בס''ד

К оглавлению раздела

Студия "Корчак"

На главную сайта

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ХиТаТ -
КАЖДОМУ ЕВРЕЮ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

К предисловию и оглавлению раздела

ХиТаТ - Ваякгель
(24 февраля - 1 марта 2008 г.)
Эта глава в pdf

 

На этой странице:

ВОСКРЕСЕНЬЕ
18 АдарI 5768 года
24.02.2008

ПОНЕДЕЛЬНИК
19 АдарI 5768 года
25.02.2008

ВТОРНИК
20 АдарI 5768 года
26.02.2008

 

СРЕДА
21 АдарI 5768 года
27.02.2008

ЧЕТВЕРГ
22 АдарI 5768 года
28.02.2008

ПЯТНИЦА
23 АдарI 5768 года
29.02.2008

СУББОТА
24 АдарI 5768 года
01.03.2008


ВОСКРЕСЕНЬЕ
18 АдарI 5768 года
24.02.2008


«Вы обнаружили, что угнетены, поняв все свои недостатки. Представьте себе, что нашли врача, который объяснил вам все ваши многолетние страдания и выдал рецепт – пропуск, который выведет вас на путь к выздоровлению. Разве вы не ощутите большую радость, не почувствуете облегчения?»

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
КНИГА «ЃАЙОМ-ЙОМ»
 (хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 18 АдараI.


После вина и одного [или нескольких] из семи видов плодов, которыми славится земля Израиля, читая «Благословение на три вида»1, в конце произносят: «...и за плод лозы, и за плоды». [Находясь] в Земле Израиля: «...за плод лозы и плоды» (без предлога «за»).

1 Сидур «Теѓилат Ашем», стр. 94.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
«ХУМАШ»

«Еврей должен жить в ногу со временем!». Так сказал рабби Шнеур-Залман — основатель хасидизма ХАБАД. Это значит, что еврей должен жить в духе той главы Торы, которая читается на данной неделе.

КНИГА «ШМОТ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»
Глава 35

1. И собрал Моше всю общину сынов Исраэля, и сказал им: Это есть то, что повелел Господь делать:
1. и собрал Моше. На следующий день после Дня Искупления, когда он спустился с горы. Это глагольная форма (выражающая идею побуждения к действию), так как людей не собирают в буквальном смысле слова (как собирают неодушевленные предметы), но они сами собираются по велению, приглашению. И Таргум (переводит) שינכאו.
Воскресенье. «Хумаш»
2. Шесть дней делать должно работу, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ Господу; всякий, выполняющий в этот (день) работу, умерщвлен будет. 3. И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний.

2. шесть дней. Запрет относительно субботы предваряет повеление построить скинию, тем самым говоря, что это (последнее) субботы не отодвигает [Mеxuльтa].
3. не зажигайте огня. Некоторые из наших мудрецов говорят, что (закон относительно) зажигания огня выделен (букв.: выходит из общего положения, т. е. назван особо, хотя он включен в общее правило "не делайте никакой работы; чтобы определить его только в качестве) запретительной заповеди (следовательно, сознательно нарушивший его подлежит телесному наказанию, но не смертной каре, как за выполнение других работ в субботу). Другие говорят, что это выделено для обособления (т. е. для того, чтобы выделить отдельные виды работы, включенные в понятие "никакой работы", и, следовательно, каждое нарушение субботнего закона рассматривается отдельно и в том случае, если несколько нарушений совершено в одно и то же время и при тех же обстоятельствах) [Шабат 70а].

4. И сказал Моше всей общине сынов Исраэля так: Это есть то, что повелел (мне) Господь сказать: 5. Возьмите от вас возношение Господу; всякий, побужденный сердцем своим, пусть принесет его, возношение Господу (из) золота и серебра, и меди; 6. И синеты, и пурпура, и червленицы, и виссона, и козьего (волоса); 7. И бараньих кож красненых, и тахашевых кож, и дерева шитим; 8. И елея для освещения, и благовоний для елея помазания и для благовонного курения; 9. И камней ониксовых, и камней оправных для эфода и для наперсника. 10. И всякий мудрый сердцем среди вас, пусть придут они и сделают все, что повелел Господь: 11. Скинию, ее шатер, и его покров; ее крючки, и ее брусья, и ее засовы, ее столпы, и ее подножия;

4. это есть то, что повелел Господь. Мне сказать вам.
5. побужденный сердцем своим. Потому что его сердце побуждает его (к доброхотному даянию), он называется "побужденный сердцем". Я уже разъяснил то, что касается добровольного приношения и построения скинии в том месте, где об этом повелевается.
11. скинию. Нижние полотнища, видимые изнутри, называются скинией.

12. Ковчег, и его шесты, покрытие, и разделительную завесу полога; 13. Стол, и его шесты, и все его принадлежности, и хлеб личной; 14. И светильник для освещения, и его принадлежности, и его лампады, и елей (для) освещения;

ее шатер. Это шатер из полотнищ козьего волоса, сделанный (для того, чтобы служить) наметом, крышей.
и его покров. Покров из бараньих и тахашевых кож.
12. и разделительную завесу полога. Завеса преградная, ширменная. Все, что защищает, прикрывает, будь то сверху или сбоку, называется ךסמ или ךכס. И так же "Ты оградил его תכס " [Йов 1, 10]; "вот Я загражу ךס твой путь" [Ōшеа 2,8].
13. букв.: хлеб с лицами, личной хлеб. Я уже разъяснял [25, 29], (что он называется так, потому) что у него были два лица-поверхности с одной и с другой стороны, так как он был сделан в виде ларца, открытого (с двух сторон).
14. и его принадлежности. Щипцы и лотки.
его лампады. Luces на французском языке. Сосуды, в которых находятся масло и фитили.


15. И жертвенник воскурения, и его шесты, и елей помазания, и благовонное курение; и полог привходный для входа скинии; 16. Жертвенник всесожжения, и медную решетку, которая к нему, его шесты и все его принадлежности; сосуд для омовения и его основание; 17. Завесы двора, его столпы, и его подножия; и полог для ворот двора; 18. Колья скинии и колья двора и их шнуры; 19. Облачения служебные для служения в Святилище, священные одеяния для Аāрона, священнослужителя, и одеяния его сынов для священного служения. 20. И вышли они, вся община сынов Исраэля, от Моше;

и елей (для) освещения. Для этого (т. е. для изготовления такого елея) также нужны мудрые сердцем, так как он отличается от других масел, как разъясняется в Менахот [86 а]. (Плоды для него) снимают с вершины масличного дерева, и он битый и чистый (как предписано в 27, 20).
15. полог привходный. Завеса на восточной стороне (скинии), где не было ни брусьев, ни полотнищ.
17. его столпы и его подножия. (Букв.: "его столпы", местоименный суффикс мужского рода, и "ее подножия", местоименный суффикс женского рода). Таким образом, слово רצח, двор, употреблено здесь как имя существительное мужского рода и как имя существительное женского рода. И таких слов немало (см. Раши к В начале 32, 9).
и полог (заградный занавес) для ворот двора. Занавес проходил на восточной стороне (против) средних двадцати локтей ширины двора, ширина которого составляла пятьдесят локтей, из этого пятнадцать локтей были закрыты на северной стороне и столько же на южной, как сказано: "и пятнадцать локтей завес по (одну) руку..." [27,14-15].
18. колья. Чтобы вбить в землю и привязать к ним края полотнищ, чтобы те не колыхались от ветра.
их шнуры. Веревки для привязывания.
19. облачения служебные. Чтобы покрывать ковчег и стол, светильник и жертвенники, отправляясь в путь.


~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
«ТАНИЯ»


Книга «Тания» приобщает к знаниям Кабалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ.


И на самом деле нужна великая и неустанная борьба, чтобы, будучи движимым страхом перед Всевышним, сломить влечение, горящее как пламя огненное, и это [рассматривается] как великое испытание. Поэтому каждый человек в соответствии с тем, каково его положение и ступень его в служении Всевышнему, должен продумывать и проверять себя, служит ли он Всевышнему в такой степени и таким образом, [чтобы можно было это посчитать] такой великой борьбой и таким испытанием, – будь то в позитивных заповедях, как, например, в служении сосредоточенной молитвой, когда изливается душа перед Всевышним действительно изо всех сил, до конца исчерпав [силы] души, великой борьбой борясь с телом и с животной душой, которые в нем и которые препятствуют [этой] сосредоточенности, топча их и сокрушая в прах перед молитвой утром и вечером ежедневно, а также и во время молитвы духовным и физическим усилием, как это подробно объясняется далее6.

6. В гл. 42.
~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
«ТЕЃИЛИМ»


Каждый день нужно прочитывать ту часть книги «Теѓилим», которая относится к сегодняшнему дню еврейского месяца таким образом, что в течение месяца прочитывают всю книгу. Также есть обычай прочитывать несколько глав, которые влияют на нашу жизнь как в материальном, так и духовном. Следует отметить, что даже тот, кто не понимает всех слов Теѓилим, которые произносит, тем не менее исполняет заповедь об изучении Письменной Торы.
Есть также обычай, что человек прочитывает ту главу Теѓилим, порядковый номер которой соответствует его возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.
Сегодня читаем: №20, 106, 88-89.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»


В 1984 году накануне праздника Песах Любавический Ребе ввёл обычай ежедневно изучать труды РаМБаМа. С тех пор этот обычай распространился среди евреев всего мира. Одной из целей этого является объединение всех евреев. Как сказано: «Когда «единый народ» изучает «единую Тору» то соединяется с «единым Б-гом».
Объединение евреев раскрывает так же «единство» в мире, то есть, чтобы все люди мира знали, что Б-г один и Един. Это является назначением человека. Но вначале евреи должны раскрыть аспект «единства» в себе.
Для того, чтобы даже малоподготовленные люди смогли познакомиться с мудростью РаМБаМа, Ребе указал нам изучать «Книгу заповедей». Сам РаМБаМ называл ее введением к более сложному труду – 14-ти томному сборнику законов «Мишнэ Тора», ибо в ней он перечисляет и кратко объясняет все 613 заповедей Торы. Автор делит их на две группы: «делай» - указания, постановления – их 248; и «не делай» - запреты – их 365.
Те, кто изучают «Книгу заповедей», делают это в соответствии с особым календарём. Таким образом, все евреи изучают одни и те же заповеди одновременно.

УРОК 227

105-я заповедь «делай» — повеление устанавливать ритуальную нечистоту продуктов питания и напитков в соответствии с изреченными в Торе законами (см. Ваикра 11:34). И эта заповедь включает в себя все учение о ритуальной нечистоте продуктов и напитков.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Воскресенье.
«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Если человек видит в ближнем порок, значит, этот порок есть и в нем самом. Мы смотрим на ближнего, как смотрятся в зеркало. Если лицо глядящего в зеркало чисто, то и зеркало чисто. Зеркало не пачкает и не очищает, а только дает возможность взглянуть на себя глазами других.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

ПОНЕДЕЛЬНИК
19 АдарI 5768 года
25.02.2008

«Часто депрессия происходит от высокомерия. Поняв, кем являетесь на самом деле, вы не будете так разочаровываться в себе»

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Понедельник.
КНИГА «ЃАЙОМ-ЙОМ»
(хасидские изречения для каждого дня)

Сегодня 19 АдараI.

Даже средние хасиды хорошо знали ТаНаХ1. У них было принято ежедневно после утренней молитвы изучать Мишну2, а затем складывая тфилин и талес, они произносили отрывок из ТаНаХа. Таким образом, за три месяца они повторяли весь ТаНаХ.
1 Письменную Тору: Пятикнижие (Тора); Пророки (Невиим); Писания (Хтувим).
2 Мишна - устная Тора. Труды кодификаторов законов иудаизма, лежащие в основе Талмуда.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Понедельник
«ХУМАШ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»

21. И пришли они, всякий, кого вознесло его сердце, и всякий, кого побудил его дух, принесли возношение Господу для труда над шатром собрания и для всего его служения, и для одеяний священных. 22. И пришли мужи с женами: все, побужденные сердцем, принесли обручья, и кольца, и перстни, и застежные булавки, все (виды) золотых украшений, и всякий, кто провел приношение (из) золота Господу; 23. И всякий, у кого находились синета и пурпур, и червленица,

22. על הנשים.  Вместе с женами и рядом с ними.
запястья (обручья). Это круглое (кольцевидное) золотое украшение, которое носят на руке, то же, что צמיד  (см. В начале 24, 22 и во многих других местах).
и застежные булавки. Женское золотое украшение. А наши мудрецы толковали слово "кумаз" как аббревиатуру слов "кан маком зима", здесь место разврата [Шабат 64а].
23. и всякий человек, у кого находились. Синета или пурпур, или червленица, или бараньи

и виссон, и козий (волос), и бараньи кожи красненые, и тахашевые кожи, - (все) они принесли. 24. Всякий, кто давал возношение (из) серебра и меди, принесли они возношение Господу; и всякий, у кого нашлось дерево шитим для всякого работного труда, - (все) они принесли.25. И всякая жена, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон. 26. И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий (волос). 27. А вельможи принесли камни ониксовые и камни оправные для эфода и для наперсника,

и тахашевые кожи, - все они принесли (находившиеся в их распоряжении).
26. букв.: пряли коз (пряли козий волос). Это требовало особого умения, так как они пряли (волос) на козах.
27. а князья (вельможи) принесли. Сказал раби Натан: Что побудило вельмож при освящении жертвенника [В пустыне 7, 2] дать приношение первыми, в то время как при построении скинии они не дали свое доброхотное приношение первыми? Так сказали вельможи: Пусть общество принесет свои доброхотные дары, а то, чего будет


28. И благовония, и елей для освещения и для елея помазания, и для благовонного курения. 29. Всякий муж и жена, кого побудило сердце принести для всей работы, которую Господь через Моше повелел сделать, принесли сыны Исраэля доброхотный дар Господу.

недоставать, мы восполним. Когда же общество дало все сполна, как сказано: "и было довольно" [36, 7], вельможи сказали: Что же нам делать? И "принесли камни ониксовые и т. д.". Поэтому при освящении жертвенника они принесли свои доброхотные дары первыми. А из-за того, что они не проявили рвения вначале, опущена буква в их имени: написание והנשאם (без "юд") [Сифре].

Понедельник.
«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ.

И каждый, кто не достиг этого и не борется с телом в такой великой борьбе, тот все еще не пришел к степени войны с влечением, горящим как пламя огненное, дабы покорить его и сломить из страха перед Всевышним.
То же и в отношении благословения после еды и всех благословений, которые произносятся, когда человек испытывает какое-либо удовольствие, и в отношении исполнения заповедей [благословений], которые [должны произноситься] с сосредоточенным проникновением в их смысл. Не говоря уже о тех заповедях, которые [должны исполняться] "ради самих этих заповедей". То же и в отношении занятия Торой – следует изучать намного больше, чем [к этому побуждает собственное] желание и воля по своей природе и по привычке, [а это возможно лишь при] упорной борьбе с телом. Ибо тот, кто изучает чуть больше, чем [он к тому склонен] по природе, борется совсем немного, и тогда это не подобно войне с влечением, пылающим как огонь, а человек называется абсолютным грешником, если он не побеждает свое влечение, дабы покорить его и сломить перед Всевышним.
Какова разница между велениями: "избегай зла" и "твори добро"7? Все это – веления Короля святого, единого и единственного, благословен Он. То же и в отношении остальных заповедей, и особенно тех, которые связаны с имуществом человека, как служение [Б-гу] благотворительностью и т. п.

7. Разница между позитивными заповедями (обобщенными в велении "твори добро") и негативными ("избегай зла") существует, она объясняется в начале третьей части книги Тания. Здесь же имеется в виду, что по отношению ко Всевышнему, Который дал заповеди, все одинаково.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 90-96.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Понедельник.
«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 228

105-я заповедь «делай» — повеление устанавливать ритуальную нечистоту продуктов питания и напитков в соответствии с изреченными в Торе законами (см. Ваикра 11:34). И эта заповедь включает в себя все учение о ритуальной нечистоте продуктов и напитков.

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Некий старик однажды спросил Баал Шема: "О словах Писания, повествующих о том, что Авраам видел троих людей, стоящих перед ним, Священная "Книга Великолепия" (Зогар) говорит, что этими тремя были Авраам, Исаак и Иаков. Но как мог Авраам лицезреть Авраама, стоящего перед ним?" Барух, которому тогда было три года, внук Баал Шема, был рядом и слышал вопрос. Он сказал: "Дедушка, какую глупость говорит этот старик! Авраам, Исаак и Иаков -- это, несомненно, качества, которые, как известно каждому, были присущи тем праотцам: милосердие, суровость и слава".

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

ВТОРНИК
20 АдарI 5768 года
26.02.2008

«Следует всегда думать о чем-то хорошем. Пустой ум – вакуум, поджидающий разрушительных мыслей.
***
Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.»
Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

Вторник.
КНИГА "ЃАЙОМ-ЙОМ"
(хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 20 АдараI.

Отрывок «Пара»1.
[Честность] истинность в служении2 - это ещё не настоящее служение. Настоящим является служение в истине. Чтобы даже ногти человека были истиной3. И это отдельный аспект в работе [над собой]. Не стоит удивляться, ибо сказано в Талмуде «[Мойше-Рабейну] увидел атрибут [Высшей Истины] и пал ниц»4.

1Отрывок из книги «Бемидбар» (19:1-22), рассказывающий о заповеди "красной коровы", который всегда читают в предпоследнюю или последнюю субботу месяца Адар. Мудрецы установили читать этот отрывок в память о том, что перед праздником Пейсах во времена Храма все евреи обязаны были пройти процедуру ритуального очищения.
2Не фальшь, а искренность в учебе, молитве и т.п. В этом случае главное внимание концентрируется на действиях, а не на себе.
3Обретение человеком истины само по себе является его постоянным служением, преобразующим его «Я» - вплоть до ногтей.
4Сангедрин, 111,а. Т.к. стать «человеком истины» невероятно сложно, сам Мойше пал ниц в благоговейном ужасе перед атрибутом Истины Творца.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Вторник.
«ХУМАШ»

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»

30. И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал по имени Бецал'эля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеỹды, 31. И исполнил его духом Б-жиим, мудростью, разумением, и ведением, и всяким умением: 32. И помышлять замыслы, воплощать в золоте, и в серебре, и в меди, 33. И в резьбе по камню для оправления, и в резьбе по дереву; делать всякую работу искусную. 34. И (даром) обучения наделил сердце его; его и Оōлиава, сына Ахисамаха, из колена Дана. 35. Исполнил их мудростью сердца делать всякую работу резчика и парчевника, и вышивальщика по синете и пурпуру, и червленице, и виссону, и ткача; (они)

30. Хур. Он был сыном Мир'ям (см. Раши к 24, 14).
34. и Оōлиава. Из колена Дана, из более низких по достоинству колен, из сынов рабынь. Но Вездесущий – в том, что касается сооружения скинии – уравнивает его с Бецaл'элeм, который был из  великих колен (из колена Йеỹды), в исполнение сказанного "и не отличает вельможу перед бедняком" [Йов 34, 19].
исполнители всякой работы и мыслители замыслов.

Глава 36
1. И Бецал'эль, и Оōлиав, и всякий муж, мудрый сердцем, в кого Господь вложил мудрость и разумение, чтобы ведать (и) исполнять, делать будет всякую работу для священного служения, во всем, что повелел Господь. 2. И призвал Моше Бецaл'эля и Оōлиава, и всякого мужа, сердцем мудрого, в сердце которого вложил Господь мудрость, каждого, кого вознесло его сердце, приступить к работе, чтобы делать ее. 3. И взяли они от Моше все возношение, какое принесли сыны Исраэля для работы (изготовления предметов) священного служения, чтобы делать ее; а они приносили ему еще доброхотный дар по утрам. 4. И пришли все мудрецы, которые делали всю работу (для) Святилища, каждый от своей работы, которую они делали; 5. И сказали они Моше так: Приносит народ больше, чем достаточно для выполнения работы, какую повелел Господь сделать.

5. чем нужно (достаточно) для работы. Больше, чем требуется для работы,

6. И повелел Моше, и возгласили в стане так: Муж и жена, (никому) не делать более работы для священного возношения. И прекратил народ приносить. 7. И работы (приносивших) было довольно для них (изготовлявших скинию), для всякой работы, чтобы делать ее, и (еще) оставить.

6. и прекратил (перестал). Означает воздерживаться (от какого-либо действия).
7. и работы было довольно для них для всей работы. (Означает:) и работы приношения было довольно для них, для изготовлявших скинию, для всей работы (по сооружению) скинии, чтобы выполнить ее и оставить (излишнее).
и оставить. (Это неопределенная форма глагола) подобно "והכבד отягчить свое сердце" [8, 11], "והכות и разбили Моава" [II Цари 3,24].

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Вторник.
«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ.

И даже в отношении веления "избегай зла" – каждый мыслящий человек может обнаружить в душе своей, что он не совсем избегает зла полностью и во всем – в том, с чем он должен вести великую борьбу так, как об этом говорилось выше, и даже менее того, например прервать приятную беседу или рассказ о чьих-либо недостатках, даже если это дурное незначительно и чрезвычайно легковесно, даже если это и правда и даже если человек это рассказывает, чтобы себя оправдать, как известно из того, что сказал раби Шимон своему отцу, нашему святому Раби [Йеѓуде Ѓанаси]:
7. Разница между позитивными заповедями (обобщенными в велении "твори добро") и негативными ("избегай зла") существует, она объясняется в начале третьей части книги Тания. Здесь же имеется в виду, что по отношению ко Всевышнему, Который дал заповеди, все одинаково.
«"Не я это написал, это написал Йеѓуда Хайта". И сказал ему: "Остерегись злословия"» (см. Гмара, трактат Бава батра, начало гл. 108).
Можно это сказать в отношении очень многих распространенных поступков, а особенно в связи с обязанностью освящать себя в дозволенном, это веление Торы, как написано: "Святы будьте и т. д."9, "И освятитесь и т. д."10. А кроме того – веления мудрецов строже велений Торы и т. д.11. Но все это и этому подобное – из тех грехов, которыми пренебрегают, от частого их совершения они стали также [ощущаться людьми], как нечто дозволенное12.

8. Бава батра, 164б.
9. Ваикра, 19:2.
10. Ваикра, 20:7.
11. Мишна, Санѓедрин, 11:3; Брахот, 3б; Авода зара, 41а; Рош-Ѓашана, 19а; Йевамот, 85б. Есть мнение, что освящение себя в дозволенном заповедано не Торой, а велением мудрецов. Это, однако, существенно не изменяет сказанного, так как "веления мудрецов строже велений Торы".
12. Авода зара, 18а..

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Вторник.
«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 97-103.
«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 229


105-я заповедь «делай» — повеление устанавливать ритуальную нечистоту продуктов питания и напитков в соответствии с изреченными в Торе законами (см. Ваикра 11:34). И эта заповедь включает в себя все учение о ритуальной нечистоте продуктов и напитков.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»
Есть два рода цадиков. Одни проводят свою жизнь среди людей. Они учат их и беспокоятся о них. Другие же заботятся о своем совершенстве. Первые приносят богатые плоды, подобно пальме; вторые напоминают кедр: они возвышенны, но плоды их невелики.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

СРЕДА
21 АдарI 5768 года
27.02.2008

«Если вы весь день размышляете о самом себе, депрессия вам гарантирована. Хотя бы один час в день подумайте о том, чем помочь кому-нибудь другому.
***
Самодовольство порождает тревогу. Чтобы ощутить себя здоровым, следует остро чувствовать окружающее, пытаться понимать тех, кто рядом, принести больше света.»

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Среда.
КНИГА "ЃАЙОМ-ЙОМ"
(хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 21 АдараI.

Понятие «хасид» - очень древнее. В толкованиях благословенной памяти мудрецов, его применяют уже к первому человеку - Адаму ([Талмуд] «Эрувин» 18, б). Этот термин говорит о полноте и совершенстве разума или эмоций или же и того, и другого.
Однако, в свете учения хасидизма ХаБаД, [определение] «хасид» обозначает [того, кто] знает сущность своего характера, свой уровень в знаниях Торы, и своё отношение к выполнению заповедей. Он знает, чего ему недостает, и беспокоится о том, чтобы восполнить недостающее. Он старательно [приучает себя] подчинятся [Всевышнему], принимая на себя «Ярмо [царства Небес]».

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Среда.
«ХУМАШ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»

8. И сделали все мудрые сердцем среди исполнителей работы скинию из десяти полотнищ из виссона крученого (в шесть сложений) и синеты, и пурпура, и червленицы; (с) керувим работы парчевника сделали их. 9. Длина одного полотнища - двадцать восемь локтей, а ширина - четыре локтя; (так) одно полотнище. Единая мера для всех полотнищ. 10. И соединил он пять полотнищ одно с другим, и (еще) пять полотнищ соединил одно с другим. 11. И сделали петли из синеты по кроме одного полотнища на краю соединения; так же сделал по кроме крайнего полотнища во втором соединении. 12. Пятьдесят петель сделал он на одном полотнище, и пятьдесят петель сделал на краю полотнища, которое во втором соединении; совпадающие петли, одна к другой. 13. И сделал он пятьдесят золотых крючков, и соединил полотнища одно с другим крючками, и стала скиния единым (целым). 14. И сделал он полотнища из козьего (волоса) для шатра поверх скинии; одиннадцать полотнищ сделал он их. 15. Длина одного полотнища - тридцать локтей, и четыре локтя - ширина; (так) одно полотнище. Единая мера для одиннадцати полотнищ. 16. И соединил он пять полотнищ отдельно и шесть полотнищ отдельно. 17. И сделал пятьдесят петель по кроме крайнего полотнища в соединении, и пятьдесят петель сделал он по кроме полотнища (во) втором соединении. 18. И сделал он пятьдесят медных крючков, чтобы соединить шатер, чтобы он был единым (целым). 19. И сделал он покрытие для шатра из бараньих кож красненых и покрытие из тахашевых кож сверху.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ.

Но на самом деле, если это человек знающий, предающийся изучению Торы и желающий близости к Б-гу, грех его непростительно велик. И из-за того, что он не борется и не пересиливает свое влечение в [такой] степени, [что это можно посчитать] великой борьбой, как говорилось выше, вина его во много раз больше вины самого легкомысленного из "сидящих по углам", далеких от Всевышнего и Его Торы. Если они и не покоряют свое влечение, горящее как пламя огненное, не будучи движимы, страхом перед Всевышним, понимающим и видящим все их дела, их вина не так велика, как вина того, кто близок ко Всевышнему, и к Его Торе, и к служению Ему. И как сказали наши мудрецы, благословенной памяти, об Ахере: "Ибо знал он славу Мою и т. д."13. И потому о невеждах наши мудрецы говорят, что сознательно совершенные ими грехи рассматриваются как совершенные несознательно14.
13. Хагига, 15а (ср. Хидушей Ѓабах, там же).
14. Бава мециа, 33б.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Среда.
«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 104-105.
«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 230

107-я заповедь «делай» — повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту тела умершего человека. Эта заповедь включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой умершего.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Молитва -- это военный приступ, имеющий целью разрушить стену, отделяющую нас, вследствие нашей греховности, от Бога. Богатыри духа первые должны пробить брешь в этой стене, а рядовые потом пойдут за ними.


~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

ЧЕТВЕРГ
22 АдарI 5768 года
28.02.2008

«Отчаяние – дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.»
Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Четверг.
КНИГА "ЃАЙОМ-ЙОМ"
(хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 22АдараI.

Афтойра1: «И послал Ахав гонцов...»2
Ребе РаШаБ3 пишет в одном из своих маймеров4:
На третью субботнюю трапезу [намекает фраза]: «Сегодня не [найдёте вы его (т.е. ман) в поле…»]5. Это означает, что [в третью трапезу есть] хлеб не требуется. Но необходимо, все же, отведать чего-либо. И сказал рабби Йоси: «Пусть удел мой будет со вкушающими три [субботние] трапезы».
1 Отрывок из пророков, читаемый после публичного чтения Торы в Субботу, праздничные дни и дни постов. В год издания «Йом-йома» этот день пришелся на Субботу.
2 Малахим I, 18:21.
3 Ребе Шолом Дов-Бер – пятый Любавичский Ребе.
4 Глубокие философско-кабалистические исследования священных текстов, производимые руководителями хасидов ХаБаДа.
5 Шмот 16:25.

Учение, [произнесенное] Алтер Ребе вскоре после прибытия его в г.Лиозно:
[В Талмуде сказано] «[Пускай] всегда6 будет человек следить7 за [тем, чтобы молиться] Минху8». Преимущество молитвы Минха над молитвами Шахарит и Арвит9 в том, что она [читается] в середине дня, - в то время, когда люди заняты и загружены своими делами, и вынуждены прерываться на молитву Минха.
[В свете этого, пересмотрим цитату:]
Всегда – [то есть] для этого мира будет человек работать. [Это необходимое условие] чтобы оставаться человеком. [Но, при этом его], разум [должен] следить – [то есть] освещать эмоции и воздействовать на них, [достигая того,] чтобы дух доминировал над материей.
И всё это проявляется [именно] в молитве Минха.
6 Так же можно прочесть, как «для этого мира».
7 Так же можно прочесть, как «освещает».
8 Послеполуденную молитву.
9 Утренняя и вечерняя молитвы.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Четверг.
«ХУМАШ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»

20. И сделал он брусья для скинии из дерева шитим, стоячие; 21. Десять локтей длина бруса и полтора локтя ширина одного бруса. 22. Два шипа у одного бруса, как перекладины один против другого; так сделал он на всех брусьях скинии. 23. И сделал он брусья для скинии: двадцать брусьев к стороне южной, направо, 24. И сорок серебряных подножий сделал он под двадцать брусьев: два подножия под один брус для двух его шипов и два подножия под один брус для двух его шипов. 25. И для второй стены скинии к стороне северной сделал двадцать брусьев, 26. И сорок серебряных подножий к ним: два подножия под один брус и два подножия под один брус. 27. И для задней стороны скинии, к западу, сделал шесть брусьев. 28. И два бруса сделал он для углов скинии на задней стороне. 29. И должны они быть совокупны внизу, и вместе совокупны верхом своим к одному кольцу; так сделал он с двумя (брусьями) на обоих углах. 30. И было их восемь брусьев, и их серебряных подножий – шестнадцать подножий: по два подножия под один брус. 31. И сделал он засовы из дерева шитим: пять для брусьев одной стены скинии, 32. И пять засовов для брусьев второй стены скинии, и пять засовов для брусьев задней стены скинии, к западу. 33. И сделал он средний засов, чтобы провести его внутри брусьев от (одного) конца до (другого) конца. 34. И брусья покрыл он золотом, и их кольца сделал из золота, вместилища для засовов, и покрыл засовы золотом. 35. И сделал он разделительную завесу из синеты и пурпура, и червленицы, и виссона, крученого (в шесть сложений), работы парчевника сделал ее (с) керувим. 36. И сделал к ней четыре столпа из (дерева) шитим, и покрыл их золотом, их крючки из золота, и отлил для них четыре серебряных подножия. 37. И сделал полог для входа в шатер из синеты и пурпура, и червленицы, и виссона, крученого (в шесть сложений), работы вышивальщика. 38. И столпов к нему пять, и их крючки; и покрыл их верхи, и их опоясания из золота, а пять их подножий из меди.

Глава 37
1. И сделал Бецал'эль ковчег из дерева шитим: два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота. 2. И покрыл его чистым золотом изнутри и снаружи, и сделал к нему золотой венец вокруг. 3. И отлил для него четыре золотых кольца на четырех его углах: и два кольца на одной его стороне, а два кольца на другой его стороне. 4. И сделал шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом, 5. И вложил шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег. 6. И сделал покрытие из чистого золота: два с половиной локтя его длина и полтора локтя его ширина. 7. И сделал двух керувим из золота, чеканной работы сделал их с двух концов покрытия. 8. Один керув с края с одной (стороны), и один керув с края с другой; из (самого) покрытия сделал он керувим с двух его концов. 9. И были керувим с простертыми вверх

1. И сделал Бецал'эль. Потому что он безраздельно посвятил себя работе, больше, чем другие мудрецы, она названа по его имени (т. е. только его имя упомянуто в связи с этим).

крыльями, укрывая своими крыльями покрытие, и лица их (обращены) друг к другу; к покрытию были (обращены) лица керувим. 10. И сделал он стол из дерева шитим: два локтя его длина, и локоть его ширина, и полтора локтя его высота. 11. И покрыл его чистым золотом, и сделал к нему золотой венец вокруг. 12. И сделал к нему обрамление в ладонь вокруг, и сделал золотой венец к его обрамлению вокруг.13. И отлил для него четыре золотых кольца, и прикрепил кольца к четырем углам, которые у четырех его ножек. 14. Против обрамления были кольца, вместилища для шестов, чтобы носить стол. 15. И сделал он шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом, чтобы носить стол. 16. И сделал он принадлежности, которые к столу: его блюда, и его ковши, его жерди и подставы, какими покрывать, из чистого золота.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Четверг.
«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ.

И если даже, посвятив много времени, около часа или двух, размышлению обо всем вышесказанном, чтобы быть смиренным духом и сломленным сердцем, человек впадает в великую печаль, не нужно этого опасаться. И хотя эта печаль происходит от "клипат нóга", а не от стороны Кдуша, ибо о стороне Кдуша написано: "Сила и радость там, где Он пребывает"1 и "Шхина почиет только на том, в ком есть радость... то же и в том случае, когда обсуждаются законы и т. п."2, однако если печаль эта связана с небесным, она происходит от добра, которое есть в "клипат нога". (И потому писал раби Ицхак Лурия, благословенной памяти, что даже озабоченность из-за грехов допустима только тогда, когда человек исповедуется в своих грехах3, а не во время молитвы и изучения Торы – это должно совершаться с радостью, происходящей именно от стороны Кдуша.)
И все же так происходит покорение стороны "ситра ахра" – в соответствии с тем, что ей свойственно и подобно ей. И как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Топор, [то есть рукоятку его], берут из леса, который им же срубают"4, а также: "Поразил его подобным"5. И о том же сказано: "Во всякой печали будет ему преимущество"6, а преимущество его – радость, наступающая после печали, как о том будет говориться далее.
Однако на самом деле сломленное сердце и горечь души по поводу великого отдаления от Всевышнего и облечения в "ситра ахра" совсем не называются печалью на святом языке. Ибо печаль выражается в том, что сердце человека тупеет и становится как каменное, и нет в нем жизни, в то время как при горечи и сломленном сердце наоборот – в сердце есть жизненная сила, [и оно] затронуто и огорчено, и только это -жизненная сила, происходящая от категории

1. Диврей ѓаямим 1,16:27.
2. Ср. Шабат, 30б.
3. Молясь перед сном.
4. Санѓедрин, 39б.
5. Шабат, 121б.
6. Мишлей, 14:23.


священных Гвурот, а радость – от категории Хасадим7, ибо сердце включает в себе обе категории.
И иногда человек должен пробуждать категорию священных Гвурот, чтобы смягчить осуждение по отношению к животной душе и влечение ко злу в то время, когда они, да сохранит Всевышний, господствуют в человеке, ибо Суд смягчается только в своем источнике8.

7. Хасадим - категория уделения Б-жественного влияния, а Гвурот - его ограничение. Священные Гвурот - Гвурот стороны Кдуша.
8. Корень "клипóт" - в категории Ограничения (Гвурот) стороны Кдуша. Наверху, в своем источнике, это добро, и только внизу, в мире, появляется возможность зла. Ведь цель ограничения уменьшить Б-жественный свет так, что становится возможным возникновение сотворенного. Если бы свет не был уменьшен настолько, что Б-жественное становится скрытым, творения не могли бы получить существование, невозможна была бы и свобода воли. С другой стороны, когда человек ощущает себя и весь окружающий мир самостоятельно существующим, это "существующее" становится для него целью, в чем основа всякого зла. Зло привлекает к миру действие категории суда. Сознание того, что в корне своем и зло есть добро, смягчает суд и уничтожает зло. (См. также гл. 40 и 41.)


И потому сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Пусть человек всегда сердит свое влечение к добру"9, а именно – всякий раз, когда видит в душе своей необходимость в этом. Но благоприятствующее этому время, особо для этого предназначенное и подходящее для всех людей, – время, когда человек так или иначе опечален из-за дел этого мира или просто безо всякой причины. Это время благоприятно для того, чтобы обратить печаль в печаль "умельцев самоотчета", как говорилось выше10, и исполнить слова мудрецов: "Пусть человек всегда сердит и т. д.", как говорилось выше. Этим он избавится от печали, связанной с делами этого мира11, а затем достигнет истинной радости и вдвойне утешится, размышляя о только что сказанных словах истины. И он скажет сердцу своему: "Верно, я, несомненно, очень далек от Всевышнего, далек совершенно, и противен, и отвратителен, и т. п. Но все это только я сам – тело и витальная душа, которая в нем. Но все же есть во мне частица Всевышнего на самом деле, как есть она даже у самого легкомысленного, и это – Б-жественная душа с истинной искрой Б-жественного, в нее облеченной, дабы ее оживлять, и только она находится в состоянии изгнания. И именно потому – чем более я совершенно отдален от Всевышнего, и противен, и отвратителен - Б-жественная душа во мне находится в еще более глубоком изгнании, и сострадание к ней велико чрезвычайно. И потому я приложу все свои усилия и все свое желание, чтобы возвратить ее из этого изгнания, возвратить ее в дом Отца ее, как это было в ее молодости, прежде, чем она облеклась в мое тело, [ибо тогда] она была включена в свет Его, благословенного, и едина с Ним совершенно. И теперь она также будет включена [в Него] и едина с Ним, благословенным, если я приложу все свои усилия к [занятию] Торой и [исполнению] заповедей, дабы облечь в них десять ее категорий, как говорилось выше. А особенно – в заповедь молитвы, чтобы взывать ко Всевышнему в беде из [места] ее изгнания в моем отвратительном теле, освободить ее из заключения и стать приверженным Ему, благословенному".
Такова суть покаяния и добрых дел. Добрые дела - то, что человек совершает, дабы возвратить частицу Всевышнего к источнику и корню всех миров.
Таково да будет служение его во все дни его жизни – в радости великой, радости, которую испытывает душа, покидая отвратительное тело и возвращаясь в дом Отца своего, как в молодости своей12, в то время, когда человек занят изучением Торы и служением. И как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: "Все дни свои [человек должен быть] в состоянии покаяния"13. А нет большей радости, чем возвращение из изгнания и плена, что можно понять из сравнения с королевским сыном, который был в плену, молол зерно в доме заключения, был выпачкан отбросами и вышел


9. Брахот, 5а.
10. В гл. 29.
11. Когда есть суд внизу, нет его наверху.
12. Ваикра, 22:13.
13. Шабат, 153а.


на свободу, [вернувшись] в дом короля, отца своего. И хотя тело еще продолжает быть противным и отвратительным, "змеиной кожей", как оно названо в книге "Зоѓар", – ибо суть и сущность Б-жественной души не обратилась в добро, чтобы соединиться со стороной Кдуша, – все же душа должна быть человеку ценнее, и он должен радоваться ей более, чем [печалиться из-за] презренного тела, чтобы не смешать и не соприкоснуть радость души с печалью тела14.
И это подобно происходившему при исходе из Египта, о чем сказано: "бежал народ"15. И на первый взгляд может показаться странным, почему так было. Если бы было велено фараону

14. Ср. гл. 33.
15. Шмот, 14:5. Хотя зло в них еще оставалось, они бежали от него и потому достигли явного видения Б-жественного при даровании Торы. И во всякое время бегство - это такое состояние, когда мысль, слово и действие заняты Торой и ее предписаниями и могут служить одеяниями Б-жественной душе. А так как происходящее в области духа отражается и в том, что происходит в плане материальном, евреи должны были и физически бежать от фараона.


навсегда отпустить их на свободу, разве он не должен был бы их отпустить? Но так было оттого, что зло в душах евреев все еще сохраняло силу в левой полости сердца, ибо их нечистота не прекратила своего существования до дарования Торы и они только стремились и желали освободить свою Б-жественную душу из изгнания, [когда она пребывала] в стороне "ситра ахра", то есть в нечистоте Египта, дабы стала она приверженной Ему, благословенному, как написано: "Всевышний – сила моя, и крепость моя, и убежище мое в день несчастья и т. д."16, "крепость моя и убежище и т. д."17, "Он убежище мое и т. д."18. И потому о будущем, когда Всевышний уничтожит нечистоту на земле, написано: "И не пойдете, убегая, ибо идет перед вами Всевышний и т. д."19

16. Ирмеягу, 16:19.
17. Шмуэль II, 22:2.
18. Из молитв.
19. Йешаяѓу, 52:12

Это покаяние будет особенно сильно и из глубины сердца, а также и радость души засветит еще более счастливым светом, если человек, утешаясь в печали и горести, будет размышлять в сердце своем разумно и мудро и скажет, как говорилось выше: «Верно.., но я не сотворил себя. Почему же так сделал Всевышний, спустил вниз частицу света Своего, благословен Он, наполняющего и окружающего все миры, [света], перед которым все как бы не существует, и облек ее в змеиную кожу и зловонную каплю? Не иначе, как это нисхождение – ради восхождения, чтобы возвысить ко Всевышнему всякую витальную, животную душу, [происходящую] от "клипат нóга", и все ее одеяния, а это ее мысль, слово и действие, – облекая их в действие, слово и мысль Торы». (И как подробно говорится далее об этом возвышении20, о том, каким образом оно является целью сотворения мира.) «Итак, это я сделаю, это и будет всем моим стремлением во все дни моего земного существования, только этому я посвящу жизнь моего духа и моей души, как написано: "К Тебе, Всевышний, я вознесу свою душу"21, то есть свяжу мою мысль и слово с Его, благословенного, мыслью и словом, а это – законы, изложенные нам, а также и мое действие при исполнении заповедей».
И потому Тора названа "возвращающей душу"22, возвращающей ее к ее источнику и корню. И об этом сказано: "Веления Всевышнего справедливы, радуют сердце"23.

20. В гл. 35, 36 и 37.
21. Теѓилим, 25:1.
22. Там же, 19:8.
23. Там же, 19:9.


~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Четверг.
«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 106-107.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 231

108-я заповедь «делай» — повеление, устанавливающее законы, связанные с очистительной водой (в которой растворен пепел красной коровы). Эта вода, при определенных условиях, очищает от ритуальной нечистоты, но при других условиях сообщает ритуальную нечистоту, как разъясняется при подробном изучении этих законов (см. Рамбам, Законы красной коровы 6:15).
Знай, что все 13 перечисленных видов ритуальной нечистоты: нечистота падшего скота и нечистота «шрацим», нечистота продуктов питания и нечистота «ниды», нечистота роженицы и нечистота пораженного «цараат», нечистота одежды, изъязвленной «цараат», и нечистота изъязвленных «цараат» домов, нечистота зава и нечистота завы, нечистота мужчины, у которого произошло излияние семени, и нечистота умершего, а также нечистота «очистительной воды» — каждый из этих видов ритуальной нечистоты разъяснен в Торе. И в связи с каждой из этих заповедей Писание содержит множество законов и условий их выполнения, записанных в разделах «Шмини», «Тазриа», «Мецора» и «Хукат», — эти четыре раздела включают в себя все стихи, говорящие о названных видах ритуальной нечистоты.
А один из разделов Талмуда — «Тоорот» — содержит законы, касающиеся всех этих видов нечистоты и каждого из них в отдельности.
Есть виды ритуальной нечистоты, которым посвящены целые трактаты Талмуда. Так, три трактата — «Тоорот», «Махширин» и «Укцин» — посвящены только ритуальной нечистоте продуктов питания; и если в них попадаются законы, связанные с другими видами ритуальной нечистоты, то они приведены лишь попутно.
Подобно этому, трактат «Нида» включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой женщины, в период месячных выделений, завы и роженицы. А часть законов о ритуальной нечистоте роженицы содержится также в трактате «Критот».
Трактат «Негаим» включает все законы, связанные с язвами цараат на коже человека, на одежде и на домах.
Трактат «Завим» содержит законы о заве, заве и о мужчине, у которого произошло излияние семени.
Трактат «Оалот» включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой умершего.
Трактат «Пара» содержит законы об «очистительной воде», которая и сообщает ритуальную нечистоту, и очищает от нее.
Однако ритуальной нечистоте трупов животных и нечистоте «шрацим» не посвящено отдельных трактатов, но связанные с этим законы рассеяны по разделу «Тоорот» — большинство из них в трактатах «Келим» и «Тоорот». И также много связанных с этим вопросов рассмотрено в трактате «Эдуйот».
И мы уже разъяснили весь этот раздел Талмуда — «Тоорот» — так, что нет необходимости заглядывать в другие книги, изучая законы ритуальной нечистоты и чистоты (см. Рамбам, Чистота).

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Однажды рабби Авраам поехал к своему шурину в Кремниц. Самые выдающиеся представители местной общины собрались, чтобы приветствовать его. Но Авраам отвернулся от них и стал смотреть в окно на гору, у подножья которой лежал город. Среди тех, кто ожидал приезда цадика, был некий человек, весьма гордившийся своей ученостью и уверенный в собственной значимости. Он сказал сердито: "Что ты смотришь на гору? Разве ты никогда не видел ничего подобного?"
Рабби ответил: "Я дивлюсь тому, что вижу, как такая горсть земли, как ты, так возвеличивает себя, что вот-вот превратится в гору".

«Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

ПЯТНИЦА
23 АдарI 5768 года
29.02.2008

«Молодому человеку, написавшему, что он слишком робок в общении с людьми:
Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.»

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Пятница.
КНИГА "ЃАЙОМ-ЙОМ"
(хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 23 АдараI.

Раввины и мудрецы Торы называются «глазами общины» и «главами тысяч Израиля». Когда здорова голова, то здорово и тело.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Пятница.
«ХУМАШ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»


17. И сделал он светильник из чистого золота, чеканной работы сделал светильник, его подножие и его ствол; его венчики, его завязи, и его цветы из него (самого) были. 18. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной его стороны и три ветви светильника с другой его стороны. 19. Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; так на шести ветвях, выходящих из светильника. 20. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. 21. И завязь под двумя ветвями, (выходящими) из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; при шести ветвях, выходящих из него. 22. Их завязи и их черенки из него были, весь он чеканной работы из одного (слитка) чистого золота. 23. И сделал он его лампад семь, и его щипцы, и его лотки из чистого золота. 24. Из таланта чистого золота сделал его и все его принадлежности.
25. И сделал он жертвенник для воскурения из дерева шитим: один локоть его длина, и один локоть его ширина, четырехугольный, и два локтя его высота, из него (самого) были его рога. 26. И покрыл его чистым золотом, его верх, и его стены вокруг, и его роги, и сделал к нему золотой венец вокруг. 27. И два золотых кольца сделал к нему под его венцом на двух его углах, на обеих его сторонах, вместилищами для шестов, чтобы носить его на них. 28. И сделал он шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом. 29. И сделал он елей помазания священный и благовонное курение чистое работы мировара.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Пятница.
«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ.

И осуществление всего вышесказанного – презрение и отвращение к телу1 и радость, связанная только с душой, – путь прямой и легкий для того, чтобы прийти к исполнению заповеди "Люби ближнего своего, как самого себя"2, [доступный] каждой еврейской душе, как великой, так и малой.

1. Здесь под словом "тело" подразумевается также и душа, оживляющая тело и связанная с удовлетворением телесных потребностей, - животная душа человека.
2. Ваикра, 19:18.


~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 108-112.


~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Пятница.
«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 232

101-я заповедь «делай» — повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту пораженного цараат. И эта заповедь включает все законы, связанные с язвами цараат у человека: в каких случаях он нечист, а в каких — чист; в каких случаях его нужно изолировать, а в каких не нужно; в каких случаях при изоляции следует обрить волосы вокруг язвы и другие законы, отличающие этот вид ритуальной нечистоты (см. Ваикра 13:1-46).

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Каждый человек должен войти в Бога.

«Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

СУББОТА
24 АдарI 5768 года
01.03.2008

«Все, что происходит, идет от Него, а Он – это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении – и добро откроется вам.»

Рабби Менахем Мендл Шнеерсон («Обретение неба на Земле. 365 изречений Ребе»)

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Суббота.
КНИГА "ЃАЙОМ-ЙОМ"
(хасидские изречения для каждого дня)
Сегодня 24 АдараI.

Мителлер Ребе1 отвечал на вопрос рабби Гиллеля из Парича2, в отношении того, надо ли проводить уроки хасидизма в городах, где люди не имеют о хасидизме никакого представления:
Слова [учения] хасидизма слушает душа. Написано: «Источник вод живых, текущих с гор Ливанона»3. [Слово] «Ливанон» - [состоит из слов] «лев» и «нун» - [намёк на качества] хохма и бина души. А когда душа слышит, [то оттуда] «проистекает поток» [направленный в тот]отблеск души, который оживляет тело. И за счет этого укрепляется служение [человека] в выполнении [заповедей]: «делай добро» - 248 повелительных заповедей и «отвернись от зла» -365 запретов.

1 «Средний» Ребе – второй Любавичский Ребе.
2 Легендарный ученик и хасид Алтер Ребе, один из первых ХаБаДников; 5555-5624 (1795-1864).
3 Шир-Ѓаширим 4:15. В простом толковании Ливанон – это Ливан, а в аллегорическом смысле - Храм.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Суббота.
«ХУМАШ»
НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ВАЯКЃЕЛЬ»

Глава 38
1. И сделал он жертвенник для всесожжения из дерева шитим: пять локтей его длина, и пять локтей его ширина, четырехугольный, и три локтя его высота. 2. И сделал его роги на четырех его углах, из него (самого) были его роги; и покрыл его медью. 3. И сделал все принадлежности жертвенника: котелки, и лопатки, и кропильные чаши, вилки, и жаровни; все его принадлежности сделал он из меди. 4. И сделал для жертвенника решетку сетчатую (из) меди, под его опоясанием снизу до его половины. 5. И отлил четыре кольца к четырем углам медной решетки, вместилищами для шестов. 6. И сделал шесты из дерева шитим, и покрыл их медью. 7. И вложил шесты в кольца на сторонах жертвенника, чтобы носить его на них; полым из досок сделал его.
7. полым из досок. בובנ - полый, и подобно этому "и его толщина - четыре пальца, полый" [Ирмеяỹ 52, 21]. Доски из дерева шитим со всех (четырех) сторон, а внутри полое пространство (которое заполняли землей).
Суббота. «Хумаш»
8. И сделал сосуд для омовения из меди, и подножие его из меди, из зеркал толпившихся (женщин), которые толпились у входа в шатер собрания.

8. из зеркал толпившихся (женщин). У дочерей Исраэля были (медные) зеркала, в которые они смотрели, когда украшали себя. И даже это они не колеблясь принесли в доброхотный дар для скинии. Моше они (эти медные зеркала) внушали отвращение тем, что изготовлены они в угоду дурному побуждению, (и он не хотел их брать). Сказал ему Святой, благословен Он: Возьми! Ибо они Мне милее, чем все другие (приношения), ведь с их помощью женщины произвели в Мицраиме многие воинства. - Когда их мужья изнывали от тяжких подневольных работ, они шли и приносили им еду и питье, и давали им поесть. И брали они зеркала, и каждая смотрела в зеркало на себя вместе со своим мужем, и говорила при этом с нежностью: "Я миловиднее тебя". Тем самым они внушали своим мужьям вожделение, и совокуплялись с ними, и зачинали, и рождали там, как сказано: "под яблоней я пробудила тебя" [Песнь песней 8,5]. Таково значение сказанного "зеркала תאבצה" – произведших воинства [Танхума]. И из них (из этих зеркал) был сделан сосуд для омовения, который (среди прочего) имеет целью устанавливать мир между мужем и женой: из воды, которая в нем, дают пить (женщине), которую ревнует ее муж [В пустыне 5], (тем самым ей предоставляется возможность) доказать свою невиновность [Сота 15 б]. И знай, что это действительно были зеркала (что слово имеет именно это значение), ибо сказано: "а меди возношения – семьдесят талантов и т. д. И он сделал из нее (подножия, и медный жертвенник, и решетку, и все принадлежности жертвенника) " [38, 30-31] . Но сосуд для омовения и его основание не упомянуты там, и ты заключаешь, что медь сосуда для омовения не была (частью) от меди возношения. Так толковал раби Танхума. И Онкелос также переводит במחזית, что является переводом слова "зеркала", mireors на французском языке, ибо мы находим, что םינוילג (означающее зеркала) [Йешаяỹ 3,23] также переведено מחזייתא.
которые собрались (толпились). Чтобы принести свои доброхотные дары.


9. И сделал он двор: к южной стороне, направо, завесы двора из виссона, крученого (в шесть сложений), сто локтей; 10. Столпов к ним двадцать и их подножий двадцать из меди; крючки для столпов и их ободы из серебра. 11. И для северной стороны - сто локтей, столпов к ним двадцать и их подножий двадцать из меди, крючки к столпам и их ободы из серебра. 12. А для западной стороны завес пятьдесят локтей; столпов к ним десять и их подножий десять, крючки к столпам и их ободы из серебра. 13. И для передней стороны, к востоку - пятьдесят локтей. 14. Завес пятнадцать локтей по (одну) руку, столпов к ним три и их подножий три; 15. И по другую руку, по обе стороны ворот двора, завес пятнадцать локтей, столпов к ним три и их подножий три. 16. Все завесы двора вокруг из виссона, крученого (в шесть сложений). 17. И подножия к столпам из меди, крючки к столпам и их ободы из серебра, и покрытие их верхов из серебра, и они опоясаны серебром, все столпы двора. 18. И полог к воротам двора работы вышивальщика из сииеты, и пурпура, и червлевицы, и виссона,
крученого (в шесть сложений); и двадцать локтей длина, а высота в ширину: пять локтей, соразмерно завесам двора. 19. И столпов к ним четыре, и их подножий четыре из меди; их крючки из серебра, и покрытие их верхов и их ободы из серебра. 20. И все колья для скинии и для двора вокруг из меди.

18. соразмерно завесам двора. По размерам завес двора (по их высоте).

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Суббота.
«ТАНИЯ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КНИГА СРЕДНИХ.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ.

А достигнув презрения и отвращения к телу, кто постигнет вполне3 величие и достоинство души и духа4, корень и источник которых в Б-ге жизни! Все они равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное – основное, а духовное – второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена.

3. Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике своем душа его велика. Это основание для того, чтобы любить любого еврея.
4. Имеются в виду ступени Б-жественной души: нефеш - ступень, связанная с действием, и руах - ступень, связанная с чувством и с сердцем.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Суббота.
«ТЕЃИЛИМ»
Сегодня читаем: №20, 106, 113-118

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ»
УРОК 233

99-я заповедь «делай» — повеление, устанавливающее, что нида (женщина в период месячных выделений и 7 дней после них) передает ритуальную нечистоту. И эта заповедь включает в себя все законы, связанные с ритуальной нечистотой ниды (см. Ваикра 15:19-27).

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«ХАСИДСКИЕ РАССКАЗЫ»

Сказано, что гордецы снова рождаются в виде пчел. Ибо гордец говорит в сердце своем: "Я писатель! Я музыкант! Я ученый!" Воистину справедливо сказано о них, что на пороге ада они не обратятся к Б-гу. Поэтому после смерти такие люди рождаются снова, но уже в виде пчел, которые постоянно жужжат: "Это ж-ж я! Это ж-ж я!"

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

Суббота.
«ЃАФТАРА»

Слово Ѓафтара в буквальном переводе с иврита означает "то, что освобождает от исполнения обязанности, замена". Однако как термин, прочно вошедший в разговорную речь, слово Ѓафтара приобрело значение "завершение", "окончание". В субботу, праздники, а также в дни постов по завершении чтения недельного отрывка Торы или отрывка из Торы, соответствующего данному празднику или посту, читают определенную главу из книг Пророков.
Главы были выбраны так, чтобы их содержание являлось в том или ином смысле пояснением к тексту недельной главы или праздничного отрывка.
Чтение Ѓафтары ассоциирует восприятие недельной главы с настоящим и раскрывает будущее, способствует исправлению мира и достижению гармонии, пробуждая тем самым надежду в сердце человека.

ЃАФТАРА ГЛАВЫ «ВАЯКГЕЛЬ» " МЛАХИМ 1,7:40-50

/40/ И СДЕЛАЛ ХИРОМ ГОРШКИ, И КОВШИ, И ЧАШИ, И ЗАВЕРШИЛ ХИРОМ ВСЮ РАБОТУ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЛ ДЛЯ ЦАРЯ ШЛОМО при строительстве ХРАМА БОГА: /41/ КОЛОНН - ДВЕ; II ШАРОВ, УВЕНЧИВАЮЩИХ ВЕРШИНЫ ЭТИХ КОЛОНН, - ДВА; И РЕШЕТОК, предназначенных для того, ЧТОБЫ ПОКРЫВАТЬ ЭТИ ДВА ШАРА, УВЕНЧИВАЮЩИЕ ВЕРШИНЫ КОЛОНН, -ДВЕ; /42/ И ГРАНАТОВ - ЧЕТЫРЕСТА ДЛЯ ОБЕИХ РЕШЕТОК; ДВА РЯДА ГРАНАТОВ ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ РЕШЕТОК, ЧТОБЫ ПОКРЫВАТЬ ОБА ШАРА, УВЕНЧИВАЮЩИХ КОНЦЫ КОЛОНН; /43/ А ОСНОВАНИИ -ДЕСЯТЬ; И УМЫВАЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ должны стоять НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ. -ДЕСЯТЬ;

Гафтара посвящена подробному описанию деталей конструкции воздвигнутого царем Шломо Иерусалимского Храма и сосудов, предназначенных для служения в нем.
40. Хиром Известный мастер по обработке меди и бронзы, который также был известен своим мастерством в обработке металлов.


/44/ МОРЕ - ОДНО; И ДВЕНАДЦАТЬ БЫКОВ, держащих МОРЕ НА СЕБЕ; /45/ И ГОРШКИ, И КОВШИ, И ЧАШИ, И ВСЕ СОСУДЫ, КОТОРЫЕ ИЗГОТОВИЛ ХИ РОМ ДЛЯ ЦАРЯ ШЛОМО при строительстве ХРАМА БОГА, сделал он из СВЕРКАЮЩЕЙ МЕДИ. /46/ В ИОРДАНСКОЙ ДОЛИНЕ ОТЛИВАЛИСЬ ОНИ по приказу ЦАРЯ В ТОЛЩЕ ЗЕМЛИ, МЕЖДУ городами СУКОТ И ЦАРТАН.

44. море - одно Огромный медный чан, составлявший десять локтей (ок. 6 м) в диаметре, глубина его достигала пяти локтей (ок. 3 м). Этот медный сосуд, который известен как "море Шломо", опирался на спины двенадцати бронзовых быков, расположенных так, что морды каждых трех из них были обращены в одну из сторон света.
45. для... Храма Бога Для использования в Храме.
46. между [городами] Сукот и Цартан. Сукот находился на восточном берегу Иордана, в уделе колена Гада. Цартан находился на западном берегу Иордана, примерно в 39 км к северу от Мертвого моря.


/47/ И ОСТАВИЛ ШЛОМО на хранение на случай нужды ВСЕ ЭТИ СОСУДЫ - ВО МНОЖЕСТВЕ НЕИСЧИСЛИМОМ - так что НЕ БЫЛ ПРОВЕРЕН ВЕС МЕДИ, которая пошла на их изготовление. /48/ И СДЕЛАЛ ШЛОМО ВСЕ СОСУДЫ, КОТОРЫЕ должны быть в ХРАМЕ БОГА: ЗОЛОТОЙ ЖЕРТВЕННИК, И ЗОЛОТОЙ СТОЛ. НА КОТОРЫЙ возлагается ХЛЕБ ОСОБОЙ ФОРМЫ: /49/ И МЕНОРЫ ИЗ ЧИСТОГО ПОЛОТА. ПЯТЬ из которых были поставлены СПРАВА И ПЯТЬ - СЛЕВА ОТ входа в СВЯТИЛИЩЕ; А ЦВЕТКИ на менорах, И СВЕТИЛЬНИКИ их, И ЩИПЦЫ также были сделаны ИЗ ЗОЛОТА; /50/ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, И ЧАШИ, И ЧАШЕЧКИ, И СОВКИ также были сделаны ил ЧИСТОГО ЗОЛОТА; И КЛЮЧИ К ДВЕРЯМ ВНУТРЕННЕГО ПОМЕЩЕНИЯ ХРАМА - СВЯТАЯ СВЯТЫХ -И К ДВЕРЯМ ХРАМОВОГО ЗАЛА также были сделаны из ЗОЛОТА.

47. На изготовление "моря Шломо" пошло столько меди, что никто даже и не пытался определить ее количество.
48. золотой жертвенник Жертвенник для воскурений.
49. цветки Орнамент Меноры напоминал цветы растений. Для того, чтобы осознать то место, которое занимал Храм в жизни евреев с момента его сооружения царем Шломо и вплоть до разрушения Второго Храма, нужно познакомиться с текстом книги Млахим, в котором приводится молитва царя Шломо в день освящения Храма и начала жертвоприношений в нем. Этот текст выбран в качестве Гафтары для чтения в первый день праздника Сукот и в Шми-ни-Ацерет. Храм был местом жертвоприношений, молитвы, собрания, крепостью, вокруг него кипела общественная и торговая жизнь. Люди любили Храм не только за красоту, торжественность жертвоприношений и песнопения левитов - в Храме создавалось четкое ощущение Божественного Присутствия, которое невозможно выразить словами. Радость, которую давало это ощущение тем, кто пришел с добрыми намерениями, в ритуальной чистоте и готовности исполнять заповеди Творца, несравнима ни с чем. Люди с нетерпением ожидали праздничных дней, когда весь народ собирался в просторных дворах Храма, и Йом-Кипура, когда первосвященник, принося жертвы, читал исповедь и произносил семидесятидвухбуквенное имя Всевышнего.

~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~:~

«Фарбренген»
НЕ ДУМАЙ ТЫ О КОЛЬЯХ СВЫСОКА!

На этой неделе мы читаем главу: «Ваякѓель». В ней Тора снова возвращается к Мишкану – переносному Храму. На сей раз Писание передаёт нам обращение Мойше к народу Израиля с призывом построить Святилище для Творца.
«Всякий кто мудр сердцем среди вас, пусть придут они и сделают всё, что повелел Госп-дь…колья шатра и колья двора, и их шнуры» (Шмот 35:10-18).
Так, как мудрецы уже дали свои пояснения по поводу устройства Скинии, то в нашей главе они только уточняют некоторые из её деталей. Да и то, делают это только в том случае, если Тора добавляет информацию, которая раньше отсутствовала. Поэтому в этой главе Раби Шломо Ицхаки (РаШИ) приводит очень немного комментариев.
Да, их немного, но давайте всё же заострим наше внимание на одном из них:

«Колья – Чтобы вбить в землю и привязать к ним края полотнищ, чтобы те не колыхались от ветра» (См. пояснение к Шмот 35:18).

На первый взгляд, комментарий тут был совершенно не нужен, ведь даже ребёнку предельно ясно, для чего нужны колья в палатке. Тем более, что об этом уже говорилось в одной из предыдущих глав.

ЭТО ЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНО!
Зачем же РаШИ всё-таки приводит это объяснение? А так же не понятно, зачем для изготовления простых металлических кольев нужно приглашать «людей мудрых сердцем»?
Прежде всего, отметим тот факт, что язык комментариев РаШИ всегда предельно точен. Внимательно вчитавшись в каждое слово его объяснения, мы понимаем, что медные колья не были отдельными деталями Храма, а представляли собой одно целое с полотнищами, которыми был огорожен двор Мишкана. А, так как изготовление этих полотнищ требовало немалого мастерства, то логично, что для выполнения этой работы пригласили «людей мудрых сердцем».

НА СЕМИ ВЕТРАХ
Это был ответ, который нам дала Открытая Тора, а теперь послушаем, что нам скажет Тайная Тора – учение хасидизма:
Каждый из сынов и дочерей Израиля является малым Храмом для Всевышнего, как сказано: «И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них (буквально «в них»)» (Шмот 25:8). И, между прочим, строили переносной Храм в пустыне, «где воет ветер», такой похожей на наш такой изменчивый, и такой жестокий мир с его «ветрами перемен».
Так вот, чтобы свирепые ветры не трепали полотнища Мишкана, их необходимо изначально соединить с медными кольями, а те, в свою очередь, вбить в землю. Всё устройство Скинии Тора возложила на «людей мудрых сердцем». Такими людьми наша традиция называет тех, кто обучает других евреев Торе и заповедям. Речь идёт не только о педагогах – Раби Мойше Бен Маймон (РаМБаМ) утверждает, что распространять Б-жественное знание – это святая обязанность каждого из нас! Относиться к ней нужно не формально, прилагая все силы для того, чтобы наши ученики твёрдо стояли на ногах.
Чтобы каждая тонкая и возвышенная идея иудаизма – полотнища, была прочно прикреплена к земле кольями – практическим применением изученного в материальном мире. Тогда наши ученики не будут колыхаться от ветра. Не трудно догадаться, что чем больше полотнище, тем сильнее его треплет ветер, и тем основательнее нужно забивать колья, а иначе дорогостоящее полотно будет просто унесено ветром.

ЗАБИТЬ РЕШАЮЩИЙ КОЛ
Именно по этой причине Тора напоминает тем мастерам, которые изготавливали завесы для двора Мишкана, что их работа не окончена, пока к ткани не прикреплены медные колышки.
Особенно это стало актуально в нашем поколении, названном в каббале «поступью Мошиаха». Задача, которую Всевышний поставил перед нами, как раз и заключается в прикреплении высоких духовных идей, к физической стороне этого мира. Наши предки соткали для нас тончайшие хасидские мысли, но их труд может (не дай Б-г!) пропасть, если мы не внедрим их в нашей повседневной жизни!

С ОДНОГО УДАРА
Наши мудрецы сказали, что тому, кто лишь завершает чью-то работу, тем не менее, засчитывается, как будто он совершил её всю. Такой вид участия в труде, начатом другими, называется «ударом молотка». Всего лишь один удар молотка отделяет нас от завершения работы, начатой нашими святыми предками – от долгожданного прихода Мошиаха.

По материалам беседы Главы нашего поколения - Любавичского Ребе на главу «Ваякѓель»,
5737 (1977)г.

 

Комментировать

На главную сайта

Студия "Корчак"

ВВЕРХ

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня