В Иерусалиме состоялся юбилейный – десятый - фестиваль фортепианных дуэтов –
единственный в своем роде ежегодный музыкальный праздник в Израиле.
Фестиваль дуэтов – детище Александра Калантарова-
преподавателя консерватории при Иерусалимской академии танца и музыки, большого
энтузиаста и подвижника ансамблевой фортепианной игры. Все эти годы Александр
вместе со своей женой и верной помощницей Дарией проводит свой фестиваль,
получивший название «Товим ха-шнаим», практически на одном энтузиазме.Рожденный
как учебно-методическое и образовательное мероприятие для юных музыкантов,
фестиваль позднее стал приглашать и профессиональных музыкантов-исполнителей,
получил статус всеизраильского и даже международного. Так, в 2001-м году кроме
питомцев музыкальных учебных заведений Израиля в фестивале приняли участие 12
известных фортепианных дуэтов из пяти стран – России, Германии, Японии, Украины,
Израиля.
Нынешний праздник фортепианных ансамблей продемонстрировал явное движение вперед
в плане музыкального содержания и уровня исполнительского мастерства юных
пианистов.
Фестиваль продолжался в течение двух вечеров в новом здании
Иерусалимской консерватории в Гиват-Раме. В нем приняли участие около двух
десятков фортепианных дуэтов из шести городов – Иерусалима, Бат-Яма, Раананы,
Лода, Ашдода и Беэр-Шевы. А почетными гостями фестиваля стали два замечательных
израильских дуэта – Фаина Хармац и Михаил Бурштин из Ришон ле-Ционаи Тами
Каназава – Юваль Адмони из Раананы.
Как всегда у Калантарова, фестиваль был тематическим, причем, тем оказалось
целых три. Во-первых, это Моцарт (как-никак недавно мир отметил 250-летие со дня
рождения австрийского гения), вторая тема - постоянная – композиторы Израиля,
третья – юмор в музыке. Кроме того, в разделе «Разное» участники могли сыграть
любое произведение по своему выбору.И они играли Чайковского и Пьяцоллу, Брамса
и Дворжака, Хачатуряна и Лавиньяка, Пуленка и Бернстайна.
Кроме известных произведений Моцарта, причем в исполнении и самых юных –
семилетних Янкеля Гантмана и Наора Ходорова из Беэр-Шевы, - и взрослых
музыкантов, на фестивале прозвучала ранее не исполнявшаяся, незаконченная
композитором Соната для фортепиано в четыре руки соль-мажор (соч. К357). Обе ее
части завершил и отредактировал композитор и пианист Михаил Бурштин. Он же
вместе с Фаиной Хармац блестяще исполнил это чарующее, лучезарное - типично
моцартовское творение.
Вообще, надо сказать, что первый день фестиваля прошел под знаком не только
Моцарта, но и Михаила Бурштина. Около десятка его собственных произведений было
представлено в этот вечер в интерпретацииюных пианистов. Дело в том, что Бурштин
– автор множества ярких и разнообразных сочинений и переложений для фортепиано в
четыре руки, которые он всегда с удовольствием и бескорыстно отдает для
исполнения своим коллегам и ученикам. Хотелось бы отметить в этой связи зрелую,
проникновенную игру воспитанников А.Калантарова Гали Хирш и Илона Фарбера, со
«вкусом» сыгравших технически довольно сложные «Еврейские танцы» М.Бурштина.
Этот же дуэт мастерски интерпретировал произведение совершенно другого характера
и стиля-«Вариации на тему Шопена» испанского композитора Федерико Момпу в
переложении Калантарова.Кстати, это было первое исполнение четырехручной версии
«Вариаций».
Помимо Гали и Илона, стоит, по-видимому, упомянуть и запомнить имена и некоторых
других талантливых юных ансамблистов: Инбаль Гендлер и Ахиноам Кейсар (класс
Тами Каназава-Адмони), Михаил и Марк Зильковские, Ави Телер и Ринат Фишман
(класс Янины Кудлик, Ашдод), Бенжамин Гудман (Эстер Наркис, Иерусалим), Ран и
Шарон Брашинские (Елена Тушмалова, Лод), Натан Лещинский (А.Калантаров), Кроме
того, назовем и остальных педагогов, чьи питомцы участвовали в фестивале: Илана
и Эфрат Залка (Беэр-Шева), Даниэль Зисерман и Лилиан Сендерович (Бат-Ям),
Светлана Гринштейн и Михаил Мириминский (Иерусалим).
Игра в ансамбле – очень трудный, но интересный и яркий вид
музыкального искусства. К сожалению, в израильских музыкальных школах и
консерваториях этому детей практически не учат, поскольку в их программах
попросту нет учебных часов на ансамбль. Поэтому все держится на энтузиазме таких
людей, как Саша Калантаров и его коллеги из других учебных заведений, на доброй
воле родителей и детей, чувствующих, как прекрасен этот вид музицирования, как
много дает он для музыкального и общего развития юного пианиста. И чтобы лишний
раз убедится в этом, стоило два дня послушать выступления фортепианных дуэтов на
фестивале в иерусалимском Гиват-Раме!
А в конце года меломанов ждет еще одно давнее детище Александра и Дарии –
фестиваль фортепианной музыки «Барокко и джаз», который тоже пройдет уже в
десятый раз. Так что юные пианисты и их наставники уже могут начать подготовку к
следующему музыкальному празднику.
На снимках: участники фестиваля фортепианных дуэтов в Иерусалиме.
Фото автора.
|