На главную Репетируем "ХОГВАРТС-ЭКСПРЕСС" Галерея рисунков к нашим спектаклям Что такое студия "Корчак"?

<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "Джоан Роулинг и все-все-все..."

Гламурно, готично, кошерно

Вышел новый фильм про Поттера – "Гарри Поттер и Кубок Огня"

 

Выходя с американской премьеры нового "Поттера" поутру второго дня показа, я думал: хорошо писать о фильме, где не надо думать, о чем сказать, о чем умолчать. Книга Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня", по которой он поставлен, вышла уже несколько лет назад, и что в общем виде ждать от фильма – все знают. Книга четыре: Гарри Поттер (Дэниэл Рэдклифф) имеет дело с драконами, девушками и со СМИ, а Вольдеморт (Рэйф Фейнс) и его агент Муди-Костяная-Нога (простите, Муди-Всевидящий-Глаз), он же замаскированный молодой смертеед в бегах (Дэвид Теннант), тщательно загоняют Гарри в ловушку. К привычной троице Гарри-Рон-Гермиона в четвертой книге добавили трех участников волшебных соревнований, символизирующих масс-культурных идолов и стереотипов: Школьного Красавчика Седрика Диггори (Роберт Паттинсон), Топ-Модель Флер Делакур (Клеменс Поэзи) и Спортсмена Виктора Крума (Станислав Яневский). Вот, в общем, и все.

Экранизировать "Кубок огня" не то же, что "Философский камень" или "Тайную комнату" Четвертая книга толще третьей на четверть, первой – почти вдвое. Том в шестьсот страниц невозможно экранизировать на 100 минут экранного времени без серьезных потерь, и мастерство режиссера (Майк Ньюэлл) и сценариста (Стив Кловис) проявляется в основном в том, как сделать принципиально новое произведение, сохранив идею и дух старого. Основная сюжетная линия, которая осталась в фильме от книги – это собственно магическое соревнование.

В жертву распрямлению сюжетной линии были принесены несколько принципиальных эпизодов. Из фильма начисто исчезли эльфы-домовые: полюбившегося нам свободолюбивого недотепу Владимира Владимировича Добби (Анимация Компьютерная) мы больше не увидим, как не увидим и старушку-домовушку Винки. Соответственно социально активная Гермиона (Эмма Уотсон) уже не поборется за их права человека, а вместо Добби жабророслями Гарри накормит Невилл (Мэттью Льюис). Второй линией, которая пошла под нож, стала желтая репортерша Рита Скитер (Миранда Ричардсон). От ее пребывания в школе осталось только одно интервью с Гарри на три минуты да одна статья со сплетней о любовном треугольнике, которая проходит мельком и без последствий, и мелькание в кадре в сцене суда в Омуте Памяти. Интересно, что, по фильму, прогоняют брехливую акулу пера не оробевшие школьники Хогвартса, а Виктор Крум. Что, в общем, уместно: как Дэвид Бекхэм волшебного мира, Крум должен иметь огромный опыт общения с медийными разбойниками, которого у живущих за каменной стеной подростков просто не может быть.

И, наконец, любовные линии были сохранены в виде любовных ниточек. Новогодний бал, разумеется, не пострадал, более того, к нему уже вышел саундтрэк из трех звучавших там песен Weird Sisters в полных версиях. И снят бал на пять: любовные томления и страдания ревности там были развернуты с уважением и без слащавости, чего в подростковых фильмах практически не сыщешь. Зато роман Хагрида (Робби Колтрэйн) с французской директрисой Олимпией (Франсес де ла Тур) отнесли в прошлое, благодаря чему в фильме Хагрид только немного поворковал со старой (во всех смыслах) зазнобой у драконьей загородочки. А первую любовь Гарри оставили в двух эпизодах, причем в отличие от книги, где бедный супергерой терзается весь год, в романе от страданий осталась лишь легкая грусть. Вообще, персонажам некогда ссориться, так быстро гонит их действие, и уже на второй задаче они смотрятся не столько соперниками, сколько командой. Единственный, кто пытается нагнетать напряженность в отношениях чемпионов – это Рон Уизли (Руперт Гринт), сам же Гарри отлично ладит со всеми – и даже с Седриком, который отбил у него девушку. Основной же конфликт – возрождающийся Вольдеморт и тайно рыскающий по Хогвартсу его пособник – все время витает за кадром, прорываясь лишь моментами: то очередной галлюцинацией Гарри и болью в шраме, то валяющимся котелком убитого Крауча-старшего (Роджер Ллойд-Пак), то мутными белыми глазами заколдованного в лабиринте Крума.

Соответственно выпрямленному сюжету изменились и образы. Крум развернут как этакий старший товарищ, суровый на вид, но добрый громила. Флер по фильму не гламурное кисо, как в книге, а скорее красавица-спортсменка-комсомолка-отличница. Большую часть отведенных ей эпизодов она появляется на экране в спортивном костюмчике типа "уматурман-убитьбилла". Правда, видно, как не щадит время сюжета: книга занимает год, съемка – два года. Школьники повзрослели, учителя постарели. Гермиона вполне себе барышня, Поттер - очень даже накачанный и совсем уже взрослый на вид и на голос, а Уизли превратился в черт знает что - вылитый двоечник Гусев из Электроника. Ей-Богу. Учителя все постарели. Сильно морщинистый Снейп мелькает лишь в трех эпизодах. В одном он лупит Поттера и Визли книжкой по башкам за болтовню на контрольной, в другом объясняет Поттеру, что воровать у него из алхимического чулана ингредиенты для Polyjuice Potion (как его, оборотное зелье?) - нехорошо. И затем - в финале, где поит сывороткой правды злодея.

Что же остается зрителям? А вот что: перечитать книгу, развалиться в кресле и получать наслаждение от стремительного динамичного действия и потрясающих сцен. Практически каждые пять минут перед нами очередная мегасцена и очередные спецэффекты (подозреваю, что почти весь фильм снимался "на синем экране"). Первое место среди зрительских ожиданий и симпатий держит сцена подводной погони. Сцена, где чемпионы ныряют с башни посреди озера (этого вы в книге не найдете, там они шлепали в воду по камушкам с берега), Невилл орет - Ohmigod I killed Harry Potter (привет South Park никак?) - и тут Поттер в образе тритона выпрыгивает из воды и делает сальто под аплодисменты, прямо как у Мадонны в клипе Cherish, - все это вам, несомненно, понравится. Не говоря о последующем водном мире.

Но я бы особенно советовал подождать выхода делегаций школ на торжественный ужин. Сперва пройдут бобатонские "небесные ласточки" – очень гламурно. Потом будет совершенно убойный проход Штурм-унд-Дранга, то есть Дурмштранга: ноябрьский "правый марш" по сравнению с ним – детсад на прогулке. Скинхеды в черном с посохами в ладонь толщиной строем выходят, посохами - тюк, тюк - алые искры летят - очень готично. А хогвартсцы стоят вокруг и рукоплещут - очень кошерно.

И сам фильм таков же: гламурный, готичный, кошерный. Поражает роскошью спецэффектов. В меру щекочет нервы. И очень грамотно выстроен. Если третий фильм поттериады от Альфонсо Куарона после просмотра забывался за час – что там? о чем? зачем? – то этот фильм останется в голове как положено хорошему фильму. Четкое, без воды действие, внятная интрига, техничные повороты сюжета, отличные планы. Словом, перед нами другое произведение. Не экранизация книги, но и не ее тень, а самостоятельный, но узнаваемый фильм. Роулинг – и нам – наконец-то повезло с режиссером.

Все, можете идти в кассу, российская премьера – 22 декабря. Ах да. А на что похож явившийся в финале Вольдеморт? На что и положено. Помесь Кащея Бессмертного с Чужим.

26.12.2005
Юрий Аммосов
 

26.12.2005
Юрий Аммосов

Взято тут

<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "Джоан Роулинг и все-все-все..."

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня