На главную

<<Студия "Корчак" Наши программы

Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая
Театровед, доктор искусствоведения Злата Зарецкая

Ищем Золото!

 раздел искусствоведа Златы Зарецкой

(авторский взгляд в историю израильской культуры)
 

К оглавлению раздела "ИЩЕМ ЗОЛОТО!"

 

Израильское или Еврейское?

В Театр танца "Инбаль" Сары Леви-Танай
Как образ алии евреев из стран Востока
 

Свое выступление я посвящаю в основном Саре Леви-Танай, одной из лучших актрис и хореографов Израиля, по выражению прессы, скончавшейся 3 октября в возрасте 95 лет.
Обладатель престижной премии Израиля 73г, создатель театра танца Инбаль-первого для новорожденного государства коллектива созданного в 1950г-через два года после провозглашения независимости. Этот уникальный коллектив действует до сих пор и его можно иногда увидеть в Центре Этнических Искусств. Она впервые соединила йеменскую и новоизраильскую культуру, традиции востока и запада.

Она родилась в 1911 году в Палестине в семье выходцев из Йемена. На ее глазах в 20гг прошли первые выступления Баруха Агадати и ансамбля "Йеменский поющий балет", созданный в Иерусалиме московской балериной Риной Никовой, где было заложены основы современного библейского балета.

По примеру Никовой Сара Леви-Танай, сама собиравшая и писавшая в йеменской традиции, организовала драмбалет Инбаль, что означает буквально Язык Колокола. Ее работы, которые по-новому по-израильски выразили фольклор йеменских репатриантов были по изначальному замыслу отзвуком древнейших еврейских традиций, голосом колокола прошлого с его неповторимым универсальным языком . Ее работы высоко оценили помимо израильтян – европейцы, американцы и мастера балета Джером Роббинс и Анна Соколова. В сокровищницу израильской культуры навсегда вошли такие ее работы, как "Йеменский источник", "Мегилат Рут", "Цветущие Буквы", "Безумная Роза", "Свадьба в субботу", "Полночная молитва", "У колодца", "Царица Савская", "Двора", "Отрок Шмуэль", "Песнь Песней".

Ее искусство стало знаменем культуры олим из мусульманских восточных стран . Она первая утвердила ценность традиций евреев, приехавших в 50гг с исламских арабских территорий, которые до нее были знакомы израильской аудитории, однако в силу незнания и преуменьшения значения изображались вульгарно, искаженно. Сара Леви-Танай с детства интересовалась театром, но из-за восточного акцента в иврите двери для нее, как и для всех остальных не владевших тяжелой русской интонацией, были тогда (во времена приезда московской Габимы) закрыты. Молодая женщина стремилась дать легитимацию своему представлению о театре и начала организовывать массовые кибуцные фестивали. Многоталантливый человек, она сама писала тексты, музыку, ставила танцы как продуманные действа. Первый фестиваль был в ее собственном кибуце Рамат ха Ковеш, дальше началась волна приглашений по всему народному-нецентральному Израилю. Далее она захотела создать профессиональный, а не самодеятельный коллектив, обращенный на йеменской основе к еврейской восточной ментальности в целом.

Она набрала молодежь и сама научила ее всему, создав танцевальный театр, который вырастая из прошлого, символизировал новое восточное настоящее Израиля. Для нее еврейство Йемена, появившееся после разрушения второго Храма и идентично сохранившееся благодаря изоляции и климату, подобному израильскому, было образом той утраченной страны, которую она хотела видеть в новом Израиле, рожденном на ее глазам. Миром спасенных во времени и еврейских ценностей. Это был для нее образ страны, не порвавшей, но восстановившей золотую цепь поколений. Она восстановила как ритуальный замкнутый танец с маленькими шажками , близостью тел и готически точными и ограниченными движениями рук и ног. Танец гетто, напоминающий религиозные хасидские пляски. Второй тип движений, который впервые реставрировала Леви-Танай был пространственный танец пейзажа. По контрасту к образу гетто она восстановила образ пустыни с глазами, устремленными не вверх, а за горизонт, со свободным общением тел и с ногами, мягко поднятыми вверх и назад, как при долгом странствии в ритме хода верблюда. Это был образ духовного пути в Израиль, о котором мечтали в галуте и образ идеальной еврейской мечты, сохраненной в галуте.

Яркие национальные костюмы и украшения дополняли картину поколения пустыни, несломленного испытаниями, равного современному Израилю. Музыка израильтянина из Йемена Овадии Тувия, учившегося в Лондоне, педагогическая помощь американцев Анны Соколов и Джерома Робинса оформили до конца этот уникальный танцевальный театр-символ единства культур Израиля и Диаспоры. Ему была суждена долгая жизнь . Нынешние наследники Леви-Танай : хореографы Илана Коэн и Рахель Села, композитор Шломо Бар, создавшие в стилистике Инбаль спектакли Седжери-остолкновении с новым поколением наследников Востока, и Сильный ветер – гениальное напоминание о судьбе евреев Испании – доказательство бессмертия дела только что ушедшей от нас Сары Леви-Танай.

Израиль утерял связь с восточными корнями , подчинившись Западному образу жизни Но над йеменским творчеством Леви-Танай время не властно, ибо своим благородством и убежденностью в ценности искусства восточной Диаспоры она преодолела все препятствия.

Злата Зарецкая

Для связи с автором публикации  воспользуйтесь этой формой (все поля обязательны). При Вашем желании Ваше мнение может быть опубликовано на этой странице.

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

Ещё о Злате Зарецкой на нашем сайте:

Злата Зарецкая "ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА"
Презентация книги Златы Зарецкой "ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА"
www.jerusalem-korczak-home.com/bib/zz/zz4.html  (29 КБ) · 31.08.2004

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня