И ОБРУШАТСЯ ГОРЫ
презентация новой книги Марка Азова в Иерусалиме

9 июля 2009 г. в иерусалимском Доме наследия Ури Цви Гринберга состоялась презентация новой книги Марка Азова "И обрушатся горы" (издательство "Э.РА", 2009).

Не перестаю удивляться неизменной напряжении многих десятилетий сопричастности большого писателя
самым глубинным, затаённым, не всегда изъяснимым надеждам и тревогам нашим. Ведь в каждом из нас живы частицы душ всех наших предков до самого Авраама-авину. Это их кровь бродит в нас и не даёт покоя. И мы никогда не удовлетворимся простыми радостями этого мира. Поскольку главная радость - исполнение заповедей Вс-вышнего. Но трудно  вернуться в эту реку после того, как несколько поколений наших предков вынужденно вышли из неё. А в скольких поколениях маялись, так же как и мы сегодня, несовершенством мира без Храма в центре?!
Всё, что происходит в прозе и пьесах Марка Азова, происходит именно на фоне этих извечно-безысходных проблем. Он нигде не даёт готовых решений, но заставляет глубже осмыслить и острее прочувствовать свой предназначение в мире, и весь этот мир непрерывно поддерживаемый и оживляемый всемилостивой творческой Волей Вс-вышнего.
Читая Азова, вы поневоле отождествляете себя с его персонажами, одновременно и современными и танахическими. ВременнЫе рамки исчезают, собеседниками становятся все - и даже Сам...
 И как тут не вспомнить крылатую фразу другого поэта:

"Блажен, кто землю посетил
в её минуты роковые:
его призвали всеблагие
как собеседника на пир".

Ведь главное для пира - не  что и как едят и пьют, а какие слова Торы произносят и как их понимают...

И ещё - прочитайте моё стихотворение, посвящённое Писателю и Другу.

Михаил Польский

См. также:
- МАРК АЗОВ, ДАНИ МИРОШЕНСКИЙ. Творческий вечер 23.02.04
-
Марк Азов «ФРОНТОВАЯ БРИГАДА» В НАЦРАТ-ИЛЛИТЕ
- Презентация книги Марка Азова «И смех и проза и любовь.

- ПРЕЗЕНТАЦИЯ 9-ГО НОМЕРА ЖУРНАЛА "ГАЛИЛЕЯ" И ГАЛИЛЕЙСКОГО АЛЬМАНАХА В ИЕРУСАЛИМЕ

Выкладываю на этой странице предисловие Златы Зарецкой к новой книге Марка Азова, а также несколько фотографий. К сожалению, хорошего фотоаппарата в этот вечер под рукой не оказалось. И, конечно же, читайте Азова в Интернете, в надежде на то, что всё-таки удастся приобрести книжку. Вот его произведения, появившиеся только в последнее время (взято здесь).

  • Визит халифа - фантастика, 24.03.2009 15:48

  • Без поводка - фантастика, 17.03.2009 13:32

  • Спасите пингвинов Израиля - рассказы, 02.03.2009 12:50

  • Хочешь быть счастливым - будь им - ироническая проза, 08.11.2008 23:14

  • Картофельный всадник - сказки, 06.11.2008 20:13

  • Мифы - ироническая проза, 04.11.2008 12:30

  • Сказкм моего окна - литература для детей, 01.11.2008 11:27

  • Милентулы на соломенных лапах - рассказы, 31.10.2008 20:06

  • Что можно увидеть открытыми глазами - рассказы, 30.10.2008 11:48

  • Весенние ятеря - фантастика, 29.10.2008 15:58

  • Ташкент души моей. Из повести Ицик Шрайбер в стран - романы, 28.10.2008 13:36

  • Прилипала - ироническая проза, 25.10.2008 14:00

  • Венец творения - фантастика, 22.10.2008 13:01

  • Муза и ее поэт - ироническая проза, 16.07.2008 18:58

  • Пустыня - рассказы, 05.07.2008 13:33

  • Марк Азов рассказывает
    Марк Азов
    рассказывает
    Злата Зарецкая

    Рыцарь еврейской истории

    Традиционный портрет этого веселого господина с осоловелыми хитрыми глазами, усиленными стеклянными линзами, с увеличенным красным носом, седого ловеласа с бесом в ребре – шут гороховый, смехач, чемпион-анекдотчик, смешивший через Аркадия Райкина пол Европы...

    Марк Азов (Айзенштадт) большинством русскоязычных обожаем за смеховое бесстрашие и непредсказуемое остроумие. «Жидовский гений» – его образ великого артиста фактически собственная автохарактеристика – тонкого мастера беспощадной сатиры, продолжателя традиций разгромленного еврейского театра, вскрывающего скальпелем юмора наболевшее, как духовный нарыв, смехом лечащего, очищающего и спасающего. Спячка жертв прекращается сразу, ибо после разоблачающего припечатывающего слова Азова жить по-прежнему невозможно – узнавать будут: так узнали в свое время в съеденном Робинзонами Пятнице уничтоженного на Политбюро Хрущева, а сейчас в Рабиновиче, ищущем «человеческую колбасу» – любого ностальгирующего по российской разрухе еврейского ассимилянта последнего исхода...

    Но меня Марк Азов – это юмористическое достояние общества, перевернул совсем другим: своим скрытым национальным рыцарством. Снятие маски, поднятие забрала железного шлема воина, обнажение своего истинного поэтического философского лица я обнаружила у Азова в цикле рассказов и пьес, связанных с еврейской историей и ТАНАХом.
    Редактор Иерусалимского журнала Игорь Бяльский
    Редактор Иерусалимского журнала Игорь Бяльский

    – История всегда была моим самым главным увлечением. Насколько я себя помню, меня всегда привлекала рыцарская романтика. Я знал, как выглядели древние евреи, крестоносцы, шотландские рыцари. Я не выделял евреев. Я и в евреях искал ту же романтику. Мне не нравилось, что в исторической литературе обычно евреи-торговцы, а не-рыцари. Но я знал, что древние евреи-воины...

    В 1942 году в Ташкенте, когда мне было 17, я поступил на филфак Университета, где познакомился с бежавшим из Польши Изей Оффенбахом – членом Сионистского конгресса. Он впервые рассказал мне о «государстве в пути», об Израиле. Остальное я дополнил сам в восточном отделе публичной библиотеки. Тогда я впервые прочел ТАНАХ, Пророков, все священные писания... Я понял, что арийцы, объявившие себя высшей расой, ходили еще на четвереньках, были дикарями в то время, когда евреи уже сложились в цивилизованный народ интеллектуалов, носителей абстрактного мышления.

    А потом была армия. В конце 1943 я уже был на фронте и увидел все сам. Я человек поколения Катастрофы. У меня убили бабушку и четверых двоюродных братьев. Я прошел Польшу, Германию, Белоруссию – и не нашел ни одного еврея – только свидетелей и свидетельства, как над ними издевались. Я видел могилы, лагеря, я не понимал, где я нахожусь – мы воевали, а не слушали экскурсию. Но я помню: всюду, где мы проходили, были следы погромов и… ни одного еврея... Каждый встречный житель говорил о том, что евреев больше нет!..

    Ощущение личной сопричастности исчезнувшей земли Идишланд, беспокойный поиск ее внутри себя пронизывает многие философские тексты писателя, основанные на пережитом. Это не только «Несмешные рассказы», прямо связанные с памятью войны, но неожиданная фантастическая «Галактика в брикетах», сюжет которой открыт для продолжения. Несостоявшийся дядя-мечтатель, передает перед смертью племяннику фамильную тайну – спрессованную в кубик галактику...

    – На старинной свинцовой бумаге были вытеснены загадочные письмена: «Галактика концентрированная. Один брикет содержит одну средней величины галактику или туманность (Звездное скопление) в количестве от и до ... триллионов штук звезд и планетных систем, подвергнутых специальной обработке под высоким давлением.

    Для получения натуральной галактики из брикета необходимо осторожно развернуть обертку, быстро всыпать содержимое брикета в свободное от звезд пространство, равное примерно Млечному пути, и медленно помешивая ложечкой, распускать галактику по всему пространству, придавая ей спиральную, кольцевую и прочее – форму по вкусу»...

    Михаил Польский с благодарностью говорит о Марке Азове, 
как о человеке первым в Израиле заметившим и оценившим его творчество. Первые публикации появились в журнале "Галилея"
    Михаил Польский с благодарностью говорит о Марке Азове,
    как о человеке первым в Израиле заметившим и оценившим
    его творчество. Первые публикации появились в журнале "Галилея"
    Фото В.Слуцкого

    Племянник таскал с собой всюду волшебно неиссякаемый кубик, он мог подарить человечеству Новую Вселенную, если бы ему поверили, и он наконец-то занялся бы главным, ради чего жил: сыпать содержимое в свободное от звезд пространство, равное Млечному пути... Но даже будучи академиком, ему не удалось доказать ничего. Его не слышали, принимая Вселенную за очередной продукт для поедания...

    – Может быть, я концентрирую быка в божью коровку, потому что мой предок – карликовый Ньютон, или микроскопический Эйнштейн? Ген! Наследственность...

    Этот символический текст о наследственной «фамильной тайне» – о духовной непрерывности поколений, о гене гениальности, который не удается осуществить из-за глухоты окружения, но который передается по наследству; о прекрасном мире, который остался лишь в памяти отдельных дядь и имеющих уши племянников – о безнадежно затонувшей, но хранимой и оживающей в новых поколениях еврейской цивилизации, культуре – целой галактике, которую не воспринимают лишь слепые, порой и сами Рабиновичи.

    Автор намеренно подчеркивает, что он этим скрытым иудейским богатством владеет и чувствует себя сотворцом звездного мироздания.

    Сближение с Создателем, бесстрашный диалог с Ним на равных, как с другом и обвиняемым, попытка понять Замысел, Его драматургию истории обнаруживается во многих текстах М.А.: в драматической трилогии: Весенний царь черноголовых, Ифтах-однолюб, Последний день Содома; в рассказах Двое, И обрушатся горы, Жизнь и Смерть, Глотающая Земля, Любовь, Житие Валаамовой Ослицы, Над Францией ясное небо, Это было в Беер-Шеве, Один, Поцелуй Лилит...

    Создатель противоречив. Из картин войны и погромов возникает в сознании автора обвинение Всесильному в рассказе «И обрушатся горы», где он говорит с Главным, как драматург с Творцом театра истории...

    – Неужели Он сам стравливает народы... ради кровавой победы добра над злом?.. Но не успел я открыть рот, как Всеслышащий отвечал:

    – Ты что не знаешь режиссеров?


    Фото В.Слуцкого

    – Несправедливость режиссера-экспериментатора, обрекающего на муки своих людей-актеров на его глобальной сцене-арене, подчеркивается в зонгах пьесы «Ифтах»:

    Ты слышишь, Б-г Всевышний Вседержитель,
    Ты слышишь – плачут дети, стонут жены?
    Нас горы слышат, камни с нами плачут.
    Неужто ты не хочешь нас услышать?
    Яви ты силу – наклони нам небо,
    Сойди ты к нам Господь, на крыльях ветра,
    И пусть из уст твоих родится пламя,
    Огонь пожрет врага – очистит землю.
    Дыхание твое вернет нам силы,
    И меч заржавленный поднимет мертвый воин,

    И копьями заколосится поле,

    Лишь только ты захочешь нас услышать…

    Но Б-г не слышит. Он судит.

    Во всей театральной трилогии Вседержитель возникает, как абстрактная жестокая сила, скрытое излучающее зеркало, далекое от человека, обязанного проснуться и понять свое прошлое и будущее, чтобы спастись. Так, пробуждается и побеждает, осознав ложь магических ритуалов прежней власти, садовник-царь Элильбани (Весенний царь черноголовых); так проигрывает, добившись вершин воинской славы, Ифтах, не преодолевший дилеммы между преданностью Долгу и Чувству, Б-гу и Семье, трагедией своей подчеркнувший мощь Всесильного; так проецируют судьбу мира Его ангелы разрушившие царство вседозволенности, напоминающее современность (Последний день Содома).

    История в танахических рассказах Азова – единое неразрывное целое, где пространство и время Израиля – общечеловеческий пророческий образ.

    В рассказе «Любовь» хронотоп современного Эреца и День Шестой Сотворения Мира синтезируются на одной сцене больницы, где лечатся попавшие во взрыв в автобусе муж и жена, Адам и Ева, впервые в раю познающие друг друга... Возвращение к жизни по воле автора происходит у контуженных через воспоминание о первых днях их на земле, когда они еще были счастливы. Вертикальная парадигма непрерывной истории изображена автором и в рассказе «Глотающая земля», где ученый из России, новый оле хадаш последнего исхода, в пустыне Негев проваливается в еще живой Сдом, зная о его грядущей судьбе...

    Бард Дани Мирошенский
    Бард Дани Мирошенский спел несколько
    песен-посвящений Марку Азову

    Помните о возможном рае на земле, не ругайтесь друг с другом, изберите жизнь – ведь она так хрупка и беззащитна! Остановитесь и оглянитесь: а правильно ли живете, ведь небо, погромыхивая, предупреждает – суд идет... Автор, знакомый с войной, сталинскими репрессиями, побывавший сам в СМЕРШе, знает цену смерти и молчать не может...

    Символическая проза Азова, построенная на столкновении узнаваемой действительности современного Израиля и истории евреев дальней и ближней, содержит в результате колоссальные общечеловеческие обобщения. Они возникают из масштаба контрастных хронотопических (временно-пространственных) сопоставлений, из авторских парадоксальных исторических параллелей.

    – Я не прозаик, я поэт. Мне нужны маски. Не люблю «реализьму» – прозы, как оно есть. Чем более отдаленные от конкретной действительности фактуры сталкиваются, тем сильнее аналогия, тем больше возможность общечеловеческих обобщений. Эзоповский язык нужен не для того, чтобы скрывать свои мысли, а для того, чтобы обобщать, то есть раскрывать их в более масштабном виде. Я писал исторические вещи не для того, чтобы уйти от действительности, а для того, чтобы показать, как это страшно. Я писал о свойствах человеческой природы и истории, которая повторяется.

    Танах дал мне возможность еще более масштабных обобщений, где евреи – главное, но не только...

    В Танахе меня привлекает правда, он написан как хорошее реалистическое произведение. Нет ни черного, ни белого – есть многозначная правда, объемные характеры с отрицательными и положительными чертами. Евреи не жалеют ни своих праведников, ни самого Б-га. Я терпеть не могу мидраши – это попытки испортить Танах, так как они подтасовками пытаются примирить противоречия. А мне нравится Танах именно своей противоречивостью. Сюжеты и образы Танаха противоречивы, как сама жизнь.

    Поэтесса Рина Левинзон
    Поэтесса Рина Левинзон

    – Как это совмещается – страсть к маскам и уважение к правде жизни?

    – Я сопоставляю две правды – историческую, танахическую и современную. Так появляется маска, т.е. художественный образ, обобщение. Правда истории и правда сиюминутная сегодняшняя в сочетании дают драму, трагедию, т.е. поэзию, переведенную в художественную прозу.

    Столкновение двух правд приводит к эстетическому взрыву, выбросу эстетической энергии. Это может спасти, ибо помогает осознать, где мы находимся. Не надо бояться говорить правду! Если человек знает, где он плывет, он может проскочить между Сциллой и Харибдой. Мне ясно одно: чем дальше от очевидности, тем ближе к истине – в этом тайна искусства!

    Магия преображения сиюминутных будней современного Израиля, где в каждой повседневной мелочи присутствует диалог с великим историческим танахическим прошлым, дуальные взрывные образы во имя пробуждения сознания соплеменников потрясают в танахической прозе Азова, подобно атомной вспышке, рождая ощущение актуального национального и общемирового пророчества.

    – Сверху Израиль похож на нож. Рукоятка, его цивилизованная часть, изукрашена бриллиантовой россыпью огней в вечерние часы, и увита финифтью трасс, а лезвие-пустыня Негев – грубый кремневый нож первобытного человека...

    Израиль-Нож в сознании современных антисемитов, взрезающий своим существованием привычную рациональную прагматическую логику. Его давно не должно быть, но он существует вопреки времени и маленькому пространству, как овеществленное пророчество и открытое всем нациям духовное сердце мира.

    Израиль-Нож в сознании сомневающихся ассимилянтов, ибо невозможно игнорировать очевидное – его ирреальные успехи при ограниченных реальных возможностях.

    Израиль – Нож для каждого, пережившего трагедию потери близких в бесконечных войнах и интифадах.

    Израиль-Нож, но как же он прекрасен в бриллиантовой россыпи вечерних огней и финифти трасс для каждого, заплатившего тяжелую цену, чтоб сюда добраться, для тех, кто так и не дошел и погиб с лишь с мечтой о нем, с последней молитвой Шма Исраэль!

    Этот поэтический ассоциативный азовский образ-взрыв бесконечен по историческим и философским ассоциациям, как расходящееся атомное облако... Неизвестно куда могут завести каждого воспоминания, как и толкования Танаха.

    Образ Израиля-ножа, как танахической земли, обещанной для иудеев, тревожный пролог к рассказу «Это было в Беер-Шеве». Здесь в толпе на Центральной Автобусной Станции столицы Негева перед шабатом в узнаваемых современных персонажах Светского Еврея без кипы и Хабадника обнаруживаются под пером автора Бессмертный Программист Вселенной и его помощник Ангел Габриэль. Их диалог – не только подтверждение снятия масок с высших сущностей, но и знак безумной тревоги автора за будущее современников.

    – Вы меня довели, – сказал он, имея в ввиду Габриэля, а заодно и все человечество...
    Чем ты объяснишь, что Земля, которую я обещал вождю пастухов Авраму, того и жди выпадет из рук его детей?
    – Твоей добротой.
    – Я похож на добрячка?
    – А зачем было обещать и тому, и другому?


    Друзья Писателя

    Древний спор о первенстве между Сарой и Агарь, о справедливости , законности и компенсации за натертый солью рот и изгнание в пустыню выливается у Старшего и его Помощника в дикий неразрешимый еврейский гвалт, к которому тут все привыкли... Известные танахические реалии представлены у Азова как семейные вчерашние склоки, которые грозят взрывом на глазах у Программиста, допустившего, по мысли автора, непоправимую оплошность изначально в силу милосердия...

    – Послушай! Кем бы ты ни был: ангел или уже человек... Вряд ли ты можешь понять душу творца... У тебя теперь есть дети?
    – Семеро.
    – А у соседа?
    – Смотря у кого?
    – Ну вот. Соседских детей ты даже не пересчитываешь. У вас есть свои дети, есть чужие. А для меня вы все мои. Потому я такой непоследовательный.

    Автор заканчивает рассказ внезапным образом шабатнего покоя, и в нем тревога рыцаря и воина, прошедшего Европу за будущее Израиля, грозящее новым взрывом.
     


    В очереди за автографами

    – Под ногами у нас не земля, а палуба корабля, который в любой момент может пойти ко дну. И если я во время войны видел катастрофу еврейства, пережил ее довольно близко, то я чувствую, что мы находимся на пороге Второй Катастрофы. Мы стоим на очень зыбкой почве, и нам остается только воевать. Евреи должны иметь собственную армию, чтобы не повторилась наша беда. Я видел, как евреи были беззащитны Наша война не закончилась.

    Марк Азов-юморист, артист, клоун, продолжает воевать за них своей философской танахической прозой, оставаясь солдатом и пророком.

    Это он писал 2 мая 1945 года:

    Я – ваш пророк, расстрига из поэтов...
    Ведь я – солдат,
    Ведь я – живой свидетель –
    Я с факелом стою у ваших книг.

    Библейское творчество Азова освещает из прошлого наше взрывное израильское настоящее, рождая спрессованный до мига дуальный художественный мир. Бесконечно ценно оно для искусства.

    Злата Зарецкая

    Для связи с публикатором пишите прямо через почтовую форму ниже (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера). Шлите свои впечатления, исправления, подписи под фотографиями и т.п.
    Прошу не забывать, что на данный сайт заходит ежедневно ок. 1000 человек со всего мира. Значительный процент составляют израильтяне и жители Иерусалима. Кроме того, все новые страницы попадают в регулярную новостную рассылку сайта, которая рассылается еженедельно по ок. 4000 адресам постоянно обновляемой базы данных.
    Адрес, на который можно присылать не только тексты, но и файлы:
    mich.polsky@gmail.com 

    Редактор сайта Михаил Польский
     

    Ваше имя:
    Ваш E-Mail:

    Ваше сообщение:
     

    На главную сайта

    Студия "Корчак"

    вверх

       Рейтинг@Mail.ru