Евгения Кравчик
Журналист и редактор сайта zman.com
Феномен "Маханаима"
Начнем с конца. 25 мая в подвальном отсеке мэрии Иерусалима
собралась интеллектуальная элита. Формальный повод (заглянем в
отпечатанный на иврите и русском пригласительный билет) - 20-летие
организации "Маханаим". Подлинный мотив - любовь. К Иерусалиму -
Вечной Еврейской столице, в которой мы непременно соберемся в
будущем году. Еще один повод - тревога. В какой части Вечной
еврейской столицы мы соберемся в будущем году? В Старом ли городе?
Или в обнесенном забором отгороженном от восточных кварталов и
Храмовой горы еврейском гетто, основу которого нынешние правители
пытаются заложить по формуле "два государства для двух народов"? Или
- за чаем на кухне у Зеэва Дашевского, основателя и бессменного
президента "Маханаима" - точь-в-точь как это происходило тридцать
лет назад в Москве?
"На прошлой неделе папа перенес инфаркт".
Слова Ирины Дашевской, дочери Зеэва, подкосили меня еще при входе в
здание мэрии и преследуют до сих пор. Какая несправедливость! Ведь
детище Зеэва - отнюдь не только легендарный культурно-религиозный
иерусалимский центр "Маханаим", но прежде всего - собравшаяся в этом
зале интеллектуальная элита. Содружество единомышленников. Или -
свободно мыслящих граждан Страны. Или (если хотите) - инакомыслящих,
потому что именно "русские" остались на сегодняшний день
единственным островком здравомыслия в охватившем Израиль синдроме
уступчивости под давлением терроризма.
Всматриваюсь в лица - открытые, одухотворенные - и диву даюсь: чтобы
собрать в одном месте столько ярких, неординарных личностей, нужно
обладать невероятным талантом!
Владимир Кара на изысканном (читайте классику!) русском языке
озвучивает извинения за то, что... плохо говорит по-русски.
"Живу и работаю в Париже, но вижу сны об Иерусалиме", - объясняет
он.
За спиной художника - живописные полотна. Коллективное (четверо
еврейских творцов, разбросанных по разным уголкам Вселенной!)
прочтение потаенных душевных порывов Вечного города. Иерусалима
земного - солнечно-белокаменного и Иерусалима небесного,
божественного.
Другого художника - старожила Страны и Иерусалима Веру Гуткину на
открытие выставки, приуроченной к 20-летию "Маханаима", не
пропустила дежурящая при входе бдительная охрана. Причина та же, по
которой ровно полчаса (с 16-ти до 16.30) мурыжили у звенящего на все
лады турникета и меня: камера! С Верой на вернисаж приехал известный
столичный фотохудожник Ули Бокер. И при нем тоже оказалась камера,
внушительность которой просто не позволила стражам покоя городского
руководства впустить в святая святых владельца такой "бомбы": а
вдруг кого-нибудь сфотографирует?!
Беспрепятственно пропуская в мэрию толпы хронических неплательщиков
муниципального налога, Бокера властно тормознули, дожидаясь высокой
санкции пресс-службы, которая, видимо, была занята гораздо более
важными для столицы вопросами, нежели (заглянем в пригласительный
билет) "20-летие репатриации из бывшего Советского Союза", чье
празднование началось с юбилея "Маханаима".
Тем временем в подвале - на фоне берущих за душу живописных полотен
- столичный архитектор Даниэль Минц, приехавший в Израиль из Риги
11-летним ребенком, озвучил такую мысль:
- Речь ведь идет не о том, что мы один раз вернулись. Процесс
Возвращения постоянный - мы каждый день должны возвращаться в
Иерусалим.
Процесс Возвращения (а точнее - восхождения) в Иерусалим основателей
"Маханаима" растянулся на долгие годы - ровно на столько, сколько
одаренный физик-теоретик Зеэв Дашевский и его мятежные
единомышленники-мечтатели сидели в отказе в сумрачной тоталитарной
Москве, Питере и других советских городах. Прежде чем припасть к
излучающим волшебную энергетику камням Стены плача, многие из тех,
кого я вижу в этом зале, выплакали все слезы, повторяя, как
заклинание: "В будущем году в Иерусалиме!" А оказавшись в городе
своей мечты, в Стране своей любви, превратились, подобно большинству
из нас, в дешевую рабочую силу - инструмент извлечения прибыли.
Почти никто из активистов "Маханаима" (за редким и крайне счастливым
исключением) не сделал в Израиле головокружительную академическую
или политическую карьеру, но своим подвижническим трудом они
вооружили нас бесценным интеллектуальным оружием - блистательными
переводами на русский язык религиозных текстов, Книг Торы, и не
менее блистательными к ним комментариями.
А еще основатели "Маханаима" научили нас особой любви к истерзанной
террором и безнравственностью местных политиков Стране: любви без
предварительных условий.
- Мне кажется очень символичным, что чествование "Маханаима"
начинается не с каких-то торжественных речей, а с художественной
выставки, - говорит в унисон с моими мыслями Илья Дворкин, создатель
и лектор первого Еврейского университета в Петербурге, сотрудник
Еврейского университета в Иерусалиме. - Поскольку я знаком с ядром "Маханаима"
лет тридцать, всё это время я нисколько не сомневался, что из этого
сообщества должно что-то родиться. И действительно - из подпольного
московского "Маханаима" в Израиле родилась большая еврейская община.
И это - совершенно потрясающий факт. Не знаю, есть ли другие группы,
сложившиеся в те давние годы из отказников в Москве, Ленинграде и
других городах, которые достигли бы столь потрясающего эффекта, как
та, которая привела к появлению в жизни Израиля целого явления: "Маханаим".
То есть - общины единомышленников, вокруг которой кипит
художественная жизнь (подтверждение тому - выставка), политическая и
интеллектуальная.
Через полчаса к участникам праздника по случаю 20-летия "Маханаима"
обратится мэр Иерусалима Ури Луполянски, директор общественного
отдела муниципалитета Йоси Шараби, депутат Кнессета Михаэль Малькиор
и другие официальные лица.
Тем временем мы с доктором Пинхасом Полонским и Ириной Дашевской
договоримся, в какой день недели я смогу навестить прикованного к
постели Зеэва Дашевского и поделиться с ним впечатлениями о
начавшемся в Иерусалиме торжестве.
Главное из моих субъективных впечатлений: потребовалось "всего" 20
лет, чтобы бескорыстный подвижнический труд основателей Маханаима"
удостоился официального признания в Стране нашей мечты. "Всего" два
десятилетия... |