Сила, мало-помалу сливающаяся с небом,
- вот что такое дерево.
Таков и ты, дитя мое, человек.
Антуан де Сент Экзюпери
Здравствуйте, друзья. Макушку лета перевалили. Сладкие летние
деньки пока еще незаметно пошли на убыль, отпускной сезон только
разгорается. Я еще тоже себя не отпускал никуда, но скоро собираюсь,
хоть ненадолго. Считаю, что имею право: есть два крупных трудовых
приплода. Один - помянутая уже не раз книга "НЕ ТОЛЬКО ДЕПРЕССИЯ:
охота за настроением" - она уже печатается в типографии и через пару
тройку недель должна выйти в свет. А только что завершил еще одну
книгу, первую в своей новой серии "?ВОТ!", составленную из ста
одиннадцати избранных ВОТов - вопросов-ответов. Название книги -
"ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ". Почему именно такое и в чем состоят
требуемые от любви догадки - развернуто объясняется.
Сегодня
шлю некоторые из ВОТов, еще не помещенных в ВОТовский раздел сайта. В
книгу они тоже входят:
- Как
вернуть свою уникальность?
- Каковы причины невнимательности в работе и как их устранить?
- Как развивать свой дух?
- Как не стать мизантропом и циником будущему врачу?
КАК ВЕРНУТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ?
У Вас есть книга "Нестандартный ребенок". А я абсолютно
стандартный ребенок. Всегда устраивала всех. Как вернуть себе свою
уникальность? Как ее найти? Вообще это возможно в 30 лет?
Вы
ошибаетесь, вы не стандартный ребенок. И никогда им не были. Потому
что "стандартных" детей не бывает. Вы просто были удобным ребенком и
больше не хотите им оставаться. Уникальность ваша никуда не делась,
она с вами и в вас. Если человек хочет, он может в возрасте за
девяносто лет эту спящую уникальность разбудить и привести в действие.
Я знаю вживую такие случаи. Был хорошо знаком с женщиной, которая в
возрасте 96 лет издала свою первую книгу стихов, и прекрасную. Зовут
эту женщину Евгения Кунина, а книга ее стихов называется "Самое
дорогое".
Замечу
еще, что желание уникальности само по себе довольно стандартно. Не
кажется ли вам, что в действительности вы хотите только одного: стать
внутренне свободной? Самое главное, что для этого нужно - вера в то,
что это возможно, открытое сознание и доля решимости.
КАКОВЫ ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ И КАК ИХ
УСТРАНИТЬ?
Что является причиной невнимательности?
На работе совершаю ошибки из-за невнимательности.
Влияет ли на степень внимательности нехватка витаминов и
физической нагрузки, т.е. зависит ли внимательность от чего-либо?
И как можно исправить ситуацию к лучшему?
Внимательность зависит от очень многого, и причин
невнимательности может быть очень много - на разных уровнях.
Два
главных уровня: физиологический и психологический. Вот составности
физиологического уровня в неполном перечислении:
общий тонус
организма, зависящий, в свою очередь, от очень многого: питания, в том
числе витаминного, кислородно-ионного снабжения крови, а с ней - и
мозга, что обеспечивается и достаточным притоком свежего воздуха и
физическими нагрузками и разнообразием их;
гормональное
состояние: при нехватке, например, в крови гормона щитовидной железы
внимание очень быстро истощается и гаснет, а при переизбытке неутомимо
скачет с одного предмета на другой;
правильное
освещение рабочего места;
оптимальность
позы во время работы и возможность свободно менять положение тела,
чтобы отдыхали разные группы мышц и связок;
правильный
рабочий ритм: верное чередование усилий и перерывов, работы и отдыха;
правильное
согласование рабочей нагрузки с общей суточной ритмикой организма и
мозга: часто бывает, что человек работает просто в недостаточно
проснувшемся состоянии;
правильность
согласования рабочей нагрузки с различными функциями организма, как
то: степень голода - насыщения ("сытое брюхо к учению глухо", к работе
тоже не расположено, а с другой стороны и на шибко голодный желудок
тоже не очень-то поработаешь, особенно головой); освобождение
кишечника и мочевого пузыря - как ни прозаично это звучит, но это
много значит: я знаю многих людей, умственная работоспособность
которых критическим образом зависит от того, сходили ли они в туалет и
успешно ли;
хорошее
кровоснабжение мозга во время работы, обеспечиваемое и правильностью
рабочего положения, и заблаговременным снятием мышечно-связочных
зажимов, особенно в области шеи и шейно-головного сочленения, а также
и остальных мышц и суставов (об этом подробно рассказано в моем курсе
тонопластики, книга "Ближе к телу").
Это еще
не все по физиологии, но уже достаточно, чтобы вы смогли сами задаться
вопросами, что для вас из этого значимо и насколько. Понаблюдать,
поэкспериментировать и найти для себя оптимальный вариант или даже
целый набор их. Я думаю, что в любом случае поиск в этом направлении
вам поможет.
А на
психологическом уровне важнее всего ваша мотивированность к работе.
Она не должна быть ни низкой, это понятно, ни чересчур высокой, чтобы
не вводить вас в ступор сверхзначимости парадоксальным состоянием.
Важно, чтобы мотивация к работе была положительной, чтобы вы работали
не просто потому, что это надо, а потому, что это вам нравится или
обеспечивает нечто такое, что для вас важно и не просто важно, а
приятно и радостно. Ради любимого человека вычистишь и авгиевы
конюшни.
Опять же
спросите себя: как обстоит дело с мотивацией? Осознайте это по
возможности объективно.
Еще
важный момент: устранение монотонности и привнесение в работу игрового
и творческого начала. Здесь многое зависит от вашего воображения, от
навыков перевоплощения, смены внутренних ролей. Я об этом много писал
в "Искусстве быть другим".
Невнимательность в работе часто бывает вызвана внутренним
ролевым сопротивлением. Если вы подчиненный и исполняете работу по
заданию начальника или просто делаете какую-то заказную работу, либо,
скажем, работаете бухгалтером с каждодневной рутиной этой нелегкой
профессии, то ваш Внутренний Ребенок, который еще со школьных, а может
и детсадовских лет затаил в себе уйму сопротивления обязаловке, может
исподволь мешать вашей работе, то и дело отводя от нее внимание на
что-нибудь другое, более ему приятное. Если это так, то с Ребенком
нужно поговорить начистоту, а потом предложить ему какую-то игру, в
которой эту работу нужно выполнять. Можно и чередовать эти игры.
Это целое
искусство, которым интуитивно овладевают люди, хорошо справляющиеся с
работой, казалось бы, отчаянно скучной, но для них почему-то
интересной.
Наконец,
даже при высокой мотивированности к работе и полном ее ролевом приятии
ошибки невнимательности могут возникать, если общее ваше
психологическое состояние работе не способствует, если, что
называется, душа не на месте... Внимание может страдать, если мучает
какой-то неразрешенный конфликт, внутренний или связанный с какими-то
важными отношениями; если что-то исподволь сильно тревожит, если
гложет тоска, тяжелые воспоминания...
Полезно
будет составить табличку разноуровневых факторов, влияющих на ваше
внимание, и каждому попробовать выставить какой-то сравнительный балл
- положительный или отрицательный. Образца приводить не буду, лучше
это сделать так, как удобнее будет именно вам. Главное - увидеть перед
собой картину взаимодействия всех возможных влияний на ваше внимание,
и выделить в ней самое существенное - направление "основного удара".
Прочтя
все это, вы или кто-то другой подумает: а ведь у обычного человека
гораздо больше причин быть невнимательным в работе, чем внимательным.
Как еще мир держится? Как не падает каждый второй самолет? Как
получается, что не в каждом слове люди делают афрофрагические обишки?
Хотя я, бывает, получаю письма и с вот такими ошибками, которые только
что сделал, причем в каждом слове. И если вы сравните себя с другими,
то может быть, вдохновитесь тем, что до них вам еще далеко.
КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ ДУХ?
Как должно взрослому светскому человеку заботиться о развитии
духа?
Ваш
вопрос - не на одну книгу и, конечно, целиком я на него даже не
попытаюсь ответить, довольно будет уже и попытки оглядеть объем...
Хороший повод для освежения понятий "духовность", "дух", "духовное
развитие". Как и все ходовые понятия, и эти тоже обесцветились,
поизносились, зашаблонились, обездумились. А следовательно - потеряли
дух, если не испустили совсем...
Вы
называете себя (?) человеком светским, как я понял, не в значении
причастности к светским развлечениям или тому, что именуется
светскостью в отличие от затворничества, а в значении нецерковности
или даже нерелигиозности, атеизма.
Надо,
значит, определиться, что же такое дух для человека нерелигиозного,
неверующего. Есть ли у такого человека причастность к духовной жизни,
или, как полагают ревнители многих религий, духовность - прерогатива
только тех, кто верует, молится, совершает религиозные обряды, живет
по канонам религиозной конфессии? Есть, впрочем, и верующие люди,
среди христиан, в частности, которые убеждены, что и у неверующих есть
своя духовная жизнь, возможно, не менее насыщенная и высокая, чем у
верующих, только в других формах.
Такое расширенное понимание духовности было свойственно
Александру Меню, я в этом убедился при непосредственном общении с ним.
"Дух дышит, где хочет", - любил он повторять слова Христа.
Хотя при этом отец Александр все-таки был убежден, что вера в
Бога и воцерковление - если не единственный, то самый прямой путь
духовного развития и спасения души.
Как
"должно", вы спрашиваете, и мне хочется сразу же отвергнуть такую
постановку вопроса, сразу ощущаю сопротивление слову <должно> и
навязыванию роли ментора, ведающего, как должно... Всю жизнь ищу ответ
на ваш вопрос, но не в термине "должно", а - "можно". И в поисках
ответа перебираю в памяти имена тех, кто уже показал это собственной
жизнью - показал, как МОЖНО. Всех таких людей не перечислить. Их,
хочется сказать - слава Богу - много, безмерно разных. Искатели
истины, подвижники, гуманисты. Врачи, учителя, художники, писатели и
поэты, изобретатели...
С кого
начать список? С кого-то из древних?
Быть может, с Сократа? С царя Соломона? С императора Марка
Аврелия?
С гиганта духа Сенеки, воспитателя отморозка Нерона?..
Великий ученик великого Сократа Платон определял духовное
развитие как ступени постижения прекрасного, оно же и постижение
таинства любви - "эротическое развитие". "Эротическое", конечно, не в
смысле сексуальное, но и в том числе. Настройка души по божественному
камертону...
Пойдемте,
пожалуй, поближе к нам. Вот Федор Гааз - "святой доктор", немец по
происхождению, служивший в России тюремным врачом.
Излагать здесь его биографию невозможно, а как хочется, потому
что эта жизнь - просто идеальный образец того, как человек выстроил
свою жизнь по духу после того, как, по словам русского адвоката А. Ф.
Кони, "столкнувшись со страшным миром тюрем и пересылок, испытал
сильнейшее потрясение и навсегда перестал жить для себя".
Пожалуйста, почитайте о нем все, что только возможно. Его жизнь
должен знать каждый ребенок. На могиле доктора Гааза на Введенском
кладбище в Москве начертаны три слова, которые заключают в себе,
наверное, весь ответ, который мы ищем: "Спешите делать добро". Это его
слова. В точности по ним поступила, не зная их, в XX веке и мать
Тереза. Благополучная директриса католической школы для девочек
однажды купила на рынке дешевое сари и с двумя рупиями в кармане
растворилась в трущобах Калькутты...
Вот Лев
Толстой, преданный церковной анафеме, до сих пор не снятой. Можно ли
сказать, что Толстой был "светским человеком"? Да, я сказал бы так,
хотя он был верующим, христианином - но христианином по своему
собственному понятию. Как Толстой развивал свой дух? Размышлением и
писаниями, физическим трудом, деланием добрых дел, чтением, музыкой и
другими искусствами, общением с людьми, общением с природой,
молитвой... Это еще не все. Главное: общением с самим собой, с
сокровенным в себе. К этому и призывал путников, взыскующих духа.
Вот
Андрей Дмитриевич Сахаров. "Светским" ли он был человеком? Вот что он
сам говорит о своем религиозном чувстве:
"В
памяти моей живы воспоминания о посещениях церкви в детстве -
церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие
огоньки свечей, темные лики святых. Я помню какое-то особенно
радостное и светлое настроение моих родных - бабушки, мамы - при
возвращении из церкви после причастия. Сейчас я не знаю, в глубине
души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы,
мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно
сращены с государством или отличаются главным образом обрядовостью и
нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и
человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника
духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое
чувство можно назвать религиозным".
Вспомнилась на этих последних словах работа Виктора Франкла
"Бессознательный Бог внутри нас"... Сахаров почуял этого Бога
сознанием и ввел в диалог со своей критической мыслью. У кого
повернется язык назвать Сахарова человеком недуховным или с неразвитым
духом? По-моему, это один из чистейших образчиков и апостолов духа в
наше духовно-шизофреническое время. Заботился ли Сахаров о развитии
своего духа специально? Полагаю, что нет. Скорее, дух заботился о его
развитии. А Андрей Дмитриевич просто работал, был честным и не щадил
себя. Открытое сознание и открытая душа.
Вот,
может быть, и ответ. Специально заботиться о развитии духа не надо, а
стоит только позволять Духу заботиться о нашем развитии, Духу в лице
любой из своих ипостасей. Для кого-то это художник Боттичелли, для
кого-то писатель Толстой, для кого-то поэт Пушкин, для кого-то
иконописец Андрей Рублев, для кого-то церковное пение, для кого-то -
походы в горы, для кого-то изучение древних языков, для кого-то -
добровольческая работа в хосписе, а кому-то я мог бы сказать: слушайте
Баха - и этого довольно...
КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МИЗАНТРОПА И ЦИНИКА? (ВОПРОС
БУДУЩЕГО ВРАЧА)
Здравствуйте, Владимир Львович! Скажите, пожалуйста, как уйти от
недоброго, токсического циничного сарказма и подойти к светлой доброй
иронии? Как избавиться от цинизма, мизантропии и ненависти? Я
студент-медик, по сей причине сии приобретенные черты характера
особенно угнетают.
Как же я
вас понимаю, коллега. Почему я вас особенно понимаю, можно, наверное,
не объяснять? Прослужи столько лет психиатром...
Без шуток
же говоря, с вами все в порядке. Уже сама постановка задачи и ряд
самоопределений говорят о том, что там, внутри, у вас по нравственной
части все нормально. Хорошая критическая рефлексия. Совесть работает
как часы. А то, что с позитивом сосуществует внутренний негатив, с
белым - черное, и более того - поляризуется, сгущается в чернуху - это
закономерно.
Негатив можно с помощью наших же профессиональных средств
внимательно разглядеть, понять, откуда у него растут ножки и прочие
части - взять, так сказать, анализ душевного кала, микроскопировать и
подвергнуть воздействию нравственно-психологических реактивов. "Сии
черты - приобретенные", говорите, а когда и как приобретенные? По
какой цене?.. Кто-то шибко обижал в детстве или попозже? О чем-то
мечтал, а оно не сбылось? Особое уникальное сгущение сволочей на пути
жизненном? Какой-то реальный или мнимый физический недостаток?
Есть
немало занятий, при которых трудно не быть циничным и быть добрым.
Медицина - одно из них. И можно на ряде примеров увидеть, какими
путями представители нашей братии пытаются более или менее успешно
спасаться от "мизантропии и токсического циничного сарказма".
Доктор Чехов, не оставлявший врачебного занятия до конца дней -
писанием, творчеством: все, что в нем самом было "токсическое" -
щедрой рукой раздавал своим персонажам, в том числе и в первую очередь
- лекарям, эскулапам. И это ведь он обронил как-то: "Чем больше я
узнаю людей, тем больше люблю собак". И сам себя в письмах к любимой
собакой называл часто...
Доктор Булгаков поспешил из медицины удрать, а прихваченный
оттуда мешок с мизантропическими ядами, вприкуску с нажитой
наркоманией, от которой едва не погиб, затем яростно раскидал опять же
по своим произведениям, не исключая и великого "Мастера и Маргариты".
Еще один неслабый писатель - Григорий Горин, с которым я учился
в одном институте, в медико-студенческие годы отличался в наших
сатиро-юмористических капустниках, а потом, как и Михаил Афанасьевич,
дунул от медицины куда подальше, а именно - в литературу, притом,
обратите внимание, преимущественно в сатирический жанр. Той же музе
успешно служит другой мой институтский однокашник, Аркадий Арканов.
Небезызвестный доктор Рабле - тоже юморист и сатирик нехилый...
А вот
другой путь: доктор Войно-Ясенецкий, великий хирург, принял церковный
сан. Так поступил и мой друг Л. - прекрасный психиатр и психотерапевт,
порядком уставший от социальной шизни. А еще один мой друг никакого
сана не принял - нормально работает, лечит, но в свободное от
человеколюбия время иногда развлекается сочинением матерных лекарств.
Иногда это даже в рифму получается. Я, кстати, его попросил и вам,
коллега, слегка помочь, и вот что он выписал:
Злой язык и добрая душа?
Смело пей - микстура хороша.
Ну, а чем рецептик мой хорош -
догадайся сам, едрена вошь.
***
Друзья,
напомню, что мою Музыкальную Аптеку вы можете слушать по Радио России
через вторник, ближайший эфир 24 июля, в 13:30 по московскому времени.
А диски с передачами, подобранными по основным темам, продаются через
интернет-магазин
"Болеро".
Скоро
появится в продаже тринадцатый диск: "СИЛА: музыка, спорт и военное
дело".
Подробное
описание дисков смотрите
здесь. |