Отношение израильтян к
искусству выходцев из России как известно - двоякое. Большинство общения с
искусством русских олим избегает, или относится к нему снисходительно
пренебрежительно. Дирекция Аккского фестиваля вообще игнорирует русскоязычные
театральные группы, допуская лишь то, что известно по ивритской литературе и
доступно для понимания.( Так например в прошлом году был избран спектакль на
иврите по Этгару Карету Аниху группы из Ашдода Йосефа Потапенко). Между тем по
стране действует около 30 театральных групп , созданных евреями из России. Нашей
общине, помимо признанных театров Гешер, прекрасных певцов,. украшающих Новую
Израильскую Оперу, и художников, прославляющих сейчас Израиль на международных
выставках, есть еще очень многим чем можно гордиться . Фраза Мы Здесь Живем
относится не только к нашему весомому присутствию в армии, промышленности,
науке, но и к области духа, охватывающей далеко не исчерпанные творческие
возможности новых израильских граждан волн алии 90-х годов. Это понимают и
некоторые деятели израильской культуры, желающие идти в ногу со временем.
Создатель иерусалимского театра Паргод Арье Марк-актер, режиссер, драматург-один
из них. Улица Бецалель 94 известна всем любителям искусства, потому что Арье
организует в своем маленьком уютном театре уже 35 лет показы театральные,
музыкальные, литературные... Он приветствует в своем театре как известных
артистов, так и начинающую молодежь. Он чувствует свою миссию-дать возможность
выхода всем, кому действительно есть что сказать. Своими руками он создал три
прекрасных уютных зала, объединив их уникальным рукотворным освещением. Его
дом-театр всегда полон гостей: здесь снимается кино, здесь слышны споры о смысле
культуры, здесь каждый может найти себя в палитре творчества.
Арье Марк , не зная русского языка, решил устроить у себя фестиваль искусств
выходцев из России волн алии 90-х годов.
- У вашей общины огромный потенциал, я хочу его показать в своем театре,-говорит
Арье Марк, творец и борец за искусство в Эреце.
Фестиваль Русский Паргод будет проходить под девизом "Время Знать Сокровища
Израиля!". Он воплотится в израильском театре и на русском языке! В его палитре
все жанры: театр, пантомима, пение, танец, живопись. В галерее будут
представлены картины художников с достойными именами: Якова Фельдмана, Некода
Зингера, Леи Зарембо, Александра Гуревича, Лиоры Барштейн, Александра и Алексея
Адониных, Марата Захарьина, Зелия Смехова, Игоря Палея. Вы увидите избранные
работы, открывающих новые точки отсчета в искусстве, художественные миры,
характерные для алии 90-х г.
Праздничное открытие фестиваля состоится на исходе субботы 2 октября в 21.00 Вы
услышите выступление великолепной певицы-обладательницы неповторимого сопрано
Ширель Дашевски, станете свидетелями первого выступления в Израиле чудо-семьи
Файнзинбер, где дочь-актриса, мама-сценограф, отец-драматург и режиссер; кроме
того вас ждет встреча с актрисой театра Дрор Надеждой Тихоновой и с новыми
стихами Рины Левинзон, певцом Генадием Ицхаковым. Далее среди замечательных
картин под гитару и легкую закуску состоится свободный диалог о фестивале, о
планах, о силе и слабости искусства выходцев из России...
В остальные 3 дня каждый вечер вы сможете увидеть не только выставку, но и
театральные постановки для детей и для взрослых.
В воскресенье 3 октября в 18.00 вас ждет спектакль Дюймовочка - фантазия по
сказкам Андерсена для возраста от 3 до 60 лет. Актриса Анна Власова, великолепно
владеющая куклами, пантомимой и драматической игрой представит историю о
маленькой любви крошечной девочки, которая так важна всем нам для спасения
большого взрослого мира!
Актриса Анна Власова начинала в Новосибирском театре драматической пантомимы
Аист, где проработала до отъезда в Израиль с 1982-1990. По-настоящему
почувствовала себя актрисой только в Тверии в1991, когда состоялся Первый
Уличный Фестиваль Олим. Ее работа Встреча сразу была отмечена премией. Анна
Власова-ведущая актриса театра Мешулаш. Под руководством Генадия Бабицкого она
сыграла ведущие роли в спектаклях Живем и Улыбаемся!, Искушения, Женитьба по
Гоголю, Любовь дона Перлимплина по Гарсиа Лорке, 44 рассвета по А.Экзюпери. Ее
авторские детские спектакли: Веселый кавардак, Балаганное семейство получили
высокую оценку и были рекомендованы всей семье организацией "Искусство -
народу!"
В этот же день 3.10.04 в 20.00 вас ждет Театральный Сюрприз- Бенефис актера и
певца Павла Кравецкого-исполнителя ролей и арий Вертинского, Параджанова,
Михоэлса.
Кравецкий закончил в Санкт-Петербурге консерваторию по классу вокала. Он Лауреат
Всесоюзного конкурса исполнителей. С успехом гастролировал по Америке, Европе...
Записал песни более чем к 25 художественным фильмам.
С 1990 года-в Израиле. Среди множества концертных программ он создал главные
образы и в драматических постановках Исповедь-жизнь и фантазии Сергея
Параджанова, Я сегодня смеюсь над собой-песни и случаи из жизни Вертинского,
Последняя роль Соломона Михоэлса, Я все прощаю за любовь...
В понедельник 4 октября в 18.00 у вас снова будет возможность порадовать своих
детей. Спектакль для самых маленьких Братец Лис или Ловушка в лесу по сказкам
Бориса Заходера исполняет с куклами и с музыкой Михаил Лемберг.
Артист поющий, танцующий, он закончил Театральную Академию в Санкт-Петербурге
отделение театра и кино со специализацией - Кукольный Театр.
- Для меня кукла, маска более важна , чем живой актер: она больше может
передать!
10 лет (1972-1981) он работал ведущим актером в кукольных театрах Мурманска и
Тюмени. Далее судьба свела его с Юрием Шерлингом-создателем первых еврейских
мюзиклов в России. В его Камерном Еврейском Музыкальном Театре он сыграл
множество ролей в знаменитых спектаклях: Давайте все вместе! (по
Идиш-фольклору), Танго жизни по А.Рыбакову, Черная уздечка для белой кобылицы по
И. Резнику, Хеломские мудрецы по Г.Сапгиру. В Израиль приехал из сионистских
соображений. Он озвучивал фильмы, участвовал в телевизионнных программах, играл
в спектаклях С.Злотникова Бегун и йогиня, М.Салеса - Требуется Лжец, Й.Кармона
-Хефец по Х.Левину, В.Воробьева -Кабаре Брут. До сих пор он играет в Кукольном
Театре Марионеток Гилит Шакед.Спектакль, который он представляет полон юмора и
назидания.
-Я бы с удовольствием поиграл бы в хорошем театре... У меня остался еще
неисчерпаемый потенциал,-говорит Михаил Лемберг.
В этот же вечер в 20.00 спектакль театра Галилея "Здравствуй, это я!" по пьесе
Михаила Бримана, в режиссуре Зигмунда Белевича. На сцене - актриса Зинаида
Давидович. Михаил Бриман-поэт и драматург, бывший корреспондент газеты Советская
Культура. Его перу принадлежат пьесы, написанные в жанре музыкальной драмы:
Домино на свежем воздухе, Землица, Иерихонская блудница, Золотой портсигар...
Все они написаны в Израиле в 90-гг под влиянием внутреннего переворота в
результате алии и посвящены размышлениям о еврейской судьбе. Пьеса Здравствуй,
это я!- пьеса о предательстве и любви к еврею, уехавшему в Израиль, бывшей
сексотки КГБ. Это рассказ о покаянии, о проснувшейся совести и о чувстве,
спасающем и преображающем, нарушающем логику политики антисемитизма и
ненависти...
Режиссер Зигмунд Белевич-мастер синтетического театра в духе школы Вахтангова.
Он приехал в Израиль в 1996 г, подгоняемый националистической партией РУХ, не
желавшей признавать его достижения в качестве ведущего режиссера Черновицкого
музыкально-драматического театра. (Не знал РИДНОЙ РИЧИ!) Некоронованный Король
Театра, в Израиле он с нуля создал свою студию, которая превратилась в центр
искусств Галилея в городе Нацрат-Илит, включающий балетный коллектив,
драматический театр, литературное объединение, симфонический оркестр... С 1998
года З.Белевич поставил ряд триумфальных спектаклей, которые, к сожалению, мало
известны широкому зрителю, вследствие трудностей организации показа
многоуровневого действа на 20-30 человек... Среди его работ Блуждающие звезды по
Ш-Алейхему, премированный на Шагаловском фестивале в Витебске в 2000г, Цилиндр
по Э.Де-Филиппо, Продать Человека по М.Задорнову, но самое важное Танахическая
Трилогия по Марку Азову: Весенний царь черноголовых, Ифтах-однолюб, Последний
день Содома - модернистские зрелища , актуализирующие древнееврейскую историю,
спектакли-пророчества о времени и пространстве Израиля. Моноспектакль Зигмунда
Белевича "Здравствуй, это я!" - продолжение его поисков современной диалогичной
режиссуры, обращенной к нашей новой коллективной аудитории. Зинаида Давидович -
актриса, созданная З.Белевичем в его театре, сыгравшая роль жертвы клятвы Ифтаха
- его дочь-героиню Яэль. В моноспектакле по М.Бриману она создает многогранный
убедительный образ.
Вторник 5 октября в Паргоде День театра Дьюкан(Портрет) Его создатель Григорий
Грумберг, бывший заслуженный деятель искусств Украины, долгие годы возглавлявший
Харьковскую филармонию, так определяет замысел своего израильского театрального
детища:Все мои спектакли-портреты значительных личностей: Александра Галича,
Айседоры Дункан, Шолома-Алейхема, Марка Шагала, Соломона Михоэлса. Я выбираю то,
что созвучно моей душе... В Израиле Григорий Грумберг-этот совершенно молодой
седой человек показал за несколько лет сотни своих театральных портретов.
В 18.00 вы увидите его авторский моноспектакль Миссия по одноименному роману
Ганса Габбе, посвященный немецкому профессору Бенда, которого Гитлер в 1938 году
в последний раз отправил на встречу с европейскими политиками в надежде
выторговать себе деньги в обмен на евреев. Подлинный факт истории был преображен
писателем в психологический портрет еврейского цадика и мудреца, пытающегося
пробудить спящих и умирающего от безнадежности и любви к тем, кого ему так
трудно оставить...Многоголосый, как оркестр, рассказ Грумберга -признание в
любви к еврейскому герою и воплощение собственной актерской и человеческой
миссии, ибо подобный спектакль выходит уже за пределы искусства, повествуя о
Золотой Цепи Поколений.
В 20.00-Завершающий аккорд фестиваля Русский Паргод! В исполнении актрисы-звезды
Элики Вольфсон моноспектакль по пьесе Зиновия Сагалова Сестры Джоконды. Здесь
соединились точная психологическая режиссура Г.Грумберга, великолепный язык
З.Сагалова и артистический перфекционизм прекрасной актрисы, далеко не
дооцененной в Израиле. Элика Вольфсон закончила Днепропетровское Театральное
Училище у Нели Пинской-наследницы Вахтанговской школы в 1985г. За 5 лет до
приезда в Израиль она успела сыграть десятки ведущих ролей в классическом и
современном репертуаре Музыкально-Драматического театра в Днепродзержинске.
Среди ее послужного списка: Елена Андреевна в Дяде Ване Чехова, Оливия в 12 ночи
и Офелия в Гамлете Шекспира, Диана в Приглашении в замок Ануя, Луизон в Мнимом
Больном Мольера, Юлия в Фаворите Дюлайеша, Помощница Профессора в Собачьем
сердце по Булгакову, ... Ее приглашали на роль Катарины в Укрощении Строптивой и
Маргариты в Мастере и Маргарите... Но вместе с мужем она приехала туда, где
казалось "есть больше свободы, где есть более цивилизованное государство, где
можно себя проявить, где есть жизнь для себя и детей. Мне очень хотелось увидеть
мир. И была мысль: Неужели можно умереть и не увидеть океан?! Но все оказалось
сказкой...
В Израиле ей пришлось поработать и фотомоделью, и манекенщицей.Не получилось ни
в Габиме, ни в Гешере, ни с 9м каналом. На одной из репетиций с приезжим
режиссером, как упрек, ей бросили в лицо: Вы слишком профессиональный человек!
Другой бы гордился подобной аттестацией, а она перестала репетировать, потому
что почувствовала, что это не нужно?!
- Я не могла поверить, что наступит завтра. Но в 1997году я встретила Грумберга.
Я сыграла у него всего в трех спектаклях (по З.Сагалову: Три дня из жизни
Айседоры Дункан, Сестры Джоконды и Последняя роль Соломона Михоэлса.), но сразу
почувствовала себя человеком.
Я чувствую, что во мне очень много сил. У меня ощущение еще не расправленных
крыльев. Во мне зреют роли...
Спектакль Сестры Джоконды разворачивается перед зрителем, как плод, с которого
постепенно снимают кожуру, обнаруживая сердцевину-разгадку мужского идеала
художника Ильи Репина.Элика Вольфсон играет его совершенно разных трех его
возлюбленных. Идея спектакля становится очевидной только благодаря ее виртуозной
игре, преобразившей аналитичную, психологично точную режиссуру Грумберга в
захватывающее многозначное действие. Три грации, три женщины, три драмы-вечные
Джоконды, прекрасные преданные и таинственные в своей непредсказуемости. И на
всех -печать таланта уникальной актрисы, чьи крылья расправляются на наших
глазах...
Не пропустите фестиваль Русский Паргод! Он прибавит каждому из нас Воздуху!
Только вместе мы можем спасти нашу культуру, наше общее духовное пространство -
наше будущее в Израиле!
Фестиваль "Русский Паргод" состоялся в 2004 году только два дня 2 – 3 октября по
техническим "иерусалимским" причинам. Но и то немногое, что произошло, было
настоящим праздником для всех, кто побывал и на выставке и на спектаклях...
Жаль, что замысел был больше, чем возможности воплощения...
Злата Зарецкая |