Александр Баршай
Сегодня только ленивый не кроет почем зря израильскую систему образования, но
мало кто дает себе труд спокойного и строгого анализа недостатков и достоинств
нашего "хинуха". Еще меньше людей знают, что надо предпринять для того, чтобы
образовательный комплекс Израиля соответствовал лучшим мировым образцам,
достойно отвечал на непростые вызовы времени.
Об истоках и некоторых причинах "дефектов" израильской системы образования, а
также о том, что можно сделать, чтобы улучшить ее, мы беседуем сегодня с
педагогическим директором Ассоциации учителей-репатриантов (ИГУМ) Ольгой
АЛЬТШУЛЬ.
Но вначале несколько слов о самой Ассоциации. Эта общественная организация
(амута) была создана 12 лет назад группой новых репатриантов из бывшего СССР с
целью, с одной стороны, помочь армии "русских" детей легче адаптироваться к
новым условиям учебы и жизни, а, с другой стороны, привлечь в систему
израильского образования мощнейший потенциал змечательных "русских" учителей,
тысячи которых, приехав в страну, остались не удел. Взяв на вооружени принцип
раннего, опережающего и гармоничного, всестороннего развития ребенка, Ассоциация
учителей добилась впечатляющих успехов. Не подменяя собой израильскую систему
образования, она существенно дополняет и обогащает ее. Сегодня в 20 городах
страны действуют 22 детских сада и 24 учебных центра ИГУМа, в которых учатся
более двух тысяч детей в возрасте от полутора до 13 лет и работают более 250
учителей. Во всех этих учебных заведениях действует принцип двуязычия и даже
многоязычия, так что питомцы ИГУМа, не забывая или восстанавливая русский язык,
успешно осваивают иврит и английский.
Выпускники учебных центров ИГУМа, как правило, легко и естественно входят в
израильскую систему образования, при этом, выгодно отличаясь от своих
сверстников, прежде всего, двуязычием, стремлением и умением учиться, чувством
ответственности и дисциплиной, продвинутостью в знаниях практически по всем
предметам. Прекрасной репутацией пользуются учебные центра ИГУМа в Хайфе – Школа
искусств и науки – ШИТОН, в Петах-Тикве – детские сады «Прахим»(«Цветы») и
учебный центр «Шатилим» («Ростки»), в Реховоте – система «Сакранель»
(«Любознайка»), художественная, музыкальная и компьютерная школы, в Натании
–детские сады и группы продленного дня «Сакранель», в Иерусалиме – Центр
опережающего развития детей –ЦОР, в Араде – школа «Анахну яхад» («Мы – вместе»),
в Беер-Шеве – «Чудо-школа», а также детские сады и учебные центры в Ашкелоне,
Ашдоде, Ришон ле-Ционе, Герцлии, Кфар-Сабе, Нагарии и других городах.
- Итак, в чем, на ваш взгляд, недостатки, пороки израильской системы
образования?
- Главная задача образования – формирование нового поколения, которое способно и
на интеллектуальном, и на нравственном уровне способствовать прогрессу общества.
По большому счету, израильская система образования, к сожалению, не справляется
с этой фундаментальной своей задачей. Она, увы, не влияет на развитие общества,
а всего лишь отражает его сегодняшний образ, продуцируя в основном устоявшиеся
идеи и ценности, сложившийся в стране менталитет, интеллектуальный и
мировоззренческий уровень. Причин тому много – исторических, ментальных,
психологических, социальных, экономических и так далее. Я сейчас не буду входить
в эту тему. Остановлюсь лишь на одном аспекте этой проблемы, правда, очень
существенном - методологическом.
Очень странно, но так, к сожалению, сложилось, что современная государственная
система образования в Израиле отказалась от принципов исконно еврейского
просвещения, где роль учителя, меламеда, ребе являлась центральной не только в
школе, но и в общине в целом. Отказалась она и от принципов классического
европейского образования, восходящего к античным школам, где учитель и авторитет
его знаний формировали направления будущих научных теорий. Оба этих направления
– традиционное еврейское и классическое европейское - в равной степени являются
источником педагогической доктрины, согласно которой в центре системы
образования должен стоять УЧИТЕЛЬ. Именно учитель является осью, фундаментом
обучения.
«Русская» система образования, которая вышла из классической немецкой
методологии, также строилась вокруг педагогического центра – УЧИТЕЛЯ. И ее
преемница – советская образовательная система - при всей своей тоталитарности,
при всех идеологических извращениях все же, как мы видим, имела больше
преимуществ по сравнению с израильской системой.
- А в чем разница между ними?
- Разница принципиальная. Ведь педагогическим центром израильской системы
образования является УЧЕНИК, его индивидуальное развитие, формирование его
самобытной личности. Такой подход вполне легитимен и имеет свои плюсы, но
доведенный в Израиле до крайности он пагубно влияет и на воспитание личности
ученика, и на уровень приобретенных им знаний. И, в конечном счете, наносит вред
израильскому обществу на всех уровнях. Стремились воспитать свободную личность,
а пришли в результате к воспитанию личности свободной от воспитания и
образования. Может быть, и невольно, израильская школа взращивает детское «эго»,
порою дикое и необузданное, агрессивное и слепое. Как очень справедливо писал в
своем «Открытом письме» министру образования и культуры Лимор Ливнат
иерусалимский учитель физики Михаил Фридберг, «свободная личность совсем не
обязательно должна быть диким эгоистом, утверждающим себя за счет унижения
учеников и учителей…». А это явление, к сожалению, стало в израильской школе
совсем не редким.
Высокого престижа, авторитета учителя, его главенствующего места в системе
образования – вот чего остро не хватает израильской школе. Не ученик и не его
родители должны определять учебный процесс, а грамотная педагогическая теория и
методика, осуществляемая учителями высокой квалификации. Система образования,
центром которой является УЧИТЕЛЬ, формирует у юного учащегося мотивацию к
получению знаний. Только при такой системе появляется возможность в полной мере
использовать самые передовые педагогические методики.
- Но не кажется ли Вам, что переход к такой системе – это своего рода
революция в организации государственного образования в стране?
- Несомненно, что изменение положения учителя в системе образования не может
рассматриваться только как аспект педагогической теории. Оно должно быть
подкреплено всем комплексом социально-экономических и организационных мер.
Начиная с подготовки кадров, существенного повышения уровня образования самих
учителей, особенно в младшей школе, и кончая возможностью увольнения педагогов,
не соответствующих профессиональным требованиям, а также дифференцированной
оплатой труда учителя. В младшей школе все учителя должны иметь хотя бы первую
специальную степень, в средней – не меньше второй, в старшей – желательна и
третья.
Это именно то, что мы пытались донести до членов парламентской Комиссии по
реформе образования, в состав которой, к сожалению, не вошли представители
«русской» педагогической элиты. Свои соображения по этому поводу Ассоциация
учителей-репатриантов (ИГУМ) передала депутату Кнессета Марине Солодкиной.
- Какие еще соображения содержатся в ваших рекомендациях?
- Система образования, в центре которой стоит учитель, предполагает единство
всех ее звеньев - детский сад, начальная школа, средняя школа, старшая школа. Но
сегодня в израильской школе такая преемственность отсутствует, особенно при
переходе учащихся в старшую школу. Сегодня в значительной мере упускается
драгоценное для воспитания и образования время детского сада и начальной школы.
А именно в этом возрасте, по мнению ведущих педагогов, формируются основы
когнитивного (познавательного) развития ребенка. Знаменитый российский
ученый-педагог и психолог Лев Выготский считал, что обучение может опережать
физическое развитие ребенка, активизируя его интеллектуальные и духовные
возможности и способности. Учитывая все возрастные и индивидуальные особенности
юной личности, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день развития, а
не идти вслед за продвижением ребенка. Именно в раннем школьном возрасте ребенок
должен научиться учению, понять, что учеба – это труд, но труд во имя радости
познания.
В младшей израильской школе играют в учебу, мы же предлагаем обучать, играя.
Именно в начальной школе нужно уделять большое внимание развитию познавательных
способностей ребенка, учить мыслить (задания на развитие мыслительных операций),
развивать память (учить наизусть), способность выражать свои мысли, уделять
внимание культуре речи (вместо письменных ответов на вопросы по американской
системе и других раздаточных материалов больше использовать устные ответы). Все
это отнюдь не исключает самые разнообразные игровые, театрализованные и другие
методики обучения, соответствующие уровню младшего школьного возраста,
индивидуальный подход к каждому ребенку, в чем, кстати, сильные стороны
израильской образовательной системы.
Начиная с младшей школы можно ввести дневник ученика, как способ постоянной
связи с родителями и, в частности, контроля выполнения домашних заданий, который
в большинстве случаев отсутствует именно в младшей школе.
Связь между всеми звеньями системы образования должна осуществляться, прежде
всего, на уровне общих программ. Современные израильские образовательные
программы, как правило, очень фрагментарны, в них отсутствует системный подход.
В отдельно взятой школе по отдельно взятому предмету и по отдельно взятой теме
ученики могут получить углубленные знания, но в то же время эти ученики могут не
знать элементарных базисных вещей.
Программы по одному предмету могут прерываться на год или два, а затем
требования будут так завышены, что без частного учителя или репетитора не
обойтись. В целом при переходе в старшую школу, а также при сдаче экзаменов на
аттестат зрелости большинство учеников обращаются к частным учителям.
Подбор основных предметов и предметов по выбору школьника может быть достаточно
гибким, особенно в старшей школе. Но он обязательно должен соответствовать
непрерывной связи всех звеньев школьного образования. Если в младшей и средней
школе ученик уже приобрел и закрепил базисные знания в гуманитарных, точных и
естественных дисциплинах, то старшая школа может дать возможность ученику
специализироваться в той или иной области знаний.
Общая программа, основанная на системном подходе, сбалансированная вертикально и
горизонтально, должна сопровождаться подготовкой соответствующих учебников и
всевозможных методических пособий.
В едином комплексе с учебными программами должна развиваться, особенно в старшей
школе, кабинетная система, которая вносит в школу «дух предмета», его визуальную
учебную среду.
Единообразие этой программы не должно исключать возможности педагогических
новаций – всевозможных специализированных школ с углубленным изучением тех или
иных предметов, а также школ с различными педагогическими подходами, да и просто
частных школ. Однако эта программа должна как стержень оставаться внутри
многообразия школ. В этом плане существует еще не использованный в полной
степени резерв дополняющего послеобеденного образования. Это не просто так
называемая «продленка», а продуманная система послеобеденных учебных центров и
школ. Она успешно «работает» уже более десяти лет в проектах ИГУМа и «Мофета».
- Все то, о чем Вы говорите, предполагает, вероятно, какие-то изменения в
структуре израильского школьного образования?
- Безусловно. Несогласованность между звеньями школьного образования проявляется
и на структурном уровне, а точнее – в распределении учебного времени между этими
звеньями. При более интенсивном обучении в младшей школе ее время может быть
уменьшено до четырех лет, а в средней школе – наоборот, увеличено до шести лет,
причем, при ее окончании ученики должны сдать экзамены по базисным предметам.
Результаты экзаменов и явятся показателями для перехода в старшую школу. Старшая
школа не только сократится до двух лет, но и станет специализированной по
углубленному изучению отдельных наук, а также направленной на профессиональную
ориентацию. Таким образом, с одной стороны, мы повысим общий уровень среднего
образования, а с другой - используем 11-12-й классы для более серьезной
профессиональной подготовки.
При такой образовательной структуре 16-летние юноши и девушки, окончив среднюю
школу и успешно сдав экзамены, получат возможность продолжить образование либо в
старшей школе, а затем в высшем учебном заведении для получения второй степени,
либо в системе колледжей (михлалот) для получения первой степени. То есть,
молодые люди еще до призыва в армию смогут получить специализированное
образование или даже степень, что очень актуально в условиях Израиля.
- Как практически, на Ваш взгляд, можно реализовать все эти предложения по
реформированию образовательной системы?
- Все это, безусловно, требует экономических и организационных изменений в
системе образования. Крайне важно, например, сократить число учеников в классах,
а по отдельным предметам требуется деление классов на группы. Как я уже
говорила, финансовые затраты требуются и для повышения роли учителя и его
профессиональной квалификации. Создание единого системного учебного обеспечения
образования также требует финансовых вложений, особенно на первом этапе.
Но мы видим и резервы, дополнительные источники финансирования реформы. В первую
очередь это, например, сокращение вложений в бюрократический аппарат
министерства образования и всевозможных государственных комитетов по
образованию. Это и увеличение сети частных, оплачиваемых родителями школ,
особенно старших, но частично также средних, и младших. Кроме того, необходимо
более эффективно, с коммерческой точки зрения, использовать школьные помещения,
пустующие во второй половине дня. Например, можно гораздо более активно
использовать их для разнообразных систем неформального, дополняющего
послеобеденного образования.
Все это, разумеется, непросто, нелегко и недешево. Но если мы хотим, чтобы у
нашей страны было будущее, причем, будущее здоровое, прочное, благополучное,
интеллектуально и нравственно богатое, мы должны решительно действовать уже
сегодня.
|