Филигранен на сини осенней рисунок ветвей ...
пасмурно
фотоэтюд

К продолжению: ясно

В сентябре-октябре побывал в городе моего детства Днепропетровске. Застал золотую осень - бабье лето. Ходил и фотографировал. Испытывал при этом чувства, подобные описанным великим еврейским поэтом по подобному поводу. Пока грузятся фотографии, прочитайте стихотворение.

Из Ури Цви Гринберга

Хорошо...


Филигранен на сини осенней рисунок ветвей.
Я оставил постройку с ненужной горой кирпичей,
разогретых на солнце, омытых холодным дождём...
Мои лучшие лета прошли, но не выстроен дом:
ведь ни дерева я не срубил для окон и дверей.
Да святится сей грех, да простится природою всей.

Обняла меня осень, накрыла дождей пелена.
Я иду по песчаной тропе – да святится она...
Я люблю её с детства – весенним цветением роз,
пёстрой россыпью их лепестков ублажалась душа...
И сейчас, когда влагой осеннею напоена...
Так блажен мореход, избежавший смертельных угроз:
берег-дом так хорош, и осенняя синь – хороша.

 

Читать ещё из У.Ц.Гринберга, в том числе оригиналы

Ниже фотографии пасмурного дня в конце сентября. На следующей странице проглянет солнышко:)
Все "пасмурные" снимки сделаны в центре города в парке Чкалова, кроме последнего, на котором виден Днепр и написано о любви:).

Между фотографиями помещаю статью "Днепропетровск" из электронной еврейской энциклопедии. Из которой видно, что все эти красоты были отличным фоном для погромов и расстрелов. Из неё вы узнаете также о зарождении, расцвете и уничтожении еврейской жизни в этих местах. А также о сегодняшнем её возрождении не смотря ни на что - даже на создание собственного еврейского государства. Интересно с этой точки зрения интервью главного раввина Днепропетровска и окрестностей рабби Шмуэля Каминецкого, любезно данное им специально для нашего сайта. В конце репортажа комментарий. Наслаждайтесь!:)

 

Буду благодарен за любые материалы, которыми можно будет дополнить и украсить репортаж.  Пишите и присылайте: mich.polsky@gmail.com.  Или прямо через почтовую форму ниже (все поля обязательны, не более двух сообщений подряд с одного компьютера).
Прошу не забывать, что на данный сайт заходит ежедневно ок. 1000 человек со всего мира. Значительный процент составляют израильтяне и жители Иерусалима. Кроме того, все новые страницы попадают в регулярную новостную рассылку сайта, которая рассылается по более чем 3000 адресам постоянно обновляемой базы данных.

 

Ваше имя:

Ваш E-Mail:


Ваше сообщение:
 

 


Михаил Польский



1

КЕЭ, том 2, кол. 361–362 Обновлено: 15.04.2005

ДНЕПРОПЕТРО́ВСК (до 1926 г. — Екатеринослав), город на Украине. Евреи стали селиться в Екатеринославе вскоре после его основания в 1773 г. В 1800 г. в Екатеринославе была построена синагога. По Положению о евреях 1804 г. город был включен в черту оседлости. В 1805 г. еврейская община Днепропетровска насчитывала 376, а в 1847 г. — 1699 человек. >>>


2

Рост города во второй половине 19 в. вызвал приток евреев из других местностей. В 1846–55 гг. в Екатеринославской губернии и в окрестностях города было основано несколько еврейских земледельческих колоний (см. Земледелие); некоторые из них просуществовали до нацистской оккупации во время Второ мировой войны. В 1864 г. в Екатеринославе функционировали казенное еврейское училище первого разряда, талмуд-тора, 15 хедеров, пять синагог и молитвенных домов. В городе проживали также караимы (по переписи 1897 г. — 359 человек). В 1879 г. была открыта караимская мужская школа (23 ученика). >>>


3

В 1884 г. в Екатеринославе был создан кружок Ховевей Цион под руководством М. Майданского (1825–1910). 20–21 июля 1883 г. в Екатеринославе произошел еврейский погром, подавленный воинскими частями. В 1880–90-х гг. происходил стремительный рост численности еврейского населения Екатеринослава. В 1897 г. оно насчитывало 41 240 человек (36,3% общего населения) и состояло из богатых купцов, мелких торговцев, ремесленников, промышленных и портовых рабочих. Еврейская община, будучи одной из наиболее организованных в России, содержала целую сеть образовательных (включая иешиву) и благотворительных (см. Благотворительность) учреждений. >>>


4

В 1890 г. в Екатеринославе функционировал еврейский театр. Вечером 20 июля 1905 г. в Екатеринославе вспыхнул погром, прекращенный еврейской самообороной (один человек погиб). В октябре 1905 г. в Екатеринославе вновь произошли погромы, во время которых погибло 67 человек и 100 человек было ранено. Местная группа еврейской самообороны оказала сопротивление погромщикам и сделала многое для защиты общины. >>>


5

В конце 19 в. Екатеринослав становится важным сионистским (см. Сионизм) центром, где в 1891–1906 гг. развернулась деятельность М. Усышкина и Шмарьяху Левина (с 1898 г. по 1904 г. — казенный раввин города). В 1911 г. в Екатеринославе был основан Еврейский горный институт, устав и программу которого утвердило Министерство народного просвещения. В 1912 г. группа молодых интеллигентов организовала в Екатеринославе театральный кружок с постановкой пьес на иврите. >>>


6

В 1913 г. в Екатеринославе функционировали 38 синагог и еврейских молитвенных домов, караимская кенасса, казенное училище, три талмуд-торы, еврейская женская гимназия Иоффе, десятки хедеров, караимское училище, еврейская больница с несколькими отделениями. Во время Первой мировой и гражданской войн в Екатеринославе нашли убежище тысячи евреев; в 1920 г. еврейское население города составляло 73 тысяч человек, однако в последующие годы многие беженцы возвратились на прежние места жительства. >>>


7

Во время Первой мировой войны в Екатеринослав эвакуировалось минское ремесленное училище, были открыты вечерние курсы для мужчин и для женщин (на средства Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества для распространения просвещения между евреями), частное еврейское среднее училище П. Когана, женская профессиональная школа. В 1917 г. был открыт частный Политехнический институт (Еврейский политехникум) с электромеханическим, инженерным и экономическим факультетами, преобразованный в 1917 г. в Еврейский научный институт. >>>


8

Евреи Екатеринослава сильно пострадали от произвола различных сменяющихся властей в городе во время гражданской войны 1917–22 гг. Так, в мае 1919 г. в предместье Екатеринослава бандами атамана Н. Григорьева был устроен погром, во время которого погибло свыше 150 евреев. >>>


9

В 1920-х гг. в Днепропетровске действовали различные сионистские организации, в основном в подпольных условиях. В феврале 1924 г. были осуществлены массовые аресты сионистов. В 1920-х гг. – первой половине 1930-х гг. функционировали еврейские школы, еврейский машино­строительный техникум. В Днепропетровске в 1930 г. был создан Еврейский колхозный театр под руководством И. Радомысского, получивший в 1936 г. статус областного еврейского драматического театра (художественный руководитель М. Каганов). К концу 1920-х гг. еврейская общинная жизнь прерывается. В конце 1920-х гг. – начале 1930-х гг. в Днепропетровске функционировала полулегальная иешива хасидов Хабада. В 1929 г. была закрыта Хоральная синагога. Ко второй половине 1930-х гг. были ликвидированы все еврейские учебные заведения. >>>


10

В 1926 г. еврейское население Днепропетровска составляло 62 043 человека (26,7% от всего населения), в 1939 г. — 85 529 человек. >>>


11

25 августа 1941 г. германская армия оккупировала Днепропетровск. Большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Оставшиеся евреи были заключены в гетто. 2 октября 1941 г. немецкий комендант Днепропетровска издал приказ: «В целях наказания приказываю следующее: еврейское население Днепропетровска облагается штрафом в размере трех миллионов марок». После грабежа еврейского населения последовали массовые расстрелы. >>>


12

Так, согласно отчету Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, в Днепропетровске 13 октября 1941 г. было уничтожено 10–12 тысяч евреев в овраге в районе Транспортного института. Нацисты «с целью сокрытия следов преступлений... наполнив овраг трупами, засыпав сверху землей, на том же месте произвели посадку деревьев». В конце декабря 1941 г. – начале января 1942 г. были расстреляны все оставшиеся в гетто евреи Днепропетровска — около пяти тысяч человек. Евреи Днепропетровска участвовали в подпольной борьбе против оккупан­тов. Так, активным членом городского подполья был Б. Сондак (1921–1942). >>>


13

По переписи 1959 г. в Днепропетровске проживали 53 400 евреев, в 1970 г. — 50 422 (5,8% от всего населения) и 57 караимов, в 1979 г. — 45 622. В 1989 г. в Днепропетровске жили 37 869 евреев. К 1970 г. в городе оставалась одна синагога: в дни религиозных праздников синагога и прилегающая к ней улица заполнялась евреями. В 1970-х гг. – середине 1980-х гг. многие евреи Днепропетровска репатриировались в Израиль. К концу 1980-х гг. – началу 2000-х гг. большинство евреев Днепропетровска уехали в Израиль, США и другие страны мира. Так, согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Днепропетровской области (в том числе и в Днепропетровске) проживало 13 700 евреев (0,4% от всего населения). >>>


14

С конца 1980-х гг. в Днепропетровске началось развитие еврейской общинной жизни. С 1990 г. раввином Днепропетровска является Ш. Каменецкий (родился в 1965 г.), представитель хасидов Хабада. В 1997 г. еврейской общине возвращено здание Хоральной синагоги. Президентом еврейской общины Днепропетровска является А. Фридкис. С начала 1990-х гг. в Днепропетровске стала складываться система еврейского образования. С 1991 г. действует иешива «Нахлас Леви» (глава иешивы Е. Барам). В городе функционируют еврейская средняя школа «Ор Авнер Л.-И. Шнеерсон» (директор Г. Скороход), женский педагогический колледж «Бет Хана» (директор Тамара Ольшанитская), иешива «Леви Ицхак», детский сад «Илана». >>>


15

В Днепропетровске действует еврейский пресс-центр «Алеф» (возглавляет О. Ростовцев), издаются две еврейские газеты: «Геула» (редактор М. Каршенбаум), «Шабат шалом» (редактор М. Каршенбаум). На местном телевидении регулярно выходит еврейская программа «В наше время». Действует представительство Еврейского агентства, благотворительный центр «Хесед Менахем» при финансовой поддержке Джойнта; работает небольшой музей Холокоста (см. Катастрофа). Выступают еврейские музыкальные коллективы — хор «Фиделе», хор «Ор Симха».


16

17

18
К ясной погоде

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня