... В середине 80-х годов заинтересовался личностью, педагогическим и литературным наследием Януша Корчака.
Нашлись единомышленники, и в 1986 году была открыта на базе одной из московских школ
Студия театрально-эстетического развития имени Януша
Корчака.
Моральной опорой в этом начинании для меня
была горячая поддержка известного
психолога и писателя Владимира Леви. Когда в 1991 году формировалось мировое корчаковское движение и,
благодаря в первую очередь усилиям
известного полониста и переводчицы Ольги
Медведевой, возникло Российское общество Януша Корчака, студия стала его коллективным членом. Я имел честь быть участником двух международных корчаковских конференций: в 1992 году в Суздале
(Россия) и в 1998 году в музее «Лохамей ха-гетоот»
(Израиль).
Какова же специфика работы корчаковской студии?
- Во-первых, это обычные занятия детской школы искусств на стационаре: развитие речи, музыкальное развитие, хореография, театр...
- Но, во-вторых, мотивация совсем другая:
целью занятий является не достижение каких-то технических результатов
и совершенствование навыков само по себе, а подготовка к совместной работе с педагогами на выездных занятиях и мероприятиях с проблемными детьми.
В апогее деятельности студии на её стационаре занималось порядка 100 детей от 5 до 17 лет, работало около 20
сотрудников. Велась регулярная работа с двумя московскими больницами: двадцатой травматологической и шестой психиатрической, а также с государственными и семейными детскими домами. Устраивались выездные
мероприятия в местах стрессовых состояний детей, а именно:
- мы были первым коллективом, посетившим армянских детей-беженцев из Баку, которые после известных событий ночевали вповалку в коридорах армянского представительства в Москве.
- Мы были первым и единственным коллективом, организовавшим гастроли
по детским учреждениям бастующего Донбасса.
- И мы были первыми, у кого отобрали помещение во время перестройки, первым результатом которой оказалось возникновение новых бюрократических структур при сохранении старых.
Вы понимаете, что мне не один год приходилось собирать пожертвования на студийные нужды. И это удавалось, потому что в своих просьбах я как бы олицетворял корчаковскую идею. Вот и сейчас, оказавшись в Израиле и получив корзину абсорбции от государства, а также бесплатные услуги от общественных организаций и частных лиц, что дало возможность не бежать сразу же с молотком или тряпкой, я по привычке
воспринял это как вклад в дело корчаковского служения. А поле деятельности здесь открылось широчайшее!
С первых же дней я увидел вокруг себя детей в самой настоящей стрессовой ситуации - это дети олимов, моих же товарищей по ульпану, или тех, кто приехал несколько раньше.
Вот я и собрал их у себя дома, тем более, что мне помог в этом матнас Кирьят-Менахем, организовавший мой творческий вечер.
Поскольку перед спонсорами необходимо отчитываться, мы, коллектив студии, пригласили вас - общественность для нашего отчёта: презентации выездной программы «В гостях у Омоля». Здесь вы увидете классический домашний спектакль - зародыш настоящего театра, после этого мы представим вам отрывки из переписки Омоля -- зародыш рукописного журнала, или, если угодно, зародыш нашей заочной работы в интернете. После чего мы объявим о создании попечительского Совета студии - это будет зародыш нашего органа общественного самоуправления.
Итак,
мы начинаем…
Михаил Польский.
|