы я не "перелистываю", а погружаюсь в
каждую их строку. В воспоминаниях моих Татьяна не может быть с р е -д и других,
я не могу писать о ней в том же жанровом стиле, в той же форме, как о других и о
другом. Войдя в жизнь мою, она преобразила весь ее внешний и внутренний облик, а
войдя в книгу об этой жизни, изменила форму и стиль: жена никогда не была для
меня ни обычностью, ни чьим-то повторением. И останется таинственной и
счастливой неповторимостью до последнего моего мига...
"Счастливой" - сказал я. И не оговорился. Хоть классик, в какой уж раз вспомню,
утверждал: "На свете счастья нет..." В этом единственном (для меня!) случае
позволю себе дерзость оспорить гения: счастье на свете все-таки есть. Или,
напротив, моя ситуация лишь исключение, которое подтверждает "правило". Счастье
не пригрезилось мне, а и по сию пору посещает меня наяву. Посещает... Поскольку
постоянно пребывать в объятиях счастья нельзя, невозможно, -- оно перестанет
быть потрясением. Счастье не может быть окрашено в будничные тона. Его цвет
трудно определить, он не имеет названия. Так, может быть, написать в
подзаголовке "Признание в любви"? Но это и признание в любви, и признание в
благодарности. И преклонение... Нет, не найти жанра. Пусть остается только --
"Ужель та самая Татьяна?" Тут уж сомнений нет: та, та... Та самая!
>>> |
Зинаида Палванова открывает вечер |
"Любимый! Я верю,
что ты еще много доброго скажешь людям... Твоя Таня". Для писателя "сказать" -
значит, сделать. В этих строках Таниного письма все самое для меня бесценное: и
"любимый", и "верю", и "твоя" ... Эти слова (или высшие для меня дарения!) вот
уже почти тридцать лет, не покидая меня, не разлучают и с томительным, тревожным
стремлением соответствовать тому, что жена от меня ждет, что хочет во мне
видеть. Это - - главный двигатель и внутреннего одухотворения (да простится
громкое слово!), а, может, и "внутреннего сгорания". Но сгорая и возрождаясь
"для слез, для жизни, для любви", только и смеет существовать писатель.
Моря, океаны... Они неотделимы от моего душевного состояния не потому, что
необъятны, безбрежны, а и потому, что загадочно определяют "место действия"
моего счастья (тут уж да извинятся мне слова приземленные, но океаны и моря не
просто соприкасаются с землей, но вечно прибиваются к ней и ее омывают).
Черное море, которое всегда было для меня светлым... Атлантический океан и
Тихий... Средиземное море, Красное, Мертвое (хотя и живое, целительное) ... Они
стали свидетелями самых незабываемых в моей жизни событий.
Вот мы с Таней — на берегу моря Черного... За нами -гостиница с чересчур
роскошным, но и символичным именем "Жемчужина" (она стала для нас и написанных
там повестей, новелл, пьес моих, в самом деле, жемчужно драгоценной). Гостиница
та возникала, подымалась, достигала своего четырнадцатого этажа, как говорится,
у нас на глазах. Частая обитель наша потом и была на том, четырнадцатом, где
оживали, разворачивались застолья, веселья... И еще таилось, тоже оживало,
звучало то самое заветное, что слышали, ощущали мы двое и что останется только
нашим.
А на берегу мы с Таней трудились. "Что люди? Что их жизнь и труд? Они прошли,
они пройдут..." Тот наш труд -и ему вряд ли суждено бессмертие! -- все же, если
для меня и пройдет, уйдет, так только вместе со мной.
А при моей жизни душа и вся суть моя не бросят его, не покинут... Не предадут. И
забвению — тоже. >>> |
Татьяна Алексина и Дина
Рубина. |
Таня вязала (как
все, за что она берется, делала и это художественно, с безупречным вкусом), а я
сочинял... И каждый абзац, каждую строку читал Тане. И почти каждый абзац ей
поначалу не нравился. А я, поскольку мечтал (болезненно мечтал!) ей во всем
нравиться, каждую строчку переписывал, переделывал, переиначивал. И снова читал,
стараясь актерскими ужимками улучшить свой текст. "Читай нормально!" — прерывала
Таня, которую сбить с толку нельзя ни в чем. Я снова правил и снова читал, но
"нормально" ... Позже — гораздо позже! я осознавал, что это необходимо было не
только моей страсти, но и моим повестям, новеллам и пьесам... Так было не только
возле Черного моря, но и на берегах Волги, и под ласковое шептание или под
гневный, бушующий говор других морей-океанов. Вновь напомню себе самому:
двадцать одна моя повесть была напечатана в "Юности" с ее тиражом, перешагнувшим
за три миллиона, десять пьес шли по всей стране (более чем в двухстах театрах),
рассказы, повести публиковались и в других "толстых" и "тонких" журналах,
газетах. А двести книг на разных языках? Я не даю оценку своим вещам (ни в коем
случае!), а как бы подвожу итог: почти все это было написано на тех морских и
речных берегах. И рядом неизменно была Татьяна... И ни одна глава, ни один
абзац, ни одна сцена не миновали ее эстетического фильтра, который был и
остается поныне жестко взыскательным, справедливо придирчивым, а потому — и
беспредельно добрым ко мне. К тому, во имя чего я живу... Впрочем, каждое мое
дело неизменно было и делом Татьяны. Все лучшее, что я написал (если,
разумеется, есть такое!), обязано и ее советам, и ее, не устану твердить,
заботливой бескомпромиссности.
"Если моя жена все умеет, зачем и мне уметь то же самое?" - так, похоже, иногда
рассуждаю я. И, в результате, не научился владеть не только современным
компьютером, но и допотопной пишущей машинкой. Тем более, что Константин
Георгиевич Паустовский мне внушал: "Писатель не должен печатать — он обязан
писать. Пером... Лучше всего гусиным! Но так как гусиных перьев, увы, уже нет,
то хотя бы пером металлическим. Возникает естественное "сопротивление
материала". Как бы сказать, бумажный "сопромат": фразы медленнее рождаются, а
голова их лучше обдумывает". >>> |
В зрительном зале |
Одним словом, я
пишу шариковой ручкой, чутко вслушиваясь при этом в мудрые советы и коррективы
жены. Затем я диктую, а Таня печатает на компьютере. Она, конечно, умеет... Но
вдруг останавливается:
- Этого я печатать не буду.
- Почему?
- Потому что это никуда не годится. К тому же, в сюжете выпирает бессмыслица.
Но ведь раньше... ты одобряла?
- Что поделаешь, не доглядела. А теперь вижу и слышу, что получилась несуразица.
И печатать не буду... пока ты от нее не избавишься.
Я усердно избавляюсь.
- Кстати, еще... Такая фраза у тебя была уже.
- Где?
Таня помнит все, что я сотворил, гораздо точней, чем я сам. Она напоминает
забывчивом автору, из какой повести тот повтор.
Спасибо, жена, за твою непримиримость! И за твои умения... Представляешь, что
было бы, если б я умел печатать сам!
Сколько достойнейших и редчайших кровей перемешалось в Татьяне: и русская
дворянская кровь древнего рода Елчани-новых (польские шляхтичи пришли на службу
ко двору Василия Темного), и еврейская кровь немецкого банкирского дома
Фейнбергов, который подарил русской земле талант отца Та-ниного, растоптанный
сталинским режимом... Такие гены не могли не создать Таню личностью. И вот
подхожу к самому главному, что хотел сказать в этой главе... Ни разу в жизни не
довелось мне встречать такого единения женской обворожительности (к сожалению,
это замечаю не я один!) и какой-то почти всеохватывающей одаренности. Это и
определяет ту личность, что являет собою моя жена. И самые дорогие, близкие мне
героини моих рассказов, повестей, пьес и фильмов как бы вобрали в себя ее
достоинства. "Почему у вас женщины столь часто лучше мужчин?" - спрашивают
читатели. — Взять, к примеру, "Безумную Евдокию", или трилогию "В тылу как в
тылу", или повести про Алика Деткина, или "Позднего ребенка", "Действующих лиц и
исполнителей", "Чехарду", романы "Сага о Певзнерах" и "Смертный грех", или
новеллы московского и тель-авивского циклов... Женщины почти везде лучше!"
>>> |
Татьяна Алексина |
Дина Рубина |
Не везде,
конечно. Но если их прообраз - Татьяна или если в женщинах хотя бы
проглядываются ее черты, то, безусловно, лучше!
Уже улавливаю за спиной и другое: "В своих воспоминаниях вы ни о ком не пишете с
такой восторженностью, как о жене. Ни об ученых, ни о поэтах... Это что, по
родственным соображениям? "
Соображений, уверяю, никаких нет... Татьяну я в книге о своей жизни выделяю
потому, что она и есть моя жизнь. Но при этом — ни единого преувеличения...
Поверьте мне: ни единого! Я обязан был сказать все по совести.
Однако думать, что быть женой единственное Танино предназначение или словно бы
единственная ее "профессия", значит несправедливо заблуждаться. Когда бы я ни
бывал в тех местах - не хочу сказать "учреждениях", - где работала Таня, о ней
помнили все: от уборщиц и гардеробщиков до видных "персон". Кстати, среди тех
"персон" немало людей заслуженно известных, интеллигентных не по
"принадлежности", а по сути: люди науки, издатели, деятели всех видов искусства
— литературы, музыки, живописи, театра, кинематографа... Говоря о Тане, все
как-то взбадривались, точно даже воспоминания о ней дарили людям энергию. Прежде
всего -- энергию доброты... и чего-то еще. Честно говоря, мне казалось, что все
в нее были хоть немножко да влюблены... Даже женщины, кроме тех, которые
пытаются приписать неуспехи своей личной жизни чьему-то чужому успеху. Таня за
успехом никогда не гналась — он сам преследовал ее. Разве она была в том
повинна?
Деятельность жены нигде не оставалась бесследной: в издательстве "Мир"
("Иностранная литература"), где она была редактором, как о чуде, рассказывали о
том, что в "ее книгах" по ее настоянию авторами оттачивалась каждая фраза (ну,
это я по себе знаю). Поскольку книги были научными, она, разумеется, требовала
от переводчиков не художественности, а почтения к русскому языку. В Союзе
обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, где Таня была
ответственным секретарем Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей,
она сумела распахнуть перед бывшим Советским Союзом двери во все международные
организации, занимавшиеся проблемами эстетического воспитания юных, так сказать,
на самом высоком (всемирном!) уровне. Это, как и очень, очень многое другое она
свершила не ради тоталитарного режима, а во имя детей, которые всюду дети...
>>> |
Григорий Фильковский |
7 |
В Союзе писателей
СССР Татьяна семнадцать лет фактически возглавляла Совет по детской и юношеской
литературе (председателем был мэтр первой величины, а потому был главою как бы
почетным). И там все, что рождала ее азартная инициатива, было не службою, а
служением. Ничего формального - - все тоже во имя детства, отрочества, юности и
тех, кто талантливо посвящает им свою жизнь. "Скажи, как ты относишься к детям,
и я скажу, кто ты..." Перефразировав так известную русскую поговорку, я мысленно
даю оценку Таниной неуемности. Ведь не всякая же неуемность достойна
восхищения... Она - "Ветеран труда", Заслуженный работник культуры России и
Грузии. Да, никто и нигде не забыл Таню. Потому что, если встретил, увидел, —
забыть не удастся. Если даже захочешь... Это все тридцать лет преподносило мне
гордость. Но одновременно и непокой... Что скрывать!
"Если ты когда-нибудь разойдешься с Таней, я останусь не с тобою, а с ней..." -
как-то сказала мне мама. Конечно, она - незабвенная моя мама! -- никогда бы не
рассталась со мной, но и с Таней бы ни за что не рассталась. А слова те
произнесла потому, что умнейшим своим сердцем понимала: не встречу я более на
свете такую личность. И хотела, чтобы я об этом не смел забывать. Тревожилась
мама напрасно: если бы даже непредсказуемая судьба вдруг и расшвыряла нас с
Таней в разные стороны, я бы все равно жил и творил (опять громкое слово!) во
имя нее. И под ее - пусть незримым - оком. Взгляд и заботливейшую
взыскательность которого я не ощущать уже не смогу.
"Чувство прекрасного"... Это словосочетание до того замусолено, что, произнося
его, как-то невольно стыдишься. Но нет плохих слов (если они из нормального
лексикона!) И если люди иные слова девальвировали, то это вина людей, а не слов.
"Любовь". Это слово менее бесценным не стало для каждого, кто способен любовь
испытать, хоть его, это слово, за-произносили посредственные стихотворцы,
пытающиеся прикрыть им, как привлекательной вывеской, свою посредственность. И
перезапели безголосые и бездушные эстрадные пошляки... >>> |
8 |
"Чувство
прекрасного" это понятие возвращает себе свое возвышенное значение, когда я
отношу его к вкусу жены своей, ни разу, кажется, не изменившему себе —
высокочеловечному, хоть и изысканному. Наши семейные коллекции хохломы и других
произведений русских народных умельцев
- это и ее творения, на которые (не просто "собранные", а как бы изобретательно,
с безупречной органичностью друг с другом соединенные!) чем больше взираешь, тем
сильнее тянет взирать. И душа расправляется, и повседневная суета бессильно
сторонится, отступает, и нежность, добросердечие завладевают тобою... Татьяна и
чайник-то на плиту так поставит, что это затормозит взор, потому что будет
изящно. И уж тем паче так подберет букет, будто букетов до того вообще не было.
И так именно расставит книги и так осенит картинами не стены только, а все
окружающее пространство, а, прежде всего, - - разум и душу... Но об этом
повествовать трудно
- это надо увидеть, чтобы оценить и понять. >>> |
Кадр из фильма о Яд-вашем с
участием Татьяны и Анатолия Алексиных. |
Ни разу, кажется,
ей не изменил вкус. Разве что когда выходила за меня замуж?
Преодоление боли и даже мук — физических и душевных
- это не только мужество, но и особое героическое искусство, которым Таня
владеет в совершенстве. В пятилетнем возрасте
"дочь врага", и не какого-нибудь, а "врага народа". А еще до того, прямо с
рождения, — дочь дворянки из гордого и отвергнутого властью племени "лишенцев",
лишенных всего: имущества, прав на высшее образование, на обретение малейшего
успеха в жизни, прав на защиту прав... Ребенок, вынесший увертюру, канонадную
прелюдию к ленинградской блокаде и первые ее кошмары, а после -- эвакуацию в
железнодорожном составе, ставшем мишенью для фашистских асов детоубийства. А
затем - - детский дом, где и полевая трава становилась одним из ежедневных блюд.
А еще позже -- после возвращения в родной Питер "переселение" первым секретарем
райкома ВКП(б) дворянской семьи, да еще побратавшейся с "изменниками родины"
(дедушка, отец и дядя Тани), - - из давней фамильной квартиры в подвал,
затоплявшийся не только разливами Невы, но и ливневыми потоками.
>>> |
Во время просмотра фильма |
А еще позднее —
туберкулез из-за подвального климата и куда более тяжкие человеческие недуги
из-за климата политического. Таня все вынесла, преодолела, не унижая себя
прошениями, жалкостью внешнего вида и внутренней неполноценности - - с
достоинством победительницы извращений режима, напастей судьбы, нездоровья... и
безусловно, победительницы сильного пола, который в общении с ней повелительную
силу терял и становился обреченно зависимым. Что в полной мере относится и ко
мне...
Добавлю: Татьяна не только победительница собственных тягот, но и
самоотверженная целительница чужих бед. Она умеет страдать страданием других или
ликовать по поводу чужих ликований (качество особенно редкое!). Вот почему она,
как нравственный магнит, притягивает людей. О том, в частности, свидетельствуют
и фотографии. В этой главе я годы не "перелистываю", а пристально вчитываюсь в
них, но семейный фотоальбом позволил себе перелистать - и лишь некоторые снимки,
воссоздавшие моменты бытия нашего, переселил в книгу. >>> |
Татьяна Алексина раздаёт
автографы |
"При счастье все
дружатся с нами, при горе - нету тех друзей", - эти слова Беранже чаще всего,
увы, совпадают с реальностью. Но с реальностью Таниного характера - никогда.
Именно "при горе" она неудержимей всего устремляется и устремлялась к
страждущим. А уж ко мне и моим родителям... Правда, я неустанно отвечал тем же
ей и ее прекрасной маме-дворянке. Это не бахвальство, а необходимая для
воспоминаний дань истине. Умолчание же было бы в этом случае не данью
скромности, а искажением правды. Детей Та-ниных от первого брака воспринимал,
как детей своих. Быть может, более всего сил (именно сил!) отдал я, как и Таня,
сыну Диме. Он окончил Высшее военное училище, Академию. Стал морским офицером.
Живет своей жизнью. И дай Бог ему счастья... А дочерью Аленой горжусь!
Но тут, чувствую, в главу о Татьяне закономерно не вторгается, а как бы
вплетается "подглавка"...
Анатолий Алексин
Из книги воспоминаний "Перелистывая годы" Тель-Авив, издательство "Скопус" 1997. |
До новых встреч! |
На
главную сайта
|
Студия "Корчак" |
|