На главную сайта «Дом Корчака в Иерусалиме»
РЕКЛАМА
Обэриуты в «Тарантасе» 28-29 октября 2008 года в 20.00 Иерусалиме, в малом зале театра «Хан» состоится обновленная постановка спектакля «Хармс в контексте» Иерусалимского литературного театра «Тарантас» Задумываясь над своеобразием историко-культурного процесса первой трети 20 века, не перестаешь удивляться полярности стилей в искусстве, одновременное функционирование которых время выстроило в удивительную архитектоническую мозаику эпохи. При этом каждый штрих ее граней сегодня приобретает самоценность самостоятельного явления.
В 1926 году Казимир Малевич, заведовавший в то время Институтом художественной культуры, мэтр молодого советского искусства, на поверку оказавшегося по сути совсем не советским, стал горячим союзником творческого «Объединения Реального Искусства» (Обэриу). В своей резолюции «крестный отец» обэриутов указал: «Я - старый безобразник, вы - молодые, посмотрим, что из этого получится. Идите и устанавливайте прогресс». Так театр «Радикс», объединивший музыкантов, театральных деятелей и писателей, получил в свое распоряжение Белый зал Института, ошарашив досужего зрителя первой пьесой "обэриутов" «Моя мама вся в часах» Д.Хармса и А.Введенского ... А иерусалимский «Тарантас» взял да и подхватил их в свою повозку. И теперь кто только ни живет в веселом теремке на колесах. У искусства своя логика, помогающая осознать предмет. В «Объединение Реального Искусства» вошли творцы нового поэтического языка и воплощения «жизни предметов» - К. Ватинов, А. Введенский, И. Бехтерев, Н.Заболоцкий, Б. Левин, Ю. Владимиров и, конечно же, Даниил Хармс (Ювачев), чьей судьбе и посвящен спектакль «Хармс в контексте» театра «Тарантас». В каком контексте? Да в каком угодно! В драматургическом – да (авторы сценария Рахель Ковнер и Борис Штейн) – захватывающая, увлекающая комедийными ситуациями художественная ткань спектакля. В режиссерском – да (режиссер Инга Чутко) – с неожиданным прочтением того, что, казалось бы, всем известно, но известно совсем иначе. В музыкальном – да (музыка Ниссон Гольдшмидт и Славы Френклаха). Музыкальное оформление решено таким образом, что включает музыку современников Хармса, композиторов Гавриила Попова и Александра Мосолова. В художественном - да (художники Марина и Анатолий Шелест). Придуманные ими декорации, костюмы напоминают об условной простоте российского авангарда, возрождая на сцене геометрические формы супрематизма с его пристрастием к контрастным цветам – желтому и красному, белому и черному. В исполнительском – да (артисты Рахель Ковнер и Александр Хазин). Характеры и типы эпохи, оживающие в их исполнении на сцене, позволяют говорить об их несомненном актерском потенциале. Сейчас в репертуаре театра моноспектакли «Сандро из Чегема» по Ф.Искандеру, спектакли-портреты «Михаил Зощенко», «Уильям Шекспир», «Николай Гумилев» и спектакли-дуэты: «Прогулки с Пушкиным», «Когда б вы знали, из какого сора...» (Ахматова-Гумилев), «В поисках личности Шуламит Хаверен, «Шум времени» (Осип Мандельштам), «Милый лжец» Джерома Килти. Готовится к постановке «Таила» Шая Агнона. Спектакль Иерусалимского театра «Тарантас» «Хармс в контексте» - веселый, задорный, с молодым юмором. И хотя каждая эпоха имеет свои печальные ноты, он перекликается с современностью не только стороной абсурда бытия, но найденными современными сценическими формами и эмоциональным движением к свету. В марте 1929 года Д.Хармс и А.Введенский, те самые шутники и острословы, были исключены из Союза поэтов с формулировкой «за неуплату членских взносов». Катастрофа Обэриу оказалась сродни будущим «катастрофам» мира: просто на одном из выступлений в Ленинградском университете (1930 г.) однажды последовали крики: «Да они ненавидят борьбу, которую ведет пролетариат... Их творчество – это творчество чуждых нам людей, это поэзия врага». Жизненные витки повторяемы, как узаконенная причина отчисления Д.Ювачева из электротехникума, ювелирно уложенная в формулировку: «не подходит классу физиологически» (1925 г.)! А в 1930-1940-е с каждым из них случилось то, что и должно было случиться: один арестован, другой снят с поезда, третий расстрелян, четвертый убит на передовой, пятый скончался в тюремной больнице... При внешней огульности обвинений направление ударов ОГПУ всегда было снайперски точным. У каждого режима своя эстетика, как и у настоящего искусства, в котором - вопреки всеобщей логике жизни - разлетевшиеся вдребезги «лампочки» превращаются в звезды ... «И спросили у Ильи-пророка: «Есть ли на базарной площади кто-нибудь, кому отведено место в будущем мире?» «Да, - сказал Пророк, - вон тем двум шутам, которые веселят людей». Таков театр и предмет Обэриу в спектакле Иерусалимского литературного театра «Тарантас»... Слышите постукивание колесиков «Тарантаса»? Догоняйте! А то укатит вместе со своим Хармсом. И не останется никакого контекста… (телефон для справок:
Галина ПОДОЛЬСКАЯ, доктор филологии |