|
|
|
ЗВУЧАЩЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СЛОВО:
НЕЛЛИ ЦИРУЛЬНИКОВА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ НИНЫ ЛОКШИНОЙ
21.12.2009
г. в иерусалимской Русской библиотеке состоялась творческая встреча с театром
"Звучашая книга".
В исполнении Нелли Цирульниковой прозвучали стихи поэтессы Нины Локшиной,
жительницы Иерусалима. Предлагаю вниманию читателей фоторепортаж с места события, а также заметки
Леонида Финкеля об этой замечательной поэтессе. Между фотографиями вставлены
стихотворения из нового сборника Нины "ПОСВЯЩЕНИЕ".
Имеется аудиозапись этого вечера.
Свои
отзывы, впечатления, подписи под фотографиями и другие материалы шлите через эту почтовую форму
(все поля обязательны, не более 2-х
сообщений подряд с одного компьютера).
Или пишите на мой адрес
temple.today@gmail.com
|
1. В зрительном зале |
Леонид Финкель
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛЮБОВЬ?..
Уходит век, осталось всего ничего... У века были хлесткие нервы.
Были размышления в движении, на ходу, была неиссякаемая эрудиция по
части стиха. Можно было зарифмовать хоть Маркса, хоть
энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, только бы платили за
то.
Учителя Нины Локшиной — Илья Сельвинский и Лев Озеров — понимали,
что смысл и обаяние поэзии заключается не только в хорошо
зарифмованных строках, но рифмовать учили мастерски.
Нина всегда недоверчиво относилась к прогрессу поэзии. Свой дом
привыкла строить с фундамента, с нуля, хотя и по известным схемам.
Ее собственная система началась не от какого-то уровня, а как бы
вызвалась из небытия предчувствуемого. Она всегда знала, что рождена
в Иерусалиме, что мудрость русской, мировой поэзии (Нина мастерски
переводила немецких, австрийских, литовских поэтов, а также с языка
идиш) — это только то, что она рано или поздно возьмет с собой в
дорогу, чтобы идти дальше. Куда? Разумеется, в Иерусалим. Еще до
переезда было далеко, а уже складывались строки:
Но расцветала ветка миндаля,
А значит расцветала та Земля,
Где можно будет жизнь начать сначала. >>> |
|
2. Директор библиотеки Клара Эльберт открывает вечер. |
2а. Нелли Цирульникова |
Вспоминаю Москву,
Тверской бульвар 25, зеленый дворик Литературного института.
Сельвинский требовал от своих учеников писать ртутью, а многие
писали чернилами. Про перо Нины Локшиной уже тогда говорил:
невесомое. И еще говорил, что у поэта, как у актера, должно быть
личное обаяние. Нина — и человек, и поэт обаятельный. И даже сам
Илья Львович не раз попадал под обаяние этой светлой Женщины.
В Москве все были быстрыми, разговорчивыми, все хотели все знать,
всем интересовались... А она жила тихо, потому что жила внутренней
жизнью. Ее ритм определялся движением души и имел собственную
закономерность.
В стихах Локшиной — свобода игры. И свобода организованной речи. И
музыка, которая не уступает любви. И любовь, не уступающая музыке.
Нина — не только блистательная поэтесса, но еще и умная еврейка. Ей
не обязательно что-то непременно знать — она может все угадать...
Нине одинаково нравится и даровать, и принимать. В ней сочетается
радостное ощущение собственной силы со счастьем другого человека.
Между прочим, с этого и начинается любовь...
Представлять книгу Нины Локшиной — опасно. Опасно рядом с ней
выглядеть человеком, который, пусть по старой дружбе, но все же в
некотором роде комментирует события. Стих ее слишком свободен. Он
учит не искать опоры ни в чем...
И впрямь, кто понимает поэзию — узнает ее с первого взгляда.
Леонид Финкелъ,
май 1996 года |
|
3. Нелли Цирульникова читает стихи Нины Локшиной |
4 |
ПОСВЯЩЕНИЕ
Всему, что хранилось с незапамятных пор,
Сжатому, словно газ в баллоне,
Золотому вину «Ярден» со склонов Голанских гор
И розам, срезанным на рассвете вХолоне.
Джипу, ползущему в темноте ночной,
Вдоль пограничного коридора,
Солдатам, что едут на шаббат домой
И кормят котят у кафе «Ципора».
Древнему маяку, что давно погас,
И новому, что лучом рассекает воду,
Народу, молящемуся за всех нас,
И гуляющему по набережной народу.
Городу моему, разбросанному по холмам,
И стенам его, прохладным в разгаре лета,
И окнам распахнутым, и сердцам,
Слишком тесным, чтобы вместить все это.
|
|
* * *
Лето. Особого рода погода.
Дышит духовкой оконный проем,
И намотались ушедшие годы
Душной веревкой на горле моем.
Лето. Особого вида одежды.
Платья как парус. Летящий покрой.
Это - моя территория между
Утренним светом и черной дырой.
Тонкие ткани небесного цвета,
Желтые - только земля и дома.
Вечное лето. Лишь вымолвишь это,
Вдруг и нежданно приходит зима.
Вот мне и радостна каждая малость,
Краткость июньских удушливых дней,
Свет убавляется. То, что осталось,
Все неизбежней... И все холодней...
|
|
5 |
6 |
7 |
ОТЕЛЬ «МЕТРОПОЛИЯ»
1
В этом городе странном,
Где мчатся крутые водилы
На зеленый, на красный, как будто дорога пуста,
Может что-то ушло,
А, быть может, и не приходило,
Я пешком исходила знакомые с детства места.
Он таким же остался -
Пусть золотом кроют фасады,
Строят банки, отели...
Не жалко, какие дела!
Пусть алмазами трассы мостят,
Только сказок не надо.
Мы немного знакомы.
Я там лишь полвека жила. |
|
2
На тесной улочке цветы
Росли среди зимы убогой,
И были звезды над дорогой
Почти по-летнему чисты.
На тесной улочке ветра
Ночами в наши окна рвались,
И, словно пьяницы, ругались,
И стекла били до утра.
Но бьл так сладок и глубок
Рассветный сон, а день морозный
Дремал, как будто кот бесхозный,
У ног свернувшийся в клубок. |
|
8 |
|
3 Воскресенье.
Сумерек начало.
В освещенье слабого накала
Серьги, ожерелье из коралла,
Вологодских теток кружева,
На холме, среди озябших зданий,
В магазине подписных изданий,
В месте, непригодном для прощаний,
Застывают на губах слова...
Сумерки...
Кузнецкий мост...
Москва.
|
9 |
4
Вот и последнее наше свидание –
Грязные лавки – зал ожидания.
Мир за порогом пахнет весною,
Здесь же тревога, как перед войною.
Страх перед новым перемещеньем,
Перед потерей и непрощеньем.
Слов неизбежных тщательный поиск,
Поезд надежды, отчаянья поезд
На вираже изогнулся дугою,
Лучше ли, хуже, лишь бы другое.
Что б ни случилось, что бы ни сталось –
Только не эти злость и усталость.
|
|
10 |
11 |
12 |
5
По улице Гилель, где сторожит луна
Кусочек Римского блистательного гетто,
Бродил Петрарка, и была слышна
Мелодия латинского сонета.
В Москве была зима. Суровая пора.
(Не то что на Гилель. Здесь в ноябре, как летом.)
И не палаццо, нет - собачья конура,
И только страсть под стать Петрарковым сонетам.
Я рада за тебя. Любимыми - прощен.
Друзья - отстали. Сплетни - нипочем.
Очищен от грехов. Развеян в клубах дыма.
Отпет по-русски. Что тебе еще?
И стыдно мне, что предъявляю счет
Минувшему... Из Иерусалима.
|
|
6
У метрополии вполне товарный вид -
Рядится, словно шлюха пожилая,
Но там еще живут друзья мои,
И потому я зла ей не желаю.
Пусть Бог, от всяких бед ее храня,
От нищеты и от срамного блуда,
Учтет, что там живет моя родня,
Родне я точно не желаю худа.
А что до метрополии - она
Все то, что суждено, допьет до дна,
Для похвальбы, для понта, для потехи...
И сколько бы ее ни длились дни -
Не вечны метрополии. Они
Лишь наши исторические вехи.
|
13 |
|
|
7
Чайные розы в Москве на метровых стеблях,
Целых три сотни платила в российских рублях.
Я их с опаской несу, чтоб в толпе не сломали,
В гости к Тамаре...
Капает дождик на розы мои восковые,
А в оцеплении части стоят войсковые.
Парни и девки хмельные шалят на бульваре.
Еду к Тамаре...
Город меняет обличье, но тот же по сути,
Лучше ли, хуже? Не ведаю. Мы им не судьи,
Мы - на короткое время, мы здесь на постое...
Еду к Тамаре... А все остальное - пустое....
|
14 |
8
Как ветви усталые гнутся
От снега в холодном краю...
Напрасно хочу я вернуться,
Наведаться в юность свою.
Разорваны времени сети,
Паучьи его кружева,
И нет больше места на свете,
Где я, молодая, жила.
И сколько бы я ни бродила,
Его не отыщешь с огнем.
Одна лишь родная могила -
Последняя память о нем.
|
|
15 |
9
Я вернулась туда, где в осенней темени
Деревья уже облетели,
Куда нельзя возвращаться ни в мыслях,
ни во времени,
Ни, тем более, на самом деле.
Ни в тоске душевной, ни в дружеском рвении,
Ни по делу, ни по воле случая,
Потому что все, унесенное временем,
Это и было лучшее.
|
|
10
Я себе приснилась юною
На стучащих каблучках,
С непокорной черной гривою,
С красной сумочкой в руках.
Мне приснились серьги звонкие
Из прозрачного стекла,
Ты приснился и упрашивал,
Чтобы я к тебе ушла.
Я проснулась. Сердце ухало,
Разливалась боль в груди.
Я проснулась и увидела
Безнадежность впереди...
Увидала старость близкую -
Незавидное житье.
Немощь. Ночь ерусалимскую.
Одиночество мое...
|
|
16. Нина Локшина вручает сборники своих стихов поэту Эли Бейдеру. На заднем
плане
рав Шломо Вольфман |
* * *
От веселой букашки, ползущей по тонкому стеблю,
До верхушек домов, на высоком стоящих холме,
Можно сесть на ступени,
А можно и просто на землю,
Это чистое место, и тем оно дорого мне.
От чугунной меноры, пылающей у перекрестка,
И до верхних балконов, где ветер колышет шматьё,
Можно пристально думать,
А можно забыться и просто
Ощущать, как уходят желания в небытиё. |
Забирай их совсем! Всё, о чем я мечтала когда-то,
Обещаю тебе ничего не загадывать впредь -
Но не дай мне увидеть,
Как вновь погибают ребята,
Но не дай мне увидеть, как будут деревья гореть.
Забирай все желанья, оставь для меня только веру
В то, что эта Земля сохранится ещё на века -
От палящего солнца
До самой глубокой пещеры,
И от каменной глыбы до тоненького стебелька. |
|
17. Нелли Цирульникова, Нина Локшина и Клара Эльберт |
18. Поэтесса Нина Локшина |
До новых встреч! |
вверх
|