Ну вот, друзья, и лето опять. Майские рассылки продинамил,
каюсь, все сирени и соловьев дожидался для вдохновения (месяц май
ведь и сам по себе рассылка, цветочная), зато две книги вышли за это
время (см. сайт), и еще одна, сборная "Азбука здравомыслия" на
подходе. Не расстаемся пока - сам себе взял в наказ число всех
рассылок, пускай с перерывами, через пень-колоду, но непременно до
сотни кругленькой дотянуть, а там видно будет.
Особое это ощущение - выходить с речью к незримой аудитории.
Должно, кажется, стать привычным уже - незримость снимается током
обратной связи, ответных писем - но нет! - Все равно та же внутри
мешанина из праздничного волнения встречи, оценочной опасливости,
чувства связи и чувства сцены, лихорадки и трезвых соображений... И
что главным воленс-ноленс выходит - в рассылках ли, в книгах - давно
уже ясно: не проблемы помочь решить, не вылечить, не
научить-просветить, не развлечь (хотя и случается, все случается) -
а вот что: пароль обновить. Свежий знак дать, что жить можно. И
все... Сердцебиение и дыхание облегчить. И самому себе в равной
степени...
Этот основной импульс, этот тайный порыв-пароль, эта
пульсовая волна - как всякая волна, скоропреходящая, - может
облечься в плоть какого угодно содержания, вырядиться в одежду любой
формы. Сегодня вот, чувствую, пора подключить "глас народа"...
"Извините за нескромный вопрос..."
или " У меня все хорошо, но я не понимаю, зачем"
Как
вы, должно быть, помните, друзья, я обещал вам время от времени
высылать снадобья для поддержания тонуса брюшного пресса и
диафрагмы. Вы сами, точней, некоторые из вас, мне в этом особо
усиленно помогают, и долг мой - делиться получаемыми лечебными
средствами. В нижеследующих текстах писем ко мне, поступивших за
последние полгода, кроме подписей (за одним исключением) и некоторых
длиннот, ничего мною не убрано и ничего не прибавлено, сохранена
орфография. Комментарии, как вы сейчас убедитесь, излишни.
~~~
Здраствуйте,
пишу икс знает какое по номеру письмо: не поможите ли вы нам в
борьбе с фашизмом, экстремизмом, нацизмом... Понятно, не поможите,
спасибо за внимание... Извините что отвлёк.
~~~
Владимир
Львович, так всё-таки, можно ли избавляться от зависимостей путём
стискивания зубов и зажима яиц в тиски? По-моему это и вредно (ибо
насилие над собой) и неполучается. Но вроде как есть такие люди, и
типа это сила воли и всё-такое. Надеюсь понятно выразился.
~~~
У
меня во время медитации голова самопроизвольно поворачивается вправо
или даже начинает крутиться прямо-вправо. Что это значит?
~~~
Унас
с моей девуской появились проблемы с сексом! Мы уже вместе 4 года,
если раньше мы занимались етим почти каждый день, да еще и не по
одному разу, то теперь это происходит раз в неделю о то и реже! Она
объясняет это что у нее просто нет желания, якобы ей хватает этого!
Но я почему то в это не верю мне кажется что у неe другой! Хотя она
клянется что нет, да и мы практически всегда вместе. когда мы
занимаемся любовью у неe просыпается дикое желание (при занятии раз
в неделю о то и реже)!
Так вот я хотел бы узнать у вас с чем ето может быть связано и что
можно предприняь что бы все вернуть нaзад (сделать секс чаще)???
Зарание спасибо!
~~~
Здраствуйте!
Я читала Вашу книгу "Искусство быть другим". У меня создалось
впечатление,что Вы-потрясающе умный человек. Нет-нет, я не
подлизываюсь. В общем, я решила Вам написать, потому что мне ужасно
нужно с кем-нибудь поговорить, кто объяснит мне, что к чему.
По-моему, у меня все мыслимые и немыслимые сексуальные извращения
сразу! То бишь: бисексуализм, мазохизм, геронтофилия (я не опибаюсь
в названии?).
У
меня такое ощущение,что я скоро буду хотеть все, что движется, а еще
через некоторое время насиловать все,что движется! Правда ли,что все
это от неправильных отношений с родителями?
~~~
Здравствуйте
Владимир Львович. Мне 25 лет и у меня при виде красивой девушки
начинает трястись всё тело. Сознание тухнет. Я даже сейчас трясусь,
рассказывая вам о своей проблеме. Пробовал использовать рефрейминг
на тряску, но не нашёл куда ей применения. По-прежнему реакция на
девушку - тряска. Познакомиться вообще не могу. Посоветуйте,
пожалуйста, рефрейминговое применение этой тряски.
~~~
Владимир
Львович! С удовольствием прочитал Вашу статью "Хлеб небесный". У
меня к Вам такой вопрос: что Вы имеете в виду, говоря вздох
облегчения ? Это вдох или выдох ? Я решил, что выдох, но меня
смущает слово вздох.
~~~
Здравствуйте,
Владимир. Собственно в теме письма все сказано! Я зануда. Добрый,
симпатичный, неглупый зануда. Об этом мне говорят близкие друзья, но
я сам не знаю в чем это выражается. С девушками ничего не клеится
похоже именно из-за этого. Вы не могли бы подробнее рассказать в чем
состоит занудство и как с ним бороться.
~~~
Здравствуйте,
В.Л. У меня развилась одна новая зависимость. Если я в день хотя бы
2 часа не читаю ваших книг, мне становиться плохо. Это не шутка.
Помогите избавиться.
~~~
ДорогоЙ
Владимир! Проблема: вагинальный оргазм сменился клиторальным и куча
переживаний, и море комплексов. Вопрос: КАК вернуть всё назад?
Надежда: хочу попробовать автотреннинг. ПРОСЬБА: помогите
профессионально.
~~~
Здравствуйте,
у меня все хорошо, только вот с женским полом ничего, кроме дружбы:
Мене 25 уже, физиологически все нормально, а вот с девушками никогда
еще хм... Помогите разобраться в этом непостижимом для меня деле...
Если бы марс не был так близко к земле, я бы не решился написать о
своих половых проблемах!
~~~
Здравствуйте,
Владимир Львович. В вашей книге написано, что чем душу насиловать
курёжкой, пьянством, обжорством и сексом, лучше найти ей «духовный
выход». Т.е. если я правильно понял, - заниматься, скажем, науками,
изучать язык, играть на музыкальных инструментах. Так? Если да, то
зачем тогда мужчине нужен половой орган? Прошу вас ещё раз мне
объяснить!
~~~
Доброго
времени суток! Посоветуйте, пожалуйста, как моему другу избавиться
от храпа. Спать вместе невозможно. Спасибо.
~~~
В
чём вред порнографии и как от неё вылечиться. Эдик.
~~~
Уважаемый
Владимир Львович, мне нужна помощь сильного гипнотизера.
Проблема : Мой водитель напился и забыл где оставил машину. Может,
поможете ему вспомнить? Сколько это будет стоить?
~~~
Здравствуйте
Доктор! Обращаюсь к Вам со своей проблемой. Я потеряла деньги в
собственной квартире.
Куда-то спрятала и не могу вспомнить куда. Скажите, есть ли у меня
шанс вспомнить, ведь столько лет прошло? Может быть, гипноз помог
бы? Может быть, Вы?
~~~
Я
пишу Владимиру Леви. Подскажите, плиз. Я не испытываю удовольствия
от секса. Мне 26. К кому пойти?
~~~
Здравствуйте,
Владимир! У меня все хорошо, но я не понимаю зачем.
~~~
ДОКТОР,
ИЗВИНИТЕ ЗА НЕСКРОМНЫЙ ВОПРОС... ВЫ ЕЩЁ ЖИВЫ?
А вы, друзья?.. Если да, в чем я не сомневаюсь
(и надеюсь, даже с прибытком), то вот еще выборка из недавней
переписки - уже с ответами и комментариями. Темы вроде бы разные, но
кровно взаимосвязанные, и мое пожелание вам - попристальней
проследить эту взаимосвязь на уровне собственной жизни...
Мордус живенди, или Почему тетечка не скорбит по мужу
отзыв на рассылку
№ 75
Шарахнем по компьютеру сноубордом
...Прочитала
на вашей страничке кусок про машину-девочку, и желаю-с заметить, что
не согласна с вашим утверждением относительно того, что муж и дети -
это для всех собственный выбор (только что как бы одни это осознают,
а другие не очень).
Это действительно гнусные навязываемые обществом обязанности и
клетка, и наказание, и каторга. Выбора как такового НЕТ. Ибо кому же
в бэлых воронах ходить-то охота? Надо же ж, как все ж... А хочется
там тебе этого, не хочется... НАДО, едрёныть. Иначе будешь
подвергнут остракизму. Касательно женщин это верно на 100%. Лучше
страдать и мучиться, зато всё как у людей... Людям вбивается мысль о
том, что возможен только один модус вивенди и операнди: дети,
ибливость (пардон за обсценную лексику), квартира, дача, машина,
жратва... А этих модусов и схем полно, на самом деле.
ПРИ
ЭТОМ хочу особо отметить, что я не имею в виду «духовности» там
всякие или ещё нечто подобное. Просто это ДРУГИЕ схемы бытия. Не
обязательно духовные с проживанием в землянке или ските. Не
обязательно жизнепрожигательство с неумеренным потреблением всего,
чего только можно. Потому что потребительство - тоже просто один из
образов бытия... И духовность тоже.
У
кого не выходит строить свою жизнь по общепринятому модулю, жутко
страдают. А чего, спрашивается, страдать? Ведь не страдает же
человек от того, что он не скрипач, что не получается рисовать, как
фламандцы, что не получается стать лётчиком или космонавтом... Ну не
дано некоторые вещи делать. И что? Попробуй другие. Так неееет, как
дятлы, будут долбить одно и то же. И никому в голову не приходит,
что жить каким-либо определённым образом - тоже нужен талант и
умения, и внутренние «приспособления».
Конечно,
сильно сбивает с толку, что У ВСЕХ, мол, получается... А эти "все" -
несчастные люди, оказывается... Они могут хотеть разных вещей,
только в своих истинных желаниях мало кто признается. Кто
скажет открыто, что, например, ненавидит своих детей, потому что они
отравили ему/ей всю жизнь? Или что ему на них по фигу как-то? Скажут
ведь о таком человеке: ууу, монстр какой...:)
В
общем, резюме такое: вещей, навязываемых социумом, человек может, на
самом деле, не хотеть. А т.к. семья - это чистой воды социальный
статус (в 90 случаях из 100), то... Так что нечего удивляться, что
тётечка эта не скорбит по мужу, и дети там как-то не особо ей. Да ей
с самого начала просто ЭТО на фиг не нужно было. Антонина.
Это письмо, как и многие иные, увы, полное
орфографической и стилистической грязи, с трудом приведенное мною в
более или менее читабельное состояние, мы прокомментировали с
журналистом Татьяной Саториной, моей собеседницей по книгам
"Травматология любви" и "Семейные войны". Привожу фрагмент нашей
беседы.
ТС - Эту раздраженную особу так и хочется
попросить: не отравляй, пожалуйста, воздух, и без тебя выхлопных
газов в атмосфере довольно.
ВЛ - Ну полегче, Таня, ведь мы же видим...
Инфантильно-протестный комплекс, ярко выраженный общий негативизм.
Суждения уплощенные, но содержащие и некий процент фактической
правоты. Верно, что на отношение к выбору "семья или без" часто
оказывают немалое влияние конформистские побуждения "соответствия",
а подлинно-собственные, глубинно-душевные остаются непроясненными и
подавленными. Верно, что редко кто признается открыто в
отрицательных чувствах по отношению к детям... Что большинству
семейных неудачников кажется, что "у всех получается", а на самом
деле не так...Что можно жить хорошо и счастливо совершенно
по-разному, совершенно по-своему...
ТС - Да ведь за своими нагороженными
схемами, модусами и модулями этот псевдоженский организм абсолютно
не чует природы, естества, живой жизни не ведает. Если любовь,
семья, дети - всего лишь "гнусные навязываемые обществом обязанности
и клетка, и наказание, и каторга", то как и зачем человеку
рождаться, как жизнь продолжать, и по какой такой гнусной
обязанности и ради какого наказания ты сама появилась на этот
свет?.. Кто же там тебя так навязчиво насилует детско-семейным
модулем, который тебе на фиг не нужен? Ну не дано тебе чувствовать
суть любви и святость домашнего очага - почто же отказывать и всем
прочим в такой возможности?
ВЛ - Человек защищает свою выбранную - или
мнимо выбранную ценностную нишку, свой мордус живенди. По
неосознанному побуждению проецирует эту самозащиту на остальной мир,
обобщает: в рисуемой картинке мира "все - несчастные", потому что
живут не по желаниям, а как им навязывает общество...
ТС - Общество - враг человека, семья - враг
человека, дети - враг человека. Объединимся против врагов в усилиях
спешного вымирания.
ВЛ - В письме Антонины, как в кусочке разбитого
мутного стекла, отразилось какой-то своей частью реальное
конфликтное поле житья-бытья нашего...
Вот еще одно отражение этого поля, гораздо
более яркое и объемное.
"Я - сама себе коммуналка"
отзыв на рассылку
№ 76
Неба хватит на всех
Сцена 1
Чистый
стол, прозрачная вода в стакане, кисти, краски. Белый лист. Все
готово к таинству. Звучит Моцарт... Погружаюсь, как в темную воду,
сжимаюсь до каменной твердости, музыка втягивает в водоворот, бьет,
гонит, как истлевший лист, пластает и рвет тонкую материю на тысячу
лоскутков... Что-то происходит со временем. Часы тикают все
медленнее и глуше, и вот останавливаются совсем...
Из
белого листа, змеясь тонкими дрожащими линиями, набухая цветом,
наполняясь тайной жизнью, проступает...
Сцена 2
...Ярко
освещенная гостиная, стол, белый лист. Ребенок под столом тянет за
ногу, снимает носок. Ну пусть учится, это хо... Ах, черт!
Стукнулся-таки головой о крышку. Ну не реви, не реви. Пройдет! Надо
бы кстати поменять ему подгузник...
Напротив
- муж, который тоже, между прочим, мог бы и догадаться о подгузнике.
Паразит! Все на мне! Впрочем нет, он не паразит, он внимательный и
заботливый. Были времена, вместе такие проекты на ноги ставили -
закачаешься. Ночами сидели за компьютером, фантазировали, бродили
рука в руку по улицам чужих городов, знакомились с голубями и
деревьями. Важно было все обсудить, что произошло за день. Вот он и
сейчас... обсуждает.
-
Мини-диски начинают использовать для хранения данных. Возможно, что
у этого формата все-таки есть будущее. Интересно, что в Японии они
продаются довольно хорошо, а вот в Штатах получился полный провал...
Интересно?...
Подгузник... Белый лист...
Сцена 3
Вечер...
Все спят. Приглушенный свет в гостиной. Стол, Белый лист...
Очень
хочется спать, но... Может, сесть хоть на полчасика? Впрочем, через
полчасика окажется, что уже четыре утра. Или не окажется, ребенок
раньше оторвет - не спит по ночам. Завтра я буду никакая и буду
срывать свое настроение на всех. Мой индивидуальный вариант
похмелья... И как это у других получается? В интернете вон советуют
не душить в себе внутреннего художника - отомстит, не обрадуешься. А
за что? Что я такого сделала? Я - всегда пожалуйста. Может, у мужчин
это все проще? Как-то могут они отключаться от ситуации. А может -
это у меня чего-то не в порядке?...
Занавес.
В антракте
ВЛ, извините за длинное вступление. Спасибо за ваши рассылки и за
совет Анджеле. Это совет и мне тоже. Совет, над воплощением которого
бьюсь уже полтора года. Снова и снова убеждаясь в бесполезности и
даже вредности попыток. И это притом, что ситуация у меня по
сравнению с Анджелой просто идеальная - никаких тебе безумных
жилищных условий. Но есть еще коммуналка духовная, или лучше сказать
душевная.
Есть мама, для которой я являюсь смысложизненным наполнителем. Есть
муж, с которым возникла традиция интенсивного общения. Есть ребенок
- яркая и сообразительная кроха, привыкшая однако тоже к повышенному
вниманию (общению). Есть еще один малыш, еще не родившийся. Его
претензии на кусок пирога по имени мама выражаются пока только в
моей повышенной утомляемости. Есть пара близких друзей.
Ни от одной из этих «нагрузок» я бы не отказалась ни под каким
соусом. У меня, знаете ли, очень развито чувство, что любой человек
может утром уйти и уже не вернуться...
Но когда каждый отщипнет полагающийся ему кусочек, творить «для
Господа Бога до востребования» становится нечем. Урывать минуты и
часы - путь, то и дело приводящий к срывам и депрессиям... Хоть
плачь, хоть психуй.
И
в сотый раз напоминаешь себе, что это - фаза просто такая в жизни,
которая проходит как все пройдет. Как там у Эриксона? В центре этого
периода развития лежит ключевое слово «Забота» (вроде сносно
перевела).
Смириться, переждать. Ан нет, не получается, тянет вверх. Знаю
многих талантливых женщин, которые годы боролись и сломались. По
работе сталкивалась не с одной, которой, после того как последний
детеныш покинул родное гнездышко, жить стало нечем. Диагноз -
старческая депрессия.
Знаю немало и других, кто выбрал возможность творчества, чтобы после
сорока понять, что жизнь прошла и детей уже не будет. С ними тоже не
поменялась бы ни за какие коврижки.
Вот такая вот ловушка для избранных. А зачем? Лена.
Лена, это не ловушка, а проверка на вшивость.
Экзаменующий фильтр, отбирающий проход, сцилло-харибдовый пролив,
узкие-узкие многожертвенные ворота... Проходят через них в Океан
Вечности только те, кто живет в постоянной ядерной реакции
самоотдачи, полагаясь лишь на себя, запредельно интенсивно
(Цветаева) или, напротив, запредельно-паразитически,
царственно-хищно (не называю имя другой великой женщины-поэта того
же времени, вы уже догадались). "Чтобы человек творчески состоялся,
ему кроме таланта нужен еще талант управления своим талантом",
сказал Шнитке. И включает в себя этот талант долей изрядной точно
распределяемую во времени творческую эгоцентрацию - то внутреннее
состояние, когда не только никто от тебя кусочка не отщипнет -
подавится, но наоборот - все и вся окружающее становится твоей
творческой пищей...
Что добавить еще?.. Субъективное, личное. Когда
я встречаю творческую женщину, не добирающую должной силы
эгоцентрации и по сей причине информационно (точное слово)
недосостоявшуюся или даже не состоявшуюся совсем, меня охватывает не
жалость с привкусом презрения, как при аналогичном состоянии
мужчины, а поклонение, восторг, трепет восхищения, близкий к любви.
Потому что женщине творческой - по моему ощущению - чтобы
состаиваться (глагол тут должен быть несовершенного вида...),
достаточно быть, просто быть собой; женщина и так пишет, поет,
лепит, рисует, творит вселенную - одним лишь движением, взглядом,
одним лишь дыханием, одним своим бытием... Меня легко опровергнуть,
я не настаиваю, но чувствовать ТАК мне никто не запретит...
Капканолог в капкане
ВЛ, мне около сорока. Со школьных лет читал вас...
Жизнь складывалась не просто, видимо, потому, что мне самому так
было нужно. Решая конкретные задачи, в жизни разбирался понемногу.
Теперь сам веду рассылку, в которой накопленным опытом делюсь. Моя
рассылка о психологических капканах, которых в жизни немало
порасставлено ("капканология").
А
задать я хочу такой вопрос.
В
своей рассылке вы писали о трагически погибшем Александре Мене, как
о человеке честном и светлом. А мне совершенно непонятно, как можно
быть честным человеком, будучи христианином.
Как можно, будучи образованным человеком, верить в непорочное
зачатие? Если человек не знает о Х и У хромосомах и верит в
непорочное зачатие, в этом нет ничего страшного. Но если знает и
все-таки <верит> - значит врет?!
А
может ли честный человек верить в воскресение, которого не было?
Как можно быть порядочным человеком и считать казни, обрушенные на
египетский народ, чем-то божественным? Особенно десятую казнь, в
которой Бог ведет себя как ирод какой-то, как террорист - избивает
ни в чем не повинных первенцев. Да мало ли в <святом> писании
подобных мест?
Но даже если не брать Ветхий Завет, а читать просто Евангелия - они
же настраивают на рабство. Как честный человек может принимать их за
что-то божественное?
Не понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и фашистом при
этом. Не понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и
христианином: памятники вот доказывают, что свастика - это таким
образом нарисованный крест. Может быть они правы? В том смысле, что
крест (орудие подлого убийства) - это та же свастика?
На эти вопросы знакомые мне христиане всегда реагировали агрессивно.
Но вот вы пишете об Александре Мене, как о человеке светлом. Может
быть, он только притворялся христианином? Или был христианином в
каком-то особенном понимании (то есть еретиком в общепринятом)?
Поясню. Для буддиста не важно, жил ли Будда в действительности, а
важно, чему он учил. Христиане тех,
кто не верит в непорочное зачатие, кто не верит в воскресение,
христианами считать отказываются. Для
них не так важно, чему учил Христос. Для них важна вера в события,
которых не было!
Надеюсь, что мои вопросы - не проявление злодейства, а проявление
<высокоумия> всего лишь. Илья.
Илья,
встречный вопрос к вам: хотите от меня ответа честного или приятного
для вас? Совместить то и другое вряд ли удастся.
Если первое - получите. Вот вы жалуетесь, что
люди (христиане - люди, согласны?..) агрессивно реагируют на ваши
вопросы. Да ведь вы же сами ну просто жуть как агрессивно их
задаете. Вы, собственно, и не задаете вопросов, а сразу в
риторически-вопрошающей форме нападаете, обвиняете, наезжаете.
Обнаруживаете претензии на обладание монопольным правом судить, что
такое честный и образованный человек, а притом демонстрируете
вопиющее невежество и нежелание хоть чуть-чуть вдуматься, вжиться
именно в психологию людей, в ту самую психологию, которой вы, по
вашему убеждению, занимаетесь. Проявляете не злодейство, но
безответственность воинствующей ограниченности. Аргументация ваша
карикатурна, но в одном месте выходит на грань клеветы, навета, если
не бреда: до того враз доболтались, что Александра Меня ставите в
один ряд с его убийцами - фашистами, и допускаете, что он только
"притворялся христианином". Хоть поинтересовались бы по-настоящему
личностью, трудами и жизненным путем этого человека, в лицо
вгляделись бы...
В Евангелиях ничего не высмотрели, кроме
"настраивания на рабство". В Ветхом Завете - огромном, многослойном,
полифоничном историко-человеческом документе, уперлись только в
египетские казни, судите их с позиций современной (но именно из
Библии и христианства ведущей начало) морали, совершенно игнорируя
то понятное и школьнику обстоятельство, что речь идет о временах
древних, когда господствовала родоплеменная вражда...
>
Для буддиста не важно, жил ли Будда в действительности, а важно,
чему он учил.
Чушь сморозили и не заметили даже. Есть
буддийские храмы, где почитаются как святыни кусочки ногтей, обрезки
волос и зубы, по верованию буддистов, принадлежавшие Гаутаме. Вы
что, буддистов почитаете за сплошь слабоумных? - как мог чему-то
учить человек, в действительности не живший? А кто учил-то?..
>
Христиане тех, кто не верит в непорочное зачатие, кто не верит в
воскресение, христианами считать отказываются. Для них не так важно,
чему учил Христос. Для них важна вера в события, которых не было!
Доля правды в этом наблюдении, надо признать, к
сожалению есть, и немалая. Но не так все плоско, Илья, не так
однозначно, не так одноклеточно... Да, есть догматичные церковники,
и встречаются среди них как искренне-фанатичные духовные насильники,
так и циничные гангстеры от религии - вперемешку. Но есть среди
священнослужителей и светлые личности, и самостоятельно мыслящие.
Да, многие священники требуют от своих прихожан слепой или
лицемерно-притворной веры в архаические нелепости - многие, но не
все. Пасомые овцы в свой черед очень легко делаются духовными
тиранами по отношению к своим ближним - одни по наивной внушаемости,
другие по конформическому лицемерию или в смешении того и другого -
все так, да. Но кто же сказал вам, что это и есть истинные
христиане?.. Они сами так думают, но ведь этого еще не достаточно.
Против духовного насилия и духовного рабства
восстал отлученный от церкви великий христианин Лев Толстой,
восставали и многие-многие другие НАСТОЯЩИЕ христиане. Настоящий же
христианин Александр Мень, вослед своему духовному предтече
настоящему христианину Владимиру Соловьеву поступал иначе: не
бунтовал против догматов, а стремился понять их подоплеку на более
высоком и глубоком уровне. Придавал "событиям, которых не было",
иное значение, понимал их и как историко-психологический феномен, и
как мистический, символический.
Не требовал никогда отец Александр ни от кого
из своей паствы слепой веры в непорочность зачатия Иисуса Христа в
смысле буквальном, пошлом. (Да и не все четыре Евангелия настаивают
на "непорочности".) А в воскресение Христа верил искренне, но не так
идиотски, будто бы мертвый Христос на третий день после смерти вдруг
открыл очи, поднялся, отвалил камень и вылез из своей погребальной
пещеры.
А как же?.. Как было в действительности?..
"Тайна сия велика есть". Не берусь объяснять
то, что не объяснял сам Александр Мень. Насколько известно мне, у
него либо не было, либо он не хотел раскрывать своей частной версии
воскресения - толкования, примиряющего евангельские тексты с
позитивной наукой. Он верил, это я знаю точно, что событие,
названное воскресением Христа и описанное в Евангелиях со
свидетельств его очевидцев, действительно ПРОИЗОШЛО, и не допускал
здесь возможности вранья, артефакта или какой-либо подтасовки,
подделки. И это притом, что мало кто так, как он, чтил настоящую
строгую науку, чтил объективность. ("Мистик, повенчанный со
здравомыслием" - он сказал о себе в одном из писем ко мне.)
Считал ли Александр Мень христианами только
тех, кто слепо-безоговорочно принимал на веру догматы непорочного
зачатия и воскресения? Ну конечно же нет. Смотрел широко и глубоко,
смотрел в суть. Главным для него была душа человека и содержание, а
не внешняя, церковная или внецерковная форма его жизни. ("По делам
их узнаете их", любил повторять из Библии.) Видел, признавал и
говорил вслух, что некоторые внецерковные и с виду как будто
неверующие люди гораздо чище душой и ближе к Христу и его заповедям,
чем иные церковные иерархи...
>
Как можно, будучи образованным человеком, верить в непорочное
зачатие? Если человек не знает о Х и У хромосомах и верит в
непорочное зачатие, в этом нет ничего страшного. Но если знает и
все-таки <верит> - значит врет?!
А
может ли честный человек верить в воскресение, которого не было?
Понимание психологии веры, уважаемый
капканолог, у вас, видимо, ниже нуля. Будь оно хоть на полградуса
выше, вы отдавали бы себе отчет, что и сверхчестный, и
архиобразованный человек (именно таким и был Александр Мень) может
верить во что угодно, ибо, во-первых, честность нисколько не
препятствует внушаемости, сиречь вероспособности, а наоборот, с этим
свойством органически сопряжена. Честные и порядочные, чистые душой
люди веровали и в Христа, и в Будду, и в Аллаха, и в Иегову, и в
Маркса с его коммунизмом, и в Сталина, и в Гитлера, между прочим,
тоже, было и такое. Честный человек обыкновенно доверчив и имеет
склонность честно заблуждаться, вы не забыли?.. А энергия
заблуждения, как заметил Толстой, есть основной движитель истории
человеков.
Вот и во-вторых: глубинные основания веры
иррациональны, не связаны или не напрямую связаны с логикой фактов,
со знаниями, и тем отличаются от того, что называется "убеждениями".
Вера может противоречить и знаниям, и сознательным убеждениям, эти
ножницы наблюдаются на каждом шагу. И что самое интересное -
иррациональная вера иногда может, при всей видимой нелепости,
подходить ближе к истине, чем гора тысячу раз признанных,
повторенных и несомненных фактов...
>
Не понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и христианином
Жаль, Илья, что не довелось вам встречаться,
как мне, с Александром Менем вживую. Вы бы, если только не слепы, с
одного взгляда такую возможность постигли.
***
тропинки к Тебе начинаются всюду
концов не имеют
смертному в джунглях земных
суждено заблудиться
ищут Тебя молодые
ответствуют старцы будто нашли
а в душе безнадежность
видишь Ты каждого путь
знаешь заранее
кто забредет на болото
кто в ледяную пустыню
кто обезумев в тоске
и Тебя проклиная
себя уничтожит
слышишь Ты каждого
слышишь извечное вопрошанье
зачем сотворенные радостью
превращаются в скучных чудовищ
зачем ложь производят из веры
насилие из свободы
зачем этот ужас творят из любви
ищешь Ты в чем ошибка
просишь снова и снова
каждого просишь
НАЙДИ
***
Вера есть, вот она, Вера моя.
Но не может Мысль поклониться ей.
Вот она, моя Мысль.
Две гордячки, Вера и Мысль.
Не уступают друг дружке.
Никак не мирятся. И не желают встречаться.
Столкнувшись, норовят сразу же уничтожить одна другую.
Потом опять расползаются по углам...
Не могу ни бездумно верить,
ни думать безверно, бездушно думать...
Не получается у меня благоговение на коленях,
прыжок вполовинку, как задается -
не удается.
Кто звал меня?.. Кто пути перекрыл?..
Мыслью Ты меня одарил,
чтобы отличать веру от самообмана - и вот
не пойму: то ли думаю слишком рьяно,
то ли верую слишком пьяно,
то ли наоборот?..
***
...и возлюбил я пристальность
и учусь взгляд задерживать
взлетать истинно
можно только ежели спотыкаешься при ходьбе
если и вздох каждый как роды труден
больше верю Тебе
меньше людям
особенно с наступлением темноты
верю верю
что близок Ты
в мировом месиве гениев
и кретинов
Твою играющих роль
есть знамение
есть пароль |