Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Давид. Псалом 138
Есть
слова в русском языке, заключающие в себе тома
научных исследований, университеты и академии,
поэмы и эпопеи.
Бездну
смыслов содержит простое, знакомое всем -
отдых.
Приставка
от - расставание, отделение (от-пустить,
от-дать, от-стать). Корень дых - от дыхания.
ГИД
- Отдых, стало быть, - это состояние, при
котором мы от-пускаем свое дыхание?..
-
Можно и так понимать, что во время отдыха мы
занимаемся своим дыханием как таковым,
от-дышиваемся, и этого довольно для нас. В
контексте угадываются времена, когда работа
была только физической, задыхательной...
-
Душа, дух - от того же корня, и воз-дух тоже.
От-душина, во-одушевление, вдох-новение...
-
Да, не просто одним из признаков жизни стало
дыхание, но ее символом, ключевым образом - и
притом жизни не только вещественной. Душа,
дух, духовность - взяв от природной жизни
дыхание, унесли его в Вечность, в космическую
Всецельность, уже неподвластную ни
пространству, ни времени.
-
А вначале, как сказано, было Слово...
-
Ежели так, то Слову непременно предшествовало
Дыхание - ибо Слово и есть озвученное Дыхание
- Дыхание-жест, Дыхание-знак, несущее Смысл.
Первое
дыхание новорожденного - дыхание-крик - уже и
сигнал, призыв, пробудитель родительства,
требование заботы, мольба о любви. И дальше -
дыхание-плач, дыхание-лепет, дыхание-смех, и,
наконец, первые попытки дыхания-речи...
Дыхание
всегда слышно - тихо ли, громко ли. А слышимо
оно потому, что на пути движения воздуха,
которым мы дышим, внутри нас есть звукородные
препятствия, из которых главные - гортань с
голосовыми связками, язык, нёбо, зубы и губы.
Звук порождается сопротивлением движению.
Управляемый поток этих сопротивлений и стал
жизненной музыкой: речью и пением.
Древний могучий посредник между живыми:
перемена дыхания - всегда подготовка к
каким-то ближайшим серьезным событиям и
одновременно сигнал, знак другим живущим.
Попробуем подышать часто и шумно поблизости от
своей собаки, с хрипом и присвистом, будто у
нас сильная внезапная одышка... Ручаюсь - если
собака нормальная - заволнуется, засуетится,
постарается облизать, может быть, даже
заскулит и завоет.
-
Биология сострадания?
-
Да, так же взволнованно поведет себя обезьяна,
так же и хорек, попугай, и даже
самодостаточная эгоцентричная кошка может
прибежать и попытаться утешить вас...
Общаясь,
мы считываем друг у друга дыхание - слышим его
в интонациях и тембрах голоса, воспринимаем по
радио и по телефону, ловим, даже ничего
другого не понимая, тончайшие
дыхательно-звуковые нюансы симпатий и
антипатий, искренности и лжи...
Люди,
повышенно чуткие к настроениям, чувствам и
мыслям других, так называемые медиумические
натуры, имеют - это я понял по множеству
наблюдений, в том числе и на сеансах гипноза,
- особо развитый дыхательный слух, по остроте
сравнимый с собачьим нюхом. А часто плюс к
тому и что-то еще, похожее на телепатию...
Оживание: служба Вечности
Довольно
долго можно не есть, не пить, не спать, не
двигаться, не общаться, не размножаться, не
пИсать-не какать, не мыслить, не получать
зарплату...
И
только два жизненных дела нельзя прерывать или
откладывать больше чем на несколько минут:
кровообращение и дыхание.
Двуединый мотор-насос Сердце-Легкие,
управляемый своим мозговым центром, должен
трудиться бессменно и бесперебойно - ради
возможности продолжать жить всему.
Непрестанная реанимация: нельзя дать погаснуть
пламени Жизни!
-
Мой друг потерял отца из-за того, что машина
реанимации, мчавшаяся к нему, угодила в пробку
и пробиралась окольным путем всего лишь восемь
лишних минут...
-
Дыхание есть наш двигатель внутреннего
сгорания: освобождает энергию
жизнедеятельности.
Там,
в себе - мы непрестанно горим-сгораем, и вот
почему так завораживает зрелище огня внешнего,
это ведь образ того, что происходит у нас
внутри!..
У
дыхания, как и у сердца, можно учиться жить и
работать: это образец совершенного целевого
действия, полного соответствия замысла и
исполнения. Все сокровенные тайны жизни, все
составляющие ее чуда, все основы бессмертия
собрались тут и работают зримо и слышимо,
обоняемо и осязаемо!..
выдох и вдох -
спряталась между ними
вечность
Тайша
Дышать - это слишком просто?
Дорожка
к Себе через дыхание может быть очень короткой
- мгновенно: вздохнул - ожил... Еще вздохнул -
изменил самочувствие; вдохнул-выдохнул пару
раз - и уже в ином настроении; подышал еще
чуть иначе - и по-другому мыслишь...
Ну а если научишься по-хозяйски дыханием
править - сможешь себе и здоровья прибавить, и
характер переменить, и с уходом повременить...
Если войдешь со своим дыханием в понимающее
общение - выйдешь в высшее измерение... Так же
просто через дыхание нас уязвить, заразить,
отравить, одурманить, убить. Удушить Геркулеса
- силы даже не требуется, только знать где
зажать-задержать, только миг...
Близко,
предельно близко - дыхание всегда с нами, в
нас - и ускользает от удивления, уходит от
наблюдения; все невероятно легко - ну чего,
казалось бы, проще: вдохнуть и выдохнуть?
Вот
почему великие и вседоступные возможности
оздоровиться через дыхание, наладиться,
укрепиться, развиться - мы, как правило, не
используем, даже не подозреваем о них.
Типичная полупроизвольная функция
Верхний,
сознательный уровень будто бы целиком в нашей
власти (им ведает кора мозга): управляя
дыханием, управляем и голосом, речью,
вниманием, мыслями. Делай, что хочешь:
замедляй, ускоряй, задерживай, хоть совсем не
дыши... Ан нет.
Есть предел, за которым неудержимо включается
насильственный импульс. Сколько ни тренируй
задержку, приходит миг, когда судорога,
посылаемая дыхательным центром мозга,
заставляет произвести вдох, иначе отключка
и...
Углубленно-усиленное
дыхание - гипервентиляция - тоже в конце
концов может закончиться потерей сознания...
Неблагополучие организма, эмоциональная
вспышка - и произвольное управление дыханием
потеряно: одышка, астматический приступ,
судорожный плач или смех... Приступ плача,
рыдания, большая истерика - почти всегда
начинаются с шумного, судорожного придыхания,
а эпилептический припадок - с дыхательной
судороги, вызывающей иногда жуткий звериный
крик...
-
Плач и смех каждый день вокруг нас и в нас - а
до сих пор толком не поняты. Что это и
зачем?..
-
Этими двумя способами через мощные развертки
дыхательно-голосовых судорог разряжаются
эмоциональные напряжения разных знаков -
выдышиваются, озвучивая себя, наши Ад и Рай.
-
Но и от счастья плачут, и в пароксизмах
наслаждений рыдают, и смех бывает трагическим,
и сотрясения плача подчас переходят в хохот!..
-
Это потому, что центры того и другого в мозгу
очень плотно упакованы совсем рядышком и оба
замыкаются через центр дыхательный.
Крылья души: дыхание и характер
У
Бунина есть рассказ «Легкое дыхание» - о
прекрасной юной женщине, воплощении
женственности, с характером полетным и
беззащитным... Как верно великий наблюдатель
углядел связку плотского и душевного, телесные
крылья души!..
Связь
дыхания и характера очевидна; однако все, что
можно об этом сказать, должно быть освобождено
от претензий на научную строгость - картина
действительности слишком многообразна.
Частые
резкие вдохи, энергичные выдохи
- кто перед нами?.. Если не рядовой невротик
смешанного темперамента, готовящийся,
например, к решающему свиданию или к встрече с
начальством - то просто холерик.
Раздражителен, нетерпелив, жизнь ярит и
гневит, вот и нужно этот заряд, то и дело
накапливающийся, из себя выдыхать.
Всегда
наготове негодующее изумление: короткий
прихрюк с неглубоким вдохом и - маятник вниз -
быстрый выдох, обрывок фырканья...
Дышит
легко и часто общительная сангвиническая
толстушка, болтушка и хохотушка. Дышит в
основном верхней частью бронхолегочного древа,
поскольку нижняя основательно поджимается
изнутри высоким брюшком и его содержимым.
Заметно иногда даже, как при выдохе слегка
раздуваются щечки...
При
такой конституции дыхание обычно не
зажимается, голос подается свободно, интонации
доходчивы, мелодичны, закруглены. Дай Бог
тебе, пышечка, избежать раннего холецистита,
срединной депрессии и поздней гипертонии!..
Шумное,
сопящее дыхание (если исключить болезнь)
выдает человека напряженных влечений, тяжелого
нрава, подозрительного, но где-то и
добродушного тугодума - изначально флегматика.
Жизнь
много раз ставила ему подножки, устраивала
западни, жалила - ну и достала в конце концов,
уже навсегда достала...
Зажатые
вдохи, словно скрипящие ржавые тормоза, такие
же выдохи... На лицо можно уже не смотреть
и не слушать слов.
Меланхолик. Пессимист и зануда, может быть,
гениальный (тем хуже), всю жизнь живущий с
депрессией как с родной матерью и любимой
женой. Очень любит себя, но не пользуется
взаимностью.
Дыхание
мощное, ровное и глубокое, как у хорошего
океанского теплохода, принадлежит уверенному и
бодрому, неистощимо оптимистичному экземпляру
породы, которую Эрнест Кречмер наименовал:
«конституциональный гипоманиак».
Врожденно-везучие люди, почти постоянно
живущие на подъемной фазе большого
маниакально-депрессивного эмоционального
цикла.
(Иногда
госпожа-депрессия добирается и до них - тогда
дыхание замерзает...)
Типичный
же среднекалиберный деловой сангвиничек дышит
примерно так, как едет свежерастаможенный
легковой автомобиль марки «Ауди», а если дела
успешны, то, пожалуй, и «Шевроле»...
Отчего портится почерк дыхания
дыхательные зажимы
Ограниченность
власти сознательной воли над нашим дыханием
проявляется постоянно.
Бессознательные
влияния проникают и в самый «верх» - в уровни,
казалось бы, вполне осознанного самоконтроля:
в речь, в интонации, в обычное спокойное
дыхание - и пронизывают произвольные действия
тонкими автоматизмами: как акцент в
произношении, как манера жестикулировать и
смеяться, как походка, как почерк -
попробуй-ка измени!..
Чуть
напряг внимание, слегка призадумался или
озаботился - дыхание затаилось...
Чуть
больше напряг, с прибавкою некоего чувства -
задержка... (А потом - пф-ф-фффф... - сброс,
словно пар выпустил...)
При
всяком внутреннем напряжении, при работе
физической и умственной, при общении - наше
дыхание, словно море под ветром, меняет свое
поведение: то ослабляется, то усиливается, то
учащается, то урежается, клонится то к одышке,
то к мертвому штилю, то к спазматическому
стеснению... (Вспомним еще «равнодушие» и «не
ровно дышит»).
При
самых же длительных, устоявшихся психических
напряжениях - они и суть наши душевные
состояния - меняется не частота и не глубина,
а ТОНУС - точней, тонический временной рисунок
- осанка и походка дыхания, его почерк.
Внешне это может и не проявиться, разве только
для изощренного наблюдателя.
А
иногда вполне явственно: человек и дышит, и
разговаривает зажато. Дыхание
напряженно-стиснуто, словно натянуто или
встопорщено...
Как
бывают люди тонически-сутулые, в-себя-вжатые,
или наоборот, деревянно-прямые, от себя будто
бы отслоенные и закованные в свои прямизны,
или ни-так-ни-сяк-перекошенные, скособоченные
- так и дыхания бывают скукоженные,
перекореженные...
Этих
зажимов, замков, стяжек, удавок и прочая в
дыхании столько же, сколько их, как мы знаем
уже, в телесной мускулатуре. Да и немудрено,
ведь дыхание тоже осуществляется мышцами.
Вот
красивая женшина с принужденной маскообразной
улыбкой, с быстрой и тихой речью на одной
ноте. Ее смех пронзительно-высок,
напряженно-сдавлен и резок, как автомобильный
клаксон. Зажим дыхания постоянный, как бы
блуждающий с этажа на этаж: подзажимаются то
малые, то большие бронхи с трахеей, то мышцы
гортанно-глоточного кольца, то даже ноздри...
Проблемы с общением - трудно раскрыться и
душою, и телом, трудно с мужчинами...
Вот
мощный высокий парень, спортсмен, каратист с
черным поясом, почти постоянно испытывающий
подавленность и тоскливое беспокойство с
чувством стесненья в груди. Голос не
соответствует комплекции: вместо ожидаемого
могучего баритонобаса - тощенький тенорок...
Грозный боец, но изгнать из себя въевшийся
подростковый страх все равно не может, время
от времени выпадает в запои...
Незадачливый
богатырь не подозревает, что главные
исполнители жалкого состояния его души -
мелкие мышцы бронхов и голосовых связок, да
еще диафрагма, приплющенная к низу грудной
клетки, словно глубоководная камбала.
Тонус-почерк
дыхания изменить так же трудно, как почерк
письма, как осанку, походку, манеру
жестикулировать. Но не безнадежно трудно...
Что такое дыхательная тонопластика
Всю
жизнь мы питаемся Небом - и Неба не убывает.
Нужна только пространственная открытость ему -
доступ воздуха.
Дыхание
- питание Небом, не позабудем!..
-
Я читал: в мире нынче в ходу более трехсот
различных дыхательных техник для самых разных
целей. Чего стоит одно только знаменитое
холотропное дыхание... Но почему-то у меня
лично к таким техникам душа не лежит - то ли
лень, то ли опаска... Что главное в самоработе
с дыханием?
-
Как и в работе с мышцами - сперва не
полениться побольше узнать, понаблюдать и
помыслить.
Прочувствовать
суть - тогда все само получится.
Поле
деятельности благодатное: сосредоточиться на
дыхании очень легко. Так же легко от него
отвлечься, довериться своему дыханию. Легко
дыханием и управлять, и быть им управляемым.
Дыхание,
с которым достигнуто взаимопонимание и
гармоническое взаимодействие, хорошо
воспитанное дыхание - великое благо. Путь к
этому - воспитание своего дыхания,
проникновенное общение с ним (а не мифическое
«овладение») - это и есть дыхательная
тонопластика.
Осознание обыкновенного
предварительные наблюдения
Мы
не замечаем, что говорим прозой. Не замечаем,
что управляемся земным притяжением и от него
зависим. Не замечаем, что дышим воздухом.
Пока
не приспичит, не замечаем и КАК мы дышим.
Дыхательный автопортрет
познание своего дыхания
Зачем.
Чтобы прочувствовать и понять себя.
Как
действуют на мое дыхание - нагрузки физические
и умственные, климат, погода, качество
воздуха, положение тела, степень и характер
подвижности, диета, степень наполнения желудка
и кишечника, настроение, состояние духа, те
или иные ситуации общения?.. Состояние самих
дыхательных путей...
Где,
когда, почему мне дышится свободнее, легче,
приятнее, лучше? Где, когда, почему - труднее,
неприятнее, хуже?.. От чего дыхание мое
стесняется, сдавливается, зажимается?.. Почему
меняется звучание моего голоса, речи? С чем
это бывает связано?
Для
кого-то имеет значение освещение и цветовая
гамма помещения, кто-то «дыхательно
чувствителен» к музыке, к звукам, кто-то - и
таких немало - дыхательный аллергик по
отношению к разным примесям в воздухе, к
запахам, иногда ничтожнейшим...
Как
я дышу, когда говорю? - когда собираюсь
говорить? - когда думаю? - когда вспоминаю?
Когда
пытаюсь забыть?..
Как
произвожу посыл воздуха через гортань, рот и
нос при речи, обращенной к обычному
собеседнику? - к высокозначимому
собеседнику?..
Как
дышу, когда плачу или когда только хочется
плакать, когда боюсь, когда волнуюсь и
напрягаюсь, когда гневаюсь, когда отчаиваюсь,
когда успокаиваюсь, когда радуюсь, когда
смеюсь?..
Как
дышат другие люди? - Как все это происходит у
них? - Вот у этого конкретного человека -
какие можно заметить особенности дыхания,
какие изменения в разных обстоятельствах,
настроениях?..
Собрать
такие вот наблюдения - о себе и других,
рассмотреть, обдумать - уже большой куш для
самоработы, для многих выводов и находок...
-
А как избежать «эффекта сороконожки», которая,
по известной притче, задумавшись, как у нее
получается ходить, ходить разучилась? Не
получится ли, что разучишься дышать?
-
Разучиться дышать не получится, даже если
очень захочется, - как невозможно разучиться
моргать.
А
вот разучиться дышать плохо, научившись дышать
хорошо - возможно вполне!
Из чего образуются языки дыхания
Дыхание,
как и сердцебиение, - дело
непрестанно-прерывистое, постоянное в
непостоянстве.
Каждый
цикл - вдоховыдох - состоит из трех фаз:
активной (вдох), полупассивной (выдох) и
пассивной вполне (пауза).
Природный образчик того, из каких составляющих
должна складываться и вся наша жизнь.
В
каждую можно вносить разные изменения:
задержки, замедления-ускорения,
усиления-ослабления, разные сочетания того и
другого...
Мы
это и делаем, когда дышим, работаем,
разговариваем, поем... Все дыхательные техники
строятся как разные языки из сочетаний одних и
тех же немногих звуков - из разным образом
измененных первокирпичиков: этих вот трех фаз
дыхания.
Подыши от души
опыт сознательного дыхательного разнообразия
Не
особо усердствуя, играючи испытаем возможности
произвольно дышать так, дышать эдак или иначе,
либо совсем иначе - дышать по-разному.
Общий
смысл.
Изучаем инструментарий дыхательного
самовладения, чтобы им с толком пользоваться.
Задержка
на паузе.
Попробуем после обычного выдоха дыхание
задержать - подождем делать следующий вдох и
почувствуем, что происходит...
Вот
все спокойно - тело и мозг еще имеют в себе
достаточный запас кислорода от предыдущего
цикла...
Вот
хочется уже вдохнуть - чуть подержим еще
паузу, чуть подробней прочувствуем внутреннее
повеление...
Все
отчетливее... Все настойчивей...
Вот
трудно уже удержать - и теперь наконец
вдохнем...
Сам
собой вдох получается полным, глубоким...
Возможно,
захочется и еще раз-другой вдохнуть глубже и
посвободней выдохнуть...
-
Как самочувствие?..
-
Вроде бы чуть полегчало вот тут, в груди...
Как-то поспокойнее на душе...
-
А вот почему: практически мы сознательно
воспроизвели сейчас обычный бессознательный
вздох облегчения. Задержка на паузе помогает
прочувствовать, что происходит, когда мы
испытываем чувство затруднения, стеснения,
скованности, чувство вины; когда нетерпеливо
ожидаем чего-то или пытаемся преодолеть
трудность сосредоточения...
И она же, осознанная задержка с последующим
осознанным вдохом, может помочь быстро
изменить свое состояние. Полный вдох и выдох
после задержки как бы подводит черту под
только что истекшим отрезком времени - все!
Начинаем сначала, живем заново!..
Разнообразие
вдоха.
Можно вдыхать воздух изо всех сил, наполнять
им легкие полностью, до отказа - а можно
вдыхать только чуть-чуть... Пробуем так и
эдак...
...Вдохнуть
через нос или через рот... Пробуем...
...Вдыхать, заполняя сначала воздухом нижние
отделы легких (брюшное дыхание) - или наоборот
- начать с верхней половины груди...
Пробуем...
...Вдыхать можно резко и быстро, а можно
растянуто, медленно, очень медленно... Пробуем
то и другое...
...Вдох может быть прерывистым или плавным,
поверхностным или глубоким... Опробуем и
такой, и другой...
...Начало вдоха может быть медленно-плавным,
середина резко-прерывистой, завершение -
безусильным, а в самом конце можно еще успеть
поиграть мышцами живота и, чуть натужившись,
надуть щеки...
...Пробуем это, пробуем еще по-другому...
...Заранее делая себе «заказы», напрягаем
и\или расслабляем во время вдохов любые мышцы
тела...
- ...Уф-ф, ну и дела!.. Словно раз
десять облетел вокруг земли, побывав в разных
странах - какой-то калейдоскоп состояний!..
Никогда не предполагал, что за пять минут
можно испытать столько разнообразнейших
самочувствий!..
-
Вы включали в себе МУЗЫКУ этих самочувствий.
Изменяя дыхание, можно и впрямь побывать в
разных мирах и даже не узнать в них себя...
Хотите еще?..
Разнообразие выдоха.
Выдохнем медленно-медленно... А теперь
спокойно вдохнем - и выдохнем очень быстро!
Резко! - Заметим разницу в самочувствиях...
...Опять обычно-спокойно вдохнем - а выдыхать
будем через нос прерывисто, с маленькими
задержками...
...Так же, но через рот... Медленно, губы
трубочкой...
...С надуванием щек...
...Со свистом...
...С одновременным верчением головой...
...Начало выдоха резкое, середина плавная, а
заверше...
-
Подождите! Владимир Львович, а можно я дальше
поимпровизирую сам? У меня есть кое-какие
личные, я сказал бы, интимные варианты...
-
Импровизировать можно, и даже нужно. Через
дыхание можно менять не только свой тонус и
самочувствие, но и мировоззрение...
Разнообразие ритмомелодий, рисунков дыхания
По-разному
дыша, мы действительно попадаем если не в
разные миры, то в разные измерения своей жизни
- преображаемся изнутри.
Если,
например, выдох растянут, неполон, да еще и
при поверхностном и неполном вдохе
(парадоксальное лечебное дыхание Бутейко) - в
крови у нас оказывается больше углекислоты,
чем обычно, а кислорода меньше, но ненадолго.
Тут же на это реагирует мозг, все ткани тела и
сама кровь: кислорода меньше, зато лучше
усваивается - каждый эритроцит работает, как
пчела!..
-
А что это дает?
-
Оздоровление. Человек получает хорошие шансы
распрощаться навсегда с астмой, язвой и
многими другими болячками.
Становится
намного спокойнее.
Если
же, наоборот, вдох быстр, энергичен и
совершается при дополнительном мышечном
усилии, повышающем давление воздуха в легких
(лечебная дыхательная гимнастика
Стрельниковой), - кислород поступает в кровь
интенсивно, дыхательные пути дают мозгу
повышенную обратную связь - а как следствие:
повышается тонус, улучшается настроение,
появляется уверенность, быстрота соображения,
легкость переключений (гимнастика
Стрельниковой ведет начало от актерского
тренинга) - а заодно тоже улучшается
здоровье!..
Перевести дух
свобода дыхания - вход
Смысл.
Освобождая дыхание, освобождаем Себя.
Образец:
каждому знаком вздох, «перевод духа» -
естественное непроизвольное действие. Так
вздыхают и дети, и звери, даже лягушки и
черепахи...
Так мы снимаем, выбрасываем, выдыхаем из
себя уже не нужные напряжения, и каждый такой
вздох рождает мгновенное успокоение,
освежение...
Этот миг мы и сделаем полезной
привычкой.
-
Вот прямо сейчас - отвлечемся от чтения и,
отложив книгу, - вздохнем свободно-свободно,
совсем свободно...позволим себе это...
Вот-вот... Ну - еще... И еще... Да–да - и
потянуться можно, и плечи, и грудь расправить,
и - ... Вот-вот-вот... И зевнуть тоже можно...
Вот так, да...
-
А-а-а... И правда ведь - только когда свободно
вздохнешь...зевнешь... когда это себе
позволишь - тогда и заметишь, что до того
дыхание было зажато! - стеснено, стиснуто -
как под прессом!..
Сколько же таких облегчительных вздохов
или зевков необходимо делать в течение дня?
-
Смотря каковы ваши цели. И вы - смотря каковы.
-
Каков я, вы более или менее представляете... А
цель самая скромная: чувствовать себя
по-человечески, иметь настроение жить...
Освобождение дыхания
свобода дыхания - парадная лестница
Задача.
Позволить своему дыханию освободиться.
Смысл.
Уже ясен.
Сколько
времени это может занять.
От пары минут или даже секунд до (изредка)
пары часов. Время свободы дыхания вообще лучше
не ограничивать.
Сядем или ляжем удобно; можно и стоя, а
очень здорово - на ходу, на прогулке. Глаза,
если сидим или лежим, можно закрыть; на ходу
лучше, пожалуй, не закрывать...
Желательно, чтобы одежда была свободной
или, по крайней мере, не сдавливала грудную
клетку, живот, шею и плечи.
Если ощущаются где-либо в теле
явственные мышечные зажимы, в течение
нескольких секунд попробуем хотя бы вчерне
сбросить, стряхнуть их, отпустить свое тело...
...А теперь начинаем дышать, просто
дышать -
отпускаем
свое дыхание...
Сделаем сперва самый обычный вздох
облегчения - позволим себе его, пускай он
произойдет сам - как получится, без особых
стараний - лишь легкое доверчивое внимание к
своему дыханию...
Так... Вот так...
Выждем теперь, выдержим естественную
паузу между выдохом и следующим вдохом - до
тех пор, пока снова не захочется вздохнуть - и
еще раз вздохнем - с тем же доверчивым
вниманием - облегченно вздохнем...
И еще... И еще... Дышим свободно в обычном для
нас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая
- ничего искусственного... Дышим свободно,
просто свободно... Достаточно для нас, легко и
довольно - дышать свободно, дыхание отпустить
на волю...
Через некоторое время дыхание само собой
несколько замедлится и углубится, станет
ровнее...
Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела,
именно те, которые в этом нуждаются...
Возможно, возникнет и легкое ощущение тепла,
связанное с расслаблением сосудов...
Сердце входит в спокойный ритм...
Покой, ясная свежесть...
Приятная легкая отрешенность...
Уже дышится очень легко - и легко поверить,
что можно всегда дышать легко и свободно,
всегда свободно...
Так продолжается, так и будет дальше, так
будет...
На освобожденном дыхании - дальше, в жизнь...
Освобождение
дыхания может помочь сразу стать увереннее,
спокойнее, собраннее - и почувствовать себя
лучше, а может, даже чуть-чуть счастливее...
Ото
всей души желаю этого и вам, милые мои друзья,
- прямо сейчас - и дальше!..
Огня свечного полыхание,
громады моря колыхание,
дитя мгновения, дыхание,
ветров таинственная суть...
Хмельной трамвай
трясется бешено,
окно морозом занавешено,
народу всякого намешано
и многим хочется уснуть...
А я еще мальчишка
маленький,
на мне задрипанные валенки,
в окне я делаю проталинки,
чтобы увидеть что-нибудь...
В стекло дышать мне
очень нравится:
вот-вот - и кто-то там появится,
и добрым ангелом представится,
и всем покажет мир и путь…
Трамвай шатается, как пьяница,
Проталинка, как жизнь, туманится:
Не подышать - опять затянется,
И снова холод, мрак и жуть...
Составов дальних
громыхание,
ночницы сонное порхание,
стихи с участием дыхания,
свечное пламя... не забудь...
Всего светлого!
|