|
|
ПОЕЗДКА В ГАЛИЛЕЮ 1. ЦИПОРИ Ниже на трёх страницах представлены впечатления и исторические справки по поводу поездки в Галилею с клубом "Путешественник" при Иерусалимском общинном доме. ПОЕХАЛИ! |
|
Ципори - уже одно это название, непонятное поначалу, притягивающее, загадочное и даже таинственное, заставило меня, довольно уже давно, пусть не мчаться на тогда еще не приобретенном автомобиле, а неспешно, на перекладных, добраться до района Амаким - Изреэльской долине, покрутиться по мошавам Бейт-Лехем ха-Глилит и Алоней Аба - бывшему Вальдхайму, деревне тамплиеров и добраться наконец до раскопок в Ципори, представлявших собой тогда гораздо менее впечатляющее зрелище, чем нынешний национальный парк Ципори, открытый для посетителей в 1992 году, точная площадь которого в дунамах мне неизвестна, а вот на глазок и по собственному опыту могу сказать, что для того, чтобы обойти все раскопки и весь парк, надо минимум часов шесть. |
|
Наш автобус и мы |
|
Приехав туда, вы должны рассчитать свое
время исходя из того, что весь день будете заняты одним: непрерывным впитыванием
красот, впечатлений, сведений, изложенных кратко и доступно на пояснительных
табличках и атмосферы. Той общей - незримой, но осязаемой - атмосферы древнего
крупного города с его рынком, святилищем, банями, жилыми домами, с его тенями
прошлого и кипучей жизнью, в которую мы можем заглянуть из нашего сегодняшнего
далека. Единственное, что требуется - это убедить себя, что до Ципори - совсем недалеко (если ехать по платному 6-му шоссе - так просто близко); что 18 шекелей за входной билет - это ничто ( так оно и есть с учетом темпов инфляции) и что не увидеть знаменитейшие мозаики Ципори в их родном гнезде (хотя многие помнят, как мозаики из раскопок демонстрировались в Музее Израиля в Иерусалиме) - просто нельзя, тем более что именно в Ципори благодаря фотографиям можно наконец понять, как именно мозаики перевозили из Амаким в Иерусалим и через несколько лет, после реставрации и экспозиции - обратно на римские виллы и в синагоги. |
|
Роза рассказывает нам о древнем еврейском законодательном и судебном органе Синедрионе (синhедрин), располагавшемся там, куда мы едем, обещает зайти с нами в гости к раву Иуде ха-Наси - председателю синедриона, и готовит нас "не ударить в грязь лицом" в его доме. То есть соблюдению хотя бы одного из законов, принятых синедрионом - произнесению "лехаим" при употреблении вина. |
|
Итак: древний роскошный город Ципори находится в нижних предгорьях западной Галилеи, на холме в 300 метров высотой, между руслом реки Ципори и долиной Бейт-Нетуфа. Археологические раскопки - остатки древних зданий, постройки римского и византийского периодов, мощный водовод, под сводами которого можно гулять как по системе пещер, улицы, общественные и жилые здания, театр, бани - подтверждают, что здесь когда-то существовал большой и богатый город. А атмосферу древности и нынешней заброшенности усиливают мощные заросли кактусов-сабресов, настолько старых и устрашающих, что кажется, будто им, как и здешним оливам, уж по паре тысяч лет. |
|
Вид в окрестностях древнего города Ципори. Впечатление застывшего времени... |
|
Откуда
произошло название Ципори, точных сведений не сохранилось, известно лишь, что во
времена крестоносцев город назывался "Ла-Спори". Еще считается, что название
Ципори происходит от еврейского слова "ципор" - "птица". Что и неудивительно:
при взгляде с вершины холма на окрестные просторы возникает чувство, будто
глядишь на долину с высоты птичьего полета. А еще существует поверье, будто
город так назван, потому что он “восседает на холме, как птица”. |
|
Бегущая Роза на фоне застывшего времени... |
И мы на том же фоне:) |
Впервые Ципори упоминается
в древних записях в 103 г. до н.э. во времена Александра Яная, но основные
находки в Ципори относятся к более позднему периоду. В 63 г. до н.э. Израиль
завоевывают римляне, и в 55 г. до н.э. они провозглашают Ципори столицей Галилеи.
С этого времени и начинается история этого древнего города. |
|
Слушаем экскурсовода в помещении древней синагоги |
|
Начиная с 1990 г. на объекте работает экспедиция Еврейского Университета, которая открыла дом и удивительные мозаики “Праздник Нила”, синагогу, бани, систему улиц и др. С 1993 г. здесь постоянно работает и экспедиция Университета Дюк из Америки. |
|
Город находится на вершине холма и буквально парит над долиной. Ципори был одним из немногих примеров относительно мирного сосуществования народов (хотя верится в это с трудом, несмотря на раскопки и письменные источники), в частности римлян и евреев - и тех, и других немало жило в Ципори. А вот что интересно: несмотря на мирное сосуществование, именно в Ципори, где евреи и римляне жили вместе, еврейские мудрецы постановили, что театральное искусство идет вразрез с ценностями иудаизма, и запретили посещение евреями театральных представлений. Так что еврейские мотивы можно увидеть только в украшениях зданий и главное - в синагоге (вернее, в стеклянном ангаре, в котором находится эта синагога - все настолько старое и хрупкое, что пришлось руину упаковать в стеклянную коробку, где поддерживаются определенная температура и влажность). |
|
Роза рассказывает, показывает и читает нам по старинному фолианту Талмуда на русском языке. |
|
Там вы увидите мозаику с изображением меноры. Не менее известны мозаики и на роскошной римской вилле - “Игры Диониса” и “Мона Лиза галилейская”. А за пределами Ципори археологи нашли большие резервуары для хранения воды, что свидетельствует об определенном уровне благоустройства города, так что жители Ципори были более или менее независимы от природных условий. |
|
Напомню, что рабби Иегуда ха-Наси прожил в этом городе 17 лет, закончил в Ципори редакцию Мишны, здесь и скончался в возрасте 85 лет. В Талмуде упоминается, что в Ципори насчитывалось 18 молельных домов к тому времени, как умер рабби Иегуда. В период Мишны и Талмуда в Циппори проживало много мудрецов, среди них рабби Халафта, рабби Елиэзер бен Эзрия и рабби Иосеф бен Халафта. |
|
После известного Преображения на расположенной неподалёку горе Фавор (по-еврейски - Табор) - мы стали свидетелями нового - наша экскурсовод Роза Златопольская преобразилась в жену главы синедриона Иуды а-Наси... Вот чудо-то! И уже в таком виде продолжала показывать нам свой родной город Ципори и свою семейную виллу. |
|
Синедрион находился в Ципори до второй половины III в., пока не был перенесен в Тверию раввином Иохананом. В 324 г. император Константин провозгласил христианство государственной религией, что ознаменовало начало византийского периода. Он поддерживал еврея-христианина по имени Иосеф и приказал ему построить церковь в Ципори. |
|
Д-р Зеэв Вайс, археолог, руководитель раскопок в Ципори, был потрясен в 1993 году, когда бульдозер, копавший дренажный канал для закусочной на территории национального парка Ципори, откопал мозаику. Вайса, напомню, весьма настораживало то, что мозаика Ципори оказалась в центре споров о том, кошерна ли астрономия. Сам ортодоксальный еврей, Вайс и его коллега профессор Эхуд Нецер (оба преподают в Еврейском Университете в Иерусалиме) дают научное объяснение тому, почему зодиак расположен в мозаике. |
|
Газовое покрывало Розы, из ткани, изготовленной в Газе... |
|
"Знаки зодиака - просто символ. Если взять их местоположение в мозаике в контексте общей схемы, то ясно, что они выражают силу Бога и его главенство над всем созданным, а не культовый знак или самостоятельный предмет поклонения", - говорил Вайс. В мозаике синагоги можно ясно различить три главных темы. |
|
Первая - явление ангела Аврааму и Саре и жертвоприношение Исаака; вторая - знаки зодиака на центральной панели; а третья - архитектурный фасад, предполагающий структуру Храма с сопутствующими храмовыми символами - посвящение Аарона и жертвоприношение. В отличие от знаков зодиака, найденных в мозаиках из синагог Хамат Тверия и Бейт Альфа, в мозаике Ципори нет фигурки греческого бога солнца Гелиоса, правящего колесницей. |
|
Все вышеизложенное не обязательно учить наизусть. Эти факты напоминаются туристам на пояснительных табличках в синагоге, пропустить которую не позволяет ни один из круговых маршрутов, размеченных на карте-схеме, вручаемой всем путешественникам при въезде в национальный парк. |
|
Это просто девочка из нашей группы - молодой побег на тысячелетнем древе, которая пока не знает, какая ждёт её судьба... |
|
Кстати, названия некоторых синагог в Ципори сохранились: Большая синагога, синагога вавилонян (выходцев из Месопотамии), синагога Гофна (очевидно, евреев, бежавших из района Гофна к северу от Иерусалима после подавления антиримского восстания 66-70 гг.). Археологами также найден косяк синагоги с надписью ''Синагога цорян'' (выходцев из Цора). Еврейская жизнь в Ципори била ключом, но в городе, который был также важным административным центром римской власти, проживало много и эллинов, и латинян. |
|
Император Адрианус, жестоко подавивший восстание Бар-Кохбы и установивший после этого режим террора и религиозных гонений с тяжелыми телесными наказаниями и казнями, распорядился переименовать город в Диокесария, (Божественная цезарея) - не слишком тонкий намек на то, что он считал себя одним из небожителей. Но это название прижилось только на монетах, которые чеканили в Ципори, и город продолжали именовать его еврейским названием. |
|
Узнаёте девочку, которая сидела на стволе огромного дерева? Она превратилась в юную соперницу жены рава Иуды а-Наси... |
|
Одно из первых письменных упоминаний о городе появляется у Иосифа Флавия в "Иудейских древностях", где он пишет о попытке наследников Александра Македонского захватить Ципори. Расположение Ципори очень понравилось Царю Ироду, и, став правителем Галилеи, он сделал этот город своей столицей. После смерти Ирода начались междоусобные распри, в результате которых Ципори был сожжен римскими легионами. Римляне продали жителей в рабство, а город переименовали в Сепфорис. Вскоре сын Ирода Великого, Ирод Антипа, отстроил его заново. С тех пор город, хотя и сохранял лояльность к Риму, приобрел особый еврейский колорит. |
|
В 4-м веке нашей эры Ципори вошел в состав Византийской империи. Позже город постоянно переходил из рук в руки от одних иноземных захватчиков к другим. Сначала его завоевали арабы, потом крестоносцы, затем снова арабы и, наконец, пришедшие им на смену турки-османы. Совсем не удивительно, что здесь повсюду так много свидетельств прошлого - от римского театра на четыре с половиной тысячи зрителей до крепости, возведенной в период крестоносцев на развалинах более древней постройки. |
|
Изначально здание было двухэтажным и было построено из больших камней туфа, часть из которых - вторичного использования (по углам здания при строительстве использованы римские саркофаги). Арка над входом в крепость украшена барельефом. Вход и стена справа от него построены в XVIII в. Дааром аль-Омаром. В конце XIX в. здание было отремонтировано и использовалось до 1947 года как школа для детей арабского поселения Сифории. Сейчас же в крепости - небольшой археологический музей, стенды с фотографиями раскопок и компьютерный центр для посетителей, но лучше всего не сидеть перед мониторами, а подняться на смотровую площадку на крыше - и стать еще выше той птицы, по имени которой назван город, и впитать в себя все окрестные просторы, горячий, серый от хамсина воздух и ощущение того, что перед вами - из этого центра - открывается мир. |
|
На вилле рава Иуды а-Наси мы погружаемся в особенности еврейско-римского быта наших предшественников на этой земле... |
|
Ципори действительно был центром и мегаполисом в Галилее. Но почему именно Ципори был выбран центром еврейской жизни? Потому что в Ципори евреи не оказывали особого сопротивления римлянам, а наоборот, поклялись в верности новому правителю. Во втором столетии, когда Ципори стал на Диокесарией, он стал и центром еврейской мысли. Римляне построили здесь свои развлечения: амфитеатр для боев гладиаторов, ванны, церкви и храмы. Евреи же возвели синагоги, рынки, наладили чеканку монеты. |
|
К востоку от главного холма была обнаружена система параллельных улиц римского периода, построенная во II в. н.э. Между ними - скопление домов, а по центру две перпендикулярные улицы с колоннами. Улицы вымощены твердым известняком. Вдоль улицы стояли небольшие магазины, являвшиеся частью нижнего городского рынка. На каменных плитах по центральной улице можно увидеть борозды от многочисленных телег, которые проезжали здесь когда-то. Так что если скинуть сандалии, то можно обнаженными стопами ощутить пыль веков и следы времени, и даже пройтись по ним: по тем самым бороздам, высеченным в камне не только миллионами деревянных ободов, но и веками ушедшей жизни. |
|
Мостовая времён римских императоров. |
|
На одном из камней высечен семисвечник. Вдоль улицы находились друг возле друга различные здания, от римского периода сохранились большое общественное здание, бани, жилые дома и еврейские ритуальные бассейны “микве”. В византийский период здесь было построено много новых зданий, часть из них на развалинах римских построек, среди них церковь и дом “Праздника Нила”. В византийский период претерпела изменения часть улиц, в том числе был произведен ремонт перекрестка улиц с колоннами. Это событие увековечено в нескольких камнях с надписями на греческом, которые были вставлены в мостовую. |
|
Так что же нам ближе - предметы глиняного быта, которым множество веков, или новомодные электронные штучки? |
|
На этом участке маршрута наиболее интересны мозаики “Праздник Нила”в одном из общественных зданий - удивительное каменное полотно, составленное из миллионов деталей - камушков 70 с лишним цветов, изображающее праздник разлива Нила в Египте: бог Нила сидит на гиппопотаме, из пасти которого вытекает река. Совет - рассматривать внимательно, долго, пристально, не отвлекаясь на звонки по мобильному телефону. Обязательно стоит прочитать пояснительные тексты. Без них - непонятно все, с ними - многое проясняется, особенно предназначение башни в центре одной из мозаик: башни-водомера, по которой измеряли уровень разлива Нила, и в соответствии с этим определяли размер налогов на следующий год - в зависимости от урожая, на который влияло количество воды в реке. Вот так: в древние времена было явно непросто с налогами, но, судя по мозаикам, - весело и красиво. |
|
Роза рассказывает о том, как создавалась вся эта древняя красота. Здесть мы узнали историю девочки Эти, которой была посвящена богатейшая мозаика в одной из раскопанных комнат. Израильская старшеклассница Эти, решившая подработать во время летних каникул на раскопках, расчистила участок пола со своим именем... Она стала археологом и сейчас руководит археологическим заповедником "Ципори". |
|
Перед центральным входом, на западе, на тротуаре возле кардо была обнаружена мозаика с надписью в восемь рядов, упоминающая имена художников, выполнивших эту мозаику. У здания три крыла, связанных между собой переходами. В центре западного крыла найден зал с двумя рядами колонн (базилика) и прилегающие к нему комнаты, в самой большой из которых и была найдена мозаика “Праздник Нила”. В восточном крыле найдены дополнительные комнаты, окружающие внутренний двор. Южное крыло практически полностью разрушено. Полы здания полностью покрыты мозаиками. Часть из них украшена геометрическими рисунками, а часть - декоративными полотнами (кентавр, пара охотников, амазонки). Рассказывать о достопримечательностях Ципори можно действительно целый день, описывая детали сотен мозаик, перечисляя периоды, имена императоров, царей и праведников. Но лучше этот день потратить не на то, чтобы пробегать глазами по газетным строчкам с сухими фактами, а увидеть воочию все эти факты, превращенные временем, трудолюбием и искусством людей в каменное полотно редкой красоты. Маша Хинич
Продолжение 1:
|
|