04.08.2005
На просьбу перечислить известных каббалистов знакомый с популярной Каббалой
человек почти наверняка назовет имя раввина Шимона Бар-Йохая, автор книги
«Зоhар». Кто-нибудь, возможно, упомянет Мадонну… Однако вряд ли кому-нибудь
придет в голову связать литературного героя книги Джоан Роулинг с миром Каббалы.
А вот американский профессор Сиа Саутер считает, что Гарри Поттер и есть самый
настоящий каббалист. Или, по крайней мере, поддерживается хотя бы некоторых
ценностей и особенностей еврейской традиции, пишет «Jerusalem Post».
Во время состоявшейся в Ридинге (Великобритания) с 29 по 31 июля конференции,
посвященной Гарри Поттеру, профессор Сауттер представила свой доклад под
названием «Спасибо вам за создание Гарри: еврейская близость со сказкой
Роулинг». По словам Сауттер, как специалист по мировым религиям она
заинтересовалась Гарри Поттером, когда поняла, что, в отличие от некоторых
представителей христианской общины (которые отрицательно отнеслись к образу
мальчика-чародея), еврейские лидеры определенно питали к герою сказки симпатию.
По ее мнению, причиной тому стало признание наличия в книге традиционных
еврейских тем.
«На обыденном уровне евреи знакомы с понятиями “колдовство” и “магия” из историй
о Моше, превратившем свой посох в змею, о пророке Элияhу, проходившем сквозь
пелену этого мира к миру грядущему, и о Големе, — отметила Сауттер. — На более
же глубоком уровне путешествие Гарри учит его сочетать свою, по сути, любящую
натуру с железной решимостью». Для профессора все эти свойства символизируют
каббалистические атрибуты «хеседа» (милосердия) и «гебуры» (отваги).
Если кому-то из слушателей доклада госпожи Сауттер и показалось, что ее теории
слишком натянуты, то следующая докладчица, Эми Миллер из Нью-Йорка, постаралась
выглядить более убедительной. Миллер начала с того, что отвергла трактовки
образа Гарри как «милого еврейского мальчика» и сообщила аудитории, что «Гарри
Поттер не ест гефилтефиш, не носит кипу и, что самое ужасное, ходит в школу под
названием Хогвартс, название которой вызывает недвусмысленные ассоциации со
свиньями, что было бы, по меньшей мере, оскорбительным для не воспринимающей
свинину еврейской души».
Тем не менее, Миллер все же усмотрела кое-какие еврейские ценности в книгах
Роулинг. Она, например, отметила, что Гарри верит в то, что спасение жизни
превосходит все остальное, сопереживает за друзей, ратует за справедливость и
честность. Миллер сравнивает жизнь Гарри до Хогвартса с миром до дарования Торы.
Подобно тому, как понятия закона и справедливости казались народам мира чуждыми
до того, как исраэлиты начали воплощать их в жизнь, так и Гарри эти понятия были
незнакомы в его несчастном существовании среди маглов.
В то время как большинство слушателей докладов Сауттер и Миллер, казалось,
принимали еврейский подход к Гарри Поттеру, одна из присутствовавших на
конференции, специально приехавшая на это мероприятие из Израиля, была настроена
весьма скептически. «А не кажется ли вам, что единственная настоящая еврейская
связь здесь заключается в том, что евреи всегда пытаются найти связь?» —
спросила она докладчиков…
Материал подготовил Йорам Шпыркин
Источник |