**
Если вы москвич или будете когда-либо в Москве
- найдите эту улочку: Россолимо, дом № 11, зайдите во двор...
Отыскать легко: метро "Парк культуры" или
"Фрунзенская", рядом с известной всем жителям этих мест улицей Льва
Толстого.
Там, за воротами, в дальней глубине длинного
подъездного двора вас встретит Сергей Сергеевич.
Я не только о большелобом бородатом бюсте на
постаменте с цветочной клумбой - не только... У Корсакова и в самом
деле была такая скульптурная, дивная, патриархально-величественная
голова, и бюст сам по себе хорош, на нем четырехлапое добавление к
имени: УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, ПСИХИАТР, ГУМАНИСТ - правильно и
неполно...
(Как
определить того, кто одним молчаливым взглядом мог успокоить самого
буйного психотика, одной краткой беседой снять безумную тоску,
душевную боль?.. Того единственного, при ком в сумасшедшем доме
двери и окна оставались круглые сутки открытыми, и никто не убегал,
не буянил, ничего скверного не случалось?.. Того, кто в своем лице
сделал психиатрию психологичной, а психологию психотерапевтичной?..
Этого и поныне еще нет нигде в мире как действующей системы - видно,
не тиражируемо... )
Душа этого гения человечности в тонкой
физической ощутимости витает в подвижном пульсирующем пространстве,
образуемом открыванием двери ЕГО клиники - подчеркиваю: ЕГО, а не
просто имени.
Дверь, важно заметить, входная и выходная,
выход там же, где вход, что характерно для положений, кажущихся
безвыходными.
В саму клинику психиатрии Московской
Медицинской Академии (в мое студенческое и аспирантское время - 1го
Мединститута, а в корсаковское, оно же чеховское и толстовское -
Московского Университета) я вас, понятно, не приглашаю, хотя, если б
меня лично спросили, куда бы ты предпочел поместиться в случае
катаклизменного съезда крыши или просто так, маленько отдохнуть от
себя, я бы не раздумывая назвал это место.
Не потому, что как-то особенно тут хорошо лечат
или лучше относятся к пациентам, чем в прочих подобных заведениях, -
если это и так, то ныне, увы, только на малую долю, и все, как и
всюду, зависит от того, к какому конкретно доктору и какой смене
сестринской попадешь.
И не потому, что стены здесь еще той, старинной
кирпичной кладки благородно-утемненного цвета; не потому - хотя это
очень важно - что смотрят на все стороны крупные красивые окна
итальянского типа, а над просторными кроватями пациентов - высокие
потолки с угловыми закруглениями и бордюрной лепниной. Не потому
даже, что есть у клиники свой прекрасный сад, отъединенный от
городского снованья и шума, а на втором этаже - библиотека с
остатками старых книг на множестве языков и аудитория с превосходным
древним роялем, за коим провел я немало импровизационных часов
долгими дежурственными вечерами...
А потому, что ОН здесь живет и сейчас.
Первоустроитель, настоящий хозяин, отец дела.
Доказать это, конечно, нельзя. Только
догадываться и чувствовать: есть надпространственная и
сквозьвременная связь личности и ее обиталища, дома и духа - тем
более, если дух обладал мощнейшей нравственно-творческой энергией и
вовсю ее развивал, вкладывал себя целиком в каждое прожитое
мгновение. Дом хранит и воспроизводит эти плодоносные импульсы даже
и в ту пору, когда давно заселен чужеродьем, разворован, загажен...
**
Что такое 150 лет на историческом циферблате? -
Какие-нибудь полторы минутки... Люди, жившие биохронологически
дольше этого срока, есть и на моей памяти. Корсакову же на
вселенский взлет могучего мозга было отпущено всего 46, на год
меньше другого его гениального современника и почти ровесника
Владимира Соловьева, умершего с ним в тот же 1900-й.
Племя духовных богатырей населяло в то время
культуру российскую ("Богатыри - не вы", помните?..), и целые
выводки их гнездились нередко буквально на одном пятачке.
Символичный факт: соседом корсаковской обители
был Лев Толстой, чья московская усадьба на улице, носящей сейчас его
имя, располагалась вплотную к саду психиатрической клиники, с общим
забором из вот этого самого благородного кирпича, он там и ныне...
Случалось, на забор этот, не очень высокий, взбирались толстовские
ребятишки, числом немалые, а с другой стороны подходили корсаковские
больные, происходило общение...
Сумасшедшие - самые интересные собеседники, это
знают и взрослые, а уж дети подавно.
Сам граф хаживал в гости в клинику, беседовал с
Корсаковым и пациентами, посещал концерты, устраивавшиеся в
аудитории для больных и врачей, присутствовал на лечебных сеансах
гипноза. После наблюдения одного из сеансов записал в дневнике, что
гипнотическое состояние у взрослого - как раз то, в котором обычно,
нормально пребывает ребенок: полное, безграничное доверие бытию и
другому человеку, абсолютная вера...
А доктору Корсакову, заметил Толстой, многие
его пациенты так верят и без гипноза, потому что хороший он человек,
умеет беседовать и всецело проникнуться душой своего визави, даже
если тот несет чушь, болезненно возбужден или не произносит ни
слова.
Эта же клиника, важно припомнить, навела Льва
Николаевича на определение сущности всякой психолечебницы: "место,
где больные общераспространенными видами сумасшествия держат больных
с более редкими формами". Уж припечатал так припечатал - но ведь и
себя самого из числа "общераспространенных" не исключил...
**
О Корсакове знают что-то и помнят очень
немногие. Это закономерно и несправедливо. Две дополнительные
причины, кроме исторически и психологически общепонятных, еще вот
какие.
Первая: психиатрия - один из отрицательных
заповедников человечества, табуированная тема. Область жизни,
огромная по реальному значению (с высокой статистической
вероятностью в каждом роду и каждой семье кто-нибудь, а то и
несколько человек или даже все проявленно или скрыто отклоняются от
социально-психической нормы), но, наподобие смерти, всеми правдами и
неправдами вытесняемая из фокуса общественного сознания, из области
хотя бы относительного здравомыслия... Нет, не то чтоб запрет (хотя
попробовал бы кто-нибудь в сталинские времена отнести слово
"паранойя" к чему-нибудь хоть отдаленно намекающему на политику и
идеологию!) - нет, даже наоборот - непрестанный источник "жареного"
для искусства, сенсаций и скандалов для журналистики, но... Смотрите
выше определение психушки графом Толстым.
Вторая: сам Корсаков, при всей своей наружной
живописности и вездесущной деятельности был человеком феноменально
скромным, совершенно антипоказушным, антираскруточным. Целомудренный
аскет, бессеребреник. Жизнь простая, прямая, стремительная, как
стрела. Все, что делал доброго, а это было огромно, делать старался
не называя себя, скрываясь от публичности. И хотя все равно попал в
знаменитости, даже и жизнь-на-виду сумел отмагнитить от "я", от
самости - стал лишь маленькой тихой тенью своих дел...
В послежизнии люди такого склада (сравнимая
фигура - доктор Гааз) живут малозаметно, почти неуследимо, зато
вечно.
До скорых новых встреч, милые мои друзья.
Всего светлого! |