ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЫСТАВКУ
Галина
Подольская
Бриндач-алфавит
Еврейская азбука в мидраше живописца
Если мир выцвел и сносился до дыр, то искусство дает нам надежду поступить так,
как делали еврейские портные – перелицевать то самое пальто, чтобы стало, как
новое.
В каком-то смысле выставка «Буквы еврейского алфавита» Виктора Бриндача,
готовящаяся к открытию в Музее Танаха в Тель-Авиве ( 22 ноября – торжественное
открытие), - вариант нового пальто по сравнению с предыдущими исканиями
художника в этой области.
Все культуры мира опираются на символическое значение букв.
Для Виктора Бриндача –
художественное осмысление еврейского алфавита – одна из
заветных тем иудаики. Достаточно напомнить в 1990-е годы художник создал цикл
«Букв еврейского алфавита», включающий 22 картины.
Традиция говорит о том, что алфавит поведан евреям ангелами как язык небесного и
мистического символизма. Сам Всевышний открыл Адаму в Раю искусство письма и
составления слов цифровых соответствий из 22 букв. Каббала приписывает каждой из
них мистическую и магическую силу, символику достижения телепатических сил,
связь с планетарным миром. Однако, как в картах Таро, понимание законов их
космического бытия в данном случае имеет смысл лишь как прообраз земных реалий.
Сложившаяся традиция еврейского алфавита делит их на три основные группы. Первая
– «матери» - Алеф, Мэм, Шин, которыми представлены три космогонические стихии –
Воздух, Вода и Огонь.
Вторую группу образуют семь двойных букв: Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш, Тав.
Все они связаны с метафизическими и астральными толкованиями, соответствуют
определенным планетам, географическим направлениям света (север, юг, восток,
запад) и астрономическим измерениям (верх, низ, центр).
Третью группу составляют 12 простых букв, соответствующих знакам Зодиака.
Именно так был выполнен первый вариант «Букв еврейского алфавита», созданный в
1990-е годы.
Однако некоторое время спустя В.Бриндач вновь обращается к изыскам еврейской
каллиграфии.
В этой связи наиболее примечательно его полотно «Лайла»,
посвященное букве «ламед»- аллегории власти. По Каббале «ламед» обозначает 3 –
принцип духовного авторитета и равновесия вещей в манифестированном мире, у
основания которого расположилась спящая львица. Но «ламед» - это и мудрость,
которую обретает лишь тот, кто всегда учится («лильмод»). Вот почему на одном из
изгибов буквы прилег мудрец, постигающий священные руны мироздания,
расположившись на каллиграфической параллели, разделяющей земной и космический
миры.
Иначе задумана представленная на выставке новая серия работ. Буквенный символизм В.Бриндача подобен живописному мидрашу, созданному художником из несчетного
количества смыслов-аллюзий, вдохновленных образно-эстетическим пространством
иудаики, когда каждый из смыслов интересен внутри конкретной буквы и не отменяет
реальности. В данном случае для художника не важны не астральные и
каббалистические смыслы символики древнего алфавита. Важно запоминание буквы в
азбуке, ее аналитико-ассоциативное восприятие.
Ассоциативно-фонетические ключи к буквам
«Буквы еврейского алфавита», экспонируемые на выставке, - по сути азбука, когда
буква узнается по каллиграфическому изображению и запоминается по фонетическому
звучанию. Этому помогает найденный художником номинальный, предмет,
превращающийся в художественный образ средствами фигуративной живописи.
Например, образы-аналоги некоторых букв связаны с животным миром земли, неба и
воды, но, и связанные со стихиями, они не перегружены символикой Таро, а даны
как ассоциативные ключи к буквам. Алеф – арье (лев), он ступает по верхнему краю
Алеф, как в величественной мистерия огня, солнца и мощи, открываемой алфавитом
каждому, пытающемуся постичь его.
Далет – дагим (рыбы). Стихия воды, над которой витает дух Божий. В Книге Иова
сказано: «Объяли меня воды для души моей, морскою травою была увита голова моя»,
водные глубины символ всего неизведанного и непонятного. В водном мидраше моря
В.Бриндача дельфины отталкиваются хвостами, как на трамплине, от верхней
перекладины Далет. Они устремляются к таинственному трилистнику глубинных рыб,
как к загадочной преграде, пересечь которую - значит пройти сквозь мир иллюзий.
Нун – нешер (орел): орел под лучами солнца, подобными огню рождающему, метафоре
рождения Яхве. Вот почему орел обретает дополнительную мощь и силу, становясь
двуглавым, символизируя священный источник чести и власти.
Пе – пара (корова). Божественная кормилица, она питает своим молоком все живое.
И мир вокруг расцветает цветами. Самех – сус (лошадь). Мальчик мечтает о живой
лошади. Он видит ее везде: в крылатом коне облака, в порыве ветра, несущегося
табуном. Он
без умолку рассказывает об этом мальчишкам, не склонным верить в чудо. Но
однажды небесный конь становится земным. И маленький мечтатель торжественно
седлает
свою мечту. Композиционно В.Бриндач помещает мальчика на коне внутрь
буквы Самех, подчеркивая эмоциональное состояние ребенка – ощущение счастья и
радости – симха! А рядом уже творится еще одна светлая агада – о светлых оленях
и оленятах: Цади – цви (олень).
Традиции, дополняющие эстетику каллиграфии
Другая часть картин-букв, представленных в экспозиции, созданы в русле
романтизированной иудаики. Это жанровые картинки,
построенные на эстетизированном осмыслении истоков, истории, традиций евреев, утверждении
национальной и религиозной самоидентификации. К примеру, Бэт – бар – мицва. В
«Поучениях отцов» сказано:
«В пять лет начинают учить Писание, в десять – Мишну,
тринадцать лет – это возраст соблюдения заповедей» (5:21). Человек может быть
физически взрослым, а эмоционально – нет, и наоборот. Еврейская традиция
определяет зрелость как способность нести ответственность за свои поступки. Не
случайно само понятие «бар-мицва» дословно толкуется как «сын Заповедей». В
фигуративной композиции В.Бриндача «Бар-мицва» запечатлен этот час Завета для
будущего мужа. Мальчик читает в синагоге недельную главу Шаббата. Волнуется.
Наверняка в течение многих недель вызубривал текст, который лишь теперь стал для
него эманацией духа. Таково художественное благословение на Тору.
Гимел – галут (и расступились волны – гальгалим). В «Песни моря», спетой евреям
на Обетованном берегу сказано: «И дыханьем гнева твоего взгромоздились воды, и
встали они, как стена жидкости, и застыли бездны в сердце моря!»
Что это? Гипербола? Поэтическое преувеличение? Нет! Так Всевышний вмешивается в
нашу жизнь, творя чудесное. Всю ночь сильный восточный ветер передвигал воду.
Вот и образовалась в море сухая часть, а вода разбилась надвое. Таково Чудо,
сопровождающее выход евреев из Египта. Художник запечатлел выходящих не
мучениками, изможденными от бремени пути, а людьми с просветленными лицами,
воодушевленными велением Небес. В белых праздничных облачениях они торжественно
ступают под стать белопенным гребням расступившихся волн, со своей книгой книг –
Танахом (Тав – Танах). И звучит тихой молитвой на исходе субботы Хей – хавдала
(молитва). И Раби (Рейш) помогает обрести себя оступившемуся. И человек ищет
мира в себе и вокруг, как благословения небес (Шин – шалом, шамаим). А вот
праздничная суета – приготовления к помолвке -
Каф – клулот (помолвка). А старики продолжают спорить: Вав – вакханут (страсть к
спорам и дискуссиям). Но, какими бы ни были эти споры, все правоверные иудеи
внемлют слову Божию, собираясь за столом семейной трапезы (Мем – маамин -
верующий и верящий).
Хочу напомнить о том, что жанровый фигуратив – область, в которой Виктор Бриндач
успешно работает многие годы. Некоторые разработанные им композиции и образы
стали его авторскими римейками, по которым художник узнаваем зрителем.
«Еврейский алфавит» пронизан этими римейками, органично вплетающимися в пластику
каллиграфии букв. В первую очередь, это касается образа старого еврея с внуком.
Возможно, в какой-то период творчества это было даже автобиографичным. Но,
переходя из работы в работу, эти двое, бредущие по миру стали в изобразительном
искусстве В.Бриндача символом амбивалентного единения душ, персонификацией
мудрости и наивной простоты, прошлого и будущего, наконец, преображения старости
невинностью дитя, дающего силы и побуждающего волю к жизни. И, хотя реальный
внук давно вырос, в живописи деда он всегда герой-ребенок, ведущий своего деда
по облакам.
Цикл В.Бриндача «Еврейский алфавит» выдержан в эмоционально светлом
колорите. Бело-голубые талиты (Тет – талит). Они плывут облаками в небе.
Стелются холмами на земле. Волнами-талесами вздымаются на море.
И народ Израиля (Аин – ам) в талитах – и есть тот святой народ, чьей молитвой
жив Иерушалаим (Йюд – Иерусалим). Так талит в цикле В.Бриндача становится той
эстетико-живописной деталью, ассоциирующейся с духовным совершенством иудаизма,
создавая впечатление присутствия Бога, даровавшего евреям священные буквы.
При этом композиционно каждое полотно построено таким образом, что сама
каллиграфия, графическое изображение буквы, в свою очередь, диктует
эстетико-художественные смыслы. Это очень важно для понимания того, что
найденные художником образы помогают закрепить человеку то, что согласно
еврейской традиции даровано свыше.
Опыт
Виктор Бриндач – художник широкого профессионального диапазона. Его
монументальные мозаики напоминают о своем мастере в Одессе и Хабаровске,
монументальная композиция «Герой» (2.5 м) - в Нижнем Новгороде, витражи – в
Тайшете. Радуют глаз работы «Воскресенский петушок» (кованая медь, 2 м,
Московская область), «Олени» (кованая медь) в Иркутске, скульптурные композиции
«Обнаженная с дельфинами» (Одесса, Санжейка), «Олени» - в Иркутске (листовая
медь), композиция, посвященная лошадям («Подарок»,2 м) – в Тамбовской области.
С мая 1993 года В.Бриндач в Израиле, проживает в Тель-Авиве. Он – член
Объединения профессиональных художников Израиля, Ассоциации тель-авивских
художников. В 1994 году 11 работ В.Бриндача маслом были переданы Джойнтом в
Музей современного еврейского искусства в Москве. Этому посвящена развернутая статья А.Рапопорта на страницах журнала «Искусство» (1994, номер 1, с. 62-63).
Среди персональных выставок в Иерусалиме и Тель-Авиве наиболее значительная
походила в «Музее Танаха» (Тель-Авив). Он - участник международных выставок (в
частности, в Аргентине). Круг затрагиваемых художником проблем не похож на
творчество, по которому В.Бриндач был известен в СССР, выставляясь в Центральном
доме художника в Москве, в Манеже, на Кузнецком мосту.
Экспозиция «Дорога к Храму» в Музее «Тальпиот» Объединения профессиональных
художников Израиля запечатлела отношение художника к современным политическим
событиям.
Виктор Бриндач, выходец их Харькова, выпускник ХТЗ г.Харькова, художественных
мастерских народного художника РСФСР П.Т.Гусева и Народного художника СССР,
Члена Российской Академии И.М.Рукавишникова, - современный израильский художник.
Путь исканий Виктора Бриндача к новому циклу букв Еврейского алфавита –
неоднозначный, интересный, художественно вместивший мир традиционной иудаики и
принципы, лежащие в основе восприятия современного букваря – с учетом
фонетического и графического изображения. Такова застывшая на холсте речь художника – удивительный мидраш живописца, в котором дед с внуком
плавно входят в Ханукку...
Выставка работ Виктора Бриндача «Буквы Еврейского алфавита» в Музее Танаха
продлится до 13 декабря.
Галина Подольская
Открытие выставки 24.11.2009, 18:00. Выставка работает до 13.12.2009.
Адрес: Тель-Авив, сдерот Ротшильд, 16.
Для справок: 03 5177760 |