Здравствуйте,
друзья. Отпуск отпуском, дело делом. Сегодня - еще отрывки из только
что вышедшей книги "Одинокий Друг Одиноких", фрагменты
интервью и две песенки. Так само вышло, что одной из связующих метафор
всех текстовых блоков оказался червяк, такое вот симпатичное существо,
не взыщите...
Норма сочувствия
...Освежим слово?.. СОчувствие - чувство вместе, совместное чувство -
антагонист одиночества.
Да, конечно! Когда сочувствие
есть, особенно взаимное, в обе стороны - одиночества нет, одиночество
уничтожается. От сочувствия до любви рукой подать... И все одинокие,
как ни брыкались бы, ни отрицали эту потребность, всегда ищут
сочувствия - чтобы чувствовал кто-нибудь вместе, как я...
А боятся больше всего сочувствия
ложного, лицемерного, показного. Страшнейшее одиночество - когда лгут
твоим чувствам.
В своем исследовании Страны Одиночества пытаюсь понять и то, откуда
проистекают жестокость, садизм.
Долгие наблюдения над человеческим в животных и над звериным в людях
привели к выводу, что мы, человеки, всем скопом взятые, являем собой
выставку-продажу всех душевных задатков, когда-либо сотворенных
Природой. Среди нас живут и скрытые (часто плохо скрытые!) змеи, и
пауки, и крокодилы, и ящерицы, и рыбы, и раки, и всякие птицы, и Бог
или черт знает еще кто, не говоря уж о кошках, псах, лошадях, зайцах и
прочих млекопитающих. Обезьяны тоже, конечно, имеются, но не факт, что
все мы им родня.
Некоторые соответствия
грубо-прозрачны.
У 10-12 процентов самок
млекопитающих отсутствует родительский инстинкт, вместо любви к
детенышам - равнодушие, а случается и агрессия, и каннибализм.
У людей примерно та же пропорция,
но открыто проявляется из-за социальных табу лишь в минимальной
степени. Тем не менее, недомать или антимать, если выпала такая
детенышу, как правило, находит возможность кинуть дитя или как-либо
испортить ему жизнь.
Инстинкт убийства мышей
распределяется между кошками неравномерно. У некоторых жестко
наследствен, у большинства зависит в примерно равной мере и от
наследственности и от обучения, у третьих отсутствует.
Наилучшее распределение любого
родового качества: гибкая середина с бахромой крайностей. В той же
пропорции, с тем же веером интенсивностей распределяется охотничий
инстинкт меж людьми.
Природа старается быть ко всему
готовой, а текушая жизнь выбирает возможности.
Какие-то зачатки садизма у многих
есть - способность, возможность испытывать удовольствие от мук другого
существа. Наряду со способностью сочувствия и даже в какой-то
двойственной связи с ней...
У опасно вооруженных хищников вид
сохраняет себя приспособлениями, похожими на сочувствие: волк
подставляет победившему сопернику самые уязвимые места, и тот, вместо
того чтобы убить, мочится на поверженного. Побежденный кот падает на
спину и истошно орет, вызывая рефлекторную остановку карающей десницы
противника...
Разъяренного человека так не
остановить.
Дети часто предаются
мучительству. Терзают муху... Пауку-косиножке оторвали ножки и пустили
по дорожке... Сожгли усы кошке...
Издеваются над толстым,
нескладным, бьют слабого, тихого, робкого, травят несхожего лицом,
цветом кожи, фамилией...
Подойдем, посмотрим внимательно.
Мучат по-разному, из разных
побуждений.
Этот еще не научился чувствовать,
не представляет, что другому существу может быть больно - еще не
срабатывает эмоциональное эхо, недоразвито... Бессознательно полагает,
что чувствует только он один, а все остальное как бы и не живое.
Младенец тычет пальчиком в глаз матери - любопытно!..
А этот вот чувствует! У этого -
наслаждение муками жертвы! - корчами! - криками! - наслаждение властью
мучать и убивать!
Внимательно смотрим: маленький
палач вершит возмездие, он мстит мухе за то, что его унизили; сегодня
муха - это отец, спьяну давший оплеуху, а завтра мухой будет
мальчишка-очкарик из соседнего подъезда...
Такая мстительно-возместительная
жестокость легко обобщается, переносится с одного существа на другое и
часто имеет ксенофобское продолжение.
Есть и гаденыши, далее гады,
мучающие просто ради физического удовольствия, сладострастия. кайфа.
Палачи по призванию, садисты врожденные. Такое устройство: сигналы
чужого ада подаются на рай, на свой.
Примерно два-три на сотню народа.
Женщины в равной доле с мужчинами.
Маленькие дурачки пошли вместе с
гаденышем на чердак и повесили на проволоке кота, ласкового,
пушистого, кот долго бился, потом затих; дурачкам было и жалко, и
интересно, а главное, стыдно друг перед другом и перед гаденышем
показать дрожь. А потом разбежались, и всем, кроме гаденыша, стало
муторно и захотелось быстрее забыть...
Один дурачок и вправду забыл и
готов снова идти с гаденышем, другой не может забыть, но хорохорится и
назло себе совершает новые жестокости, чтобы совсем задушить эхо, из
которого происходит совесть...
А третий, едва добежав домой,
дает себе клятву: никогда больше, спешит обратно, чтобы скорей снять
кота. Но кот уже мертв, и он хоронит его и рыдает, а потом подбирает и
выхаживает всех доходяг-животяг, кормит их, защищает, никогда не
охотится...
Есть и те, кого уже изначально
никакими силами к мучительству не склонить. Кто они. почему готовы
отдать все, тут же пожертвовать собой, чтобы оградить от мучений
другое существо, слабое и беспомощное, даже не человека - щенка,
цыпленка?.
Почему для них наслаждение -
кормить, защищать беспомощных, кто приохотил?
Этого - добрый человек. А этого -
никто, сам. Антисадист. Мстить не станет даже за смертельную обиду,
хотя не трус и умеет драться. Приведет противника в состояние
беспомощности и остановится, не добьет, - напротив, поднимет, и часто
на свою голову...
Ничто и никто не поможет
продвинуться к добру лишь существу, в котором единолично властвует
зверь, начисто лишенный способности сочувствия или с извращением этой
способности на обратный знак.
Два-три из ста?..
Жалость
к червякам - это болезнь?..
В ответ на одну из интернет-рассылок про одиночество получил такое
письмо.
ВЛ, по-моему, часто словом ОДИНОЧЕСТВО называют любую душевную или
даже физическую боль.
Любые душевные травмы и трудности
переживаем как "меня не любят и никогда не полюбят"... Детски относим
любой негатив в своей жизни, который беспомощны изменить, на счет
того, что нам нехватает понимающих и любящих людей, божественных
всемогущих родителей... Да, одиночество вызывает боль, а боль -
одиночество!..
У меня же всю жизнь какой-то
перевертыш этого одиночества боли: чувство вины перед одинокими,
которых судьба обделила.
Вокруг меня их великое множество, и для общения они безошибочно
выбирают в толпе именно меня... Рентгеновские аппараты у них в голове,
что ли?..
Ничего особенного обычно не
просят (ну денег чуть...), просто общаются. Отбирают время и душевные
силы, не более.
Но никак нельзя назвать этот
отбор приятным: часто охватывает неодолимое отвращение - люди это
обычно гнилые.
Не все несчастные противны,
конечно, нет, но некоторые уж очень! - особенно грязные шлюхи и
алкаши. После общения с ними ощущение, словно грязи наглоталась или
наелась тухлятины, и как будто высосали тебя...
Они, допустим, не виноваты, что
им так плохо, так одиноко, что они такие мерзкие...
Но и НЕ Я виновата, что им плохо
и одиноко, НЕ Я сделала их несчастными.
Откуда же во мне это чувство
вины?.. Почему я ощущаю долг быть милосердной и возиться с отбросами
общества, на которых никто и смотреть не хочет?..
Без меня мучаются они, с ними -
мучаюсь я!
Ничего не имею против вонючих
пьяниц-бомжей, как не имею ничего против червяков, но ненавижу, когда
они подходят ко мне близко. А отказать в общении не могу: жалею,
сердце разрывается, боль от жалости невыносима. Боюсь таких
человекочервяков больше, чем бандитов: у них надо мной страшная
власть.
Стоит какому-нибудь такому
сделать глаза брошенного котенка, и все - мне конец, я полностью
перехожу в его распоряжение, подставляюсь и размякаю...
А ведь при заразительной жалости
к себе у всех у них - махровое равнодушие ко мне и к моим страданиям.
Никому и в голову не приходит, что мне может быть неприятно или
некогда... И нуль благодарности, полный нуль!
Неуправляемая жалостливость
поглотила мою личность и губит жизнь.
Долго встречалась с отвратным
типом, который "жить без меня не мог"... Дружу с невезучими, без царя
в голове, втягивающими меня в свои идиотские истории...
А рядом живут люди сильные,
успешные, привлекательные, с которыми я хочу общаться, которые
нравятся мне и которым нравлюсь я.
Но словно какая-то невидимая сила
отводит от них мою душу и направляет в сторону отвратных
несчастненьких.
Если же пытаюсь общаться с теми,
кто мне симпатичен, внутри крик: "На кого тратишь время, когда вокруг
столько нуждающихся?.. Не имеешь права жить в свое удовольствие, пока
на земле хоть один несчастный остался, пока в Африке дети голодают!.."
Какая-то чушь. Самонасилие. Или
болезнь?..
Не могу ни в какой литературе
найти внятных сведений по этому поводу. "Вы никому ничего не
должны"... Да ЗНАЮ, что не должна, но ЧУВСТВУЮ по-другому!
Что делать с этим?
Алена.
Алена, я подписался бы подо многими строками вашего письма. Я тоже не
могу получать удовольствие от жизни во всей возможной полноте, зная,
сколько на земле несчастий, а забывать об этом не получается. Тоже
знаю, что никому ничего не должен (в том числе и себе), а чувствую
по-другому.
В чем только не подозревал себя:
в тщеславии, в нарциссическом желании играть роль благодетеля,
вершителя судеб, замбога; в лицемерии, в трусости, в конформизме, в
ханжестве, в мазохизме, в наркозависимости от своего занятия...
Все это, наверное, есть,
понемногу или помногу, но исчерпывающего объяснения: почему знаю, что
никому не должен, а чувствую, что должен, и делаю, - не дает.
Можете возразить: вы-то как раз
должны заниматься обиженными судьбой, слабыми и несчастными со всеми
их мерзостями и неблагодарностью, это ваша профессиональная
обязанность, врачебный долг, клятву Гиппократа давали...
Так-то оно так, долг, но в
границах разума, не стану их обрисовывать, скучно - в границах,
которые сумасшедшая, наглая, подлая жизнь нарушает и с глазами
брошенного котенка творит беспредел, хорошо вам знакомый.
Никто не обязан утешать дураков и
благотворительствовать халявщикам. Никто ни по какой клятве не должен
поить кровью своей души душесосов-вампиров, которые ни на что, кроме
процветания своего вампиризма, питание это не употребляют.
Мы отдаем себя потому, что к
этому расположены, потому что ТАКИЕ - из племени доноров. Древний
инстинкт, выпавший по генам, что-то вроде программы, вставленной в
жесткий диск души...
"Мирами правит жалость", - сказал
поэт. Воистину так: жалость жизни сильной и развитой к жизни слабой,
беспомощной - духовный стержень существования, на нем держится все.
Жизнь устроена противовесно: на
всякий закон есть противозакон, на всякий принцип - противопринцип.
Жалость есть противозакон закону
выживания сильнейших, казалось бы, единоправно властвующему во
Вселенной.
Нет, не единоправно! - Потому что
всякая сила начинается со слабости и кончается ею же.
Потому что и слабейшие, и
мерзейшие нужны Жизни-в-целом.
Ваше замечание, что любая боль
пробуждает чувство одиночества, абсолютно верно.
И позывные одиночества, позывные
боли, исходящие от любого живого существа, с некоей обеспеченной
вероятностью находят живой приемник, настроенный на эту волну...
"Спокойная совесть - изобретение
дьявола", - сказал Альберт Швейцер. Да, но толкает пользоваться этим
изобретением как раз неосмысленное чувство вины и неуправляемая
инстинктивная жалостливость!..
В отдаче душевного тепла,
времени, сил, таланта и всего остального должно быть как можно меньше
неосознанной зависимости с ее автоматизмом вины, и как можно больше
понимания и свободы. Когда жалость освободится от темной виноватости,
тогда и обретет соразмерность с совестью и станет свободно дарящим
себя состраданием.
не уходи Дарящий
не уходи продлись
приникни еще
приникни
Озаривший не уходи
свет твой пронзает
а тьма обнимает
смыкает веки
не уходи
приникни
приникни
СМЫСЛ ОДИНОЧЕСТВА
из бесед
с корреспондентом Валентином Клависом
По каким правилам играет судьба?
Корр. - Владимир
Львович! Вам неоднократно приходилось вмешиваться в судьбу самых
разных людей. Проникать в святая святых человеческого существа, делать
там некую перестановку, направлять советом. Знаю из Ваших книг, что Вы
не всегда довольны этой своей ролью. И все же... Когда Вы окидываете
взглядом свою работу, приходит ли Вам на ум слово "миссия"?
- Пафосновато звучит.
Но если "миссия", то она у каждого есть в этом мире. И каждый когда-то
и как-то НЕВОЛЬНО вмешивается в судьбу другого человека.
Авторемонтник, ковыряясь в вашей машине, может, о том не ведая,
определить вашу жизнь или смерть на дороге... Кто-то задержал вас с
пустяковым делом - и вы опоздали на рейс, а от этого зависело...
Длительные наблюдения над
"миссией" врача-психотерапевта в моем лице убеждают меня, что
произвольно, намеренно вмешаться в чью-то судьбу, говоря словами
Пастернака, "трудней, чем резать ножницами воду". Если ты сознательно
желаешь изменить чью-то судьбу - допустим, делаешь все от тебя
зависящее, чтобы человек женился или, наоборот, развелся - как
правило, у тебя ничего из этого не выходит: судьба, у которой свой
замысел, этому страшно сопротивляется (если только твои усилия с этим
замыслом не совпадают). Зато непроизвольных влияний на судьбы других,
если ты деятелен, оказывается очень много, в том числе и печатным
словом - но "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"...
В книге "Куда жить" и в другой недавней моей книге, "Наемный бог" -
само название уже вплотную отвечает на ваш вопрос - довольно подробно
исследуется с разных сторон сложный психолого-философский вопрос,
определенный мною как "гурология", от всем нынче известного слова
"гуру" - учитель жизни, руководитель судьбы. Вакансия эта в
человеческом мире никогда не пустует, всегда есть и спрос, и
предложение, причем спрос и первичнее, и мощней по действию, что
отражено одним из моих персонажей грубоватым афоризмом "на каждую дуру
найдется гуру". Что касается меня лично, то я эту самую роль гуру
просто терпеть не могу. И то, что им часто, увы, все равно быть
приходится, зависит не от меня, а от объективных законов человеческих
отношений.
- Когда
Вы говорите о судьбе, что Вы вкладываете в это слово? Что такое
судьба? Сумма обстоятельств, более сильных, чем воля индивида или
общества? Может быть, некое извинительное "алиби" для того, кто
предпочитает плыть по волнам? Или какой-то внутренний сценарий
характера, личности, убеждений? Иными словами, насколько, с Вашей
точки зрения, податлива партитура человеческой души?
- В любой жизни
сочетаются в разных пропорциях: предопределенность и неопределенность,
форсированность событий и возможность их выбора и/или создания
(построения), необходимость (неизбежность) - и свобода. Чем развитей
существо, тем больше у него неопределенности, выбора и свободы, тем
больше пространство вариантов жизни - это легко понять из простого
сравнения, скажем, человека и червяка...
"Судьба" историко-этимологически
- от "суд", судить, присудить. Нечто, жестко предписанное некоей
властью, вердикт, подлежащий исполнению. В само понятие, таким
образом, включено представление о некоей "властной структуре",
управляющей течением событий в нашем мире и нами в том числе.
Предопределенность, неизбежность,
форсированность. Как тысячи лет назад, так и теперь этот базовый
компонент существования слишком влиятелен, чтобы быть незаметным. Он
есть и всегда действует. Он в том уже, что каждый из нас смертен,
произошел из такой-то семьи, имеет такой-то пол, рост, характер,
умственный потенциал и т.д. Называть это удобно и другим словом:
данность. То, что дано - и исходя из чего "требуется доказать", что ты
существуешь не зря и достоин жить.
- Но ведь
дано-то не только мне или Вам, но сразу несметному числу людей.
- Ну да, это как
карты, сданные тебе при игре, плюс еще и то, какие карты достались
партнерам.
Судьба, она же
предопределенность, внутри себя не однотонна, не однолинейна, имеет
разные уровни и "густОты". Есть жесткая, чистая, однозначная, "голая"
предопределенность, форсированное развитие событий.
Есть предопределенность с
возможными вариантами, с пространством выборов (ограниченным), с
люфтом.
И есть предопределенность с
возможностью полной перемены, отмены. Больные с генетическим дефектом
обмена, называемым фенилкетонурией, до открытия механизма этой болезни
были обречены на слабоумие с детства, на олигофрению с соответствующей
внешностью. Теперь, когда им с рождения начинают добавлять в пищу
недостающее вещество, они вырастают нормальными людьми.
Все три слоя судьбы в каждый
момент жизни сосуществует одновременно, но в разные моменты в разных
пропорциях, и все развитие интеллекта, нравственности и науки на то
направлено, чтобы отвоевывать у царства предопределенности все больше
свободы, чтобы человек, говоря иначе, делался все более Богом.
Вопросы, занимающие любого
мыслящего человека: а есть ли все же, действительно, какая-то единая
или едино-разветвленная "властная структура", управляющая жизнью в
целом и жизнью каждого из нас? Верно ли древние говорили о Боге, что
"ни один волос не упадет без воли его?" Есть ли "данности",
определяемые не "набором карт" при рождении (типа пола, роста,
темперамента и прочих генетических свойств или
места-времени-обстоятельств любой биографии) - а исходящие из другого,
мистического уровня существования, не "отсюда", а "Оттуда"?..
Ответ: это уже вопрос мнения,
вопрос веры. Мое мнение: есть, есть и такой уровень сущего. Об этом
свидетельствуют, в частности, вещие сны...
- Ваши
суждения о разной "плотности" судьбы, о разной жесткости жизненных
сценариев оставляют открытым вот какой вопрос. Когда человек должен
сказать: "На Бога надейся, а сам не плошай", а когда: "Да будет воля
Твоя, а не моя"?
- Здесь не может быть
"ДОЛЖЕН" - какова бы ни была "плотность судьбы", это вопрос личного
характера, разумения и решения каждого.
- Тот, кто читал Ницше или Льва Шестова, знает, что разные учения
отвечали на этот вопрос по-разному. А это, в свою очередь, влияло на
образ мысли и жизненный уклад целых цивилизаций.
- Да, так. Есть
большой восточный пассивно-фаталистический массив в человечестве -
даосизм, классический индуизм - и западный более активный и
интерактивный подход к судьбе, постхристианско-атеистический. Но и
внутри каждого из этих больших массивов есть свои изрядные люфты в ту
или другую сторону, и среди ортодоксальных иудеев, католиков или
православных можно найти и убежденных фаталистов, и завзятых
активников, это больше зависит от личного темперамента, характера,
миро- и самочувствия...
В моей фортунологии ("Цвет
судьбы", "Вагон удачи") представлены четыре основных
человеческих полюса по этому измерению (Баловни судьбы, Рокоборцы,
Авантюристы, Пришибленные). Четыре собирательных типажа, четыре
больших характера, для каждого из которых судьба имеет свою
физиономию, СВОЙ характер - и соответственно, у каждого своя система
отсчета - когда "не плошай", а когда "да будет"...
- Но
вот человек, один-одинешенек, находится в потоке перемен с головой.
Как ему разобраться, против чего восставать, на что плюнуть, что
менять, а что культивировать? Как Вы решаете этот вопрос?
- Молитву Воннегута
помните? (Цитирую, может быть, не совсем буквально) "Дай мне силу
принимать то, что я не могу изменить, мужество изменять то, что могу,
и мудрость отличать одно от другого".
Я давно для себя определил ум как
зрячую решительность, она же умение надеяться и рисковать. Показать
это легко на шахматной модели. Вот допустим у вас партия в проигрышной
позиции, с потерянными фигурами, но мат еще не объявлен, игра
продолжается. Кто может сказать человеку: все, хватит, продул,
сдавайся? (По жизни аналогии подставить легко...) Любой человек,
понимающий игру, да? Но!
Вопрос о победе или поражении в
шахматах всегда имеет по меньшей мере два уровня:
во-первых, позиция как таковая, во-вторых, кто играет и с кем.
Если гроссмейстер играет из
проигранной позиции с новичком - одно дело, если два гроссмейстера
одного класса - другое, если два новичка - третье...
Плюс еще уровень: какого
временного формата партия - блиц одно, обычные шахматы - другое...
Блиц-партии особенно часто
показывают, что и проигранную позицию можно довести до победной и
выиграть, если заставить соперника ошибаться - или если он сам к этому
склонен.
В нашей партии с судьбой тоже
важны и исходная позиция, и КТО и играет и с КЕМ, и сколько осталось
времени...
- Как играет судьба, по правилам или без?
- Судьба как игрок
соединяет в себе свойства новичка (и даже менее того), игрока среднего
класса и супергроссмейстера, гения, посредственности и идиота в одном
лице.
А каждый из нас как фортуноигрок
имеет свой определенный личный класс, судить о котором верно может
только игрок более высокого класса. В неких пределах свой класс можно
повысить (можно и снизить - пропить, скажем, или пустить в жертву
любой другой зависимости). Но у каждого, как и в шахматах и в любой
области, - свой потолок, это важно уметь принимать... Мои Рокоборцы
завышают свой потолок (и потому об него стукаются то и дело),
Пришибленные - занижают (и потому ползают по полу), Авантюристы
умудряются по потолку ходить, а Баловни просто в него плюют.
Сложность положения
психотерапевта или психолога-консультанта как повивальной бабки судьбы
в том, что даже если ты соответствуешь априорно разумеемому более
высокому фортуноклассу по отношению к своему клиенту - понимаешь его
ошибки, видишь его ограничения, его фортунологический потолок - ему
самому ты можешь об этом внятно и нетравматично сказать очень редко.
Как правило, пациент (клиент) пребывает в той или иной иллюзии
относительно своей "партии" и своих возможностей, и приближение его к
реалистическому миро- и самопониманию - дело долгое, постепенное,
тонкое...
- Интересно, какое место Вы в этой классификации отвели себе?
- Чистые или однозначно
акцентированные типы редки, как и во всем. Скорее, это больше и меньше
выраженные, более или менее продолжительные и устойчивые СОСТОЯНИЯ
людей, и - что важнее всего - более или менее осознаваемые. Вот это
последнее - ОСОЗНАНИЕ - уже в большой степени может изменить и сам
фортунологический статус, наличествующий на данный момент.
О себе: я бывал и бываю, живал и
живу во всех четырех типажах-состояниях, знаю их нутром... Бывали и
бывают периоды удачливого авантюризма. Бывали и бывают - неудачливого
рокоборчества, и пришибленность знавал, она всегда где-то неподалеку,
и Баловнем был и, возможно, еще буду не раз... Чего и вам желаю.
Одиночество: болезнь или глупость, слабость или сила?
-
Скажите, одиночество - социальная или психологическая болезнь? Удел
человека, оказавшегося либо на шаг впереди других, либо в стороне от
большака?..
- Болезнь - это когда
больно или неправильно, это опасность для жизни или препятствие для
полноценной жизни. Болезнь, инвалидность, в том числе и душевная,
может повергнуть человека в состояние одиночества, в страдание
одиночества. "Смерть - дело одинокое", сказал Рей Бредбери... Но если
болезнью считать само одиночество, то значит, больным нужно считать
подавляющее большинство населения нашей планеты.
Очень много на свете вполне
здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то
обстоятельств развития своей личности, особенностей характера и\или
расклада судьбы - таких вы найдете по нескольку человек в каждой
детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческой группе, в
офисе каждой компании, в каждой туристической группке таких заметите,
если чуточку вглядитесь... А уймы одиноких пожилых и стариков,
прибитых судьбой на крохотный островок своего существования доживать
оставшееся?..
Разобщенность душ, нехватка
взаимопонимания, заботы и любви в нашем мире - вот главные источники
массового одиночества. Не болезнь, нет, - стадия развития такая,
всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность.
И среди кучи друзей и
сверхблизких родных можно хлебать одиночество полной чашей и не
спастись от него...
- Другими словами, чтобы быть одиноким, необязательно быть одному?
- Чтобы стать
одиноким, довольно родиться на свет: пуповину отрезали - все, ты уже в
лабиринте одиночества и всю жизнь будешь искать из него выход, попадая
то на светлые дорожки надежды и веры, то во мрак безнадеги...
А главная иллюзия в состоянии
одиночества - что ты исключение, что таких одиноких, как ты, больше
нет.
То кажется, будто все успешно
общаются, всем друг с дружкой легко, свободно, естественно, свойски -
лишь ты какая-то деревяшка заледенелая, живой труп. То наоборот: все
кругом лгут, притворяются, все манекены, а ты единственное живое
создание среди мертвых кукол, и твоя живость, искренность и любовь
никому не нужны.
Кто-то больше всего чувствует
одиночество за порогом дома - в детском саду, в школе, в институте, на
службе, на улице, в шумной компании... А кого-то оно как раз и
настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми, со своими,
которые, как выясняется раньше или поздней, не совсем свои или даже
совсем не...
- А
у вас как было... или есть?..
- Всякое бывало...
Сейчас, став для себя всего лишь одним из экземпляров для изучения
необозримого множества жителей Страны Одиночества, я уже не чувствую
себя одиноким, даже если оказываюсь в положении, когда меня никто не
понимает, не принимает, не любит... Повторяю себе: живи, делай дело,
будь открыт миру других -- и рано или поздно будешь востребован,
родные души найдутся, откликнутся...
Не знаю, можно ли это назвать
открытием, настолько очевидно: одиночество - основная сила,
объединяющая людей и вообще все живое.
С чего начинаются всякого рода сопутствия, партнерства,
сотрудничества, сожительства, всевозможные сообщества и союзы,
религиозные и общественные движения, партии и мафии, большие и малые;
с чего начинаются все на свете дружбы, с чего начинается любовь?..
С одиночества, всегда с
одиночества, того или иного. С житейской и/или душевной
самонедостаточности, побуждающей кого-то или чего-то искать... Если не
искать, то ждать и надеяться... Если не ждать, не надеяться, то втайне
верить...Если не верить, то...
Одиночества соединяют нас, со
страшной и вечной силой соединяют. Словно магнитные частички, влечемся
мы друг к другу своими одиночествами - смыкаем, сливаем их воедино - и
тем живем.
Таков закон, созидающий Жизнь.
Энергия одиночества, влекущая
самонедостаточные частицы Жизни к соединению, присуща во всей полноте
уже самым первичным жизненным полу-единицам, жизненным поло-винкам -
(удачно по-русски созвучивается) - половым клеткам.
Они попросту гибнут, если не
соединяются с другой половинкой возможного Целого - нового Существа -
они переполнены агонической поисковой энергией!
Вот одиночества двух половинок
возможной жизни нашли друг друга, слились - и новое Существо получило
жизнь, чья-то душа обрела тело - и в этом торжестве жизни опять
одинока, опять обречена гибнуть и, чтобы уйти от смерти, ищет другое
одинокое Существо...
По природе своей одиночество - состояние энергооткрытости, подобное
состоянию ионов - атомов или молекул со свободными валентностями. Вот
почему люди, одинокие с того боку или другого, так легко ловятся на
всевозможные наживки, будь это лесть, секс, политические лозунги,
потребительские заморочки, медицински или религиозные.
Одинокое Я всегда ищет свое МЫ,
всегда хочет верить в его возможность.
И вот почему работает "разделяй и
властвуй"; вот почему возможны гитлеры, сталины: либо они приходят во
времена, когда разобщенность и одиночество ощутимы особенно остро,
либо сами такие времена создают и, заставив людей чувствовать
незащищенное одиночество, делают себя магнитами для его притяжения и
тем добиваются неограниченной власти.
Одиночество - удобнейший объект
для манипуляций, лакомейшая дичь для любого хищника - стоит только
поймать основную движущую его силу: влечение к соединению - и
направить в нужное русло...
Единственный смысл одиночества -
быть силой Жизни, соединяющей силой.
Напротив: всякого рода тусовки,
объединения и союзы разъединяют Жизнь, сообщества - разобщают, как ни
парадоксально. Примеры - на каждом шагу.
Любая компания, от случайных
попутчиков до семьи, от группки подростков до партии, от своры
преступников до правительства - являет собой закрытое учреждение, куда
посторонним вход воспрещен. Только по пропускам...
Любая общность по любым признакам
разделяет Жизнь на чужих и своих.
Дома у меня одно время жила пара
хорьков-самочек, сестрицы одного помета. Очаровательные маленькие
бестии, полные дикой энергии, бесстрашные, ловкие, быстрые и кусачие,
они быстро установили в доме свое террористическое государство в
государстве, запугали всех: и двух нетрусливых кошек, и громадного
пса, которому каждую сестричку бы на один зуб и поминай как звали, -
бедняга Дзен шарахался от нахальных кусак-разбойниц, как от ядовитых
змей. Гостям проходу не давали, мне доставалось тоже...
Ошибка наша была в том, что мы из
гуманных соображений взяли в дом сразу двоих этих девиц, чтобы им
повеселей было друг с дружкой, и позволили им замкнуться в своей
родственной компашке, образовать маленький клан - свое МЫ, по
отношению к коему вся прочая публика в доме, включая хозяев, оказалась
посторонней, подлежащей употреблению и того не более.
Поэтому-то они и не приручались,
а оставались воинственными дикарками.
Прирученные хорьки ведут себя
по-другому - общительные, мирные, ласковые, понятливые, послушные,
хотя никогда ни перед кем не заискивают и никого не боятся. Но чтобы
эти гордые смельчаки приручались, им нужно сперва почувствовать себя
одиночками - тогда заработает программа поиска семейно-стайного МЫ, и
все домашние станут для них своими.
Очень похоже на то, что
происходит, например, с цыганами. Внутри своих родоплеменных кланов
это одни существа, если выходят из них - другие. Аналогично: все
подростковые и юношеские стаи, тусовки...
Когда в семействе нашем вот-вот
должен был появиться сынок Даня, хорькушек наших мы вынуждены были, к
великому сожалению и облегчению, отдать в другие руки. У новых хозяев,
опытных хорьководов, сестрицы моментально освоились и нашли того, кого
безуспешно пытались, достигнув половой зрелости, обрести друг в дружке
- а именно мужа. Накинулись на свободного молодого самца и дружно
потащили его в гнездышко!..
Наподобие того, как ионы,
заряженные кусочки молекул, соединяясь, образуют устойчивое вещество,
слившиеся одинокие Я образуют МЫ, защищенные от внешних проникновений.
Попробуй разъедини друзей или любовников. Пока единства такие не
распались изнутри, никакая сила извне их не разобьет - разве лишь та,
которая, подобно ионизирующим излучениям, сделает хотя бы одно из
бывших одиночеств снова одиноким.
Классический пример
психологического "ионизирующего излучения", разбития МЫ - поведение
Яго из шекспировского "Отелло". Вопреки расхожему кривочтению, к
ревности этот сюжет прямого отношения не имеет - как сказал Пушкин,
"Отелло не ревнив, он доверчив". ("Ах, обмануть меня не трудно, Я сам
обманываться рад" - он же, Пушкин, уже о себе.) Манипулятор Яго
режиссирует в сознании простодушного мавра убеждение в том, что
любимая его предала, что он ОДИНОК и что только он, Яго, понимает его
одиночество и готов помогать... Не ревность, а одиночество сделало
Отелло убийцей...
Две песенки с стихопредисловием
Я в детстве любил
забираться на лесенки -
оттуда окрестности дома видней,
и лучше поются и слышатся песенки,
и тучи на небе как стадо коней...
Тогда и открыл я великую истину:
цель песенки есть отрицательный вес,
а люди внизу размышляют над мисками,
и лесенкам их не достигнуть небес.
Во взрослом
костюме, в окрестностях Гнесинки,
где музыки много и рядом Арбат,
увидел я: песенки скачут по лесенке,
а самые лучшие в небо летят...
И вновь состоялось открытие истины:
кто вес набирает, тот в землю идет,
а песенки в небо несутся неистово,
и самая лучшая в рай попадет...
Итак, вот они, две обещанных песенки, написанных в разное время и
разных настроениях.
К двум из них сочинил на мои
слова музыку Максим Владимирович Леви, к одной - ваш покорный слуга,
но еще не удосужился записать...
ЭНДИ ХЭПП
или поиск
себя
После
многочисленных и бесплодных попыток стать бабочкой, майским жуком или
хотя бы навозным,
Червяк к психологу пришел:
-Мечтаю выйти на пластинке,
хоть где-нибудь, хоть на соринке.
Хочу продать себя на рынке,
а не берут. Не те морщинки,
не тот размер, что на картинке,
и не умею делать шелк.
- Ну, это не беда,
Червяк.
Поди, купи себе улыбку,
сядь на крючок,
проведай рыбку,
и рыбка сделает ошибку,
с тобой станцует краковяк.
- Не выйдет, я ведь
не брюнет,
и денег нет, и ветер сдунет,
и рыбка на меня не клюнет,
а подплывет и в рожу плюнет,
хотя и рожи тоже нет.
- Ну, это не беда,
Червяк.
Мужайся, ты Червяк хороший,
На червяка вполне похожий.
Прожить без рожи можно тоже,
вращая жопкой так и сяк.
- Не выйдет,
видимость не та.
Такую крохотную крошку
ни в суп не кинуть,
ни в окрошку.
Вот если б вырасти немножко,
я превратился бы в глиста.
- Ну, это ни к
чему, Червяк.
Испортишь мясо и тушенку,
устроишь в брюхе напряженку.
Уж лучше заберись в душонку.
хоть в чью-нибудь...
- Да будет так!
И вправду, если ты
психолог,
в чужую душу путь не долог.
Хоть с виду чайник и тюфяк,
червяк в накладе не остался.
Червяк в психолога забрался.
Вот так себя нашел червяк.
АУ-ПЕСЕНКА
музыка
Максима Леви
Перемолвимся
словечком, мой друг,
перестукнемся сердечком, мой друг,
перекликнемся в пустынной толпе,
ты мне голос подашь,
я тебе:
припев:
ау - ау,
зову тебя, зову,
подержись, мой друг, на плаву...
ау - ау, плыву к тебе, плыву
и во сне, мой друг, и наяву...
Мы глупы и одиноки,
мой друг,
мы друг к другу так жестоки, мой друг,
исподлобья смотрим хмуро сопя,
потому что мы боимся себя.
припев
Нам глаза забила
копоть, мой друг,
мы весь мир готовы слопать, мой друг,
а не надо ведь совсем ничего,
кроме взгляда твоего,
кроме взгляда моего,
твоего и моего - и ау...
припев
"Одинокий друг одиноких"
просьба
о любви
Новая книга посвящена теме, затрагивающей каждого - человеческому
одиночеству, разобщенности. Одиночество исследуется с разных сторон,
разными средствами - углубленным психологическим анализом,
художественной прозой, поэтическим проникновением. Тому, кто ощущает
себя одиноким, эта книга окажет поддержку, подскажет пути выхода из
одиночества, поможет раскрыться, найти друзей, встретить родную душу.
Научит и тому, как помогать другому одинокому существу...
Всего светлого!
автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.ru
каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки:
science.humanity.levimaster
| |