В четверг 22 ноября, в 16 часов в Иерусалимском ботаническом
саду откроется выставка художественных работ Евгения Рабкина «Окна в сказку».
«Я подмастерье Бога», - сказал мне Женя Рабкин. Сказал просто, естественно, без
пафоса, но и без ложной скромности. Ложь вообще, как мне кажется, - вещь
противная всему существу Евгения. Он из тех немногих людей, которые стараются
жить по совести, а не по лжи, как сказал Солженицын. Женя всегда говорит, что
думает, и делает то, что считает нужным. Может быть, поэтому жизнь у него
никогда не была гладкой и глянцевой, зато часто - интересной и остро насыщенной.
Он бывает резок, порывист, упрям, порой грубоват, но за этим
внешним панцирем таится нежная, тонкая душа, взыскующая красоты, гармонии,
чудес. Он с детства любил рисовать, а родители почему-то отдали его на скрипку.
Правда, он очень любит и музыку, и поэзию, хотя не стал ни скрипачом, ни
художником, ни стихотворцем.
Он стал инженером-геологом, окончив геофак Днепропетровского государственного
университета. Работая на полярном Севере, регулярно присылал двум своим младшим
братьям большие письма-сказки с рисунками, иллюстрирующими фантастические и
забавные истории, придуманные им. Потом уже здесь, в Израиле, работая
геодезистом, Женя тоже сочинял сказки двум своим маленьким дочерям. И вновь
сопровождал самодельные книжки забавными рисунками. И всегда привозил домой с
«поля» причудливые творения природы – растения и корни, камушки и листья, живые
ракушки или морские окаменелости. Он не устает удивляться красоте и гармонии,
сокрытой в созданном Богом мире. Надо только пристальней вглядеться в эту
красоту, слегка высветить ее, чуть-чуть помочь ей проявиться более явно, более
отчетливо, чтобы она открылась всем. В этом, по-моему, видит он суть своего, во
многом стихийного, творчества. В этом смысле он и называет себя подмастерьем
Бога, ни в коей мере не претендуя на право Творца творить сущее.
Он влюблен в японскую живопись, и в своих рисунках не
скрывает влияния Хокусая или Хиросиге. Он любит и импрессионистов, и многое из
русского авангарда, и вообще хорошую живопись. Он любит древние легенды и мифы,
сказания и сказки, и благодаря отличной памяти, знает их великое множество. Еще
с детства впечатлило его «Сказание о Гильгамеше» - древнейший шумерский эпос о
полубоге-получеловеке, его приключениях и превращениях, сказание, полное
литературных метафор и мифических историй. Многоликий образ буйного царского
сынка из Вавилонии и его глиняного двойника Энкиду вдохновили и Женю на создание
своего Гильгамеша, и даже не одного, а целых трех, также вылепленных из глины.
Это сравнительно недавнее увлечение Евгения - лепка из
соленого теста, из глины с использованием множества других природных материалов
и акриловых красок – широко представлено в работах, выставленных в Ботаническом
саду. Удивительные глиняные вазы с ликами мифических персонажей; полные яркого
света и цвета объемные картины и панно; непохожие ни на что живописные фантазии
Рабкина – все это, как и музыку, невозможно описывать словами, все это нужно
смотреть и видеть.
мотреть, чтобы получать эстетическое наслаждение, чтобы
удивляться и дивиться самобытному и яркому таланту человека, никогда не
учившегося изобразительному искусству.
Итак, повторю: открытие выставки работ Евгения Рабкина состоится в четверг, 22
ноября в зале посетителей Иерусалимского ботанического сада, что на улице Бурла
. Подъехать туда можно автобусами номер 17, 19, 31, 32.
Выставка продлится три недели.
На снимках: Евгенией Рабкин и его «Божья коровка» («Бык Моше Рабейну); работы
мастера - «Подсолнухи»; «Гильгамеш»; ваза «Сиреневый коралл»; «Японский сад»;
«Рыбы Иудейской пустыни»; «Парк Юрского периода»; «Маргаритки в полдень»,
«Ромашки», «Мефистофель», «Гильгамеш П» и «Гильгамеш-Ш».
|