На главную

<<Студия "Корчак" Наши программы

Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая
Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая

Ищем Золото!

 раздел искусствоведа Златы Зарецкой

(авторский взгляд в историю израильской культуры)
 

К оглавлению раздела "ИЩЕМ ЗОЛОТО!"

Взгляд в историю

Московская Хабима и Израильский театр
 

К 1926 году первого появления Московской Хабимы в Палестине Израильский Театр как тип художественного творчества уже существовал в лице и Яффских ’’Любителей ивритской сцены’’ Хаима Харари, и первого профессионального ’’Ха-театрона Ха-иври’’ Давида Давидова, и Театрона Драмати Мирьям Бернштейн-Кохен, и ТЭИ-Театрона Эрец Исраэли Менахема Гнесина , и ТАЭИ-Театрона Аманути Эрец Исраэли Ицхака Моше Даниэля.... А после 1927 года возникают два сатирических театра ’’Кумкум’’ и ’’Матате’’.... Это была эстетическая реальность, с которой надо было считаться любым реформаторам сцены...
И тем не менее огромное влияние на формирование облика Израильского Театра оказала Московская Хабима, созданная Нахумом Цемахом.

Сначала это была группа любителей ивритской сцены в городе Белостоке, подобная тем, которые были в Яффо, Лодзи, Варшаве. С 1909-1916 в аналогичной просветительской самодеятельной манере были поставлены ’’Странствующая троица’’- Хашлишия ханодедет- пуримский карнавал 1909г, потом в Вене на Сионистском конгрессе в 1913 году’’Вечный скиталец’’ и ’’Слушай, Израиль’’- обе по О.Дымову. Далее на гастролях в Варшаве, Вильно, Бобруйске, Минске эти же работы и ’’Мазлтов’’ по Шолом-Алейхему. В 1913 встречаются в Варшаве Менахем Гнесин, Хана Ровина и Нахум Цемах, ставят вместе спектакль по Марку Арнштайну ’’Вечная песнь’’. Недовольные своим профессиональным уровнем, они решают во имя достижения художественного идеала основать театр ’’Хабима’’, основанный на связи с мировой сценой и сионистской мечтой.

После войны все трое встречаются в Москве в 1916г. Что отличало эту группу от подобных ей:только лишь масштаб идеи. Только эта группа мечтала ’’ о возвращении театра в Иерусалим и игре на горе Скопус, как на Храмовой и о полном отказе от культуры галута’’. Об этом писал Нахум Цемах-вдохновитель и организатор Хабимы, представлявший будущий театр только как синтез еврейского наследия с уровнем современной профессиональной сцены. В 1917г он обратился к К.Станиславскому с просьбой ’’отдать долги евреям, внесшим свой вклад в мировую, в том числе и русскую культуру.... Пришло время помочь и нам в создании самобытной сцены на иврите’’
Станиславский призыв понял и приняв ивритскую студию в учебный состав МХАТа, дал ей в руководители одного из лучших своих учеников Евгения Вахтангова, прославившегося перед смертью в 1922 вместе с Хабимой...

1918г-Нешеф Брейшит- Праздник начала-первый спектакль, сразу выделивший Хабиму в артистическом мире Москвы.12 учеников Вахтангова первой волны открыли новую страницу в истории Израильского Театра:Нахум Цемах, Менахем Гнесин, Хана Ровина, Давид Варди, Моше Халеви, Хаеле Гроувер, Рахель Старобинец, Шошана Авивит, Элияху Винияр, Мирьям Элиас, Шломо Коэн, Реувен Персиц... Всего 8 лет (1918-1926) просуществовала Хабима в Москве, но такой артистической высоты не достигла уже никогда. Но это был взлет к художественным вершинам, который предопределил уровень будущего государственного И.Т.

М.Горький после второго спектакля ’’ Вечный жид’’ по Д.Пинскому(режиссер В. Мчеделов, в главной роли Н.Цемах) в 1919г предрек студии великое ’’Маккавеевское будущее... Вам еще предстоит удивить культурный мир в области сценической трагедии’’.

Третий спектакль ’’Ха-дибук’’ или ’’На грани миров’’ по Ан-скому, в пер с идиш на иврит Х.Н.Бялика, муз.Й.Энгеля, художник Н. Альтман)- воплощение пророчества Горького. Это было достижение не только русского и мирового авангарда 20гг, но первый цельный художественный образ новой еврейской культуры.

Сюжет спектакля прост. Ханан изучает каббаллу, считая, что это путь к его возлюбленной. Все действие происходит в синагоге, куда приходит молиться и Лея. Но в этот момент разбивается его надежда, ибо входит Сендер и приглашает всех на свадьбу своего сына с Леей. Ханан падает замертво. В дальнейшем его душа-дибук вселяется в его невесту и никакие заклинания цадика не могут ее разлучить с ним. Только смерть. За гранью прозаического земного мира души Ханана и Леи уже неразлучны.

Это был спектакль о чуде созидания, о выходе в сферу невозможного...

Как построил спектакль Вахтангов.Об этом подробно пишет Владислав Иванов в своей книге ’’Русские сезоны театра Габима’’в главе Экстатический театр Вахтангова(с.83-114).

- Через все элементы спектакля Вахтангов проводит формулу Пафоса-принцип экстатического построения. Ешиботники молятся-рыдающая женщина тоже о спасении умирающей дочери. Речь совершает скачок из прозы в поэзию. Нищие даны кубистическими масками. На их лицах круги, треугольники, ромбы. Глаза обведены красным и белым. Носы ассиметричны-закрашены черным и белым. Во всем сверхъестественная таинственная яркость. Танец-крик исключительных безобразных калек, в каждом из которых подчеркивалась животная характеристика. Хаеле Гровер в умирающей Дрейзл подчеркивала угрожающую пластику голодного волка. Арон Мескин в роли слепого Рафаэля-растительный образ-ствол погибшего дерева, на котором он-ветка с вытянутой вперед рукой слепца. Болезненное веселье, метания по краю пропасти, создавали картину души, оторвавшейся от всего обычного. Композиция спектакля развертывалась, как в циклоне, где из глубин черных безобразных нищих в белом появлялась Лея Ровиной. Все двигалось по контрасту-и ее замедленные движения и белое платье..Ее душа в спектакле обладала художественной реальностью... Юрий Завадский писал: ’’Изумительный театр. Будто вы прикоснулись к тайнам земного существования.’’

Вахтангов использовал еврейский ритуал, как окно в другое измерение. В таком театре нет итога, нет конца. Это позволило знаменитому критику Павлу Маркову сделать вывод ’’ о преодолении трагедии’’ в ’’Ха-дибуке’’.
Космические экстазы Вахтангова предвосхитили не только транс-театр Антонена Арто, но и глобальные философские прозрения Ханоха Левина в его ’’Реквиеме’’ или ’’Мечтающем ребенке’’.

Мифопоэтический стиль Вахтангова , преобразившего семитский обряд в произведение модернистского театра, был оценен в 1926-28гг всем цивилизованным миром и вошел в историю после приезда труппы в Палестину, как исходная художественная точка отсчета Израильского Театра. Универсализм ’’Ха-Дибука’’ возникал из синтеза новейшего театра, достижений сюрреалистической живописи и древнееврейского ритуала Жизни и Смерти, освященного кабаллистическими тайнами. Спектакль был основан на экзистенцииальном шифре(’’В каждом падении-стремление к новому взлету’’), объединившем влюбленных по ту сторону бытия. Это был код и к сверхвидению умиравшего режиссера, в иудейском учении о переселении душ обозначившего не только свое бессмертие, но и грядущее возрождение рассеянного народа и грядущее возрождение Израильского Театра .

Для русской культуры это было восхождение к истокам театра. Однако в Израиле миф был живым, а драма истории совершалась на глазах.. Поэтому ранящая острота пластического рисунка ’’Ха-дибука’’, подчиненная дисциплине строгого ритма, пафос, как принцип экстатического построения, не был принят, не срабатывал.

И тем не менее в постановках Илана Ронена ’’На войне, как на войне’’ или ’’Братоубийственная война’’(Мильхемет ахим) или в стилизованном ’’Ха-дибуке’’ Ханана Снира, поставленных в театре Хабима за последнее десятилетие, заметны традиции Вахтанговской школы: пластически объективированный хаос, красота безобразного, перепады ритма, экспрессия эмоционального-неиллюстративного жеста. Новый способ актерского существования-экстатический, сверхличный, созданный Вахтанговым, мы легко можем обнаружить в спектаклях Рины Ерушалми ’’Миф’’, ’’ И сказал, и пойдешь’’(Ве-йомер, ве-йелеха), в религиозных спектаклях Шули Ранда в его театре ’’Шамаим’’; или в фантастических и одновременно вполне реалистичных актерских импровизациях на тему у Мики Гуревича, особенно вв его последнем спектакле ’’Счастье’’-(’’Ошер’’), созданном на игре не обычного персонажа как узнаваемой персоны, но на выявлении духовных закономерностейй личности, вовлеченной в общий хаос мироздания. Это был узнаваемый вахтанговский фантастический реализм в израильском воплощении.

Спектаклю ’’Ха-дибук’’´ при сложностях местного восприятия была суждена долгая жизнь. Его играли до середины 70гг. Он был признан шедевром режиссуры 20в. Его влияние признавали Ежи Гротовский, Эудженио Барба, Питер Брук. В Париже Гастон Бати в 1920-30гг предложил три версии этого сюжета. Лотар Валернстайн дважды показал оперу в Ла Скала в 1931-34гг. В 1977 его показали Андре Вилье в Париже и Джозеф Чайкин в Нью-Йорке. В 1988 Морис Бежар-балет.

В 1929г Алексей Дикий в качестве ученика Вахтангова поставил ’’Клад’’ по Ш-Алейхему и ’’Корону Давида’’ по Кальдерону.’’Гротески Клада вторили Ха-дибуку’’,-писала немецкая критика. Однако эстетизация Диким еврейского уродства вызвала гнев у еврейского ишува, увидевшего в постановках московского режиссера чуждую рафинированность.

Дикий же видел в Хабиме серьезную труппу, театр, каким он должен быть, в отличие от типично тель-авивского театра Охел, которому он хотел и не успел помочь... Тревога режиссера по поводу судьбы Хабимы оказалась вполне обоснованной. Спустя годы национальному театру пришлось приспособиться к местным представлениям о драматическом творчестве...

Алексей Дикий не смог спасти идеалов Библейского Театра Хабимы, но его творческой мощи хватило на то, чтобы продлить прощание с ним...

Злата Зарецкая

Для связи с автором публикации  воспользуйтесь этой формой (все поля обязательны). При Вашем желании Ваше мнение может быть опубликовано на этой странице.

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Ещё о Злате Зарецкой на нашем сайте:

Злата Зарецкая "ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА"
Презентация книги Златы Зарецкой "ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА"
www.jerusalem-korczak-home.com/bib/zz/zz4.html  (29 КБ) · 31.08.2004

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня