На главную

<<Студия "Корчак" Наши программы

Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая
Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая

Ищем Золото!

 раздел искусствоведа Златы Зарецкой

(авторский взгляд в историю израильской культуры)
 

К оглавлению раздела "ИЩЕМ ЗОЛОТО!"

 

Сионизм и Израильский Театр
Между искусством и политикой

Театр-Храм, сионистская мечта
и израильская реальность

Судьба московской Габимы 1909 – 1929


В прошлых ваших лекциях мы говорили о том, что Израильский Театр, как тип оригинальнго ивритского драматического творчества, рожденного сионистскими идеалами новоеврейской молодежи, к 1926 - году первого приезда Московской Габимы, уже существовал в Израиле. Здесь были и Яффская Группа Любителей Хаима Харари, и Хатеатрон Хаиври Давида Давидова, и ТЭИ Менахема Гнесина и ТАЭИ Моше Даниэля... Что нового внесла в споры о будущем государственном театре Московская Габима?

- Московская Габима привнесла в художественную атмосферу Израиля целостность, завершенность, оформив этические и эстетические идеалы сионизма на уровне Европы. Русская психологическая школа и шагаловский яд еврейской запредельности, которым он отравил Вахтангова, европейский модерн и еврейская история, преображенный фольклор и профессиональные достижения учителей Станиславского, Вахтангова, Мчеделова для основателей Габимы создали прецедент. Им удалось вместе найти ключ к актерскому поведению и структуре иудейского спектакля, как художественного открытия и воплощенной сионисткой мечты.

- В чем это проявилось?

- Начало века было ознаменовано подъемом еврейского национального самосознания. В 1908 г при Московской Консерватории создано общество еврейской народной музыки. Среди основателей Шломо Розовский, Михаил Гнесин...Йосеф Ахрон, Йоэль Энгель.... В том же году по инициативе Дубнова создана историко-этнографическая комиссия и начинает издаваться Еврейская Энциклопедия в 16 томах под редакцией Д. Гинцбурга, А. Гаркави, И.Каценельсона. Анский в 1911-1914 гг совершает научный подвиг, спасая от забвения перед погромами и войной еврейский фольклор Волыни и Подолии. На основе его коллекций был создан в 1916 г Еврейский Историко-Этнографический Музей. В 1916 году инициативу подхватили люди театра. 9 ноября 1916 года в Петрограде собирается Еврейское Театральное общество – 200 человек под предводительством О. Грузенберга. Он объявляет "создание еврейского театра с настоящей режиссурой и репертуаром - народным делом первостепенной важности". А 15 января 1916 в Москве при поддержке равина Якова Мазе и коммерсанта Хаима Златопольского открывается драматическое общество "Габима", ставящее своей целью создание передвижного театра на библейском языке.

Нахум Цемах - отец Габимы, задумавший ее еще в 1909 в провинциальном Белостоке, возник не как герой-одиночка, а на волне общего еврейского движения к свободе и внутреннему самоопределению. Уже первые любительские спектакли по Осипу Дымову " Шма Исраэль" и "Вечный странник" - Ханодед Ханицхи, привлекли в Вене в 1913 на Втором Сионистском Конгрессе внимание критики, хотя оставили равнодушными политиков. Сам факт однако свидетельсвовал о стремлении быть зеркалом актуальных политических идей о самоидентификации и о своей земле.

С точки зрения Нахума Цемаха это должен был быть священный театр-Храм. " И вот мы в Иерусалиме, и здание Габимы возвышается во всем великолепии на горе Скопус. Наши актеры – современные левиты, у нас свой хор, художники, режиссеры... И люди, живущие в Сионе, идут к нам. Странники со всех концов земли приходят, чтобы увидеть спектакли "Габимы" ... Ковчег в Москве и Дом в Иерусалиме, ради которого себя надо очищать и даже принести в жертву личную жизнь, минимум на три года... В принятой совместно декларации, написанной Нахумом Цемахом были закреплены профессионально-этические основы: "Вступая в ряды строителей еврейского театра, настоящим подтверждаю, что мне вполне ясны высокие национальные и культурные цели и задачи театра Габима.

 ... Я всеми силами .... буду стараться служить дорогому для меня делу. Я обещаю относиться к своей работе, не как к ремеслу и коммерции, но как к высокому призванию и миссии. ... Обещаю приносить в жертву свой актерский эгоизм на пользу дела. Обещаю безусловно подчиняться дисциплине в границах, установленных лучшими театрами. .... Габима должна стать не только фундаментом, но и прекрасным ...зданием будущего народного театра, святыней нового еврейского искусства, ярким показателем нашей долговечной, самородной культуры" Позже это развил в них Вахтангов, утверждавший, что сцена – это алтарь и место, где ты собираешься служить Богу. Оно должно быть построено тобой. Каждый день ты должен давать отчет публике, перед которой ты играешь на этих священных подмостках". Религиозный орден или группа лунатиков – так воспринимали актеров.

- В какой степени Габиме удалось это доказать? Ведь вначале это была всего лишь обычная группа любителей иврита?

- Все началось с обращения к Станиславскому на Йом Кипур 26 сентября 1917 года. Это был Судный День Габимы. Нахум Цемах вспоминал: Я объяснил, что "еврейский театр на иврите уже подает голос.... Провидение послало меня к нему, как к высшему авторитету в области театрального искусства. .... Евреи внесли свой вклад в мировую, в том числе и русскую культуру. Пришло время отдать долги и помочь нам в создании самобытной студии на иврите... Единственное, чего я прошу – это помочь нам учиться, особенно в нынешний период родовых мук. Я прошу Вас стать светильником, освещающим наш путь.... Нам необходим стартовый толчок" ...
В ответном слове Станиславский обрисовал перспективу ивритского театра. "... Еврейская сцена по самому характеру своего возникновения должна унаследовать традицию трагическую, питаемую из источников Книги Творения. И трагедия и комедия черпают из одного колодца, лепятся из одной глины. Комедия есть не что иное, как маска на лице трагедии. Я могу представить себе, что на этом богатейшем языке ... можно рисовать величественные трагические картины, можно добиться гармонии между театром, духом и масштабами эпохи".

Для этой цели мэтр предложил своего ученика Евгения Вахтангова. Вместе с ним пришли и другие педагоги Алексей Стахович, Сергей Волконский, Владимир Мчеделов...

12 первых учеников Вахтангова открыли новую страницу в истории еврейского театра.Среди них были Шошана Авивит, Мирьям Элиас, Элияху Винияр, Моше Халеви, Хаеле Гроувер, Давид Варди, Шломо Коэн, Рахель Старобинец, Реувен Персиц и тройка основателей: Хана Ровина, Менахем Гнесин и Нахум Цемах. За 8 лет существования в Москве 1918-1926 – в Габиме было создано всего лишь несколько спектаклей "Праздник начала" по Ш. Ашу, И-Л Перецу, И Каценельсону, Й. Берковичу, "Вечный Жид" по Д.Пинскому, Хадибук по Анскому, "Голем" по Х.Лейвику, "Сон Якова" по Бар-Хофману, "Потоп" по Х.Бергеру. Все, но эти спектакли – были взлетом к художественным вершинам Они стали изначально зеркалом эпохи национального возрождения, пророческими действами, предопределившими начальный уровень будущего государственного Израильского Театра

- Вы можете привести конкретный пример художественной структуры, столь сильно повлиявший на начальный облик Израильского Театра?

Прежде всего это Гадибук по Анскому в режиссуре Вахтангова 1922г, повторявшийся более 3000 раз. Он шел в Израиле до 70 гг. В нем присутствуют опосредованно представления Вахтангова о библейском театре, отраженные в его дневнике в декабре 1918. "Хорошо бы заказать такую пьесу ... Идут века. Рассеяны. Ночь. Далеко за пределами осязания пространства огонь... " Этот запредельный огонь, присутствие Бога, его суда в душе человеческой, Вахтангов реализовал в Гадибуке, как основу Библейского Театра.

Опираясь на достижения русской школы переживания Станиславского, он модернизировал психологический театр, придав ему универсальный смысл. Он создал монументальный трагический стиль, исходя не из бытового, как у его Учителя, а из праисторического сверхличностного досознания человека, когда он был только создан был по высшему образу и подобию. История любви Ханана и Леи, объединившихся в пространстве между живыми и мертвыми - на грани двух миров была представлена коллективом Габимы как европейский еврейский модерн, единство достижений мировой сцены и каббалистического ритуала очищения души от дьявола...

Живопись Натана Альтмана и музыка Йоэля Энгеля, иврит Хаима Нахман Бялика-переводчика, драмбалет ансамбля актеров, где слово было продолжением жеста, линии и звука – все это были грани нового художественного мифопоэтического, танахического синтеза, несомненно повлиявшего на начальный образ Государственного Израильского Театра. Исходная точка, от которой позже отталкивались, спорили многие Но это было позже.

А пока после смерти Вахтангова в 1923 году во имя сохранения театра Дома-Храма в память об учителе восстанавливается второй спектакль Габимы "Вечный Жид" по Давиду Пинскому в режиссуре Владимира Мчеделова. Максим Горький предсказал Габиме великое маккавеевское будущее именно благодаря этой работе театра. "Вам еще предстоит удивить культурный мир в области сценической трагедии"...

Что объединило тогда всех в этой работе по Пинскому? Прежде всего сам текст, основанный на надежде - на легенде о рождении Спасителя именно в момент крушения Храма. Как писал Якулов, "Габима" решилась укреплять корпус своего ковчега от древа иудейской философии". Спектакль показывался впервые на большой сцене Камерного Театра, уехавшего на гастроли, 5 июня 1923г. Критики признали в спектакле национальную трагедию скитаний и мессианизма. То, что удалось в Гадибуке, стало здесь достойным мастерством. В исполнении ансамбля Габимы Вечный жид – это был не отдельный персонаж, а вся Иудея. Слепые и нищие, ремесленники и богатые – все они голоса одного хора. Два солиста вели свои партии, выражая позицию самого театра: Пророк - Нахум Цемах и Мать Мессии – Хана Ровина.

Пророк Нахума Цемаха стал образом духовной силы, кроющейся в нации. Его характерный еврейский профиль, огромный лоб и безумный взгляд, устремленный вверх, от обыденности, в будущее поразил зрителей своей экспрессией. Взгляд за горизонт, в одну ему видимую даль, которой он заворожен. Нахум Цемах был признан как трагический актер полнозвучный патетический, но не истерический. Он светится мыслью, которая в нем в каждом движении, слове и даже в молчании. В его взгляде пепел и пламя.

Хана Ровина – Мать несостоявшегося Мессии – прислушивалась к себе, провидя судьбу мученицы. Колдовская сила исходила от ее речитатива ее голоса и скульптурных поз.

Она угасала на сцене как свеча. Актриса мастерски воссоздавала образ души народа, живущего последней надеждой на спасение...

Единство звука – голосоведение, переходящее в пение, поддержанное музыкой Александра Крейна, собирало пеструю восточную толпу и превращало действие в коллективную символическую драму .
Восток был представлен Робертом Фальком как пустыня, в которой звучит каменный язык, на котором могли бы разговаривать пирамиды...

На наклонных площадках, у подножья конструктивно усеченных гор, уходящих в небо, проклинала судьбу архаизированная толпа.

Кульминацией спектакля стал массовый плач по падению Иерусалима. В нем слились молитвы о восстановлении и просьбы об искуплении греха. Смертельный плач о вине, повлекший за собой гибель Храма... В этот трагический момент историческая идея сошлась с поэзией, национальное стало театром и эмблемой – символом и пророчеством государства и его искусства.

- Была ли столь идеальной судьба Габимы в Израиле? Совпала ли мечта с реальностью?

- Искусство развивается в противоречиях. Судьба Габимы в Израиле прекрасная и в то же время трагическая. Высота культуры и ориентация на идеальный Израиль не только восхищали, но и раздражали аудиторию. Первые израильские постановки Габимы "Сокровище" Шолом-Алейхема и "Корона Давида" Кальдерона, созданные московским режиссером Алексеем Диким, были названы элитарными и даже антисемитскими. Только "Гадибук" Вахтангова-Альтмана был признан образцом новоеврейского искусства, который однако не имел продолжения. Московская Габима еще должна была доказать свое право называться национальным театром. Санкцию на это она должна была получить из Эрец Исраэль. Борьба за духовную адаптацию продолжается до сих пор. Но об этом в другой раз...
 

Для связи с автором публикации  воспользуйтесь этой формой (все поля обязательны). При Вашем желании Ваше мнение может быть опубликовано на этой странице.

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Презентация книги Златы Зарецкой "ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА"
www.jerusalem-korczak-home.com/bib/zz/zz4.html  (29 КБ) · 31.08.2004


Ещё о Злате Зарецкой на нашем сайте (по запросу в Яндексе)
 

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня