На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
РЕДКОЙ
КНИГИ

ИВАН ЖДАНОВ

Фоторобот запретного мира

Поэт Иван Жданов

    II

    * * *

    Замедленное яблоко не спит,
    украденное облако не тает -
    в другие времена оно летит,
    а в этих временах оно летает.

    Невнятное, как вольный парадиз,
    оно уже о том напоминанье,
    что создано когда-то сверху вниз
    измученное славой мирозданье.

    И воздух перекошенным стоит,
    когда его отсутствием питает
    не облако, которое летит,
    а облако, которое летает.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    АРЕСТОВАННЫЙ МИР

    Я блуждал по запретным, опальным руинам,
    где грохочет вразнос мемуарный подвал,
    и, кружа по железным подспудным вощинам,
    пятый угол своим арестантам искал.
    Арестанты мои - запрещенные страхи,
    неиспытанной совести воры,
    искуплений отсроченных сводни и свахи,
    одиночества ширмы и шоры.
    Арестанты-уродцы, причуды забвенья
    и мутанты испуганной зги,
    говорящей вины подставные мишени
    и лишенные тыла враги.

    И, заблудшим убийствам даруя просторы,
    неприкаянным войнам давая надел,
    я, гонитель-чужак, на расправу нескорый,
    отпустить их на волю свою не сумел.
    Я их всех узаконил музейным поместьем,
    в каталог арестантов отправил,
    но для них я и сам нахожусь под арестом,
    осужденный без чести и правил.
    Ничему в арестованном небе предела
    не дано никогда обрести.
    И какое там множество бед пролетело,
    не узнают по срезу кости.

    Но растянутый в вечности взрыв воскрешенья
    водружает на плаху убийственный трон.
    Проводник не дает избежать продолженья
    бесконечной истории после времен.
    Западней и ловушек лихие подвохи
    или минных полей очертанья -
    это комья и гроздья разбитой эпохи,
    заскорузлая кровь мирозданья.
    Если б новь зародилась и было б довольно
    отереть от забвенья чело...
    Но тогда почему воскрешение - больно,
    почему воскресенье - светло?

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Я не лунатик, я ногами сплю.
    Вокруг меня помпезные колонны -
    я их корней не чувствую, они -
    застывшие глотки незримых горл.
    Что недопито или что еще
    им выпить предстоит, какой отравы?
    Учитывая почвы этих мест,
    они должны быть красными, как кровь.
    Но нет, в подтеках, серые, на них
    надеван камень, но не лунной пробы,
    а той, что близок звук какой-то - "у".
    Вот доигрался, вот уже собаки
    хватают сумрак заполошным лаем,
    как одеяло, под которым чуют
    клубящийся волчатник или след.
    След? Но кому он нужен, этот след?
    Пусть кто-нибудь его другой доносит.
    А я стою. Вокруг меня колонны -
    Бирнамский лес, застывший на ходу.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Как душу внешнюю, мы носим куб в себе -
    не дом и не тюрьма, но на него похожи,
    как хилый вертоград в нехитрой похвальбе
    ахилловой пятой или щитом его же.

    Как ни развертывай, не вызволишь креста,
    выходит лишь квадрат, незримый или черный.
    Как оборотня шум, его молва чиста
    и хлещет из ушей божбой неречетворной.

    И Белой Индии заиндевелый сон
    глядится в гололед серебряной ладошкой,
    где сходится звезда со взглядом в унисон
    то лазерным лучом, то Марсовой дорожкой.

    Допустим, это ад, где каждому свое:
    ни темени, ни тьмы, но остается с теми,
    кто черный куб влачит как совесть и жилье,
    горами черепов изложенная тема.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Этот город - просто неудачный
    фоторобот града на верхах.
    Он предъявлен цифрой семизначной
    как права на неразъемный страх.

    Фоторобот золотой эпохи
    застеклен и помещен туда,
    где ему соседствуют пройдохи
    и иные, впрочем, господа.

    Как лунатик, множимый ногами,
    пропуская в бездну этажи,
    город-призрак заблудился в раме.
    Ложный страх сильнее страха лжи.

    Бродит он по улицам старинным,
    сам себя нигде не находя,
    где домам, прохожим и машинам
    легче быть пустотами дождя.

    Но составлен фоторобот страха,
    и морозом дорисован лес -
    рыбья нота или ночь-рубаха
    в нем живут, не ведая чудес.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Тихий ангел - палец к губам - оборвет разговор,
    и внезапной свободой
    мы повиты, как руки немых, завершающих спор
    точкой схода.

    И кому не хотелось хотя бы на время такой
    стать неслышимой речью,
    пролетающей паузой между словами с тоской
    по молве человечьей.

    Но страна, как и речь, то по черному ходу идет,
    то уходит из дома.
    Одеяние с ангела, пялясь изнанкой, спадет,
    словно молния с грома.

    Там грохочет музыка на стыках раздолбанных нот
    нулевым пересчетом.
    Там для суммы важнее не то, что считают, а тот,
    кто поставлен над счетом.

    Прозревай в слепоту и с нечетной ноги воскресай,
    догоняя безногих
    по дороге хромой в заповеданный рай,
    ставший адом для многих.

    Молча яблоко рта разломи молодым
    языком пустоцвета.
    Ветер ширму повалит с пейзажем ночным,
    но не будет рассвета.

    Вечность - миг, неспособный воскреснуть давно,
    и от ангельских крылий,
    как в минуту молчанья, на сердце темно.
    Так мы жили.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    На этой воле, где два простора
    так тяготеют враждой друг к другу,
    что незаметно их двоемирье, -
    там сварой мертвых объята свора,
    пьют безучастных богов по кругу,
    и нет незванных на этом пире.

    Спроси у Господа, где твой Каин,
    где брат по спорищу и по смуте,
    брат по вражде или враг по крови?
    Пока он брошен и неприкаян,
    он - твой двойник по несчастной сути,
    он - тот же ты, но в запретном слове.

    Верблюда помнят, а разве Царство
    в ушке игольном застрять не может,
    когда б решилось пойти навстречу?
    Запретный плод облечен в лекарство
    от тех сомнений, что жизнь итожит,
    но где он спрятан, я не отвечу.

    А там, где ревности нет в помине,
    где все друг друга давно простили,
    где нет ни правых, ни виноватых,
    благословенье твоей пустыни
    к тебе придет без твоих усилий,
    не осуждая тебя в утратах.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    На цветочных часах паучка притаился отвес.
    Время - день или недень - Купале как будто бы впору.
    Отмотай от рулона кладбищенской глины отрез -
    там копающий яму надеется выкопать гору.

    Весь рассвет на кону - только пасмурным солнцем заспать
    обещает молва неотпетые временем тыщи.
    Глина глину пожрет, домовью или нави под стать.
    Зарастет, но не нами, а сорной травой пепелище.

    И не воду бы надо спускать с поводка, а вино,
    претворяя обратно в ту воду, что смерть отмывает.
    Но былье на сносях с поколеньем твоим заодно -
    дно выходит из вод, но и берегом стать не желает.

    Зарастет пепелище, и жертвой очнется земля,
    сокрушенно позволив забыть о себе для другого,
    наделяя собой, никого на себя не деля,
    отпуская и длясь, чтобы видеться снова и снова.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Весною сад повиснет на ветвях,
    нарядным прахом приходя в сознанье.
    Уже вверху плывут воспоминанья
    пустых небес о белых облаках.

    Тебя он близко поднесет к лицу,
    как зеркальце, но полуотрешенно,
    слабеющей пружиной патефона
    докручивая музыку к концу.

    Потом рукой, слепящей, как просвет,
    как уголок горящего задверья,
    он снимет с лет запретных суеверье.
    Быть иль не быть - уже вопроса нет.

    Но то, что можно страхом победить,
    заклятый мир в снотворной круговерти
    тебе вернет из повседневной смерти,
    которую ты должен доносить.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Пойдем туда дорогой колеистой,
    где в шкуре плеса тополь серебристый -
    алмаз, не уступающий черте.
    Там речка спит на согнутом локте.

    Ей сон такой неудержимый снится
    из наших отражений, а над ним
    там сельский быт в тесовых рукавицах
    не застит дня видением пустым.

    Солома остановленного тленья,
    стога забальзамированных сил -
    как будто нами первый день творенья
    до нашего рожденья предан был.

    Пошли налево через запятую
    флаконы с усыпленным бытием,
    бесцветные с уклоном в золотую,
    кровистым подслащенные огнем.

    Уже не сон, а ветер многорукий
    над мертвым лесом, бледен и суров,
    верхом на шатком метрономном стуке
    проносится смычками топоров.

    И лес хрипит, всей падалью растений
    мучительно пытаясь шелестеть.
    Но не растут на тех деревьях тени,
    и нечем им ответить и посметь.

    Лесного эха стыд деревенеет,
    оно посмертной воле не к лицу.
    Дорога под ногами цепенеет.
    Идет тысячелетие к концу.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

    * * *

    Кости мои оживут во время пожара,
    я раздую угли в своих ладонях.
    Но и в таком костре мне мой двойник не пара -
    бездны играют в прятки в оцепенелых доньях.

    Произнесите вслух: нет ни кулис, ни падуг,
    и соберите в персть горсти и троеперстья -
    вас разоденут в стыд девять покорных радуг,
    небо кремнистой кожей, огнь безъязыкой вестью.

    Дым от такой страды смертным глаза не выест,
    олово, а не спирт будет тащить на крышу.
    Может, тогда и впрямь время меня не выдаст -
    пенье Твоих костей, Господи, я услышу.

    <<<К СОДЕРЖАНИЮ

<<<НАЗАД
"ПОЕЗД" ЖДАНОВА В СТУДИИ "КОРЧАК"
ЕЩЁ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Джоан Роулинг и все-все-все... Шомронская Мадонна Ури-Цви Гринберг. К 110-летию со дня рождения.
Клара Эльберт. Иерусалимская Русская Библиотека в период расцветаЛитературный конкурс «ТЕРРОР и ДЕТИ» Журналистка Валерия Матвеева на репетиции в студии «Корчак» ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ШЕНДЕРОВИЧ ~ аккомпаниатор, композитор, педагог ~
Мебель «КОНУС» ВЛАДИМИР ЛЕВИ ... моя любимая депрессия и многое другое ... Отдых в Эйлате: наши впечатления Виртуальная выставка-ярмарка
Иерусалимские новости от Михаила Фельдмана Раббанит Эстер Юнграйс. Презентация книги «Жизнь как призвание» в благотворитьельном центре «ХИНЕНИ» в ИерусалимеРав Адин Штейнзальц на фоне русской культуры 90-летие артиста-чтеца Александра Куцена и репортажи о его творческих вечерах
Усыновите ребёнка!Бедя (Бендржих) Майер художник Холокоста 125-летие со дня рождения Януша Корчака ГЕОРГИЙ РЯЗАНОВ: Через новую физику к новой этике и культуре
Новости культуры Иерусалима в фоторепортажахКлуб Наивных Людей

Дэн Редклифф и Эмма Уотсон(Ватсон) - Адам и Ева или Урок трансфигурации

«ХОЛОКОСТ И Я» Конкурс школьных сочинений. Председатель жюри конкурса Анатолий Кардаш (Аб Мише)
Вечер памяти рава Ицхака Зильбера Художница Меня Литвак. Наивное искусствоАНТИТЕРРОР на сайте «Дом Корчака в Иерусалиме» Адвокат Лора Бар-Алон «ПОЛЕЗНЫЕ БЕСЕДЫ»

Педагог-композитор Ирина Светова и юность музыки

Скульптор-медальер Марк Сальман (Санур, Севеная Самария) Скульптор Юлия Сегаль (Санур, Севеная Самария)

Марк Розовский в спектакле «Поющий Михоэлс»

Кафе-клуб Мириам Мешель Виктор Авилов и Ольга Кабо в спектакле «Мастер и Маргарита» Игорь Губерман ~ Концерт в пользу Иерусалимского Журнала Домашняя гостиница для наших гостей
STIHI.RU Встречи в Натании ... И МНОГОЕ ДРУГОЕ ...

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня