На главную
книжной и арт биржи
Для участия в
проекте в качестве продавца следует заполнить
анкету
КАТАЛОГ
КАРТИН
См. также КАТАЛОГ КНИГ
|
Художник Борис Лекарь
(Иерусалим)
О нём
См. также
-
Галерея картин Бориса Лекаря
- В гостях
у художника Бориса Лекаря 13.05.2006
-
В гостях у художника Бориса Лекаря на осенней выставке
иерусалимских художников |
БОРИС ЛЕКАРЬ. ПРЕДИСЛОВИЕ
(здесь и далее тексты из альбома репродукций - Киев, институт иудаики
1999)
Не случайно хотелось, чтобы на обложке этого издания был помещен мой
автопортрет, написанный давно, молодым, в Киеве, и дополненный силуэтом
бороды и усов старого человека - совсем недавно, к одной из последних
концептуальных выставок в Иерусалиме с экстравагантным названием «Художник
проектирует себе надгробие».
Как-то незаметно пробежало много лет, пройден довольно длинный путь. И в
поисках этого пути самой большой ценностью для меня, по крайней мере в
искусстве, является его духовность, соприкосновение с Безграничным,
Бескрайним, а, следовательно, с великой тайной, до конца не разгаданной.
Разные художники идут к этому различными путями, я же пытаюсь - уже много
лет - хоть как-то приблизиться к тайне через свет, ибо сказано в Торе: «В
Свете Твоем увидим Свет». Для меня свет - носитель не только духа, но и
Добра, и в нашем обычном человеческом его понимании. К тому же свет - одно
из проявлений жизни. Тихая, спокойная, но обогащенная Духом жизнь - мой
идеал и идеал моего пути. ...
Борис Лекарь |
БОРИС ЛЕКАРЬ
(биографические данные)
Родился в 1932 году в Харькове,
на Украине. В 1950-56 гг. изучал живопись и архитектуру. С 1959 г. жил в
Киеве, работал в области живописи, монументального искусства, скульптуры и
архитектуры. С февраля 1990 г. живет в Иерусалиме (Израиль).
Его живописные работы находятся во многих частных коллекциях в разных
странах, включая Украину, США, Францию, Японию, а также в собрании Музея
Израиля.
Борис Лекарь - лауреат премии им. Мордехая Наркиса (1996), премии Министра
обсорбции Израиля (1998).
Основные выставки за последние годы:
1991 — персональная выставка в
Доме сионистской
конфедерации в Иерусалиме и выставка в Галерее Товы
Оссман в Тель-Авиве;
1992 — персональные выставки в Иерусалимском
Доме художника и в галерее «Нора» в Иерусалиме;
1993 — персональная выставка в Иерусалимском
театре;
1994 — персональная выставка «Израильские
пейзажи» в Доме архитектора в Киеве, персональная
выставка в музее Деревни художников Эйн-Харод,
участие в выставках «Художник приглашает
художника» в Иерусалимском Доме художника и
«Нисайон» в Киевском Доме художника;
1995 — выставки «Новое искусство из галерей
Израиля» и «Арт Экспо» в Нью-Йорке, персональная
выставка в киббуце Эйн-Геди;
1996 — выставки «Пейзаж - прежде и теперь». Госу
дарственный музей, Никозия (Кипр) и «Натюрморт»,
галерея Деревни художников, Иерусалим;
1997 — персональная выставка в галерее «Биньяней
ха-Ума», Иерусалим, персональная выставка в
Иерусалимском Доме художника;
1998 — персональная выставка в Бейт-Габриэль,
Киннерет, персональная выставка вГ Музее Рами и Ури,
Ашдод Яков, Израиль;
1999 — выставка «100 лет израильской акварели»,
Музей Израиля, Иерусалим.
|
М. ПЕТРОВСКИЙ. ПРЕДИСЛОВИЕ
По сути, Борис Лекарь решает задачу, неразрешимую для художника, во всяком
случае, для художника, остающегося в пределах миметического искусства -
изобразить мир чистой духовности. Потому что художнику такого выбора мир
дан только как непосредственно зримый, то есть, в конце концов, предметный,
вещный, материальный. Все же Борис Лекарь настаивает - он, подобно
Метерлинку (помните «Синюю птицу»?), выводит на сцену своих полотен не
хлеб, но «душу хлеба», не сахар, но «душу сахара», не воду, но «душу воды».
Его «Израильские пейзажи» - это, конечно, душа Израиля. Каждый, кто хоть
однажды посетил эту страну, подтвердит соответствие пейзажей Бориса Лекаря
натуре - и в конкретных деталях, и, главное, в том ощущении пронизанности
голубым и желтым светом, которое Андрей Белый (по другому поводу) назвал «золотом
в лазури». Неразрешимые задачи - неразрешимы, но, решая их, мастер
совершает художественные открытия.
В киевских работах Бориса Лекаря, например, в его портретной серии, было
то же самое. Выразителен уже сам по себе духовный ореол портретируемых
персонажей - Моцарта или Януша Корчака, но на портретах зритель видит
скорее ореол, нежели облик - при несомненном сходстве и характерности.
Подобно тому, как на фотографии, снятой не в световых, а в тепловых лучах,
доминируют самые горячие поверхности, на портретах Бориса Лекаря лица
предстают в тепловых лучах светящейся духовности, в преодолении
собственной материальности.
Можно истолковать эту постоянную борьбу с материей за духовность, взывая к
так называемой национальной мен-тальности. Иудейская религиозная традиция
на протяжении нескольких тысячелетий накладывала запрет на изображения
известного рода: не сотвори себе кумира. Вырвавшись в эмансипированное
изобразительное искусство, еврейские художники (особенно с конца прошлого
- начала нынешнего века) начали изображать мир, прибегая к разного рода
деструкциям, словно бы пытаясь уйти от запрета, но все же испытывая его
давление. Но вот задача: сложилась ли пресловутая еврейская ментальность в
результате столь долго действовавшего запрета или сам запрет был порожден
еврейской ментальностью? Ответ известен разве что одному Богу, но,
воспроизводя зримый мир, Борис Лекарь впрямь как бы «создает» и,
одновременно, «не создает» кумира.
Странный дуализм материального и духовного у Бориса Лекаря может быть
истолкован и социальными обстоятельствами, конкретными обстоятельствами
советского бытия, окружавшего художника до его отъезда. Уж очень жестоко
реален был материальный облик этого мира, уж куда как грубо наваливался он
своей тяжкой тушей на художника, уж слишком глубоко в подполье была
загнана выстраданная художником духовность. Защищая ее, он сделал духовное
начало доминантой своего художественного мира, придав духовности
несвойственный ей статус видимости. Это, может быть, было «внутренним»
диссидансом Бориса Лекаря. У художников его поколения социальное противо-
и само-стояние проявлялось по-разному - у каждого по-своему. У него - вот
так.
Когда киевляне минувших веков прозревали в родном городе иной Град и
называли свой Киев - Иерусалимом, они ведь тоже открывали духовное в
материальном.
Мирон Петровский (Киев) |
Борис Лекарь. Портрет Моцарта
|
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Галерея картин Бориса Лекаря
В гостях
у художника Бориса Лекаря 13.05.2006
В гостях у художника Бориса Лекаря на осенней
выставке иерусалимских художников |
Для участия в
проекте в качестве продавца следует заполнить
анкету |
Для
тех, кто желает найти работу или сделать рекламу в наших проектах:
|
Наш баннер для обмена с
разделом "КНИЖНАЯ БИРЖА" |
|