БРИТ-МИЛА В ТКОА: МАЗАЛЬ ТОВ!
22.04.2009
 

"Я Б-г Всемогущий, ходи передо Мною и будь непорочен... И установлю завет (брит) Мой между Мною и тобою (Авраамом) и между потомством твоим после тебя во (всех) поколениях, как завет вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя... всю землю Кнаан во владение вечное,.. Ты же соблюдай завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в поколениях их... Да будет обрезан (имоль) у вас каждый мужчина... Это будет знаком брита между Мною и вами... Восьми дней от рождения да будет обрезан (имоль) у вас в поколениях ваших каждый мужчина..."

БРЕШИТ 17:1, 7-12

См. также фото-аудио
репортажи по теме:

ЕВРЕЙСКОЕ МУЖЕСТВО СЕГОДНЯ: ФОРПОСТЫ, ПОСЕЛЕНИЯ, ПОСЕЛЕНЦЫ, ЖИЗНЬ ЗА "ЗЕЛЁНОЙ ЧЕРТОЙ"22.04.2009 в поселении Ткоа, что в Иудее в 10 км от Иерусалима состоялся обряд брит-милы. Брит-мила дословно переводится как "союз обрезания" и делается в восьмой день жизни. Эта заповедь дана евреям для того, чтобы на их плоти был запечатлён знак Завета, связавшего их неразрывно со Вс-вышним.

Когда я родился (1952, Украина), мои родители старались не вспоминать еврейские заповеди. Советское руководство, которому уцелевшие евреи были благодарны за разгром фашизма, не любило того, чего не понимало. А впасть в немилость было очень просто, даже и ничем таким не занимаясь: "дело врачей" гремело во-всю наводя ужас и предвещая новые погромы.
Что и говорить - моя брит-мила состоялась уже в Израиле, и отнюдь не на восьмой день... Но лучше позже, чем никогда.

Поэтому так дорого сейчас всё, что связано с еврейским национальным возрождением именно среди выходцев из б. СССР. А в хабадской общине Ткоа, где происходило событие, отраженное на этой странице, таких людей более половины.

Это далеко не первый репортаж о подобных событиях в текойской общине и, вообще, из жизни поселений Иудеи и Самарии. Загляните в оглавление этого раздела, чтобы узнать больше.

Между фотографиями вставляю соответствующую главу из книги, которую написал раввин Исраэль-Меир Лау: "ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ", найденную здесь, а также статью с сайта istok.ru, взятую здесь.

Буду рад любым впечатлениям, замечаниям, подписям под фотографиями, которые можно прислать прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера):

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Михаил Польский.

Исраэль-Меир Лау

БРИТ-МИЛА

Брит-мила («обрезание») – первая обязанность, которую отец должен исполнить после рождения сына. Брит-мила – это вторая по счету из 613 заповедей Торы.

Брит-мила буквально означает «обрезание [в знак] союза» – союза народа Израиля со Вс-вышним. И обрезание – знак этого союза, запечатленный в нашей плоти. Рассказывая о том, как Вс-вышний повелел Аврагаму совершить обрезание себе и всем мужчинам его дома, Тора упоминает слово брит («союз») 13 раз. «Вот Мой союз, который надлежит вам хранить, – союз меж Мною и вами, меж Мной и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина». Из этих слов мы видим, что обрезание – не только знак союза, но и сам союз как таковой.>>>


1. Счастливые мама и бабушка
Три заповеди Тора называет «знаком»: брит-милу, субботу и «тфилин». Но брит-мила – главный из этих знаков, ибо он не ограничен ни временем, ни местом. С восьмого дня жизни каждый из нас несет на себе этот знак принадлежности к еврейскому народу и не расстается с ним до смерти. Нет ничего, что берегло бы еврейский народ от ассимиляции больше, чем брит-мила. Недаром мудрецы наши говорят, что несмотря на то, что в разные времена находились евреи, пытавшиеся отречься от самих себя и прекращавшие исполнять заповеди, эту заповедь они не в состоянии прекратить исполнять. А те, кто оставались верны своему народу, даже в самые тяжелые времена, когда евреям грозила смерть только за то, что они евреи – а определить это можно по обрезанию, – выполняли эту заповедь и обрезали своих сыновей.

Конечно, можно спросить: если Вс-вышний желал, чтобы сыны Его народа были обрезанными, то почему Он не создал их таковыми? «Разве для Г-спода есть что-нибудь невозможное?» Мудрецы наши отвечают на этот вопрос, говоря, что Вс-вышний хочет, чтобы человек сам засвидетельствовал факт своей принадлежности к еврейскому народу. Человеку дана возможность самовоспитания и самоусовершенствования. В стремлении каждого отдельного еврея сохранить свою еврейскую сущность содержится ключ к пониманию того факта, что народ Израиля вечен. >>>

2.
Полным непониманием сущности обрезания было бы объяснять эту операцию заботой о здоровье тела, гигиеническими или эстетическими причинами. Этому отнюдь не противоречит тот факт, что исследования действительно показали, что обрезание предохраняет от некоторых заболеваний. Но цель брит-милы иная: создать в самом нашем теле знак, свидетельствующий о том, что между нами и Вс-вышним заключен союз. Поэтому Вс-вышний устроил так, что знак этого союза находится в таком месте, где тело не может быть повреждено, – напротив, обрезание в этом месте приносит организму несомненную пользу. Следовательно, забота о гигиене и здоровье тела – лишь «приложение» к духовной ценности брит-милы. И смешны поэтому рассуждения о том, что, мол, обрезание – это лишь бессмысленная хирургическая операция и ничего более.

Заповедь эта должна быть исполнена в определенный день жизни, и потому обрезание делают даже в субботу и Йом-Кипур. Только в том случае, если младенец родился после захода солнца в пятницу и неясно, в какой день он родился – в пятницу или в субботу, его обрезают в воскресенье – то есть в день, который либо девятый, либо десятый после рождения. Поступаем мы так потому, что раньше восьмого дня делать обрезание нельзя, а в субботу этому ребенку не делают обрезания, поскольку остается сомнение – ведь не исключено, что он родился в пятницу.>>>

3.
Возможен случай, когда из опасения нарушить субботу или праздник и из-за сомнения, к какому дню отнести рождение младенца, обрезание откладывают до 12-го дня его жизни. Так случается, если Рош-Гашана выпадает на пятницу и субботу, а младенец родился вскоре после захода солнца в среду. Тогда обрезание делают лишь в воскресенье, потому что в этом случае его нельзя делать ни в праздник, ни в субботу. Но если точно известна дата рождения ребенка, его обрезают даже в Йом-Кипур – при условии, что все необходимые для этого инструменты приготовят еще накануне и оставят там, где будут делать обрезание.

Тора постановляет: «А в день восьмой будет обрезана крайняя плоть его». Но о заповедях она говорит: «И пусть живет благодаря им». Поэтому если младенец болен желтухой, или вес его недостаточен, или вследствие какой-либо другой причины, указанной врачом, обрезание не делают на восьмой день. Пикуах нефеш отменяет исполнение всех предписаний Торы, и поэтому если есть малейшее сомнение, что обрезание граничит с пикуах нефеш, – его не делают. Если причина отсрочки – болезнь, распространившаяся по всему телу ребенка, то обрезание делают лишь на восьмой день после того, как он выздоровел: день выздоровления приравнивается в этом случае ко дню рождения. Однако если болезнью поражен лишь какой-либо один орган, то обрезание делают сразу же после выздоровления – но ясно, что если это субботний день или праздник, то необходимо подождать еще один день.

Заповедь обрезания можно выполнять на протяжении всего светового дня, от восхода до захода солнца, потому что сказано в Торе: «...в день восьмой», то есть в светлое время суток. Но чтобы не задерживаться с исполнением заповеди, принято делать обрезание утром, а не во второй половине дня. Есть старинный обычай приурочивать обрезание к окончанию молитвы «Шахарит». Если обрезание делают в синагоге в субботу или в праздник, то принято делать это сразу после «Шахарит» перед чтением Торы и молитвой «Му-саф». >>>

4. Путь младенца к "трону Илии-пророка (Элиягу а-нави)", на котором делается обрезание, начинается на женской половине синагоги
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЕЗАНИЯ

Для проведения обрезания желательно присутствие «миньяна» (хотя, в принципе, отсутствие «миньяна» не является препятствием для исполнения заповеди). После обрезания принято устраивать праздничную трапезу. Первым в истории человечества младенцем, которого обрезали на восьмой день после рождения, был Ицхак. А об отце его, Аврагаме, сказано в Торе: «И устроил Аврагам великий пир в день отнятия [гигамель] Ицха-ка от груди». Слово гигамель можно разделить надвое: «гаг» и «маль». Гиматрия первого из них – 8, а слово маль означает «обрезал». Это намек на то, что Ицхак был обрезан на восьмой день своей жизни. Значит, сообщение о «великом пире» относится и ко дню обрезания Ицхака. С тех пор как Аврагам получил эту заповедь от Вс-вышнего, она называется его именем: во время обряда обрезания отец ребенка произносит благословение: «Благословен... повелевший нам приобщить его к союзу Аврагама, отца нашего!»

По причине исключительной важности этой заповеди не принято приглашать на церемонию обрезания: ведь никто не сможет отклонить такое приглашение, а, с другой стороны, у людей могут быть неотложные дела именно в этот день и час. Поэтому не приглашают на брит-милу, но уведомляют о дне и часе.

Заповедь обрезания состоит из трех частей: мила, приа и мецица. Эти операции совершает специалист по проведению брит-милы – моель, который должен быть Б-гобоязненным человеком и мастером своего дела (он должен иметь официальное разрешение заниматься этим ремеслом).>>>

5
Принято оказывать особую честь некоторым приглашенным на брит-милу. Первая почесть – стать теми, кто на иврите называется шошвиним, а на идише - кватерс. Их функция – внести младенца в помещение, где производится операция обрезания, а после ее окончания – унести. Обычно шошвиним – это супружеская пара или жених и невеста, дата свадьбы которых уже назначена на недалекое будущее. Женщина принимает ребенка из рук матери и приносит его туда, где должно состояться обрезание, – синагогу или зал для торжеств. Она передает ребенка кватеру, а тот – тому, кому оказана честь положить младенца на «кресло пророка Элиягу». Это – вторая почетная должность, но объясним сначала, почему это кресло называется «креслом пророка Элиягу». Известно, что после того, как пророк Элиягу способствовал гибели жрецов Баала, израильская царица Изевель решила убить его. Элиягу убежал в пустыню и принялся обвинять народ Израиля за то, что он «оставил союз Твой». Ответил ему Вс-вышний: «Отныне ты будешь присутствовать всюду, где евреи будут заключать со Мной союз, и убедишься, что не оставили они союз Мой!» И говорит предание, что с тех пор и до сегодняшнего дня нет ни одного обрезания, на котором бы незримо не присутствовал пророк Элиягу. Так возник обычай ставить особое кресло для Элиягу-пророка, на которое перед самым обрезанием кладут ребенка.>>>

6.
Но наибольшая честь выпадает на долю того, кто держит младенца на коленях во время совершения обрезания. Этот человек называется сандак (от греческого слова, означающего «покровитель», «патрон»).

Оказывают почести и другим людям: тому, кто снимает ребенка с «кресла пророка Элиягу», тому, кто называет его имя и высказывает всевозможные добрые пожелания, тому, кто держит в это время ребенка на руках. Все эти почести оказывают близким родственникам и уважаемым гостям.

Когда вносят ребенка, все присутствующие встают и произносят: «Добро пожаловать!» – ибо в Торе упоминается, что при заключении союза со Вс-вышним весь народ стоял. Затем кватер читает цитаты из Танаха, и все присутствующие повторяют за ним: «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь – един!». Затем дважды: «Г-сподь – царь, Г-сподь – царствовал, Г-сподь – будет царствовать во веки веков!» Потом тоже дважды: «О, Г-сподь, спаси нас!» и «О, Г-сподь, пошли нам удачу!». Затем кладут младенца на «кресло пророка Элиягу», все присутствующие говорят: «Это -кресло пророка Элиягу, да будет благословенна его память!», а моель добавляет: «На помощь Твою уповаю, Г-сподь! Надеюсь на помощь Твою и заповеди твои исполняю...» Моель просит разрешения у отца ребенка исполнить эту заповедь Торы – потому что на самом деле обрезание должен был бы совершить сам отец, моель лишь заменяет его. >>>

7
Итак, младенца берет на свои колени сандак, и моель произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам совершать обрезание!» В тот самый момент, когда моель совершает обрезание, отец новорожденного произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам ввести его в союз Аврагама, отца нашего! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, давший нам жизнь и поддержавший нас, и давший нам дожить до этого времени!» Все присутствующие отвечают: «Амен! Так же, как он пришел к союзу, пусть придет он к Торе, к «хупе» и к добрым делам!» Отрезанную крайнюю плоть моель бросает на заготовленные для этого песок или землю в знак осуществления доброго обещания Торы: «Да будет потомство твое многочисленным словно пылинки земные и словно песок на берегу моря». >>>

8. И вот младенец на мужской половине. Моэль встречает его молитвой
И снова оказывают честь наиболее дорогим и уважаемым из приглашенных. Один из них держит ребенка на руках, а другой (или сам моель) берет бокал с вином и произносит два благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы!» и «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил возлюбленного Своего еще до его рождения... Благословен Ты, Г-сподь, заключающий союз!» >>>


9.

Принято отпивать вино и каплю влить в рот младенцу. Потом продолжают: «Б-г наш и Б-г наших отцов! Сохрани этого ребенка для отца его и матери, и да наречется имя его в Израиле такой-то, сын такого-то [отец говорит, каким именем он называет младенца]. Да возрадуется отец сыну своему и мать – плоду своего чрева, как написано: «Да возрадуются отец твой и мать твоя, пусть ликует родившая тебя!» И сказано: «И прошел Я мимо тебя, и увидел тебя – что лежишь ты в крови твоей. И сказал Я тебе: В крови своей будешь ты жить! В крови своей будешь ты жить!» И сказано: «Вечно помнит Он союз Свой – слово, заповеданное на тысячу поколений, – союз, заключенный с Аврагамом, и клятву, данную Ицхаку. И установил Он это в закон, Израилю – в вечный союз». И сказано: «И обрезал Аврагам Ицхака, сына своего на восьмой день – как Г-сподь повелел ему». Благодарите Г-спода, ибо Он добр – ибо навеки милость Его! Благодарите Г-спода, ибо Он добр – ибо навеки милость Его! Такой-то, сын такого-то [называют имя младенца] – этот малыш станет большим; так же, как он пришел к союзу, пусть придет он к Торе, к «хупе» и к добрым делам!»

Когда произносящий эти слова говорит: «...в крови своей будешь ты жить» и «...благодарите Г-спода, ибо Он добр – ибо навеки милость Его», все присутствующие повторяют за ним. >>>

10. Младенец передаётся из рук в руки на пути к "трону Ильи-пророка (Элиягу а-нави)"
По традиции, мать ребенка решает, какое имя будет носить ее сын. Принято давать ему имя деда или другого члена семьи (умершего), имя которого хотят увековечить. В сефардских семьях ребенку дают, как правило, имя деда – даже если он жив.

Принято, что главные действующие лица при совершении церемонии обрезания (отец, моель, сандак) облачаются в «талит». >>>


11.

При словах «...в крови своей будешь ты жить» младенцу дают еще раз попробовать вино. Церемония заканчивается чтением молитвы «Алейну», после чего произносят «Кадиш ятом» и приступают к праздничной трапезе. По обычаю, во время трапезы поют: «В день, когда в сушу обратились глубины, новую песнь пели спасенные...» >>>

12.
«Биркат гамазон» после этой трапезы включает особые добавления: если есть «миньян», то приглашающий к «зимуну» говорит: «Возблагодарим имя Его в среде верных Ему – благословенны вы Г-споду...» Этот отрывок состоит из четырех стихов, на каждый из которых присутствующие отвечают: «Возблагодарим имя Твое», и т. д. А в конце «Биркат гамазон», когда доходят до слов «...и обретем в глазах Б-га и людей благосклонность и благоволение», добавляют еще шесть строф, каждая из которых начинается со слова «милосердный» и выражает добрые пожелания родителям новорожденного вырастить и воспитать его хорошим евреем: «Да будут руки и сердце его верно служить Б-гу!..», а также благословение в адрес моеля. А в последней, шестой строфе говорится о вере в скорый приход Машиаха, который приведет весь еврейский народ к счастливой жизни и к миру. >>>


13.

А ПРИ РОЖДЕНИИ ДОЧЕРИ?

Новорожденному мальчику дают имя при обрезании, а девочке – когда ее отца в первый раз после ее рождения вызывают к Торе.

После рождения мальчика отца тоже вызывают к Торе – в ближайший понедельник, четверг или в субботу, – и тогда за здравие роженицы и новорожденного прочитывают особую молитву, «Ми шеберах». Имя новорожденного мальчика, которому еще не сделали обрезание, не называют, а вот девочке дают имя именно тогда – когда отец ее вызван к Торе. >>>

14.
Роженица обязана поблагодарить Вс-вышнего за благополучные роды и произнести благословение «Гагомель». И неважно, кто родился, девочка или мальчик. Роженица произносит благословение в присутствии десяти мужчин, как сказано в книге Тегилим, гл. 107: «И превознесут Его при сборе народа и пред советом мудрецов прославят Его». «При сборе народа» значит в «миньяне», «пред советом мудрецов» означает «в присутствии мудрецов Торы». Поэтому желательно, чтобы среди тех, в чьем присутствии произносит роженица благословение «Гагомель», находились по крайней мере два мудреца Торы.>>>


15. Моэль кладёт младенца на "трон" ...

Во время церемонии обрезания роженица произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, воздающий грешникам добро, – за то, что воздал мне добром!» А присутствующие отвечают: «Амен! Тот, Кто воздал тебе всяческим добром, да воздаст тебе всяческим добром вечно!» >>>

16. ... и отрезает лишнее ...
Если же родилась девочка, принято собирать «миньян» дома, чтобы роженица могла произнести благословение «Гагомель». Другой вариант: она приходит в синагогу в тот день, когда ее мужа вызывают к Торе и читают «Ми шеберах» после чтения Торы, и произносит благословение «Гагомель». Окружающие ее женщины отвечают: «Тот, Кто воздал тебе всяческим добром...» и т. д. Желательно, чтобы женщина, родившая мальчика, произнесла благословение «Гагомель» не позже чем через 40 дней после родов, а родившая девочку – не позже чем через 80 дней. >>>


17. В талитах: дед, отец и сандак

Обрезание (брит мила)*

*Мила (от корня моль глагола ламу ль — обрезывать) — обрезание, совершаемое специалистом (могелем) по закону Торы в знак завета между Б-гом Израиля и потомством Авраама (евреями).

Быть цельной личностью

Быть цельной личностью не значит быть совершенным: люди несовершенны. Но это значит быть целеустремленным и искренним. Человек, уставший от того, что собственные стремления. бросают его из стороны в сторону, который горячо жаждет обрести одну-единственную цель в жизни и стремится к ней напрягая все свои силы, достоин вступить в завет с Б-гом. >>>


18. Положенные благословения и молитвы
Народ Израиля — это народ завета. Мы взяли на себя задачу вести мир к безраздельной преданности воле Б-га. Во фрагментах из Торы, приведенных выше, говорится, что Эрец Исраэль была дана нам именно для осуществления этой цели — для того, чтобы показать, что на этой благотворной основе можно создать полноценное общество и цивилизацию. Во время изгнания многие евреи утратили чувство цели; потоки чуждых цивилизаций уносили их в разные стороны. Прославленная и во многих отношениях замечательная западная цивилизация в определенных аспектах совершенно не отвечает требованиям Торы. Но даже когда по понятным, но от этого не менее печальным, причинам евреи забывали о смысле завета, они, как правило, сохраняли знак завета. (Мы не говорим сейчас о ситуациях, когда, как, например, в СССР это было просто физически невозможно.) Слова Б-га, обращенные к АвраРаму: "... завет Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в поколениях их, как завет вечный..." — обращены и к нашему поколению.>>>


19. У арон кодеш (шкафа со свитками Торы)

Знак завета

Как было отмечено в главах 22-23, сексуальное влечение — один из наиболее сильных инстинктов. Злоупотребление им может погубить человека, семью, все общество. Используемое в благих целях и в соответствии с принципами Торы, это влечение играет огромную положительную роль в построении семьи и общества.

Нетрудно понять, почему печать завета находится на мужском половом органе. Разумное использование полового влечения — ключ к созданию цивилизации Торы.

Мицва милы велит удалять крайнюю плоть, которая называется в Торе орла. Мы уже сталкивались с этим термином в главе 14, говоря о молодых фруктовых деревьях, плоды которых — орла, и ими запрещено пользоваться в первые три года после посадки. >>>

20. На женской половине
По своей природе человек эгоистичен; ему свойственно стремление "брать", а не "давать". В своем естественном состоянии, лишенный благотворного действия Торы, человек подчиняет свое сексуальное влечение эгоистическим целям. Поэтому мужской половой орган в своем естественном состоянии покрыт орла. С точки зрения Торы, это знак того, что такой человек ограничивается удовлетворением исключительно эгоистических потребностей. Еврею велено избавиться от этого ограничения.

Еврейский образ жизни предполагает использование сексуального влечения для осуществления высших целей Торы — для создания и укрепления еврейского брака и еврейской семьи, открывающей человеку путь в бессмертие.

Таково значение брит мила. >>>

21. Песни и танцы
Жить полноценной жизнью

При даровании Торы мы получили предостережение не следовать существовавшим в то время в культурах иных народов нормам половых отношений. Подобное предостережение очень пригодилось бы и в наше время. В так называемом цивилизованном мире, в котором мы живем, стремительно растет количество разводов и разбитых семей. Казалось бы, развитие цивилизации должно приносить людям счастье и радость, но мы видим обратное. Мицва обрезания как бы велит нам остановиться и осознать абсурдность происходящего. Мы видим, что вседозволенность, иными словами — себялюбие, в половых отношениях обедняет нашу жизнь, мешает нашему счастью. Между тем, задачи, которые ставит перед нами Тора, открывают бесконечные горизонты для творческой деятельности на благо людям.

Мы получили Страну Израиля для того, чтобы создать в ней цивилизацию Торы и показать народам мира, что можно жить полноценной жизнью, не повторяя их ошибок. >>>


22. Пир!

Восьмой день

Брит мила совершают на восьмой день после рождения мальчика. Мы уже говорили о значении восьмого дня /гл. 47/. В символике Торы число восемь всегда обозначает духовный мир, превосходящий земной. Контроль над могущественными природными инстинктами может быть установлен только с помощью духовного начала, являющегося источником и самой Торы. >>>


23. «Да будут руки и сердце его верно служить Б-гу!..»

Обрезание совершают в младенчестве. Младенец не может принять сознательное решение, этого от него и не требуется. Уже сам факт, что ребенок родился евреем, означает, что ему дарована возможность еврейского — неэгоистического — образа жизни. Знак завета на его плоти напоминает ему, что он должен направить все свои способности на достижение святых целей Творца, на добрые дела, на "отдачу" в самом широком смысле этого слова.>>>

24.
Способность к изменению

Мицва мила связана с изменением тела человека. Она указывает на один из основных принципов Торы: мы должны нравственно и духовно совершенствоваться. Мы рождаемся с разнообразными способностями, качествами и склонностями, но наша жизнь окажется напрасной, если мы даже не попытаемся изменить их в соответствии с теми задачами, ради которых мы и были созданы. Брит мила символизирует эту способность к изменению. >>>


25.

ДЕЛА Б-ГА И ДЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Римляне активно боролись против брит мила. "Это тело дали вам боги, — говорили они, — изменять его неблагочестиво".

Мидраш Танхума /гл. Тазриа/ приводит следующую историю.

Злодей Тиранус Руфус (римский губернатор Йегуды во II в. н. э.) спросил раби Акиву: чьи дела более приятны — Б-га или человека?

Раби Акива ответил: Человека — приятнее.

Сказал ему Руфус: Ведь из этого следует, что человек может сделать небеса и землю.

Ответил ему раби Акива: Не говори мне о том, что выше людей, над чем они не властны... >>>


26.

Сказал Руфус: Почему же вы делаете мила.

Ответил ему: Я знал, что об этом ты спрашиваешь, потому и предварил тебя, сказав, что дела людей приятнее...

Подал ему раби Акива колосья и булочки и сказал:

Вот (колосья) — дела Святого, благословен Он, а вот (булочки) — дело рук человека. Разве булочки не приятней колосьев? >>>

27.
Сказал ему Руфус: Если Он желает мила, почему новорожденный не выходит из лона матери уже обрезанным?

Сказал раби Акива: Ребенок не рождается обрезанным, ибо Святой, благословен Он, дал Исраэлю мицвот для того, чтобы очищать их (евреев) ими. Потому и сказал Давид /Тегилим 18:31/: "Изречение Г-спода — очищенное".

Галаха


Если восьмой день приходится на шабат или йом тов, брит мила совершают в шабат или в йом тов.

Если ребенок не совсем здоров, брит мила откладывают до его полного выздоровления. Отложенный брит никогда не совершают в шабат.

На отце лежит обязанность найти могеля, чтобы тот совершил мила.

Если мила не была сделана, то эта обязанность ложится на самого еврея, как только он достигает возраста соблюдения мицвот — бар мицва (12 лет).

28.

Сияние сына


Мой мальчик глядит в небеса
по утрам по утрам в тишине,
сиянием их очарован, и сам сияет.
Недавно он был ещё там,
был вне
света и тьмы...
Где в бледно-сапфировом мареве
всё пребывает.

Там слава Всевышнего...
и любовь...
аллилуйя...
сэла...
Времени нет,
а, что есть – неизъяснимо...

Нежен, в мой дом сошедший с небес,
как нежен небесный его Отец.
Но кровь его – моя кровь.
И тело – моё тело.

Материнское чрево - небес врата...
Вместо выси – долина...
И сердце моё метроном его дням,
пока сам
не восприимет с небес
сына.

Из Ури Цви Гринберга (иврит)

 

Комментировать

На главную сайта

Студия "Корчак"

ВВЕРХ

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня